«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Калинина Татьяна Валерьевна

Методическая разработка  

программы по нетрадиционному

рисованию в ДОУ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида  «Родничок»

Методическая разработка

программы по нетрадиционному

рисованию в ДОУ «Развитие творческих

 способностей детей дошкольного

 возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Данная программа направлена на развитие творческих способностей и всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством создания с детьми разнообразных творческих заданий.

   

                                                                 Выполнила: воспитатель

                                                                            Калинина Татьяна Валерьевна                                                            

с. Ермаковское 2021 год

Содержание.

     Наименование раздела.

Стр.

1.

Пояснительная записка. Актуальность выбранной темы

3-5

2.

Характеристика  программы  по использованию нетрадиционных техник рисования

5-24

3.

Рисование пальчиками «Осенний букет»

25-26

4.

Рисование клеем и солью «Зимние деревья»

26-33

5.

Рисование с помощью тычка кистью «Космос»

33-35

8.

Заключение

36

9.

Литература.

37

Пояснительная записка.

   «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок!»

    «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир»

   Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Но уже старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и   т. д. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент для творческого развития, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.

Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

     Изобразительная деятельность - один из видов занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус, развивает зрительную восприятие, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка, а овладение как можно большим числом разнообразных изобразительных техник позволит обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для успешного развития творческих способностей дошкольников.

   Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования. Они не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

   Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

     Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Нетрадиционные техники рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, далее будут перечислены техники, способствующие этому.

   На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. 
      Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Одним из важных условий реализации методической разработки является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Актуальность программы    состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Некоторые дети боятся рисовать традиционным способом, например, кистью, им кажется, что у них ничего не получится, так как имеют недостаточный опыт работы с материалом. Рисование нетрадиционным способом снимает эту боязнь, раскрепощает ребенка, превращает его из подражателя действиям взрослого, в субъект собственной деятельности. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство и знания со стороны взрослых.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

    В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

 

Характеристика программы

Новизна

 Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. 

Цель программы

Основная цель программы - создавать условия для  формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. 

Педагогическая целесообразность

     Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.

Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.

        Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.

В различных исследованиях вопросы развития художественно-творческих способностей рассматривались в рисовании в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка, изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. Следовательно, овладение техникой рисунка, графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития художественно-творческих способностей.

       Использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности. Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования.

         Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет нам убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи программы

- Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

- Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

- Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.

- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

- Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

 - Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.

- Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.

- Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.

- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных  техник рисования;

- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.

- Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

   Программа  рассчитана на 2 года (средний, старший и подготовительный дошкольный возраст). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе должна составлять не более 20 человек.  Занятия проводятся  1 раз в неделю, с сентября по  май. Продолжительность занятий с группой - не более 20 минут.

       Принципы к формированию программы:

  • системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;
  • последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации;
  • принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
  • принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;
  • принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала.

   Подходы к формированию программы:

  • личностно-ориентированный подход;
  • индивидуально-дифференцированный подход;
  • мотивационно-стимулирующий подход;

Интеграция  образовательных областей:

Познание: развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие Продолжать знакомить с цветами спектра. Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Совершенствовать глазомер. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Использовать игры по художественному творчеству, игры – экспериментирование.

Чтение художественной литературы: продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность реализовать свой замысел. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в использовании предметов при рисовании.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Здоровье: физкультминутки, игры малой подвижности. Знакомить с основами техники безопасности при работе с клеем, ножницами и правилами поведения в организованной деятельности.

Музыка: продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической,- народной и современной музыкой.

Трудвоспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Развивать умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Знакомить с наиболее экономными приемами работы. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

Основные этапы работы:

1 этап

«Создание интереса».

На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.

2 этап

«Формирование практических навыков и умений».

Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.

3 этап

«Собственное творчество».

Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.

Формы проведения занятий

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

     Используемые  материалы:

простой карандаш, альбом для рисования, бумага для рисования акварелью, бумага для рисования гуашью, цветные карандаши, простые карандаши, акварель художественная, гуашь художественная, пластилин, цветная бумага, цветной картон, соль, клей – карандаш, клей ПВА, восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, поролоновые печатки, коктейльные трубочки, палочки или старые стержни для процарапывании, зубные щётки, широкие блюдечки с гуашью,  плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

     

Инструменты и приспособления:

 Ножницы,   карандаш, линейка, набор стеков, предметы, дающие фигурный оттиск на готовом изделии, клейкая лента, кисточки для клея и красок, палитра, емкости для воды (и т.д.)

  

Ожидаемые результаты

К концу года первого года обучения ребенок может:

  • различать способы нетрадиционного рисования;
  • самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
  • самостоятельно передавать сюжетную композицию;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

К концу второго года обучения ребенок может:

  • различать и называть способы нетрадиционного рисования;
  • знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.
  • передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту
  • уметь применять полученные знания на практике;
  • знать основы цветоведения;
  • развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.
  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Овладение простейшими операциями.
  • Сформируются навыки трудовой деятельности.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-    выставки детских работ в детском саду для родителей;

   составление альбома лучших работ;

-   участие в конкурсах  художественно -  эстетической  направленности;

-    презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

         

Характеристики  программы

1. Техника «Рисование пальчиком или ладошкой» 

   Этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Рисование пальчиками

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошками

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Техника «Выдувание» 

    Развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Сначала берется чистый холст, на котором при желании делается фон, например, небо или горизонт. Далее в нужном месте с помощью пипетки или пластиковой ложечки наносится капелька краски. Затем данное пятно раздувается через трубочку в задуманные стороны. Очень важно, чтобы кончик стержня не касался ни самой краски, ни бумаги. Выдувать кляксу лучше снизу вверх в разные направления.

3. Техника «Прижми и отпечатай»

    Эта техника привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Вначале нужно  изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки (например, изображение цветка), затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1—1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире. Если мы готовим пригласительный билет, то заголовок нужно вырезать с учетом зеркального изображения. Вначале ребенку нужно освоить технику печатания. Поверхность формы покрывают кисточкой тонким пастообразным слоем краски, переворачивают печатку и плавно прикладывают на пробный лист бумаги. Затем аккуратно снимают печатку, получают оттиск. Для каждого нового оттиска на поверхность формы нужно снова наносить слой краски. С помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшая салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков, Летние шапочки от солнца. Предметные печатки помогут исполнять сюжетные декоративные панно со сложными рисунками – изображениями.

4. Техника «Рисование мозаичными мазками»

      Пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Методика рисования: дети делают слева направо по линии контура рисунка тычки кисточкой с краской, не оставляя между ними белого места. Внутри полученного контура дети закрашивают такими же тычками, сделанными в произвольном порядке. При необходимости рисунок можно дорисовать тонкой кисточкой.

5. Техника «Рисование по мокрому листу»

     В этой технике происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Уникальность этой техники в том, что она может полностью обходится без белил. Вместо них остаётся белый цвет бумаги, который просвечивает сквозь прозрачные краски, а нужный цвет получается при смешивании красок на палитре или при наложении их друг на друга прямо на бумаге.

Перед работой, краски обязательно смачивают. Набухшей от воды кистью, краску кладут на бумагу, при этом краска сама растекается по поверхности бумаги, а кисть только помогает ей распределиться в нужном направлении. Как правильно смочить лист для рисования.

Смоченный лист нужно закрепить на плотном картоне скрепками или липкой лентой, чтоб он не сморщился при высыхании.

Как рисовать по - мокрому листу.

Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

Если краска не растекается значит вы не достаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой.

6. Техника «Набрызг»

    Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Смочить щетку водой.  Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.

 Набрать немного краски на зубную щетку. Взять щетку в левую руку, а стеку в правую. Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.  Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла. При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок.

7. Техника «Тычком»

Это отпечаток краской на бумаге, сделанный пальцем или предметом (круглой кистью, ватной палочкой) в вертикальном положении по отношению к листу.

Метод тычка не требует от детей профессионального изображения тонких линий. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и только прямыми линиями.

В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Гуашь лучше раскладывать понемногу (3-4 мм) в маленькие розетки. Использование губки или ваты исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получаться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке.

8. Техника «Кляксография»

Это дорисовывание нанесенной на бумагу произвольной кляксы до узнаваемого художественного изображения. Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду изобразительного искусства и самим вспомнить детское время.

Метод заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» – эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, можно переходить перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

9. Техника «Рисование мятой бумагой»

Необычный способ придать своему рисунку фактурность. Картины, выполненные в этой технике, вы, скорее всего, найдете в галереях современного искусства. Рисование мятой бумагой дает огромный простор для фантазии, создает уникальную светотень, рисунок становится объемным и словно оживает на полотне.

  Для этой техники возьмем альбом для рисования, гуашь или акварель (последняя предпочтительнее, поскольку лучше растворяется в воде и создает более мягкие переходы цвета), небольшие сосуды для рисования. Их нужно столько, сколько цветов планируется использовать. Подойдет и одноразовая посуда, и даже игрушечные наборы и мягкая бумага или салфетки.

Берем трафарет задуманного рисунка,  несколько салфеток и сминаем  их в комочки. Обмакнуть скомканную бумагу в сосуды с краской нужного цвета и ненадолго прижать их к листу. Продолжать работу до тех пор, пока изображение не получится таким, каким было задумано изначально.

10. Техника «Рисование ватными палочками»

 Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. ⠀ Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам».

11. Техника «Рисование мыльными пузырями»

Заключается в создании мыльной пены и выкладывании её ложкой на чистый лист. Лопнувшие пузыри оставят на ней удивительные следы. После полного высыхания получившемуся пятну придаётся законченный образ любыми средствами рисования. Различные сочетания цветов мыльных пузырей дадут вам интересные и сложные композиции.

Разводим в воде гуашь, каждый цвет в отдельном стаканчике. Затем нужно добавить средство для мытья посуды (или жидкое мыло). Все тщательно перемешиваем.  Опускаем трубочку для коктейля в стаканчик и начинаем дуть в неё до тех пор, пока над стаканчиком не поднимется мыльная «шапочка».

Берём плотный лист бумаги и прикладываем к стаканчику с мыльными пузырями. Можно так сделать несколько раз (в зависимости от вашего творческого замысла.) Можно на одном листе бумаги использовать растворы разных цветов. А также поднявшиеся пузыри можно снимать ложкой и выкладывать их на лист бумаги. Теперь можно добавить недостающие элементы (по вашему замыслу), добавить детали , сделать аппликацию и т.п. Можно поиграть с размером и цветом пузырей. Подключите свою фантазию и творите.

12. Техника «Монотипия»

Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

1. Лист бумаги сложить пополам, развернуть.

2. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.

3. Полученное изображение дополнить деталями, если это необходимо.

13. Техника «Рисование клеем и солью»

Рисование с помощью соли похоже на волшебный эксперимент.

Одной из наиболее доступных и несложных является техника рисования акварелью и солью, однако при работе с ней нужно знать несколько нюансов, чтобы эффект проявил себя с наибольшей силой. Именно из-за несоблюдения ключевых правил у новичков поначалу часто не получается понять «секрет» этой техники.

Подготавливаем  контур рисунка на черном картоне. Аккуратно выдавливаем клей из тюбика по контуру нашего рисунка. След-полоска от клея должна быть широкой. После того как силуэт готов, нужно полоски клея засыпать солью.  Соль мгновенно приклеивается к основе, немного подождать и легко стряхнуть лишнюю соль с рисунка в тарелочку.  Теперь нужно придать нашему рисунку яркость и выразительность, окрасив его акварелью. Можно дождаться высыхания, а можно рисовать и по - мокрому.  Обмакнем кисточку в воду и наберем на нее выбранный нами цвет. Слегка проведем по силуэту, и соль, впитав окрашенную воду, придаст рисунку желаемый нами цвет. Соль сама впитывает цветную воду, потому кисть должна быть достаточно мокрой.

Результат виден сразу и сам процесс рисования очень интересен.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.«Осенняя фантазия»

1.1

Вводное занятие

1

1

-

1.2

Рисование пальчиками

8

1

7

1.3

Рисование ладошками  

8

1

7

1.4

Кляксография  с тычкованием

8

1

7

1.5

Рисование ватными палочками  

8

1

7

1.6

Рисование мыльными пузырями

8

1

7

1.7

Рисование тычкованием

8

1

7

Раздел 2. «Зимушка-зима»

2.1

Рисование мозаичными мазками

8

1

7

2.2

Набрызг

8

1

7

2.3

Рисование мятой бумагой с набрызгом

8

1

7

2.4

Монотипия

4

1

3

2.5

Рисование клеем и солью

4

1

3

Раздел 3. «Весеннее настроение»

3.1

Рисование мыльными пузырями

8

1

7

3.2

Рисование по мокрому листу  

8

1

7

3.3

Рисование методом тычка

8

1

7

3.4

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

106

15

91


Методическое обеспечение  образовательной программы

Раздел 1.«Осенняя фантазия»

СЕНТЯБРЬ

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

Материал

1.«Осенний букет

Учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы рисования, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

1.Чтение стихотворения «Листик золотой».

2.Рассмотреть цветы.

3.Показ готового образца.

4.Работа детей.

Создание рисунка способом «рисование пальчиками »

2. «Золотая осень»

Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания с помощью разнообразных техник и материалов.

1.Чтение стихотворения «Осень».

2.Показ и рассматривание готового образца.

3.Работа детей.

Рисование ладошками

3. «Осеннее дерево»

Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение.

1.Рассматривание картинки лебедя.

2.Последовательность изготовления, показ готового образца.

3.Работа детей.

Рисование клякс с помощью краски. Кляксография + тычкование.

4.  Гусеница

Использовать яркие цвета для передачи веселого настроения, воспитывать аккуратность, желание помочь.

1.Рассматривание готового образца.

2.Показ изготовления рисунка.

3.Работа с шаблонами.

4.Работа детей.

Рисование ватными палочками по образцу

ОКТЯБРЬ

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

Материал

1.«Чайный сервиз»

Развивать  чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность.

1. Рассмотреть чайную посуду.

2.Подобрать цвета бумаги для украшения.

3.Показ готового образца.

4.Работа детей.

Рисование мыльными пузырями

2. Картина      « Море»

Учить рисовать графически волнистые линии. Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

Воспитывать аккуратность и усидчивость.

1.Рассмотреть картину с изображением моря.

2.Последовательность изготовления.

3.Работа детей.

Рисование ватными палочками  

3. «Ягодки - конфетки» 

Учить детей делать отпечатки пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Развивать чувство композиции.

1. Показ готового образца.

2.Последовательность изготовления.

 3.Работа детей.

Рисование печатями

4. «Рассыпались бусы»

Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие.

Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

1.Рассматривание готового образца.

2.Показ изготовления поделки.

3.Работа детей

Создание рисунка способом «рисование пальчиками + ватными палочками»

НОЯБРЬ

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

Материал

1.«Рябина»

Учить составлять изображение из частей. Развивать творческое воображение.

1.Рассматривание засушенной рябины и картинки рябины, листья, ягоды.

2.Показ готового образца.

3.Работа детей.

Создание рисунка способом «рисование пальчиками»

3. «На полянку, на лужок тихо падает снежок»

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью – учить имитировать пушистые снежинки. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

1.Рассматривание готового образца.

2.Работа детей

Рисование тычком жесткой полусухой кистью

4. «Жираф»

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.

Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).

1.Рассматривание готового образца.

2.Работа детей

Рисование  ладошками +пальчиками

Раздел 2. «Зимушка-зима»

ДЕКАБРЬ

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

Материал

1«Зимние узоры»

Вызвать интерес к созданию образа. Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы.

1.Показ готового образца, рассматривание.

2.Работа детей.

Рисование мозаичными мазками

2.«Гирлянда»

Развивать чувство композиции.

1.Рассматривание иллюстраций, фотографий об украшении елки к Новому году.

2.Показ последовательности изготовления, готового образца.

3.Работа детей.

Рисование набрызгом

3 «Снегири на ветке»

Развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие.

1.Рассматривание иллюстрации

2.Показ готового образца.

3.Работа детей.

Рисование мятой бумагой с набрызгом

4.«Снеговичок»

Развивать фантазию и воображение детей, а также приучать их к аккуратности, прилежанию и усидчивости.

1.Рассматривание иллюстрации снеговика.

2.Показ готового образца.

3.Работа детей.

Монотипия

5. «Зимние деревья»

Развивать чувство композиции.

1.Рассматривание иллюстрации снеговика.

2.Показ готового образца.

3.Работа детей.

Рисование клеем и солью

ЯНВАРЬ

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

Материал

1. «Зимний пейзаж»

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, формировать умение передавать цветовую гамму, развивать цветовосприятие, чувство композиции.

1.Рассмотреть образец.

2.Показ последовательно изготовления.

3.Работа детей.

Рисование мятой бумагой с набрызгом

2 «Зимние напевы»

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. Продолжать развивать фантазию и воображение. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

1.Рассмотреть образец.

2.Обговорить последовательность рисования.

3.Работа детей.

Рисование набрызгом

ФЕВРАЛЬ

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

Материал

1«Подарок ко дню Святого Валентина»

Усовершенствовать технику рисования гуашью. Развивать глазомер и координацию движений рук. Развивать фантазию, аккуратность, умение самим подбирать нужный цвет.

1.Показ готового образца.

2.Обсудить последовательность работы.

3. Работа детей.

Рисование мятой бумагой с набрызгом

2. «Волшебные цветы»

Развивать чувство композиции.

1.Показ готового образца, рассматривание иллюстрации венков.

2.Закрепить приемы последовательного изготовления.

 3.Работа детей.

Рисование мозаичными мазками

3. «Зима»

Развивать чувство композиции.

1.Загадывание загадок о зиме.

2.Рассматривание зимних пейзажей.

3. Показ последовательного изготовления.

4.Работа детей.

Монотипия

Раздел 3. «Весеннее настроение»

МАРТ

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

Материал

1.Подарки для мам

Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. Продолжать учить работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

1.Показ готового образца, рассматривание иллюстрации.

2.Работа детей.

Рисование мыльными пузырями

2.«Мимоза»

Познакомить детей с новой для них техникой. Упражнять детей в рисовании красками. Учить создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования. Развивать воображение.

1.Беседа с детьми о весенних изменениях в природе, о весенних цветах.

2.Работа детей.

Рисование по мокрому листу  

        

АПРЕЛЬ

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

Материал

1.«В космосе»

Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. Продолжать учить работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания.

1.Рассматреть иллюстрации на тему: «Космос» (планеты, ракеты, спутники, космонавты…). Беседа о Дне Космонавтики.

2.Работа детей.

Рисование методом тычка

2.«Кит »

Развивать способность               эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности.

1.Показ готового образца, рассматривание иллюстрации.

2.Работа детей.

Рисование методом тычка

МАЙ

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

Материал

1. «Салют на 9 мая»

Упражнять в комбинировании различных техник, воспитывать умение работать коллективно, воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности.

1.Показ готового образца, рассматривание иллюстрации.

2.Работа детей.

Рисование методом тычка + мыльные пузыри

2. «Весенняя полянка»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук, аккуратность.

1.Показ готового образца, рассматривание иллюстрации.

2.Работа детей.

Рисование различными видами техник

«Осенний букет»

Задачи:

     Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования — пальчиками.

Учить детей создавать не сложную композицию, по-разному располагать изображение цветка, на листе используя пальчики.

Закреплять приёмы создания композиции и приёмы рисования, умение подбирать цвета для цветового решения композиции.

Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Продолжать учить детей проводить прямые линии.

Закрепить знания цветов (желтый, красный, синий)

Словарная работа: осенние цветы и листья синие, желтые, красные.

Предварительная работа: рассматривание цветов, иллюстраций с букетами цветов.

Методы и приемы обучения: наглядный, словесный, игровой, исследовательский, чтение стихотворения, беседы, игровые движения, пальчиковая игра «Наши синие цветы», физкультминутка «Бутон открывается, бутон закрывается».

Оборудование: Листы бумаги А-4, желтая, красная, штампы, фартуки, одноразовые тарелки, набор картинок из серии «Цветы, салфетки влажные, бумажные.

Ход НОД:

Стук в дверь. Открывается дверь, на машине въезжает кукла Маша с собачкой и приносит сундучок.

Воспитатель: Ребята, кто пришел к нам в гости?

Дети: Кукла Маша с собачкой.

Воспитатель: Что кукла Маша принесла нам в сундучке?

Дети: Картины с цветами.

Воспитатель: Достает из сундучка картинки и раскладывает их на столе. Предлагает детям назвать цветы.

Дети: Рассматривают картинки и называют цветы: астра, георгин, гладиолус, хризантема.

Воспитатель: Дети, какого цвета цветок?

Дети: Отвечают, георгин - желтого, гладиолус - розовый, астра -красного, хризантема - белая.

Воспитатель: Дети, какого цвета стебель, листья у цветка?

Дети: Отвечают, стебель и листья зеленого цвета.

Воспитатель: Дети, кто мне расскажет стихотворение про цветы?

Дети: Читают стихотворение.

Воспитатель: Ребята, Маша вместе с собачкой хочет, чтобы мы поиграли с ней в игру: «Разноцветные круги».

Дети: Подходят к столу, разноцветные круги берут их.

Воспитатель: А какого цвета кружки?

Дети: У Алины красный кружок, у Варвары - желтого цвета, у Ильи  - белого.

Воспитатель: Алина, возьми кружок такого цвета, как цветок и положи около цветка.

Дети: Берут кружок и кладут около цветка.

Воспитатель: Ребята, кукла Маша вместе с собачкой хочет посмотреть, как мы для них нарисуем цветок одуванчик.

Дети: Подходят к столу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано?

Дети: Цветок астра.

Воспитатель: Читает стихотворение и показывает детям, как надо рисовать цветы.

Дети:  макают в краску пальчики и рисуют на бумаге одуванчик.

Воспитатель: Ребята, какие красивые цветы мы нарисовали для куклы Маши и собачки.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо запомнили названия цветов, а теперь мы подарим наши рисунки кукле Маше и собачке, а она нам принесла угощенье.

Зимние деревья

Цель: Ознакомление детей со свойствами соли через детское экспериментирование.

      Задачи:

Воспитательные : воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие : развивать умение обобщать,  умение делать выводы.

Образовательные: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Материал и оборудование: Материал и оборудование: посылка с  солью, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца,  одноразовые стаканчики,  подносы,  листы бумаги, клей ПВА, кисточки, мел измельченный.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр фотографии на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в группу пришла посылка.  На ней даже адрес стоит с. Ермаковское,  детский сад «Родничок» разновозрастная группа  «Веселые карапузы», значит это нам. Давайте ее откроем и посмотрим, что там лежит. А там лежит шкатулка.  Давайте посмотрим,  а что – же там внутри.  Какой-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь  мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек - что же это может быть?

  А тут еще и письмо есть. Давайте его прочитаем. Дорогие ребята я великий волшебник. Чтобы узнать, что же я там спрятал, нужно отгадать вам загадку. А еще вам предстоит стать  великими учеными.  А еще я знаю, что вы все любите много узнавать нового и интересного. Желаю вам удачи.

Дети, а вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочке?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

   Прежде чем мы пройдем в лабораторию давайте немного  поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети говорят можно солить или нет, услышав продукт, ловя мешочек с солью (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо).

Воспитатель: ну вот немножко поиграли, а теперь давайте посмотрим  высыпая соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

Люди научились добывать соль различными способами.

Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

«Сегодня всем нам предстоит немножко стать учеными.

 В лабораторию пойдем, и чудо-опыт проведем с этим сыпучим веществом»

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте халаты и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Фото) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2 Соблюдать тишину

3 Не толкать соседа во время работы

4 Сначала посмотри, а потом повтори

5  Выполнил и положи на место

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Вывод: соль поглощает воду и  растворяется.

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо, и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

    А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

     Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

Воспитатель: А вы знаете, что с помощью соли  можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать.

-Посмотрите, перед вами лежат листочки с трафаретом дерева. Берем клей ПВА и наливаем в баночки для клея, затем берем кисточки и макаем в клей. Наносим клей на трафарет дерева, так чтобы полностью все дерево было покрыто клеем. После нанесения клея на бумагу мы берем ложечку с солью и посыпаем сверху на соль. Клея нужно нанести в достаточном количестве, чтобы соль могла приклеиться к бумаге. Теперь даем подсохнуть  рисунку, для того чтобы можно было нанести краску.

  Ну, вот соль подсохла, берем кисточку и гуашь и разукрашиваем нашу картину, а также мы можем посыпать на клей цветную соль.  Посмотрите вот, что у нас получилось.

  

 Вывод: с помощью соли можно рисовать картины.

Рефлексия:

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/.- Давайте вспомним и скажем. Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)

- Как вы думаете ребята. Соль полезна или вредна? (соль полезна)

- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД

 Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/.

Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование  солью/.

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в шкатулке,  что то есть еще.

Открывает, а там угощение за хорошую работу.

Вы были хорошими учеными.

Космос

Цели: создать космос  помощью нетрадиционной техники рисования «методом тычка».

Задачи:

дидактическая: познакомить с нетрадиционной техникой рисования «методом тычка», учить наносить точки, используя при этом разную степень их группировки (то плотно лежащих друг к другу, то свободно располагающихся на плоскости); вызвать интерес к изображению разных пришельцев.

развивающие: способствовать развитию воображения, фантазии; развивать формообразующие движения: нанесение точек;

воспитательные: способствовать воспитанию аккуратности при работе с изобразительными материалами и инструментами,  умению слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.

Оборудование: гуашь зеленая, желтая, красная, синяя; тычки – ватные палочки, низкая емкость для гуаши; бумага: заготовки А5 с обведенной рамкой;  линейные рисунки образов инопланетян; влажные салфетки; коробочка-сюрприз с необычными бусами из пластики и образец работы.

Предварительная работа: Чтение стихотворений о космосе, рассматривание иллюстрации «Космос».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательная, изобразительная.

 

Содержание организованной деятельности детей

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, мы уже столько времени говорили о космосе, космонавтах, …  о чем еще?

Ответы детей: о звездах, планетах.

Воспитатель: И поэтому мне приснился сон про космос, а точнее приснился космический гость. Как их можно по-другому назвать?

Ответы детей: инопланетяне

Воспитатель: Так вот, мне приснилось, что на землю, возле моего дома приземлился летающий аппарат и из него вышел кто-то очень странный! Я таких никогда не видела! Это оказался гость с другой планеты, только я не запомнила названия. Мы сидели возле космического корабля, смотрели на звезды и разговаривали друг с другом. Он рассказывал про свою планету, а я про нашу Землю. Потом он попрощался и улетел, а на прощание подарил мне вот эту коробочку. Когда я проснулась, я вспомнила об этом волшебном сне, а когда собиралась к вам в группу, то увидела эту коробочку. Времени открывать ее уже не было. Давайте вместе посмотрим, что там.

Вскрытие коробочки. Достать  изображение космоса, планет (образец работы методом тычка)

Воспитатель: Что это, ребята?

Воспитатель: А мы там хотим побывать?

Тогда приготовились к полету, стартуем с ковра.

Динамическая пауза «Космос»

Один, два, три, четыре, пять,

В космос мы летим опять.

Отрываюсь от земли,

Долетаю до луны.

На орбите повисим,

И опять домой спешим.

Ходьба на месте

Соединить руки над головой

Подпрыгнуть

Руки в стороны, покружиться

Покачать руками вперед-назад
Ходьба на месте

Воспитатель: вот мы полетали. А что и кого вы там увидели?

Ответы детей: звезды

Воспитатель: Давайте, мы нарисуем портрет инопланетян, которых встретили в космосе.

2. Практическая часть занятия.

Показ способа изображения с объяснением.

Воспитатель: Сейчас перед вами листочки бумаги с рамочкой и карандаши. В пределах рамочки нам надо нарисовать планеты.

Воспитатель: когда нарисовали контуры, тогда можно брать кисть и пользоваться красками.

Обратите внимание, как работаем кисточкой!

Взяли кисточку в руки, обмакнули кончик в гуашь. Затем прикоснулись к бумаге и подняли кисточку. Получился «тычок», т.е. мы ткнули кисточку с краской в бумагу и оставили след. Следующее прикосновение будем делать рядышком. Если кисточка перестала оставлять яркий след, снова обмакните ее конец в краску и продолжите работу.

Интересно будет, если все планеты  вы будете делать оставляя «тычки» близко друг к другу, а в рамочке «тычки» будут редкими.

Чтобы портрет получился интересным, детали можно выделить другим цветом. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять -

По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

 

3. Рефлексия.

После того, как дети справятся с работой, проводится анализ детских работ:

  • с помощью какого цвета, передали портрет  планет?
  • как называется техника в которой мы делали портрет?
  • как называются эти планеты?
  • что лучше всего получилось изобразить?

Оформление выставки рисунками.

Заключение

Выводы, сделанные в результате исследования: художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей, основное средство художественного развития детей.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего нравственного, трудового и умственного развития детей, выступает как эмоционально-насыщенная активизирующая все процессы (внимание, представления, воображение, мышление) деятельности.

Изучением данного вида работы занимались многие педагоги прошлого: Фребель, Я. Коменский, но и в настоящее время изодеятельность не утратила воспитательного значения.

В процессе работы у детей совершенствуется наблюдательность, творческие способности, развивается зрительная координация, ориентирование в пространстве, глазомер, развивается мелкая моторика рук, координация движений, чувство цвета.

Рисование – это радостный труд, к которому не надо принуждать, но важно заинтересовывать ребят, постепенно открывая перед ними новые возможности изобразительной деятельности.

Нетрадиционные техники рисования позволяют раскрыть возможности ребенка, позволяют почувствовать их характер, настроение.

Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

Нетрадиционные материалы: пробки, листья деревьев, травы, целлофан, пластиковые штампы, печати, соломка, губка, пенопласт, тычок, зубочистки, ватные палочки, мыльные пузыри, поролон любопытны детям как игра с неизвестным. Дети вовлекаются в творческий процесс.

В ходе исследования были выявлены следующие нетрадиционные способы рисования:

•        рисование пальчиками, ладошкой

•        рисование с помощью пробки

•        рисование с помощью печатей

•        оттиск листьев

•        монотипия

•        рисование по мокрому

•        рисование мыльными пузырями

•        рисование нитками и др.

Нетрадиционное рисование - оригинальное рисование, которое привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов; играет важную роль в психическом развитии ребенка. Нетрадиционные методы рисования раскрывают у детей логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание.

Список используемой литературы.

  1.  «Воспитатель» - №5 2009 г.
  2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.
  3. «Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
  4. «Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.
  5. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
  6. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
  7. «Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
  8. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
  9. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
  10. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
  11. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
  12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
  13. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

quot;Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"...

Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»

Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...

Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Искусство   заключается   в   том,   чтобы   найти   в   необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.Дени Дидро....