Программа "Радуга красок"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Давыдова Евгения Викторовна

В работе с детьми дошкольного возраста по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Применения данных нетрадиционных техник рисования пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

  Техники нетрадиционного рисования не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

Нетрадиционные  техники рисования только начинают  свою историю, хотя известны много лет. В  способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Нетрадиционные техники рисования напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Таким образом, данная программа, нацеленная на развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования, может быть интересна педагогам, реализующим программу дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Радуга красок"61.54 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

для детей старшего дошкольного возраста

«Радуга красок»  

Авторы - составители:

                Давыдова Евгения Викторовна-воспитатель 1 категории

                Панчикова Любовь Александровна-воспитатель 1 категории

Рецензент 

О.Г.Чеховских,

кандидат психологических наук.

2020 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

5

1.3.

Планируемые результаты освоения программы

7

2.

Содержательный раздел

7

2.1.

Содержание и организация образовательного процесса

7

2.2.

Педагогическая диагностика

8

3.

Организационный раздел

14

3.1.

Учебно - тематический план

14

3.2.

Материально-техническое обеспечение

17

Список литературы

17

Приложение

18

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Актуальность. В настоящее время, в связи с многосторонностью и скоростью развития прогресса, в современном обществе возникает потребность в людях, способных к выбору неординарных и разноплановых способов решения тех или иных трудностей. Люди способные мыслить творчески интереснее и быстрее решают стоящие перед ними задачи, способны намечать точные цели, эффективнее преодолевать трудности, обеспечивая себя большей свободой действий и выбора, вследствие чего им удаётся более эффективно организовывать собственную деятельностью в процессе решения стоящих перед ними задач. Именно творческий подход к любому делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции подрастающей личности. Согласно исследованиям изобразительная деятельность, а именно детское рисование заключает в себе огромные возможности. По мнению Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, детское изобразительное творчество является средством развития волевых, интеллектуальных и эмоционально - эстетических качеств ребёнка. Во время процесса изобразительной деятельности развиваются все психические функции ребёнка, такие как мышление, память, воображение, представление, зрительное восприятие. В изобразительной деятельности воображение имеет тесную взаимосвязь с придумыванием и реализацией замысла, где дошкольник постепенно переходит от мысли к воплощению задуманного. Здесь ребёнок выступает в качестве субъекта, получающего положительные эмоции от своих действий. Положительные эмоции способствуют зарождению интереса, мотивации и обеспечивают развитие творческих способностей ребёнка. Готовя детей к будущему, необходимо готовить их и творческой деятельности в обществе, а рисование с использованием нетрадиционных изобразительных технологий как раз и позволяет развивать творческие способности, которые в дальнейшем дадут ребёнку широкие возможности для самовыражения.
В работе с детьми дошкольного возраста по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

     Применения данных нетрадиционных техник рисования пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.

  Техники нетрадиционного рисования не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», они являются скорее экспериментальными.

Нетрадиционные  техники рисования только начинают  свою историю, хотя известны много лет. В  способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.

Нетрадиционные техники рисования напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.

Таким образом, данная программа, нацеленная на развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования, может быть интересна педагогам, реализующим программу дошкольного образования.

      Новизна состоит в том, чтобы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребёнку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.

      Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На наш взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.                                                                                                                    

     Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Если чрезмерно активный ребёнок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребёнка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определённое положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определённое время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

1.2. Цели и задачи Программы

 Цель:

 Развитие изобразительных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи:  

  • Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
  •  Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
  •  Развивать мелкую моторику рук.
  •  Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
  •  Совершенствовать у детей навыки работы с нетрадиционными изобразительными материалами.  Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Сформировать у детей технические и композиционные навыки в изобразительной деятельности.
  • Сформировать умение создавать изобразительные образы используя все пространство листа.
  • Поощрять проявление  оригинальности созданных детьми изобразительных образов

Основные принципы развития детского творчества:

* Принцип поэтапности (от простого к сложному)

* Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)

* Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)

* Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)

Возраст детей

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Сроки реализации

Программа реализуется 1 год.

Формы обучения

Игровая, учебная

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребёнка в форме кружковой работы.

Режим занятий

Режим занятий соответствует СанПин.

Занятия проводятся один раз в неделю не более 25-30 мин.

В среду во второй половине дня с 16.15 до 16.45

1.3. Планируемые результаты программы

Дети:

  • владеют техническими навыками, могут изобразить сюжет композиции по замыслу;
  • владеют композиционными навыками;
  • умеют   создавать художественный образ;
  • живописное решение пространства.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание и организация образовательного процесса

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Для развития творческих способностей  используются  нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное изображение, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, наглядные пособия, использование художественного слова и т.д.

Этапы работы:

На 1 этапе – репродуктивном ведется  активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе - конструктивном ведется  активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Приемы и методы, используемые на занятиях:

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.

Практические – упражнения, игровые методы.

Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка.

Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ презентаций, способов выполнения и др. Все методы используются в комплексе.

2.2. Педагогическая  диагностика

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности  особенностей и перспектив развития ребенка. Педагогическая диагностика достижений ребенка  в рамках освоения Программы направлена на:

- выявление уровня овладения техникой изображения нетрадиционным  способом (материалом), умением их сочетать;

- выявление умения создавать сюжет, наполненный выразительными образами       с использованием нетрадиционных техник и средств изображения.

 Принципы педагогической диагностики: - Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.  

- Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает (для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга).

- Принцип процессуальности, предполагает изучение явления в изменении, развитии.  

- Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

- Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Методы проведения педагогической диагностики

Малоформализованные методы: анализ продуктов детской деятельности.  

Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении диагностики участвуют педагоги.  Протокол  педагогической диагностики заполняются дважды в год (в сентябре и мае). Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности  

Критерии

Методика исследования

Описание

 Уровень овладения детьми  создания художественного образа

Анализ продукта детской деятельности  Детям дается задние: нарисовать художественный образ, используя нетрадиционные техники рисования

1. «Карты проверки умений и навыков»: предметное (берёза, ель, здание, птица, животное, транспорт) – рисование по представлению, передавая все части предмета.  (Пример карт можно найти по ссылке http://www.maam.ru/detskijsad/karty-proverkiznanii-umenii-navykov-detei-podgotovitelnoi-grupy.html) . Материал: листы А4, краски, карандаши. 2. «О чем рассказала музыка». Звучит классическая музыка. Детям предлагается  закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них. Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки  и т.д.

Низкий

образного решения нет или используется бедное изолированное    образное решение;  

Средний

образное решение строится на отдельных не характерных деталях,   выразительность приглушена стереотипами;  

Высокий

образ создается через характерные особенности, и дополнительные  штрихи и акценты, передано эмоциональное состояние.

Критерии

Методика исследования

Описание

уровень овладения детьми  техническими навыками

Анализ продукта детской деятельности  Детям дается задние: нарисовать по замыслу сюжетную композицию, используя нетрадиционные техники рисования

1. «Осенние листья»  Материал: листы бумаги А 4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки  и т.д. Задание: нарисовать ковер из осенних листьев. 2.  «Ваза с осенними ветками»: с натуры. Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки  и т.д. Задание: нарисовать с натуры вазу с ветками. 3. «Любимая сказка» (сюжетное рисование) Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки  и т.д. Задание: нарисовать любимую сказку или сказочного героя.

Низкий

ребенок не соблюдает технологию и последовательность

Средний

ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, но выбирает  технику случайно, техника не в полной мере раскрывает замысел, или    ребенок прибегает к помощи педагога.  

высокий

ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, сочетает их,  использует их  для полного раскрытия своего замысла.  

Критерии

Методика исследования

описание

Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа

Анализ продукта детской деятельности  Детям дается задние: дорисовать незаконченную картину, используя нетрадиционные техники рисования

1. «Осеннее дерево»: предметное - расположение предмета на всём листе бумаги, передача частей дерева (ствол, основные и дополнительные ветки, листья) ; смешивание красок (индивидуально). Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки, палитра и т.д. 2. «Дорисуй картинку». Детям предлагаются карточки супрощенным схематическими изображениями предметов и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина, например, волшебного леса. Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки  и т.д.

Низкий

живописное решение отсутствует (встречается редко);

Средний

цветная среда монотонна и не выразительна, не включена как средство  раскрытия образов;  

Высокий

живописная композиция включена в образный и смысловой строй   работы, дополняет и обогащает эмоциональную выразительность     решения темы.

Критерии

Методика исследования

Описание

Оригинальность рисунка

Анализ продукта детской деятельности  Детям  предлагаются наборы карточек со схематическими изображениями на них каких-либо предметов или простых геометрических фигур. Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения, используя нетрадиционные техники рисования

1. Упражнение «Дорисуй».  Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.) Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки. Проведение исследования. Дети 5-7 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).

Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки  и т.д. 2. Перевертыши» детям предлагаются наборы карточек со схематическими изображениями на них каких-либо предметов или простых геометрических фигур. Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения. Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки  и т.д. 3. «Неоконченный рисунок» Детям даются листы с изображением  недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке. Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки  и т.д.

Низкий

типичное содержание и стереотипное исполнение.

Средний

отражение событий с личной интерпретацией и  индивидуальным способом исполнения.  

высокий

есть элементы фантазийного, необычного; необычность  содержания и исполнения, неповторимость, исключительность  рисунка по различным параметрам, в том числе и особое  художественное видение.  

Критерии

Методика исследования

Описание

Уровень овладения детьми  композиционными навыками.

Анализ продукта детской деятельности  Детям дается задние: нарисовать композицию, используя нетрадиционные техники рисования

1. «Грибы в осеннем лесу»: сюжетное рисование – развитие композиционных умений, расположение изображения на полосе внизу листа, по всему листу, соотношение по величине разных предметов в сюжете, рисование восковыми мелками; закрепление жанров живописи – пейзаж, портрет, натюрморт (индивидуально).

 2. «Осенний парк или лес»: сюжетное - изображение предметов близко и далеко, определение линии горизонта, передача в рисунке настроения, использование разнообразных приёмов рисования, используя кисточки разной величины; закрепление жанров живописи (индивидуально). Материал: листы бумаги А4, краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, восковые карандаши, пластилин, кисти разные номера, кисти щетинка, ватные палочки, печатки  и т.д.

Низкий

изображение не соразмерно картинной плоскости, перспектива не   прослеживается, композиция отсутствует;  

Средний

изображение соразмерно картинной плоскости, есть простая  перспектива;

Высокий

композиция интересная, найдены выразительные решения,   пространство листа используется полностью и гармонично.  

Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования художественно-эстетической направленности «Радуга красок»

ФИО ребенка

Владения детьми  техническими навыками

Умение создавать  художественный  образа

Владение  компози

ционными навыками

Владение живописным решением пространства листа

Оригиналь

ность рисунка

Уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Дата:________

Педагог:_________

Формы подведения итогов

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.  

Тематические выставки в ДОУ.

 Участие в городских  выставках и конкурсах в течение года.

 Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

3. Организационный раздел

3.1.Учебно-тематический план

Тема/техника

Количество часов

Всего

Теоритическая

часть

Практическая

часть

1

«Деревья с разноцветными листьями»

 Печать листьями

0,5

0,5

1

2

«Яблоки»

Тычок жесткой кистью

0,5

0,5

1

3

«Фрукты»

По мятой бумаге «Фрукты»

0,5

0,5

1

4

«Цветы»

Тычок жесткой кистью

0,5

0,5

1

5

«Пейзаж у озера»

Пейзажная монотипия

0,5

0,5

1

6

«Забавные превращения веревочки»  Ниткография

0,5

0,5

1

7

«Волшебная ниточка»  

Ниткография

0,5

0,5

1

8

«На что похоже?»

Кляксография

0,5

0,5

1

9

«Черепаха»

 Рисование солью

0,5

0,5

1

10

«Морской закат»

 По мокрому листу

0,5

0,5

1

11

«Я рисую сказку»

Восковыми карандашами + акварелью

0,5

0,5

1

12

«Снегири на ветках»

Тычок жесткой кистью

0,5

0,5

1

13

«Веселые снеговики»

 Рисование поролоном

0,5

0,5

1

14

«Волшебная рукавичка»

 Свободный выбор  

0,5

0,5

1

15

«Зимние напевы»

Набрызг

0,5

0,5

1

16

«Мороз рисует на окне»

Клей ПВА+манка

0,5

0,5

1

17

«Жар птица» 1-е занятие

Витраж

0,5

0,5

1

18

«Жар птица» 2-е занятие

Витраж

-

1

1

19

«Морозный узор»  

Рисование свечой+акварель

0,5

0,5

1

20

Тонирование  бумаги

Тампонирование

0,5

0,5

1

21

«Дело было в январе…» 1-е занятие

Пальчики

0,5

0,5

1

22

«Дело было в январе…» 2-е занятиеПальчики

-

1

1

23

«Верблюд в пустыне»

Расчесывание краски

0,5

0,5

1

24

«Лиса Патрикеевна» 1-занятие

Пластилинография

0,5

0,5

1

25

«Лиса Патрикеевна» 2-занятие

Пластилинография

-

1

1

26

«Пингвины»  

Мятая бумага (основа), ватные палочки, поролон

0,5

0,5

1

27

«Открытка для мамы»

Рисование печатками

0,5

0,5

1

28

«Мимоза для мамы»

Рисование пальчиками

0,5

0,5

1

29

«Ваза с цветами»

Монотипия

0,5

0,5

1

30

«Мир насекомых»  

Рисование пальчиками+ гелевые ручки

0,5

0,5

1

31

«Космический пейзаж»

Граттаж цветной  

0,5

0,5

1

32

  «Животные, которых я сам придумал» Кляксография

0,5

0,5

1

33

«Золотая рыбка»

Ватные палочки

0,5

0,5

1

34

«Праздничный салют над городом»  

акварель +  восковые мелки.

0,5

0,5

1

35

«Весенние цветы»  

Мятая бумага  

0,5

0,5

1

36

«Черемуха»

Тычок жесткой кистью

0,5

0,5

1

Итого:

16,5

19,5

36

  1. Материально - техническое обеспечение

Вид помещения

Оснащение помещения

Материалы для непосредственной работы с детьми

Изостудия

Ноутбук.  Интерактивная доска.  Магнитофон. Мультимедийный каталог презентаций. Иллюстрации известных художников.  Альбомы с работами детей, выполненные в нетрадиционной технике. Репродукции картин  художников:

  • Дюффилд Уильям «Натюрморт с корзиной фруктов на столе»;
  • Тимофеев В.Т. «Девочка с ягодами»;
  • Тропинин В.А. «Портрет сына»;
  • Москвитин С.Г. «Натюрморт самовар, чай, фрукты…»; Шишкин И,И.  «Утро в сосновом бору»;  
  • «В тени»;
  • Киселев А.А.  «Осень в лесу».

гуашь, акварель,  кисти широкие и узкие, жесткие,  листы бумаги, ф. А3, А4.,  цветные восковые карандаши,  цветная бумага, ножницы,  палитра, салфетки.

осенние сухие листья;  

воск (свеча);  

разнообразный сыпучий материал;  

трубочки для коктейля;  

ватные палочки;  

кусочки поролона;

клей ПВА;

нитки;

манная крупа;

зубные щетки;

пластилин.

Литература

1. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016.                                                                                                                       2. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.

3.Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование».- М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014.5. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: Сфера, 2011.

6.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир».- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007

7. Смолина, мастерская в детском саду : [кляксография, рисование поролоном, монотипия] / //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 3. - С. 90-95.

8. Быкова, нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития / , // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тематический план

Тема/техника

Теоретическая

часть

Практическая  часть(формы деятельности)

1

«Деревья с разноцветными листьями»

 Печать листьями

Беседа о нетрадиционной технике рисования печатью листьями и нетрадиционным материалом (листья разных деревьев), с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

2

«Яблоки»

Тычок жёсткой кистью

Беседа о нетрадиционной технике рисования тычок жёсткой кистью.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

3

«Фрукты»

По мятой бумаге «Фрукты»

Беседа о нетрадиционной технике рисования по мятой бумаге.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль,  за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

4

«Цветы»

Тычок жесткой кистью

Беседа о нетрадиционной технике рисования тычок жесткой кистью.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

5

«Пейзаж у озера»

Пейзажная монотипия

Беседа о нетрадиционной технике рисования Пейзажная монотипия.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

6

«Забавные превращения веревочки»  Ниткография

Беседа о нетрадиционной технике рисования Ниткография и нетрадиционным материалом (верёвочки, нитки), с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

7

«Волшебная ниточка»  

Ниткография

Беседа о нетрадиционной технике рисования Ниткография и нетрадиционным материалом (нитки), с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

8

«На что похоже?»

Кляксография

Беседа о нетрадиционной технике рисования кляксография и нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

9

«Черепаха»

 Рисование солью

Беседа о нетрадиционной технике рисования и нетрадиционным материалом (соль), с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

10

«Морской закат»

 По мокрому листу

Беседа о нетрадиционной технике рисования по мокрому листу.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

11

«Я рисую сказку»

Восковыми карандашами + акварелью

Беседа о нетрадиционной технике рисования восковыми карандашами + акварелью.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

12

«Снегири на ветках»

Тычок жёсткой кистью

Беседа о нетрадиционной технике рисования Тычок жёсткой кистью и нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

13

«Весёлые снеговики»

 Рисование поролоном

Беседа о нетрадиционной технике рисования и нетрадиционным материалом (поролоном), с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

14

«Волшебная рукавичка»

 Свободный выбор  

Беседа о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.  Мотивация.

Самостоятельный выбор изобразительного материала для осуществления замысла. Самостоятельная творческая деятельность детей. Индивидуальная работа со стороны педагога за выполнением техники рисования, раскрытию замысла. Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

15

«Зимние напевы»

Набрызг

Беседа о нетрадиционной технике рисования Набрызг и нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

16

«Мороз рисует на окне»

Клей ПВА+манка

Беседа о нетрадиционной технике рисования и нетрадиционным материалом (Клей ПВА+манка), с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

17

«Жар птица» 1-е занятие

Витраж

Беседа о нетрадиционной технике рисования Витраж и нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

18

«Жар птица» 2-е занятие

Витраж

Беседа о нетрадиционной технике рисования или нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

19

«Морозный узор»  

Рисование свечой+акварель

Беседа о нетрадиционной технике рисования и нетрадиционным материалом (свеча + акварель), с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

20

Тонирование  бумаги

Тампонирование

Беседа о нетрадиционной технике рисования тампонирование и нетрадиционным материалом , с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

21

«Дело было в январе…» 1-е занятие

Пальчики

Беседа о нетрадиционной технике рисования пальчики.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

22

«Дело было в январе…» 2-е занятие

Пальчики

-

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

23

«Верблюд в пустыне»

Расчесывание краски

Беседа о нетрадиционной технике рисования расчесывание краски и нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

24

«Лиса Патрикеевна» 1-занятие

Пластилинография

Беседа о нетрадиционной технике рисования пластилинография и нетрадиционным материалом (пластилин), с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

25

«Лиса Патрикеевна» 2-занятие

Пластилинография

-

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

26

«Пингвины»  

Мятая бумага (основа), ватные палочки, поролон

Беседа о нетрадиционной технике рисования мятая бумага (основа), и нетрадиционным материалом (ватные палочки, поролон), с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

27

«Открытка для мамы»

Рисование печатками

Беседа о нетрадиционной технике рисования печатками и нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

28

«Мимоза для мамы»

Рисование пальчиками

Беседа о нетрадиционной технике рисования пальчиками.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

29

«Ваза с цветами»

Монотипия

Беседа о нетрадиционной технике рисования монотипия.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

30

«Мир насекомых»  

Рисование пальчиками+ гелевые ручки

Беседа о нетрадиционной технике рисования пальчиками + гелевые ручки.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

31

«Космический пейзаж»

Граттаж цветной  

Беседа о нетрадиционной технике рисования граттаж и нетрадиционным материалом, с которым предстоит работать.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

32

  «Животные, которых я сам придумал» Кляксография

Беседа о нетрадиционной технике рисования кляксография.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

33

«Золотая рыбка»

Ватные палочки

Беседа о нетрадиционной технике рисования  нетрадиционным материалом ватными палочками.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

34

«Праздничный салют над городом»  

акварель +  восковые мелки.

Беседа о нетрадиционной технике рисования акварелью + восковые мелки.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

35

«Весенние цветы»  

Мятая бумага  

Беседа о нетрадиционной технике рисования мятой бумагой.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

36

«Черёмуха»

Тычок жёсткой кистью

Беседа о нетрадиционной технике рисования тычком жёсткой кистью.  Последовательный показ приёма выполнения работы в нетрадиционной технике с комментариями воспитателя. Мотивация.

Самостоятельная творческая деятельность детей.  В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники рисования, осуществляет контроль, за её выполнением.  Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Анализ и положительная оценка детских работ с учётом индивидуальных возможностей детей.  Уборка рабочего стола

Итого: 36 часов

16,5

19,5



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Магия красок"

исследовательская работа "Магия красок"...

Развлечение для старших дошкольников "Праздник красок".

Праздники, досуги, развлечения– важный фактор формирования маленького человека.  Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Через  звуки и движения ребёнок познаёт м...

Дидактическая игра для детей старшего и среднего дошкольного возраста на смешивание красок "КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ?"

Эта игра поможет вам в игровой форме закрепить знания детей о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.Эту игру я провожу на празднике "Вот и стали мы на год взрослее". Она проводиться ...

Перспективное планирование по кружковой работе "Радуга красок". Разработала Новосёлова Ольга Анатольевна

Перспективное планирование по кружковой работе в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 52 «Медвежонок» общеразвивающего вида» г.Кандалакша  «Радуга красок», разработан Новосёловой О. А.Ма...

Кружок по ИЗО - деятельности "Радуга красок"

В данном материале представлены перспективный план работы по кружковой работе и приложение....

"Волшебная страна красок"

Интегрированное занятие по познавательному развитию и рисованию нетрадиционным способом (поролоновой губкой и по трафарету)...

Семейный клуб по теме: "Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…»

«Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…» ,  сценарий занятия-развлечения в Семейном клубе ...