Программа по дополнительному образованию «Палитра» нетрадиционное рисование для среднего и старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по рисованию (средняя, старшая группа)

Стрельцова Валентина Семеновна

  Программа по дополнительному обраованию "Палитра" разработана на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности (рисованию) для ДОУ с учетом обновления содержания по программе Лыковой И.А. «Цветные ладошки», для работы с детьми среднего и  старшего  возраста, согласно возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. С учетом основных принципов, требований к организации и содержанию изобразительной деятельности в ДОУ.       

Основными целями и задачами являются: развитие  творческих способностей   к различным видам изобразительной деятельности, средствами нетрадиционного рисования; совершенствование умений в рисовании; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства; воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Кружковая работа  по изобразительной деятельности способствует развитию самостоятельности, творчеству и активности детей. Кружковая работа  проводится во  вторую половину дня, их продолжительность составляет:

 - в средней группе 20 минут;

 в старшей группе 30 минут.

         Для успешного овладения детьми художественно-творческой деятельностью в программе соблюдены следующие условия:

- обогащение опыта, уточнение и расширение представлений о тех объектах, явлениях и предметах, которые им предстоит изображать;

 - разнообразие тематики детских работ, создание индивидуальных и коллективных композиций;

 - уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении помещений детского сада, в организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым.

Данная рабочая программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала. Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в изобразительной деятельности  в виде тематического планирования, диагностического инструментария.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnit_obraz_palitra.docx47.09 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по дополнительному образованию

«Палитра» нетрадиционное рисование

для  среднего и старшего дошкольного возраста.

                   

                   Воспитателя высшей категории  Стрельцовой В. С.

Пояснительная записка.

Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась.  Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения  и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

  Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

         Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему.  Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем». Актуальность  объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С.И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет  и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». 

        В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение. ТРИЗ, как универсальный инструментарий, позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.  

        ТРИЗ дает возможность  проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.  Именно поэтому мы организовали  кружок  «Палитра» нетрадиционное рисование

Цель программы: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:
Учить использовать в рисовании разнообразные материалы и нетрадиционные техники, разные способы создания изображения.
Познакомить с жанрами изобразительного искусства, их особенностями. 
Развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
Воспитывать интерес к изобразительному искусству (нетрадиционному рисованию), эстетическое отношение к окружающему миру, обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Предполагаемый результат

   
Дети должны знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети должны уметь:
- планировать свою работу;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.

Целевые ориентиры :

 Умеет передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева и т.д.).

Использует разные материалы (гуашь, акварель, цветные мелки) и способы создания изображения.

Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Ребенок успешно применяет освоенные художественные техники и способы.

 Свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов.

Способен экспериментировать, применять знакомые изо- техники.

Знает особенности изобразительных материалов.

Замечает красоту и гармонию в окружающем мире.

Целевые ориентиры :

Ребенок успешно применяет освоенные художественные техники и способы.

 Применяет разнообразие  техник нетрадиционного рисования.
Знает о
  свойствах и качествах различных материалов.
Знает
 технику безопасности во время работы.
Способен  планировать свою работу.
Способен  анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей.
Ребенок способен создавать индивидуальные работы.
Выполняет работу аккуратно и экономно использует  материалы.

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Детей среднего дошкольного возраста:

тычок жесткой полусухой кистью,

 восковые мелки + акварель;

рисунки из ладошки;

оттиск скомканной бумагой;

волшебные веревочки (ниткография);

рисование с использованием салфеток; 

рисование зубной пастой;

рисование свечой;

эбру;

живопись по покрому листу;

монотипия предметная;

кляксография с трубочкой;

рисование пальчиками - пуантилизм.

Дети  старшего дошкольного возраста:

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия предметная;

кляксография обычная; 

пластилинография;

паантилизм;

живопись по покрому листу;

эбру;

ниткография;

рисование зубной пастой;

рисование углем;

рисование штрихом;

рисование от ладошки.

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

Используемые методы

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

       Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Режим занятий:

Средняя группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе  -20 мин

 Старшая  группа - количество  занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в старшей  группе  -25  мин.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы

 Перспективный план занятий кружка «Палитра»

 в средней группе

 

Сентябрь   Диагностика

Октябрь      

техника  Рисование пальчиками - пуантилизм ,оттиск скомканной бумагой

 1 «Мухомор»
Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками - пуантилизм, фон – монотипия.
Задачи: Познакомить с техникой пуантилизм. Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с техникой монотипии для создания фона. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, пластиковые доски, салфетки.

2 «Ветка калины»
Нетрадиционная техника: Рисование пальчиками, фон – пастель.
Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить с новым материалом – пастель. Учить создавать фон пастелью. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, пастель, трафарет листьев рябины, фломастеры или карандаши (для закрашивания листьев), салфетки.

3 «Деревья осенью»
Нетрадиционная техника: Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой.
Задачи: Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска, салфетки.

2  «Листопад» 
Нетрадиционная техника: Пуантилизм (рисование точками),оттиск скомканной бумагой.
Задачи: Продолжать учить детей  рисовать в данной технике. Учить аккуратно наклеивать листья на общую работу. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Лист бумаги, тонированный в синий цвет (А-3), гуашь, ватные палочки, вырезанные силуэты листьев, клей, кисти, тряпочки.


Ноябрь

  техника Пластилинография, рисование с использованием салфеток.

  1. «Осенний лес» 
  2.   «Грибы»

Нетрадиционная техника: Рисование с использованием салфеток.
Задачи: Учить детей катать шарики из салфеток, аккуратно приклеивать их на основу. Развивать мелкую моторику.
Оборудование: Лист бумаги, тонированный в желтый цвет (А-3), салфетки (красные, желтые), вырезанные силуэты деревьев, клей, кисти, тряпочки, фломастеры (для дорисовки).

  1. «Волшебные зонтики»
    Нетрадиционная техника: Пластилинография.
    Задачи: Знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.
    Оборудование: Листы цветного картона, пластилин.

    4  «Фрукты»
     (натюрморт)
    Нетрадиционная техника: Пластилинография.

Задачи: Продолжать знакомить с техникой пластилинография. Развивать чувство цвета, мелкую моторику.  Научить составлять натюрморт. Развивать чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, пластилин, кисти, салфетки.

Декабрь 

 техника: Рисование зубной пастой, тычок полусухой жесткой кистью.


1. «Снеговик»

Задачи: Учить детей рисовать снеговика нетрадиционным способом - зубной пастой.

Упражнять в умении передавать в рисунке предмет, состоящий из 3 частей; дополнять образы разными элементами.

Закреплять навыки изображения кругов разных размеров; умение рисовать отдельные детали с помощью ватной палочки (глаза, рот).

Воспитывать желание заниматься, не мешая друг другу, чувство сострадания и желание помочь попавшему в беду.

Материал: синий картон; зубная паста; ватные палочки; гуашь красная и черная; элементы декора из самоклеящейся бумаги; образец, нарисованный заранее воспитателем; влажные салфетки; картинка «Снеговик».

2. «Зимнее дерево»
Нетрадиционная техника: Рисование зубной пастой.
Задачи: 
Формировать устойчивый интерес к овладению новыми техниками отображения зимних сюжетов (рисование зубной пастой).Научить совмещать различные техники работы: рисование пальчиками прорисовывание деталей рисунка кистью. Развивать инициативность, самостоятельность, творческое воображение детей, фантазию.Воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: Цветной картон (черный, синий), зубная паста, салфетки.

3. «Мое любимое животное»
Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью.
Задачи: Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь.

  1. «Котенок»
    Нетрадиционная техника: Тычок полусухой жесткой кистью.
    Задачи: Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.
    Оборудование: Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь, салфетки.

    Январь


1 «Красивые снежинки»
2 «Морозные узоры»

Нетрадиционная техника: Свеча, акварель.
Задачи: Познакомить с данной техникой. Развивать воображение, творческое мышление.
Оборудование: Листы бумаги, свеча, акварель, кисти.

3.  «Метель»

4. «Зимняя сказка»
Нетрадиционная техника: Ниткография.
Задачи: Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, нитки.

Февраль            

1«Зимние фантазии»

2«Цветочная поляна»
Задачи:  Познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования – «эбру».Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивать творческие способности, воображение через продуктивную деятельность. Воспитывать  умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.

3 «Зима»

4. «Звездное небо»
Задачи: Познакомить с техникой рисования на мятой бумаге. Развивать композиционные умения.
Оборудование: Листы бумаги, акварель, кисти.


Март     техника  Пуантилизм, рисование по сырому.
Задачи: Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, композиции.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, ватные палочки.

1 «Цветок для мамы»

2 «Весенний букет»
Задачи: Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: Листы бумаги, акварель, кисти.

3 «Облака»

  1. «Радуга»

    Апрель   

 техника: Монотипия, кляксография - выдувание трубочкой.

1 «Деревья смотрят в лужу»
2 «Маковое поле»

Задачи: Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике. Продолжать учить создавать образ дерева.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, акварель, кисти.

3 «Цветущая ветка»

4 «Паучок»

Задачи: Учить детей рисовать в  технике кляксография - выдувание трубочкой, дополнять работу деталями. Развивать воображение, ассоциативное мышление.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, трубочки, тряпочки.


Май     

техника: Восковые мелки, акварель, рисование ладошкой
Задачи: Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.
Оборудование: Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти.
1 «Праздничный салют»
2 «Улитка»

Задачи: Познакомить с  техникой  рисования ладошкой. Учить украшать бабочку, используя ватные палочки. Развивать чувство цвета.
Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки.
3 «Красивые бабочки»
4 «Петушок»

Старшая группа

Сентябрь.   Диагностика

Октябрь. 

Техника:  монотипия, пуантилизм  

 Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипией и  пуантилизм,  их особенностями и выразительными возможностями.

Развивать чувство цвета, композиции, творческую активность детей.

Воспитывать уверенность в себе, в своих творческих возможностях.

Совершенствовать умения в технике .  

Тематика:

  1. «В краю чудесных бабочек»
  2.  «Осенний пейзаж»
  3. «Листопад».
  4. «Золотая осень. Дерево »

Ноябрь.  

 Техника:  живопись по мокрой бумаге, рисования углем    

Задачи: Познакомить детей с техникой живописи по мокрой бумаге, рисования – углем; научить передавать в работе мягкие, плавные переходы цветов, дорисовывать детали: листья, контуры цветов. Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем. Развивать элементарные навыки работы с углем. Развивать творческие способности детей, воображение. Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Тематика:

  1. «Цветы в вазе»
  2. «Рыбки резвятся »
  3. «Поздняя осень. Дерево»
  4. «Сова»

Декабрь      

Техника: рисование штрихом, рисование зубной пастой

Задачи:

1.Познакомить с новой техникой рисованием зубной пастой.

 2.Закрепить представление о разных видах штрихов;

3. Дать представление о том, что с помощью разных видов штрихов можно изобразить различные предметы;

4. Развивать графические навыки;

5. Воспитывать интерес к данной технике.

Тематика:

  1.  «Цыпленок»
  2. «Мой маленький друг» (домашние животные)
  3. «Елочка – зеленая иголочка»
  4. «Зимнее дерево»

Январь.

 Техника:   Ниткография   «Волшебные нити», рисование свечой.

Задачи: Формирование интереса к нетрадиционным техникам рисования.  Учить последовательности выполнения работы в новой технике рисования "ниткография". Закреплять знания детей о тёплых и холодных тонах.

Тематика:

  1. «Морозные узоры»
  2. «Волшебные цветы»
  3. «Зимнее солнце»
  4. «Морское дно»

Февраль.

Техника:  эбру.

Задачи:  Познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования – «эбру».

Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивать творческие способности, воображение через продуктивную деятельность. Воспитывать  умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.

Тематика:

1 «Зимняя сказка»,

2 «Красивый цветок».

3. «Цветочная поляна»

4 .«Платок для мамы».

Март.        

Техника:   тычок жесткой кистью, оттиск мятой бумагой.

Задачи: воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в новой технике - тычок жесткой кистью и   оттиск мятой бумагой,  добиваясь выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.

Тематика:

  1.  «Я люблю пушистое, я люблю колючее»
  2. «Цветы для любимой мамочки»
  3. «Котенок»
  4. «Одуванчики»

Апрель .    

Техника :  рисование восковыми мелками, тонирование мыльными пузырями.

Задачи: Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба, космоса. Продолжать закреплять навыки рисования цветными восковыми мелками, умения тонировать лист холодными оттенками-оттенками  неба (синий, голубой, фиолетовый, черный). Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование мыльными пузырями. Развивать чувство композиции и колорита, воображение рисуя основной сюжет.

Тематика:

  1.  «Космические просторы»
  2. «Полет ракеты»
  3. «Инопланетяне»
  4. «Рыбки-пузырики»

             

                  Май    

Техника:     «Волшебные кляксы». 

Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой в рисовании — кляксографией с трубочкой ее особенностями и возможностями. Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческую активность детей; воспитывать уверенность в своих творческих возможностях.

Тематика:

  1.  «Чудесные картинки»
  2. «Паучок»

Техника:  «Волшебные ладошки»  рисование от ладошки.

Задачи: Познакомить детей с навой техникой рисования – рисование от ладони.

Закреплять умение дополнять изображение деталями, пользоваться различными изоматериаломи. Развивать  чувство композиции, творческое воображение.

Тематика:

3. «Павлин»

4. «Кактус»

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики:
1. Выявить уровень художественного развития детей
2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводится по следующим направлениям:
1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник
Методика проведения:
• Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
• На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
• Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
• По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
Низкий (1 балл)
• интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
• эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
• ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
• узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
• основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
• ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
• знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
• не достаточно освоены технические навыки и умения
Средний (2 балла)
• у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
• он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
• знает способы изображения некоторых предметов и явлений
• правильно пользуется материалами и инструментами
• владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
• проявляет интерес к освоению новых техник
• проявляет самостоятельность
Высокий (3 балла)
• ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
• быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
• владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
• передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
• обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
• умеет создать яркий нарядный узор
• может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
• может объективно оценивать свою и чужую работу(для детей старшего дошкольного возраста)

Список использованной литературы

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.

Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа по дополнительной образовательной услуге "Олимп" для детей старшего дошкольного возраста

Здо­ровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием ка­ких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и...

Программа по дополнительному образованию кружка «Хуреш» для детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время, подготовка борцов начинается с детского сада, где я работаю руководителем физического воспитания более 34 лет. Кружок по национальной борьбе «Хуреш» веду в течение 16 ле...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...