Рабочая программа кружка "Цветные ладошки"
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки" для средней группы (4-5 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка "Цветные ладошки" | 30.25 КБ |
raboch_programma_tsvetnye_ladoshki.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Коротоякский детский сад
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ Коротоякский детский сад
Т.А. Лазарева
« » 2017 г.
Рабочая программа
дополнительного образования
кружка «Цветные ладошки»
(для детей среднего возраста)
Воспитатель: Жемчужникова И.В.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы художес твенного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего, Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Изобразительная деятельность в средней группе
Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..
В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
► Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
► Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.
► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
►Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный)
►Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
► Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
►Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись,) (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).
► Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;
► Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
► Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
► Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
►Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
► В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.
► Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.
Перспективное тематическое планирование занятий
в средней группе (4-5 лет)
Месяц | Название занятия | Задачи занятия |
Сентябрь | «Весёлые картинки»
«В лесу»
«Цветочная клумба»
«Весёлый поезд»
| Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок и оформление рамочками Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. Рисование цветов разной формы, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка(красивое расположение, украшение декоративными элементами) Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. |
Октябрь | «Храбрый петушок»
«Листопад и звездопад»
«Яблочко спелое»
«Кисть рябины красной» | Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. |
Ноябрь | «Мышь и воробей»
«Зайка серенький стал беленьким»
«Бабушкин домик»
«Сказочный дворец» | Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщённого способа изображения разных животных (мышь и воробей) Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю - раскрашивание бумажного силуэта серого цвета белой гуашевой краской. Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери.
Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали ( решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. |
Декабрь | «Котятки и перчатки»
«Наша ёлочка»
«Сказочные птицы»
«Забавные животные» | Изображение и оформление «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам - правой и левой. Формирование графи- ческих умений - обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном рас- стоянии без отрыва от бумаги. Создание Рисование новогодней ёлки гуашевы- ми красками с передачей особеннос- тей её строения и размещения в прост- ранстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта . Учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам); передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина; учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.). Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать
|
Январь | «Зимние забавы»
«Клякса»
«Дворец для снегурочки»
«Девочка-снегурочка» | Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды.Развитие глазомера, чувство цвета, формы. Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме.Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. Учить детей рисовать Снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность. |
Февраль | «Как розовые яблоки, на ветках снегири!»
«Мишка и мышка»
«Храбрый мышонок»
«Замёрзшее дерево» | Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски. Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки. Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает. Учить создавать в рисунке образ замёрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности. |
Март
Апрель | «Весёлые матрёшки»
«Красивые салфетки»
«Подарим маме цветы»
«Корабли на море»
«Кошка с воздушными шариками»
«Рыбки играют, рыбки сверкают»
«Изящные рисунки Ю.Васнецова к к книге «Шутки-прибаутки»
«Кони на лугу»
| Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре. Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки. Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения. Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства. Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку). Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений. Познакомить детей с творчеством Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации к детским потешкам, передавать образы персонажей; развивать образное мышление, воображение. Учить составлять композицию с фигурами лошадей, варьируя их положение на листе. Учить рисовать коня, соблюдая основные пропорции; дополнять рисунок необходимыми элементами. |
Май | «Радуга-дуга, не давай дождя!»
«Путаница»
«Праздничный салют»
«Красивое платье» | Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе. Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание творческости, самостоятельности, уверенности, инициативности. Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г.Москвы; прививать любовь к нашей Родине, её традициям. Познакомить детей с работой ателье мод; нарисовать красивую одежду, развивать эстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду. |
Список литературы
- Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
- Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М., 1987.
- Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
- Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов,
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
- Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.
- Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT, 2005.
- Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда: Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств: Изобразительное искусство и среда (природа-архитектура-среда). 1-11 классы. М.: Магистр, 1995.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.
- Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное посо-бие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО, 1999.
- Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.
Предварительный просмотр:
МКДОУ Коротоякский детский сад
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ Коротоякский детский сад
Т.А. Лазарева
« » 2017 г.
Рабочая программа
дополнительного образования
кружка «Цветные ладошки»
(для детей среднего возраста)
Воспитатель: Жемчужникова И.В.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы художес твенного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего, Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Изобразительная деятельность в средней группе
Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..
В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
► Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
► Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.
► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
►Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный)
►Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
► Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
►Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись,) (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).
► Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;
► Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
► Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
► Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
►Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
► В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.
► Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.
Перспективное тематическое планирование занятий
в средней группе (4-5 лет)
Месяц | Название занятия | Задачи занятия |
Сентябрь | «Весёлые картинки»
«В лесу»
«Цветочная клумба»
«Весёлый поезд»
| Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок и оформление рамочками Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. Рисование цветов разной формы, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка(красивое расположение, украшение декоративными элементами) Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков. |
Октябрь | «Храбрый петушок»
«Листопад и звездопад»
«Яблочко спелое»
«Кисть рябины красной» | Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. |
Ноябрь | «Мышь и воробей»
«Зайка серенький стал беленьким»
«Бабушкин домик»
«Сказочный дворец» | Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщённого способа изображения разных животных (мышь и воробей) Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю - раскрашивание бумажного силуэта серого цвета белой гуашевой краской. Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери.
Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали ( решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. |
Декабрь | «Котятки и перчатки»
«Наша ёлочка»
«Сказочные птицы»
«Забавные животные» | Изображение и оформление «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам - правой и левой. Формирование графи- ческих умений - обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном рас- стоянии без отрыва от бумаги. Создание Рисование новогодней ёлки гуашевы- ми красками с передачей особеннос- тей её строения и размещения в прост- ранстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта . Учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам); передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина; учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.). Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать
|
Январь | «Зимние забавы»
«Клякса»
«Дворец для снегурочки»
«Девочка-снегурочка» | Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды.Развитие глазомера, чувство цвета, формы. Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме.Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью. Учить детей рисовать Снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность. |
Февраль | «Как розовые яблоки, на ветках снегири!»
«Мишка и мышка»
«Храбрый мышонок»
«Замёрзшее дерево» | Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски. Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки. Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает. Учить создавать в рисунке образ замёрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности. |
Март
Апрель | «Весёлые матрёшки»
«Красивые салфетки»
«Подарим маме цветы»
«Корабли на море»
«Кошка с воздушными шариками»
«Рыбки играют, рыбки сверкают»
«Изящные рисунки Ю.Васнецова к к книге «Шутки-прибаутки»
«Кони на лугу»
| Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре. Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки. Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами).Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения. Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства. Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку). Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений. Познакомить детей с творчеством Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации к детским потешкам, передавать образы персонажей; развивать образное мышление, воображение. Учить составлять композицию с фигурами лошадей, варьируя их положение на листе. Учить рисовать коня, соблюдая основные пропорции; дополнять рисунок необходимыми элементами. |
Май | «Радуга-дуга, не давай дождя!»
«Путаница»
«Праздничный салют»
«Красивое платье» | Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе. Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание творческости, самостоятельности, уверенности, инициативности. Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г.Москвы; прививать любовь к нашей Родине, её традициям. Познакомить детей с работой ателье мод; нарисовать красивую одежду, развивать эстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду. |
Список литературы
- Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
- Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.
- Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М., 1987.
- Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
- Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
- Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов,
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
- Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.
- Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT, 2005.
- Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда: Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств: Изобразительное искусство и среда (природа-архитектура-среда). 1-11 классы. М.: Магистр, 1995.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
- Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.
- Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное посо-бие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО, 1999.
- Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Разноцветные ладошки" для детей 2-3 лет
Когда ребенку пора начинать рисовать? Самое раннее – на втором году жизни, - ответят многие родители и… ошибутся. Первый художественный опыт можно привить малышу, когда ему нет еще и годика. Конечно, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ"ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2017-2018...
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019
Рабочая программа "Веселые ладошки" 2018-2019...
Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)
Рабочая программа " Весёлые ладошки" ( развитие мелкой моторики)...
Рабочая программа "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год
Рабочая программа в средней группе "Цветные ладошки" на 2020 - 2021 уч. год...