Методическая разработка конспекта и самоанализ НОД "Осень в музыке П.И. Чайковского"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Ильичёва Анна Николаевна

Данный конспект интегрированной НОД поможет педагогам сделать занятие более увлекательным и запоминающимся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen_v_muzyke_p.i._chaykovskogo.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

План-конспект  НОД

в ОО «Художественно-эстетическое развитие»

на тему «Осень в музыке П.И. Чайковского»

для детей подготовительной группы

Разработала:                   Ильичёва А.Н.

                                               

                                           Педагог дополнительного

образования

Ильичёва А.Н.

                                       

Санкт-Петербург

2020

Тема «Осень в музыке П.И. Чайковского»

Дата проведения: 14.10.2020

Тип занятия: интегрированное НОД

Технология:  использование ИКТ

Цель: развитие у детей подготовительной группы музыкально-
художественного вкуса.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение детей определить настроение музыкального фрагмента;

- закреплять умение детей использовать нетрадиционные способы рисования (рисование масляной пастелью, фон-акварель).

Развивающие: 

- развивать умения детей воссоздавать в памяти характерные для осени природные явления;

-  развивать музыкальный слух

Воспитательные:

- воспитывать эстетическое восприятие, чувство красоты природы и музыки.

Планируемые результаты:

  1. Развитие у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
  2. Умение подбирать определения к прослушанной музыке.
  3. Умение детей отражать свои впечатления в рисунке.

Основные термины, понятия: подобрать определения к музыкальным произведениям П.И. Чайковского «Осень»  (грустная, взволнованная, печальная, спокойная, радостная, светлая...).

Оборудование: медиапроектор, презентация «Осень в музыке П.И. Чайковского», раздаточный материал для рисования (бумага для акварели, краски, масляная пастель, салфетки), платки из разноцветного фатина.

Музыкальный материал: аудиозаписи П.И. Чайковского из цикла «Осень»  («Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь» и «Ноябрь. На тройке»)

План занятия:

  1. часть – минутка приветствия и беседа об осени (5 мин)
  2. часть – просмотр презентации и слушание «Осень в музыке П.И. Чайковского»  (5 мин)
  3. часть – танцевальный этюд «Ноябрь» (3 мин)
  4. часть -  рисование по представлению под музыку (15 мин)
  5. часть -  рефлексия (2 мин.)

Итого: 30 минут

Ход занятия. 

1. Минутка приветствия.

Воспитатель зовёт детей в круг:

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни

Делиться счастьем и добром!

 

Педагог: Ребята, сегодня предлагаю вам  вновь оказаться в творческой мастерской, где каждому из вас представится возможность  послушать, потанцевать и порисовать. Хотелось бы вам узнать, о чём пойдёт речь дальше? (ответы детей)

Вспомним отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» (дети читают стихотворение по желанию):

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Педагог: Скажите, пожалуйста, какими словами поэт описал увядание природы?

Ответы детей: ….

Но не только поэты и художники, но и музыканты восхищались красотой  осени. Сегодня я хочу вам показать презентацию об этом времени года, в котором будет звучать музыка гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». 

2. Просмотр  презентации «Осень в музыке П.И. Чайковского»


Педагог: Ребята, скажите, как композитор сумел передать настроение осени в музыке? Какие слова можно подобрать к её характеру?
Ответы детей: сначала музыка была тревожная, взволнованная, печальная... Затем стала тихой, спокойной, светлой, ….

3. Релаксационная пауза Танцевальный этюд «Октябрь»

Педагог предлагает детям отдохнуть и свободно  потанцевать с разноцветными платками под  музыку П.И. Чайковского «Октябрь»

(Педагог: Слушайте музыку, звук фортепиано… Представьте, что мы оказались в осеннем лесу... Вокруг нас - разные деревья... Сквозь ветки этих деревьев проходят солнечные лучи, которые дарят нам добро и спокойствие... Мы видим, как с деревьев опадает листва, покрывая землю разноцветным ковром… Природа готовится к зиме…)

Педагог: Что вы можете теперь сказать о настроении и темпе музыки?

Ответы детей: музыка …., темп ….

4. Рисование по представлению под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь»

Педагог: Вы слышали, как менялся характер музыки. А теперь я хочу  предложить пройти в нашу мастерскую и нарисовать то, что вы увидели и услышали. Как вы думаете, что поможет нам в рисовании?

Предположения детей(Педагог направляет умозаключения детей, подводя их применению музыки)

Педагог: Сначала определитесь, что вы будете рисовать: листопад, дождь, солнечный осенний денёк. Затем подберите  подходящие цвета пастели (дети выбирают...) После работы пастелью, вы сможете закрасить фон акварелью.

Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.

5. Рефлексии деятельности детей.

Педагог: Ребята, поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями.

Что вас удивило? Что порадовало?

Помогла ли вам музыка, что звучала во время рисования?

Замечательным событием для детей станет выставка рисунков, которая может быть оформлена в группе или музыкальном зале.

Список используемых источников:

1. Ашикова В. Воспитание культурой и красотой //Дошкольное воспитание. 2002. №5

2. Буракова О.А. Музыкальная пластика. – Екатеринбург, 2001.


3. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. М., 2004

5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoezanyatie/2014/10/03/tsikl-zanyatiy-vremena-goda


                                                  Самоанализ НОД

1. Тема «Рисуем музыку». Фронтальное занятие проводилось для детей подготовительной группы, присутствовало 15 человек.

По типу – интегрированное. Интеграция ОО «Художестенно-эстетическое развитие. Музыка», ОО «Художестенно-эстетическое развитие. Рисование» и ОО «Физическое развитие»

2. Музыка и изобразительное искусство - источник особой радости в дошкольном возрасте. Ребенок открывает для себя волнующую силу искусства и, при богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном творчестве. Музыка влияет на создаваемые  ребёнком образы, и  наоборот, рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста музыкально-
художественного вкуса.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять умение детей определить настроение музыкального фрагмента;

- закреплять умение детей использовать нетрадиционные способы рисования (рисование масляной пастелью с последующим растиранием, фон-акварель).

Развивающие: 

- развивать умения детей воссоздавать в памяти характерные для осени природные явления;

-  развивать музыкальный слух

Воспитательные:

- воспитывать эстетическое восприятие, чувство красоты природы и музыки.

3. К числу особенностей детей шести лет относится повышенная утомляемость. Поэтому, продумывая  динамичность занятия, я включила разнообразные формы музыкальной деятельности и использование эффективных методов работы.

Чередование методов обучения.

        Словесный: углубляет восприятие музыки, делая её более образной, осмысленной. Для этого использовался отрывок стихотворения А.С. Пушкина «Осень»

Наглядный:  Демонстрация ролика о природе, где видеоряд накладывается на звучание классической музыки (в соответствии с характером), позволила объединять слуховую и зрительную наглядность, способствует осознанному усвоению и закреплению знаний.

Слуховой: способствовал созданию у детей представления о том, что свойства музыкальных звуков могут выступать как средства изобразительности и выразительности, если они передают какие-либо явления действительности.

Художественно-практический: во время исполнения танцевального этюда,  во время рисования в сопровождении музыки,  помогло детям создать неповторимые образы природы осенью.

4. Оборудование занятия и его использование:

медиапроектор, презентация «Осень в музыке П.И. Чайковского», раздаточный материал для рисования (бумага для акварели, краски, масляная пастель, салфетки), платки из разноцветного фатина.

Подготовленные материалы были удобны в использовании, размещение оборудования было продуманным.

5. Характер общения с воспитанниками – доверительный, личностно-ориентированный. Интерес к деятельности у детей поддерживался на протяжении всего занятия.

Затруднений в ходе занятия – не выявлено. Музыка и хорошее настроение в ходе рисования способствовало созданию детьми замечательных и неповторимых работ. Для родителей была организована выставка детских рисунков.

Считаю, что занятие было успешным, цель с помощью поставленных задач была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта "Музыкальное путешествие" образовательная область музыка в соответствии с ФГОС ( для воспитателей и музыкальных руководителей)

Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности посвященная творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом" (с использованием ИКТ)

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельностипосвященная творчеству П.И. Чайковского"Детский альбом"(с использованием ИКТ)...

МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА Проект «Времена года» в музыке П. И. Чайковского.

Актуальность проекта: Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются этал...

Конспект ННОД по слушанию музыки П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

Конспект ННОД по слушанию музыки.П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».На экране слайд 2  презентации.М.р.: Ребята, посмотрите на экран. Вы видите портрет великого русского ко...

Методическая разработка сценария к Международному Дню Музыки "В гостях у Феи Музыки" для детей старшей и подготовительной группы детского сада.

Фея Музыки и приглашает детей в свою музыкальную страну. Там дети повстречаются со Скрипичным Ключом, с Нотками, познакомятся с Композитором. Узнают много интересного о мире музыки. Услышат произведен...

Методическая разработка конспекта и самоанализ НОД "Под музыку Вивальди"

Материал может быть интересен для педагогов, использующих в организации учебного процесса инновационные технологии. Здесь представлена разработка и самоанализ интегрированного НОД "Под музыку Вив...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...