Программа кружковой работы по изобразительной деятельности "Город мастеров"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Данная программа расчитана на детей средней группы. В ней представлено перспективное планирование работы с детьми на один учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Принята Утверждена
Решением Педагогического совета приказом от _________ № ___
протокол от ___________№ ____ _______________________
подпись руководителя
Программа
кружковой деятельности
с детьми младшей и средней группы
«Город мастеров»
Составила воспитатель высшей
квалификационной категории
Тамара Олеговна Чикал
Санкт-Петербург,
Содержание
Паспорт программы Пояснительная записка Актуальность Практическая значимость Педагогическая целесообразность Цель и задачи Принципы и подходы к формированию программы Методы и приемы Количество проводимых занятий Ожидаемый результат Учебно – тематический план работы Список используемой литературы Перспективный план работы | 1 2 3 3 3 4 4 5-6 7 7 8 9 10 |
Паспорт программы
- Наименование программы: Программа кружковой деятельности с детьми средней группы «Город мастеров»
- Образовательное учреждение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
- Составил: воспитатель высшей квалификационной категории Чикал Тамара Олеговна
- Основания для разработки программы – введение в работу ДОУ бесплатной кружковой работы с детьми
- Целевая аудитория: дети 4-5 лет
- Цель: формирование и развитие у ребенка личностных качеств на основе художественного творчества.
- Направление работы: художественное творчество
- Вид деятельности: ознакомление, практические занятия
- Срок реализации: 1 год (сентябрь 2019 – май 2020г)
Пояснительная записка
Программа работы кружка воспитателя составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой/, опираясь на общеобразовательную программу государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга и в соответствии с нормативными законодательным актам:
- ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации17.10.2013 г. № 1155);
В работе с детьми использованы также следующие парциальные программы и технологии:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998
- Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005
- Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993
- Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984
- Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердцу доброту и красоту, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования по ФГОС ДО является воспитание и развитие личности ребенка. Становления художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей действительности. Работа с необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Такое направление работы раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Поэтому программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству, как художественному, так и русскому народному. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Так же дети знакомятся с потешками, русскими народными сказками, былинами… На занятиях кружка дети изготавливают подарки, атрибуты к различным русским народным праздникам, разучивают танцы, песни, тем самым знакомясь с культурой русского народа.
Практическая значимость
Художественное творчество – это настоящее пламя , это толчок к развитию воображения, проявления самостоятельности, инициативы, выражения и индивидуальности.
Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Педагогическая целесообразность
Стандартных наборов для творчества и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Нетрадиционная техника помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность.
Цель и задачи
Цель программы: Раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке через освоения нетрадиционных техник изображения и русское народное творчество.
Задачи программы:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования. Познакомить с работами русских народных мастеров
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию.
- Прививать интерес к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как способ выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного и любви к малой родине.
- Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
- Познакомить с русскими народными традициями и праздниками
Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа опирается на принципы построения общей дидактики:
- Принцип сезонности (построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени)
- Принцип систематичности и последовательности («От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»)
- Принцип развивающего характера художественного образования.
- Принцип постановки задач художественно - творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- Принцип интереса (построение с опорой на интересы детей) − Принцип личностно-ориентированного (индивидуальный подхода к каждому ребёнку)
- Принцип активности, контролируемости (индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному).
Методы и приемы
В программе используются классификация методов:
- Информативно – рецептивный ( рассматривание; наблюдение; образец воспитателя; показ воспитателя)
- Репродуктивный - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя: прием повтора; работа на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
- Исследовательский – направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Предлагается самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу
- Эвристический - направлен на проявление самостоятельности, в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. предлагается ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
- Метод проблемного изложения материала (беседа; рассказ, искусствоведческий рассказ; использование образцов педагога; художественное слово
Формы проведения:
- Индивидуальная
- Подгрупповая
Основные средства обучения:
- Аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка»
- Видеоматериал: «Природа края», «Мой дом»
- Ноутбук
- Компьютер
- Материалы для нетрадиционного творчества
Работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, показ открытых занятий, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного сотворчества (родители + дети), анкетирование по вопросам художественного развития детей, ведение рубрики "Наше творчество" в группе ВК.
Выставки детских работ: соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда. Воспитанники принимают участие во всероссийских, районных конкурсах детского творчества.
В ходе реализации программы используются следующие техники рисования:
- Рисование боковой стороной ладони, пальца
- Пальчиковая живопись
- Печать от руки
- Печать листьями
- Рисование по мокрому
- Рисование на полиэтиленовой пленке
- Рисование салфетками
- Монотипия
- Способ раскрашивания «бумажная трубочка»
- Печатание пробкой, штампом, печаткой от картофеля
- Кляксография
- Техника набрызг
- Восковые мелки + акварель
- Тампонирование
- Рисование тычком
- Мозаичная аппликация
- Пластилинография
- Обрывная аппликация
- Пластилиновая мозаика
- Мятая бумага
- Бумажная пластика
- Торцевание салфетками
- Аппликация из ваты и салфеток
Группа | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год | Длительность занятия |
Средняя – младшая (3-5 лет) | 1 | 4 | 36 | 15 - 20 мин |
Количество проводимых занятий
Ожидаемый результат
- Воспитанники самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, владеют навыками нетрадиционной техники изобразительного искусства и применяют их;
- Дети самостоятельно передают композицию, используя нетрадиционные техники
- Выражают свое отношение к окружающему миру через творчество;
- Дают мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- Проявляют интерес к изобразительной деятельности друг друга;
- Умеют выразить творческие способности, в изобразительной деятельности используя нетрадиционные техники;
- У ребенка развивается культура деятельности, сформированы навыки сотрудничества
. Учебно-тематический план работы средней группы (возраст 3-5лет)
№ | Тема | Всего времени | В том числе | |
теории | практики | |||
1 | Младшая группа | 15 мин | 5 мин | 10 мин |
2 | Средняя группа | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
Месяц | Неделя | Тема | Содержание темы, цель, задачи | Материал |
сентябрь | 3 неделя | Знакомство с работой кружка | Первое посещение детьми «Русской избы». Знакомство с ее хозяйкой Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. | Русская изба, хозяйка избы |
4 неделя | «Сошью Маше сарафан» Роспись «тычком» | Украшение сарафана для Маши методом «тычка» Закрепить умение пользоваться «тычком» | Заготовки сарафана, кукла в русском народном костюме, «тычок» (по 3 штуки на каждого ребенка, гуашь | |
октябрь | 1 неделя | «Дары осени» Мозаичная аппликация | «Яблочко» мозаичная аппликация Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними | Заготовки яблочка, мозайки, клей |
2 неделя | «Осенние деревья» Ниткография | Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Заготовка дерева без кроны на листе бумаги, нитки, гуашь | |
3 неделя | «Дары осени» Аппликация из крупы | .«Грибы из леса» Аппликация из крупы. Учить детей аккуратно распределять гречневую крупу на шляпках грибов. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображению | Силуэт белого гриба, гречневая крупа, клей | |
4 неделя | «Красивый букет» Печать листочками | Познакомить с техникой печатания листьев. Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность | Гуашь, листья с разных деревьев | |
ноябрь | 1 неделя | «Веточка рябины» Мятая бумага | Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздья рябины | Бумажная тарелочка, бумага красного цвета, клей |
2 неделя | «Консервированные огурчики» Рисование боковой стороной пальца | Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования Закреплять умение распределять рисунок по всей плоскости листа Воспитывать аккуратность | Банка из бумаги, гуашь | |
3 неделя | «Бусы для мамы» Работа с мятой салфеткой | Формировать умение скатывать небольшие шарики из салфетки, при помощи воды нанизывать их на нитку | Салфетки, вода, нитка | |
4 неделя | «Цветы для бабушки» Бумажная пластика | Учить склеивать лепестки из полосок бумаги | Разноцветные полоски бумаги, клей основа для аппликации | |
декабрь | 1 неделя | .«Совушка - сова» (1 занятие) Пластилинография | Учить наносить тонкий слой пластилина на основу. | Основа совы, пластилин |
2 неделя | «Елочка – красавица» Торцевание салфетками | Познакомить с новой техникой работы с салфетками | Изображение елочки, салфетки | |
3 неделя | .«Елочка» Пластилиновая мазайка. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне | Заготовка елочки, пластилин | |
4 неделя | «Шуба для Дед Мороз) Аппликация из ваты. | Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. | Заготовка шубы деда Мороза, вата, клей | |
январь | 1 неделя | «Зимняя сказка» Коллективная работа | Учить создавать заснеженную картину, используя соль, вату, пенопласт Дать детям элементарные знания о зимнем празднике Рождество | Большой лист бумаги, пенопласт, соль, вата, клей |
2 неделя | «Рисование узоров на окна» Отпечатки кружевами | Учить рисовать кружевами. Развивать изобразительные навыки, воображение, желание трудиться Дать элементарные знания о том, как на Руси плели кружево Подвести детей к истокам русской народной культуры, праздникам и традициям (Колядки) | Лист бумаги черного цвета, кусочек кружева, белая гуашь | |
февраль | 1 Неделя | .«Снегири на ветке» Рисование пальчиком. | Формировать у детей обобщённое представление о птицах; Пробуждать интерес к известным птицам; Расширять знания о перелётных птицах; Упражнять в рисовании снегирей. | Лист бумаги с контурным изображением снегиря, гуашь |
2 неделя | «Маленький баркас» Конструирование из овощей | Учить использовать в своей работе подручные материалы (морковь) Воспитывать фантазию | Половинка моркови, кусок вискозной тряпочки, палочка для суши | |
3 неделя | «Подарок папе» «Самолет построим сами» Воск + акварель | Учить детей сочетать в работе несколько техник рисования Воспитывать желание порадовать своих пап и дедушек | Лист бумаги с контурным изображением военной техники, восковой мелок, гуашь жидкая, демонстрационный материал | |
4 неделя | Рыбки в аквариуме» Рисование на полиэтиленовой пленке | Познакомить детей с новым видом техники нетрадиционного рисования Воспитывать выдержку, фантазию | ||
март | 1 неделя | «Букет для мамы» Рисование ладошками с использованием техники бумагопластика | Продолжить совершенствовать технику рисования ладошками. Продолжать развивать интерес к рисованию Закрепить знание техники бумагопластика | Лист бумаги, гуашь, нарезанные полоски разного цвета, клей |
2 неделя | «Букет мимозы» Аппликация салфетками | Продолжать учить скатывать комочки из салфеток Воспитывать выдержку и аккуратность при работе с клеем | Лист бумаги, салфетки, клей, гуашь желтого цвета | |
3 неделя | «Масленица дорогая» Поделки из ниток | Учить делать поделки из ниток Воспитывать усидчивость | Образец масленицы, нитки, ножницы | |
4 неделя | «Золотая рыбка» Бумажная пластика | Учить детей скручивать полоски бумаги в колечко и приклеивать к листку Закрепить умение работать с контурным изображением | Лист бумаги с изображением рыбки, полоски бумаги, клей | |
апрель | 1 Неделя | «Светит солнышко в окошко» Пластилинография | Закрепить умение размазывать пластилин, не заходя за контуры Раскатывать тоненькие колбаски – лучики и прикреплять их | Лист бумаги с изображением контура солнышка, пластилин |
2 неделя | «Пасхальное яйцо» Аппликация методом торцевания из гофрированной цветной бумаги. | Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания гофрированной бумаги к основе из пластилина. | Лист с контурным изображением, пластилин, гофрированная бумага | |
3 неделя | .«Цыпленок» Из соленого теста | Учить лепить из теста Закрепить умение лепить целое из частей Воспитывать аккуратность | Соленое тесто | |
4 неделя | «Космические дали» Техника граттаж | Учить технике граттаж. Создание картин на космическую тему. Воспитывать аккуратность и творчество в работе. | Лист бумаги, цветные карандаши, свеча, черная гуашь, тоненькая палочка | |
май | 1 Неделя | .«Букет к 9 Мая» Тампонирование поролоном | Учить детей делать букетик гвоздик при помощи тампонирования поролоном Воспитывать аккуратность | Лист бумаги, кусочек паролона, ленточка, гуашь |
2 неделя | «Праздничный салют» Кляксография | Познакомить детей с техникой рисования кляксография Учить пользоваться трубочкой для придания формы | Лист бумаги, коктейльная трубочка, гуашь | |
3 неделя | «Красивая бабочка» Монотипия | Учить детей рисовать при помощи техники монотипия Закрепить умение пользоваться гуашью Воспитывать аккуратность | Лист бумаги с изображением половинки бабочки, гуашь | |
4 неделя | .«Цветочная поляна» Рисование по мокрому листу | Продолжать учить детей рисовать красками; закреплять знания цветов; Формировать интерес и положительное отношение к рисованию | Лист бумаги, гуашь |
Список используемой литературы
1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М.: Синтез, 2004.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.
4. Королева Н.В. «Занятия по рисованию» – М.: Сфера, 2010г.
5. Казакова Р.Г «Рисование с детьми дошкольного возраста: «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» – М.: Синтез, 2004.
6. Лыкова И. А. «Цветные ладошки»– М.: Издательский дом «Цветной мир»2014.
7. Петрова И.М. «Объемная аппликация» – М.: Детство-Пресс, 2002.
8. Утробина К. К. «Рисованием тычком» – М.: Синтез 2004г
9. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в д/саду» – М.: Владос, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-30356-1454261508.jpg)
Планирование кружковой работы по изобразительной деятельности.
подробное планирование кружковой работы по изобразительной деятельности в средней группе....
План кружковой работы по изобразительной деятельности в младшей группе (авторская разработка)
Материал будет интересен тем педагогам, которые занимаются развитием творческих способностей малышей через обучение нетрадиционным техникам ИЗОдеятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/28/picture-525522-1417192588.jpg)
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИССКУСТВУ «РАДУГА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Данная программа дополнительного образования разработана на основ программ "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой; "Цветные ладошки" И.А.Лыковой...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-875784-1484144741.jpg)
Мастер - класс, как средство поышения навыков культуры родителей на тему: "Составление дополнительной общеобразовательной программы кружковой работы "Волшебный завиток" В старшей группе".
Научить детей и родителей новой техники обработки бумаги - квиллинг, в свободное от занятий время....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-622821-1459068216.jpg)
Программа дополнительного образования по художественной направленности для детей старшей группы. (Кружковая работа на тему: "Бумажные мастера")
Продолжение работы, начатой во 2 младшей и средней группах....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1281861-1603642363.jpg)
Программа кружковой работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рису...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/23/picture-1486028-1695472567.jpg)
ПРОГРАММА кружковой работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования «Разноцветный мир»
Программа предназначена для работы с детьми 2 - 3 лет...