ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИССКУСТВУ «РАДУГА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему
Данная программа дополнительного образования разработана на основ программ "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой; "Цветные ладошки" И.А.Лыковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop_obraz.docx | 89.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей с.Хрящевка структурное подразделение детский сад «Сказка» | ||
«Рассмотрено» «Утверждено» на педагогическом совете Руководитель СПДС «Сказка» протокол№________ _________М.Н. Кузнецова «__» _________ 2014 г. «__» _________ 2014 г. | ||
ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИССКУСТВУ
«РАДУГА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Авторы программы:
Авторы пргпрограммы : | Куприянова Ирина Алексеевна, Житлова Наталья Геннадьевна воспитатели СПДС «Сказка» с.Хрящевка |
2014-2015 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1 Пояснительная записка
2.Календарно-тематическое планирование
3. Содержание курса
4. Мониторинг освоения детьми программы «Радуга»
5. Методическое обеспечение
6.Список литературы
7.Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, состоящих перед образовательной областью « художественное творчество», состоящая часть которая изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Традиционными способами и средствами некоторые дети недостаточно выражают свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а так же опыт работы с детьми, мы заинтересовались возможностью применения различных методов изодеятельности в работе с дошкольниками, для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. различные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающейся деятельности.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. различное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы
Программа «Радуга» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развития у дошкольников художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с различными техниками рисования.
Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием различных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать внутренний мир малыша.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что способствует формированию целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства за счет создания художественных образов разными техниками рисования. Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была насыщена различными проявлениями искусства.
В программе учитываются интересы и потребности детей дошкольного возраста. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование различных техник материала изобразительной деятельности и нестандартных изотехнологий.
Все занятия носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием техник рисования по этой программе:
- Развивает уверенность в своих силах .
- Способствует снятию детских страхов.
- Формирует умения детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Формирует навыки работы детей с разнообразными художественными и природными материалами .
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Цель и задачи программы
Цель: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования
.
Задачи:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Познакомить детей с истоками искусства мастеров, краткой историей, с характерными элементами, колоритом, типичным для этих узоров, композициями узоров
- Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творческих способностей детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Содержание программы объединено в V тематических блоков. Тематическое содержание I разработано с учетом сезонных изменений в осенний период, во II отражены явления живой и неживой природы в зимний период и зимние праздники ,в III подобран материал по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству, содержание IV блока отражает сезонные изменения в весенний период в жизни животных и человека, в V блоке подобран материал по ознакомлению детей с природой родного края.
Программа рассчитана на 1 год работы с детьми от 6-7 лет из расчета 1-н раз в неделю. В течении года детям предлогается деятельность по специальным дисциплинам:рисунок, живопись, лепка, декоративное искусство. Продолжительностью образовательной деятельности для детей старшего возраста 30 минут, на протяжении которой проводятся динамические паузы, минуты релаксации, пальчиковые гимнастики . Образовательная деятельность проводится во второй половине дня.
Структура занятий:
- Мотивация детей.
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно- игровая форма преподнесения материала.Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
- Пальчиковая гимнастика.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества.Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов.Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве.Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы(бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
- Художественно-изобразительная деятельность.
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать,сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искуства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн-творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи-Акварелька, Вредина, Клякса,
которые делают ошибки, допускают неточности, путают.Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих задач.Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего
труда.
Ожидаемые результаты 6-7 лет.
1.Уметь самостоятельно провести анализ рисунка и изделия .
2.Уметь различать изделия разных народных промыслов.
3.Выделять характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен симметричный узор композиции.
4.Рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта.
5. Использовать в рисовании разные способы
(концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом, тычок, примакивание, прикладывание .т.д.).
6. Иметь представление о народных промыслах (городецкая, хохломская, гжельская росписи, дымковская, филимоновская).
7. Уметь пользоваться свободно кистью, уметь намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, уметь контролировать свои действия со словесным объяснением.
8 Знать художников, чье творчество связано с природой и сказочно-мифологической тематикой.
9.Фрмирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
10.Значительное повышение уровня развития творческих способностей
Календарно-тематическое планирование
№ | Блок Тема | Количество часов | |
Всего | Теор. и практ. деят-сть | ||
1 | Золотая осень | 7 | 4.9+2.1 |
1.1 | Ваза с фруктами | 1 | 0.7+0.3 |
1.2 | Тарелка с овощами | 1 | 0.7+0.3 |
1.3 | Осенний ковер | 2 | 0.14+0.6 |
1.4 | Чудесные букеты | 1 | 0.7+0.3 |
1.5 | По горам по долам | 2 | 0.14+0.6 |
1.6 | Мы рисуем осень | 2 | 0.14+0.6 |
2 | Здравствуй,Зимушка | 7 | 4.9+2.1 |
2.1 | Снегири на ветке | 1 | 0.7+0.3 |
2.2 | Лисичка в зимнем лесу | 1 | 0.7+0.3 |
2.3 | Морозные узоры | 2 | 0.14+0.6 |
2.4 | Новогодняя елка | 2 | 0.14+0.6 |
2.5 | Зимняя сказка | 1 | 0.7+0.3 |
3 | Народные мастера | 7 | 4.9+2.1 |
3.1 | Золотая Хохлома. Роспись тарелочки | 2 | 0.14+0.6 |
3.2 | Городецкая роспись | 2 | 0.14+0.6 |
3.3 | Сказочная игрушка(дымковская) | 2 | 0.14+0.6 |
3.4 | Чайная чашка для мамы (гжель) | 1 | 0.7+0.3 |
4 | Весенние пейзажи | 6 | 3.9+1.1 |
4.1 | Весеннее небо | 2 | 0.14+0.6 |
4.2 | В гостях у нептуна | 1 | 0.7+0.3 |
4.3 | Путешествие в космос | 2 | 0.14+0.6 |
4.4 | Твои книжки | 1 | 0.7+0.3 |
5 | Люби и знай свой отчий край | 7 | 4.9+2.1 |
5.1 | Эмблема малой родины | 2 | 0.14+0.6 |
5.2 | Жигули живописные | 2 | 0.14+0.6 |
5.3 | Легенды и были Жигулей | 2 | 0.14+0.6 |
5.4 | Дружный хоровод | 1 | 0.7+0.3 |
34 |
Содержание курса
Блок | Тема | Теорет. и практич. содержание материала | Методическое обеспечение | Ожидаемый результат |
Золотая осень | Ваза с фруктами | Закрепить представления о натюрморте. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов, развивать стремление дополнять свой рисунок предметами по своему желанию. | ||
Тарелка с овощами | Закрепить представления о натюрморте. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов, развивать стремление дополнять свой рисунок предметами по своему желанию | Д/игра «На что это похоже?» | ||
Осенний ковер | Закрепить умение работать с техникой печатания листьями, по трафарету, набрызгом и т. д. развить цветовосприятие. Продолжать учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном | |||
Чудесные букеты | Рисование с натуры; возможно точная передача формы и колорита цветов в букете. Развитие способности к передаче композиции с определенной точки зрения | |||
«По горам, по долам…» | Формировать умения передавать в рисунке представления о природных ландшафтах. Создавать сюжет на фоне горного пейзажа, применяя технику ленточной аппликации. Показать средство связи между объектами. Открытие изобразительных и выразительных возможностей линий, цветов, ритма. | Д/игра Из чего состоит пейзаж» (игра с картинками) | ||
Мы рисуем осень | Учить отражать в рисунке впечатления о золотой осени, передавать ее колорит. Закрепить умение рисовать деревья, используя различные цвета красок для стволов, листьев. Совершенствовать свободное экспериментирование. | Д /игра «Кто больше увидит?». | ||
Здравствуй, Зимушка | Снегири на ветке | Задачи: упражнять детей в комбинировании различных художественных техник; закреплять умение передавать в рисунке фактуру, объем; учить самостоятельно выбирать средства и способы создания композиции; развивать чувство цвета, композиции; воспитывать бережное отношение к птицам и растениям; продолжать знакомить ребят с нетрадиционными техниками рисования | ||
Лисичка в зимнем лесу | Формировать умение изображать различных животных, использовать теплую цветовую гамму для фона пейзажа; выявлять особенности строения разных животных, соотнести части тела по величине и пропорциям; | Дидактическая игра «Найди и принеси» | ||
Морозные узоры | Формировать умения рисовать морозные узоры в стиле кружево - плетения. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов. Совершенствовать рисование гелевыми ручками. | |||
«Новогодняя елка» | . Расширять умение передавать в рисунке образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; закрепить умение рисовать гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании темно-зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами. | |||
Зимняя сказка | Формировать умения детей отражать в пейзаже настроение зимнего леса, совершенствовать навыки рисования различными материалами; красиво располагать изображения на листе бумаги; использовать холодную цветовую гамму в своих рисунках. | |||
Народные мастера | Золотая Хохлома. Роспись тарелочки | Познакомить детей с хохломской росписью - ёе производством, историей. Познакомить с элементом росписи (трилистником, осочками, криулем - центральной линией). Упражнять в рисовании уже знакомых элементов. Закреплять умение рисовать всем ворсом, концом кисти. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов. | Прослушивание и заучивание детьми стихотворений, частушек, пословиц о народном промысле, в частности про хохлому. 2.Д/и «Исправь ошибки Незнайки» | |
Городецкая роспись | Познакомить детей с историей Городецкого промысла с особенностями росписи , цветовой гаммой и традиционными элементами: розан, ромашка, купавка и бутон, а так же дать знания о целебной силе ромашки. Учить детей технике рисования этих элементов и последовательности выполнения работы: «подмалёвка», «тенёвка», «оживка». | Д/и: «Узнай элементы узора». Игра «Дорисуй» | ||
Сказочная игрушка(дымков ская | Продолжать знакомить детей с дымковскими узорами на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Учить детей завершать роспись, используя кисть и печатку-тычок. Воспитывать чувство ритма, согласовывая узор с округлой формой хвоста | Рассматривание Дымковских игрушек, иллюстраций, картинок, открыток Д/и: «Укрась дымковскую игрушку». Вырезывание с детьми уточек по трафарету.. | ||
Чайная чашка для мамы (гжель) | Познакомить детей с новым народным промыслом, его историей возникновения. Отметить характерные особенности Гжельской росписи (используется только синяя краска и её оттенки, узор наносится на белый фон). Познакомить детей с простыми основными элементами гжельской росписи (точки, сеточка, прямые линии, бордюры). Упражнять в технике рисования всей кистью и её кончиком. | Д/и: «Найди пару». /и: «Подбери Узор». Д/и «Исправь ошибки Незнайки» Нанесение белил на посуду из Попье-Маше. | ||
Весенние пейзажи | Весеннее небо (в технике «по мокрому») | Воспитывать умение замечать красоту окружающей природы, любоваться ею. Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными краскамии другими художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки « по мокрому». Закреплять технику рисования деревьев. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение. | ||
В гостях у нептуна | Воспроизвести подводный мир с помощью нетрадиционного способа рисования – пальцеграфия, выдувание, метод обрывания бумаги, коллаж; закрепить комбинированный метод: совместно – индивидуальная работа | |||
Путешествие в космос | Воспроизвести изображение своего представления о космосе и его жизни (День космонавтики); совершенствовать технику рисование кистью, работы ножницами; воспитывать интерес к сотворчеству, создавая единое пространственное решение сюжета | |||
Твои книжки | Беседа по произведению Формировать умение рисовать на заданную тему, выделять главного героя; закреплять навык техники «Оттиск» «по – мокрому»; развивать желание украшать рисунок деталями, выполнить рисунок в технике «силуэт» | Иллюстрации к сказке «Кошкин дом» | ||
Люби и знай свой отчий край | Эмблема малой родины | Закрепить знания о том, что такое герб, объяснить символику гербов | Д/и «Собери герб» | |
Жигули живописные | Закрепить знания детей о виде живописи как пейзаж, познакомить с работами художников прошлого и настоящего | Игра « Маленький экскурсовод» | ||
Легенды и были Жигулей | Дать представление о жизни и основных занятиях людей. живших в Жигулевских горах, объяснить смысл названия гор | Рассказывание легенд «Манчиха», «Усолка-богатырша» Рассматривание картины И.Репина « Бурлаки на Волге» | ||
Дружный хоровод | Итоговое |
В работе используются различные методы и приемы:
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- мотивационный (убеждение, поощрение);
- жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Используются нетрадиционные приемы в изобразительной деятельности:
- Пальцевая живопись (на каждый палец свой цвет, краски на палитре, отпечатывание);
- .Монотипия (оргстекло или пластмассовые дощечки для лепки. Наносится красочный слой, сверху бумага – оттиск);
- Картонография (рисунок на картоне, вырезание и отпечатывание);
- Прием штамповки (шнур на бруске, разные направления, узоры);
- Диатилия (на картоне красочный слой, сверху лист бумаги и проводить тупым концом карандаша);
- Акватипия.(красная гуашь, воск, прокрашивание акварелью, проявляется рисунок красной гуашью).
- Печать губкой.(губка приклеена на брусок – оттиск).
Для реализации программы организована предметно-развивающая среда в группе:
- Устойчивые столы с легко моющим покрытием;
- Изобразительные материалы и принадлежности (гуашь, тушь, акварель, восковые мелки, простые карандаши, пастель, уголь, сангвина);
- Кисти разных размеров и жесткости, емкости для воды, губки, салфетки;
- Бумага, тонированная и цветная, картон, трафареты, шаблоны, печатки, трубочки для коктейля, клей ПВА, пробки, искусственные цветы, пенопласт;
- Репродукции картин известных художников, изделия мастеров народных промыслов России, тематический подбор картинок, фотографий, развивающие игры.
Мониторинг усвоения детьми программы «Радуга»
Цель: выявить у детей уровень знаний о средствах выразительности; о степени сформированности практических умений и навыков при создании художественных образов.
Формы и методы диагностического обследования
Умения и навыки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Технические навыки | - свободно и уверенно обращается с инструментами и материалами; - активно комбинирует материалы, создавая выразительные образы; - координирует движения рук при работе с разными инструментами и материалами. | - старается осваивать технику рисования разными художественными материалами; - комбинирует техники с новыми технологиями; - учится координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа, например, плавные движения кистью в индивидуальной работе и широкие движения в коллективной композиции; образы пейзажей | - слабая техника рисования гуашевыми, акварельными красками; - робко выбирает художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажа: акварель и восковой мелок или пастель, для декоративного образа – гуашь или акварель); - слабо освоены техники рисования(«кляксография», «граттаж»), не комбинирует их. |
Предметное рисование. | - самостоятельно выбирает и выделяет художественный образ, сюжет композиции; материалы и способы реализации замысла; - умеет экспериментировать и сотрудничать с детьми при выполнении коллективных работ (сюжетные композиции и декоративные). | - старается передать доступными выразительными средствами свое отношение к изображаемому; - в рисунках с натуры просматриваются общие и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и реальной действительности; - имеются попытки отобразить эмоциональное проявление в своем рисунке. | - слабое сходство изображаемого с реальным объектом, передает только общие черты; - не добивается передачи выразительности образа, настроения и отношения к изображаемому; - сюжетные изображения не яркие, не образные. |
Изображение человека. | - изображает человека в движении разными материалами (соус, сангина, краски, карандаш); - уверенно соблюдает все пропорции человека и лица; - старается через цвет и материалы создать выразительный образ, показать настроение и характер человека (грустный, веселый, добрый, злой, сказочный). | - изображает пропорции человека в статике силуэтом 9один цвет); - невыразительный образ в движении, в цвете; - слабое создание сюжетного образа в многофигурной композиции. | изображает пропорции человека в статике; - слабо изображает человека в движении; - не всегда правильно соблюдает пропорции лица, нет бровей или ушей |
Декоративное рисование. | - умело ориентируется в видах декоративно-прикладного искусства; - смело составляет орнамент по мотивам знакомых росписей; - активно пробует сочетания цветовой гаммы, которая присуща определенному промыслу (яркость, нарядность, стилистика, декоративность | - ориентируется в видах русского народного декоративно-прикладного искусства, знает их отличительные признаки; - умеет составлять узоры по мотивам росписей; - робко украшает предметы (шаблоны) сложной конфигурации (вазы, ковши и т.д.). | - составляет элементарные композиции, используя несложные элементы (цветок. Листок, точка. Линия, и т.п.); - слабо ориентируется в названии различных народных промыслов; - не всегда правильно использует нужную цветовую гамму. |
Композиция. | - выделяет в композиции главное – основные действующие образы (лица, предметы, одежду); - самостоятельно планирует композиционную схему; - изменяет форму и взаимное расположение объектов в соответствии с их сюжетными действиями. | - создает композицию в зависимости от сюжета – располагает объекты на узком и широком пространстве (земля – небо); - умеет изображать близкие и далекие предметы. | - слабые композиционные умения; - выделяя главное, забывает окружающую обстановку; - не точно «видит» композиционную схему. |
Жанровая живопись. | хорошо устанавливает в рисунке многообразные связи как по содержанию, так и по средствам выразительности; - при поддержке педагога старается выполнить многофигурные композиции; - в коллективных работах умеет активно сотрудничать с другими детьми, обращая внимание на расположение объектов в пространстве. | - хорошо и быстро выбирает сюжет на заданную тему; - испытывает сложности в композиционном размещении выбранного образа. | - не умет самостоятельно выбирать сюжет для рисования сказочного (былинного) образа; - не создает самостоятельно образы людей труда, животных |
.
Список литературы
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/. – М.: ТЦ Сфера, 1999.
2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей. - М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.
4. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗО студии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
5. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – издательский дом «Цветной мир», М.2013
6. . Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
7. Книжки-раскраски для детей дошкольного и младшего школьного возраста по декоративно-прикладному искусству. Под ред. С.Вохринцевой.
8. «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования» Хархан Г.В. «Логопед», 2004 - № 5
9. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край/Под ред. Дыбиной О.В.- Тольятти : Изд-во ТФСамГПУ,2001.-157с.
Литература для детей:
1. Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках. /Издательство «Стрекоза», 2007.
2. Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение, 1988.
3. Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
4. Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
5. Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
6. Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г
7. Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
8. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью». Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
9. Г. Ветрова «Сказка о сказочнике. Васнецов» Издательство «Белый город».
10. Г. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Серов» «Издательство «Белый город».
Рекомендации по методике рисования
Правила рисования краской.
- Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
- При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
- При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
- Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
- При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
- Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
- Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Рисование дерева (кисть).
Кисть ставим вначале листа, полностью поднимаем вверх, дерево вытягивается
к солнцу, по мере роста кисточку плавно «отрываем» от листа бумага и рисуем макушку ствола уже самый кончик кисти. Внизу ствол дерева толще, вверху - тоньше. Веточки вытягиваем от ствола - кверху тянулся рисуем самым кончиком кисти, но у ствола ветви чуть толще.
«Береза» - У плачущей березы вниз веточки тонко ведем как «косицы» девичьи.
«Цветущее дерево» - ствол и ветки рисуем так же, как обычно: внизу ствол толще, вверху - тоньше. Веточки вверх. А вот крону дерева можно «вылепить» и точечными мазками, прикладывая кисточку к бумаге (листик зеленого и листик белого цвета - чередование). Можно и в нетрадиционной технике: зеленая и белая гуашь разведена в розетках: салфетку в комочек смяли и поочередно, набирая краску, прикладываем его к ветвям дерева. В этой же технике выполняется и осеннее дерево (набирая и чередуя цвета: желтый, красный и зеленый) и зимнее дерево (набирая белый цвет 4- голубой или розовый, в зависимости от времени суток) в снежном уборе.
«Цветы».
Исходя из традиционного выполнения цветов («примакивания» кисти, точками и лучиками, изображая лепестки), можно эти же приемы использовать, но уже в технике по - мокрому. Омочив лист бумаги водой, и в разном порядке, нарисовав серединки цветка и пока не высохла бумага традиционными приемами рисуем лепестки, как бы «выкладываем» мозаику. Этот прием дает пышность, бархатистость лепесткам цветов.
«Изображение животных»
Дети, зная форму головы и туловища, животных и выполняя эти требования посредством карандаша графического и красок привыкают мыслить однообразно. В эти традиционные формы исполнения, можно внести интересные новые моменты
Новый материал: сангина, угольный карандаш и соус - передают фактуру шерсти. Например, «Дружная семейка» (зайчиха и зайчата выполняются угольным карандашом: овал маленький - голова, овал побольше - туловище, лапки - узкие овал; ушки - длинный овал). Прорисовали и легким движением уголек положили плашмя на изображение и покатали по контуру. И затем подушечкой указательного пальца растерли шерстку в разных направлениях, получилась теплая «шубка» у зайчихи – мамы. И зайчата - дети выполняют самостоятельно, закрепляя технологию выполнения и новую технику «растирки».
«Овечка»
Сангиной выполняют голову, туловище – овалы, а шубку кудрявую и челку на голове круговыми движениями, как бы «закручивая пружину» ведем линию не
отрываясь по всему туловищу овечки.
«Ежик» - гуашь)
традиционно: туловище - овал, иголки короткими штрихами тонкой кистью. Но можно и по-другому щетинная кисть (или для клея). Ею можно мало брать воды, но больше краски (гуашь хорошо разведенная, но плотная) и короткими, отрывистыми движениями колючую шубу ежика выполнить. И тонкой кистью дорисовать носик, лапки. Щетинной кистью можно выполнить и других животных: лису, волка, медведя и т.п.; и дерево в снегу (иней на дереве и сугроб снега вдоль листа бумаги) и одуванчик (желтый - когда цветет, и серый - когда появились семена).
«Светлое и темное»
Показать разницу в исполнении одной и той же темы, приемы рисования акварелью и гуашью, и карандашом графическим. Все предметы, которые нас окружают, одни светлее, другие темнее, т.е. они имеют свой тон. Например, небо над головой ярче, а вдалеке у линии горизонта — светлее. Бели проводить линию графическим карандашом то тон его меняется благодаря нажиму: нажали чутьсильнее и получили более яркий тон. Взяли акварель, чем больше добавили воды, тем светлее фон неба. Для изменения тона гуашиберется белая гуашь. И чем больше берется белой краски, тем светлее становится фон. Это будет «растяжка» от самого темного до самого светлого, цвета
«Рисование человека»
Чтобы дети поняли и соблюдали пропорции человека - дать схематичные изображения в движении одной линией: голова - круг, туловище - вниз прямая линия до бедер. Здесь важно показать на ребенке все движения, затем вниз две линии - ноги, плечи горизонтальная линия шире, чем голова и вниз 2 линии руки рисуем не до талии, а до бедер длинные во все туловище. А затем дать схемы человека в движении; то, что детям привычнее; присел, бежит, стоит, прыгает — те движения, которые они выполняют на физкультурных занятиях Кисти руки прорисовываем и говорим, ладошка как варежка (показ матрешки) - четыре пальца вместе, один отдельно. Этот прием дети запоминают очень быстро, «прием варежки».
Лицо: глаза не круглые (как привычно детям выполнять), а овальные, зрачок — кружочек закрасить, а не прозрачный; брови дугой, как радуга; нос разной формы и варианты («крючочек», точки две и прямая линия - переносица); 2 уха не круг, а овал. И обязательно показать стопы (ботинки, туфли и т.п.), а не просто линия (если это цвет и кисть, то кисть прикладываем; если это сангина или карандаш - небольшой прямоугольник или овал).
Примерные упражнения для рук
Комплекс № 1.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали,
Пусть немного отдохнут,
Снова рисовать пойдут.
Дружно локти отведем –
Снова рисовать начнем.
Активное сгибание и разгибание пальцев. Встряхнуть руками перед собой. Энергично отвести локти назад.
Комплекс № 2.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем-
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь –
Заколачиваем гвоздь.
Плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями. Разводить и сводить ноги, притопывая.
Комплекс №3
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки - плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем:
Крылья сложили назад.
Плавные покачивания поднятыми вверх руками; встряхивания рук перед собой. Горизонтальные одновременные движения руками вправо-влево.
Комплекс № 4.
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Плавное раскрытие пальцев. Помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол.
Комплекс № 5.
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так
Так головки убирали.
Сжимание и разжимание кистей рук.
Игры по ознакомлению детей
декоративно - прикладном искусством.
Дидактическая игра «Назови правильно».
Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.
Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»
Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.
Дидактическая игра «Составь хохломской узор».
Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.
Настольная игра «Домино».
Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.
Дидактическая игра «Угадай и расскажи».
Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.
Дидактическая игра «Городецкие узоры».
Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.
Дидактическая игра «Художественные часы».
Цель: закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.
Дидактическая игра «Собери гжельскую розу».
Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.
Физкультурные минутки для занятий по декоративно-прикладному искусству.
Кисточку возьмем вот так: Это трудно? Нет, пустяк. Вверх - вниз, вправо - влево Гордо, словно королева, Кисточка пошла тычком, Застучала «каблучком». А потом по кругу ходит, Как девицы в хороводе. Вы устали? Отдохнем И опять стучать начнем. Мы рисуем: раз, раз... Всё получится у нас! | Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Выполнять движения кистью руки. Кисточку ставить вертикально. Сделать несколько тычков без краски. |
Держим кисточку вот так: Это трудно? Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз Побежала наша кисть. А потом, а потом Кисточка бежит кругом. Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок! | Рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части. Движения кистью руки по тексту. Кисточку держат вертикально. Выполняют тычки без краски на листе |
«Курица с цыплятами» Вышла курочка-хохлатка, С нею жёлтые цыплятки. Квохчет курочка: ко-ко, Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите. | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. |
«Конь» Конь меня в дорогу ждёт Бьет копытом у ворот. На ветру играет гривой Пышной, сказочной красивой. Быстро я в седло вскочу Не поеду - полечу Цок-цок-цок, цок-цок-цок Там, за дальнею рекой Помашу тебе рукой. | Постукивание пальцами рук по столу. Махи руками в стороны. Постукивание пальцами рук по столу Ритмичное сжимание кулачков обеих рук. Помахать ладонями обоих рук. |
«Птички». Птички полетели, Крыльями махали, На деревья сели, Вместе отдыхали. | Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, Сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы Взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами Руки вверх, все пальцы широко расставить. То же что и на первую строчку. |
«Рисовали -1». Мы сегодня рисовали Наши пальчики устали Наши пальчики встряхнем Рисовать опять начнем Руки вместе, руки врозь Заколачиваем гвоздь. | Ритмичное сжимание кулачков обоих рук. Встряхивание кистями рук Свести и развести ладошки рук. Имитировать забивание гвоздика. |
«Утята». Встали как-то утром в ряд Десять маленьких утят. Посчитались, удивились, На две группы разделились. Перышки почистили, Головками повертели, Червячка склевали, К речке побежали. | Постепенно разжать кулаки, по одному пальцу. Показать 10 пальцев указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят. Руки в стороны, пальцы растопыренные Щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки. Пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону. Хватательные движения клювами - пальцами. Пальцы «побежали» по столу. |
«Цветки». Наши алые цветы распускают лепестки Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветы закрывают лепестки Головой качают, тихо засыпают. | Медленно разгибать пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо - влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед - назад. |
«Рисовали - 2». Мы сегодня рисовали Наши пальчики устали Пусть немного отдохнут Рисовать опять начнут Дружно локти отведем Снова рисовать начнем | Ритмично сжимать и разжимать кулачки обоих рук. Развести локти и снова свести вместе. |
«Теремок». Стоит терем-теремок Между двух лесных дорог. В этом тереме тетери Захотели печь пирог. Если любишь пироги Заходи, заходи. | Сложить из ладоней «крышу» Протянуть руки вперед Помахать ладонями скрёстно 1-ми пальцами круговые движения «стряпать» хлопки |
«Дом». На опушке дом стоит, На дверях замок висит, За дверями стоит стол, Вокруг дома частокол. Тук, тук, дверь открой! Заходите, я не злой. | «Домик» из ладоней Руки в «замок» Правый кулак накрыть левой ладонью Скрестить ладони перед собой Правым кулачком по левой руке Открыть «воротики» вертикально. |
«Кузнец». Ой, кузнец-молодец Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять. Отчего не подковать. Вот гвоздь, вот подкова Раз, два и готово. | Зовем к себе руками Сжимать и разжимать 1-ый палец, кулачок сжат Стучать кулачками Круговые движения руками Выставить поочередно каждую ладошку хлопки |
Конспект
«Чайная чашка для мамы»
Цели и задачи: подвести итог о знаниях и умениях по теме "гжель".
Материал и оборудование: посуда, иллюстрации и рисунки с гжельской росписью; лист бумаги - скатерть; гуашь синего цвета; кистьтонкая и толстая; посуда - шаблоны.
Составить узор, используя мотивы гжельской росписи.
Ход занятия.
В горнице иллюстрации, предметы, панно с гжельской росписью, рисунки на стенде. В центре горницы за столом располагаются дети. На столе скатерть, самовар, подсвечник. Выключается верхний свет, зажигается свечка. Создается таинственная обстановка.
На улице сегодня мороз, холодно, а у нас в горнице тепло, в печке весело поет огонь, самовар скоро закипит. Сегодня мы ждем гостью. К нам приедет принцесса Палитра. Гостья с дороги устанет, замерзнет и мы ее напоим чаем, чтоб она согрелась. А чтобы налить чай, нам потребуется посуда. У нашей королевы есть белоснежный чайный сервиз. Скучно, правда? Давайте мы ее украсим красивыми цветами, только одного цвета. А какие узоры у нас бывают только одного цвета? Послушайте подсказку и отгадайте, о каких узорах идет речь:
Собираю, разбираю
Васильковые цветы.
Я тебя не забываю
Не забывай и меня и ты
Василек , ты василек А лучше - незабудки. Заплету из них венок Для сестры Машутки.
-Назови подружка цветик, Самый милый и любой. -А подружка отвечает: -Колокольчик голубой!
Из лазаревого цвета
Наберу я два букета
Синей лентой завяжу
Кому в подарок - не скажу!
Ребята называют цветы: василек, роза, колокольчик, незабудки. (показ зарисовок гжельской росписи) .
Вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но узнать их можно сразу: Это роза, это бутон, это колокольчик. Они нарисованы синим цветом.
- Да, их называют кобальтовыми цветом.
Кобальтовый цветок расправляет синие лепестки и смотрит на мир с белого Снежного фарфора. Совсем как узоры на окне, которые расписал Мороз. Тонкий стебель синий склоняется под тяжестью кобальтового цветка, и раскрылись синие листья. А над ними спиралью закручиваются травинки-усики, взметнули синие крылья стрекозу и бабочки. Синие птицы поют свои песни кобальтовому цветку.
Большой мак и георгин, лесной колокольчик и гордая роза, пушистый одуванчик - все они пришли из далекого сказочного леса.
- Так как же называется этот цветок?
- Гжельский.
- Правильно, зимний и снежный, сказочный цветок и вас сегодня
расцветет на белоснежной посуде.
Детям раздаются шаблоны посуда. И они переходят в рабочую комнату-мастерскую, где они «творят» свой узор. Три широких мазка и появляется роза. Кисточка движется дальше и за ее концом, словно ниточка, тянется линия-стебелек. Короткие мазки - и появляются синие листочки, 2 штриха - и бутон. И спираль - усики весело побежали вверх.
На белоснежных чашках, блюдцах, на широком круглом блюде, на кружках и на кувшине расцветают кобальтовые цветы.
Когда работа закончена, ребята собирают всю посуду расписную и несут в горницу. На скатерть они раскладывают свои расписанные чашки, сахарницы, чайник и т.д.
Как подснежники, согретые яркими лучами солнца, синеют ваши цветы на белом «снегу» сервиза. Вот теперь и гостей можно ждать. В любой час напоить горячим чаем, и не страшно будет кобальтовому цветку от жары и от мороза он не погибнет, а только ярче будет синеть на ваших чашках, блюдцах. Если все делается с любовью да радостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружковой работы по Художественно эстетическому развитию "Веселые капельки" подготовительная группа
составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. КомаровойСрок реализации програ...
Конспект интегрированного физкультурно-речевого занятия для детей подготовительной группы комбинированной направленности «Этот удивительный цирк!»
Конспект интегрированного физкультурно-речеыого занятия для детей потготовительной группы комбинированной направленности "Этот удивительный цирк"...
Программа кружковой работы по экспериментальной деятельности "Маленькие учёные" в подготовительной группе
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о е...
Программа кружковой работы по художественно – эстетическому развитию «Пластилинография» в подготовительной группе.
Пластилинография - это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.Поня...
Консультация для родителей детей подготовительной группы комбинированной направленности. Готов ли ребенок к школе?
Консультация предназначена для педагогов ДОУ и родителей будущих первоклассников...