Программа "Волшебная кисточка" для дошкольников
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Организация педагогического процесса с учетом способностей и творческого потенциала детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Волшебная кисточка" для дошкольников | 80.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Утверждена: приказом заведующего МБДОУ «Детский сад №8» 26 августа 2017 г. № 26 | Принята на заседании педагогического совета протокол № 8 от 26 августа 2017 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»
для детей 5 -7 лет
срок реализации 2 года
г.Корсаков
2017г.
Пояснительная записка.
Дополнительная программа кружка «Волшебная кисточка» разработана в соответствии с программой Т. А. Копцевой. «Природа и художник», полностью придерживается её концепции.
Направленность программы:
Содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству направленно на формирование у дошкольников художественной культуры, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
В современном обществе ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития. На занятиях по данной программе мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Цель обучения:
Формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной; приобщение воспитанников к миру искусства; развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы; развитие мелкой моторики и образного мышления.
Задачи обучения:
- Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
- Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
- Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
- Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Отличительные особенности и методическое обеспечение программы.
- Комплексное приобщение детей к миру прекрасного и расширение круга представлений дошкольников об окружающей их действительности.
- Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания.
- Программа отличается инновационными подходами к организации и методике проведения занятий с детьми дошкольного возраста по развитию художественно-творческих способностей, адаптирована к специфике и особенностям образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №8».
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной Программы. Программа описывает курс подготовки по художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая, подготовительная группы).
Сроки реализации Программы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы 2 года;
Общее количество занятий – 62 (31 час - в каждой возрастной группе).
Формы и режим занятий.
Форма организации деятельности дошкольников фронтальная (работа по подгруппам) коллективная и индивидуальная (индивидуально-групповая), а так же организуется в виде посещения вернисажа, творческой мастерской, студии, праздника, сказки, экскурсии, ярмарки, занятие - игра, игра - путешествие, наблюдение, встречи с интересными людьми, открытое занятие и др.
Режим занятий.
Программа предполагает проведение художественно-творческой деятельности в каждой возрастной группе один раз в неделю с подгруппой во второй половине дня.
Ожидаемые результаты.
В процессе изучения изобразительного искусства дошкольник достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, декоративно-прикладное искусство), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
К концу первого года обучения дети:
- Научатся простым приёмам работы с гуашью, фломастерами, маркерами, углём, восковыми мелками, пастелью;
- Будут уметь внимательно рассматривать картины и репродукции художников, иллюстрации и фоторепродукции;
- Будут уметь восхищаться красотой и многообразием цвета в природе;
- Будут уметь видеть «настроение картины» по цветовому решению;
- Будут уметь различать тёплые и холодные цвета.
К концу второго года обучения дети:
- Научатся разным приёмам работы с гуашью, фломастерами, маркерами, углём, восковыми мелками, пастелью;
- Научатся работать в смешанной технике;
- Научатся смешивать краски для получения новых цветов;
- будут уметь внимательно рассматривать и анализировать картины и репродукции художников, иллюстрации и фоторепродукции;
- Научатся приёмам работы акварельными красками в технике «по - сырому»;
- Будут уметь использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линия) для осуществления своего замысла;
- Будут уметь одухотворять «живую» и «неживую» природу;
- Будут уметь работать с пластилином и природным материалом;
- Овладеют способностью чувствовать характер и изменчивость природы и выражать это в рисунке.
Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы:
- Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы.
- Регулярные отчётные выставки.
- Участие в областных, федеральных и окружных и городских конкурсах и выставках.
Возраст детей | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю раз |
старшая группа (5-6 лет) | 25 мин. | 1 раз |
подготовительная к школе группа(6-7 лет) | 30 мин. | 1 раз |
Учебно-тематический план работы.
Учебно-тематический план работы по развитию художественно - творческих способностей детей, включает в себя систему образовательной деятельности с учетом принципов последовательности и систематичности, связи сезонных изменений в природе, интеграции всех видов искусств, обычаев и традиций.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Учебно-тематический план первого года обучения.
ТЕМА | Практика | Теория | Всего занятий |
Октябрь | |||
Цель: Учить отражать в рисунке признаки осени. Вызвать радостные эмоции при восприятии поэтического произведения об осени. | |||
зритель».
«Унылая пора, очей очарованье…». | 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Ноябрь | |||
Цель: Познакомить с обитателями царства волшебницы Фауны. | |||
солнцем». | 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Декабрь | |||
Цель: Создание выразительных образов через форму, пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали, используя различные материалы (сангина, пастель). | |||
| 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Январь | |||
Цель: Опираясь на ранее полученные знания и опыт составлять композицию на зимнюю тематику. | |||
(Чудо-зверь).
анималистов (по замыслу). | 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 |
Февраль | |||
Цель: Закрепить знания о холодных и тёплых цветах через образ времени года. | |||
| 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Март | |||
Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помочь в выразительной передаче образа мамы. | |||
теремок».
| 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Апрель | |||
Цель: Развитие фантазии и воображения через изображения волшебных вещей (по сказкам). | |||
росписи: «Волшебный сосуд», «Ковер-самолет».
росписи: «Скатерть самобранка», «Шапка-невидимка».
росписи). | 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Май | |||
Цель: Передавать, используя композицию и колорит, свое отношение к сказочным существам. | |||
длинная коса», «Русалочка», «Водяной», «Кентавр».
«Волшебные цветы».
| 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Итого: | 31 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Учебно-тематический план второго года обучения
ТЕМА | Практика | Теория | Всего занятий |
Октябрь | |||
Цель: Закрепить знания теплых и холодных цветов в натюрморте, в составлении композиционного плана. | |||
и ковёр из осенних листьев».
от ветра».
холодной гамме». | 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Ноябрь | |||
Цель: Формирование навыков коллективной работы (согласование общей композиции, оказание помощи друг другу). | |||
Мухи. Комары. Бабочки, Стрекозы и т.д.».
подводного мира». | 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Декабрь | |||
Цель: Формирование представления об индивидуальной манере творчества некоторых художников. | |||
мяу?».
голове дерево растет?».
(рисование по желанию детей). | 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Январь | |||
Цель: Развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями посредством рисунка. | |||
(карнавальная маска).
| 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 |
Февраль | |||
Цель: Развивать у детей стремление и желание широко и свободно ориентироваться в цветовой действительности. | |||
| 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Март | |||
Цель: Формирование и развитие понятия - контрастные цвета (контрастные образы). | |||
| 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Апрель | |||
Цель: Познакомить детей с особенностями национальных костюмов пяти континентов. | |||
континенту (Египет, пирамиды). Азия – полет над Великой Китайской стеной.
| 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Май | |||
Цель: Опираясь на полученные знания, свой опыт составлять, изображать весеннюю природу. | |||
| 0.75 0.75 0.75 0.75 | 0.25 0.25 0.25 0.25 | 1 1 1 1 |
Итого: | 31 |
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Старшая группа
ОКТЯБРЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
- Введение «Природа – волшебница – художница – зритель».
- Образы неба «Светлые и темные краски».
- Образы земли «Разноцветные горы».
- Образы деревьев: «Семья деревьев», «Унылая пора, очей очарованье…».
Цель: Учить отражать в рисунке признаки осени. Вызвать радостные эмоции при восприятии поэтического произведения об осени.
Задачи программного содержания занятий:
1. Уметь отражать в своих рисунках впечатления, полученные от прогулок по лесу, парку, создавать изображения, соответствующие теме.
2. Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзажем.
3. Развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником в картине.
4. Развивать умение изображать предметы в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.
5. Предложить передать в рисунках колорит осеннего пейзажа в разную погоду.
6. Формировать умение, использовать в сюжетных рисунках разные способы рисования деревьев.
7. Познакомить с различными оттенками цветов по степени яркости (ярко-оранжевый, темно-коричневый, светло-желтый и др.).
8. Закрепление технических умений: рисовать концом кисти.
Формы и методы проведения занятий:
- беседа, рассказ;
- самостоятельная работа над завершением композиции;
- наблюдение за природными явлениями;
- работа с репродукциями.
Используемые средства на занятии:
- репродукции с живописных произведений;
- музыкальные произведения;
- использование пальчиковой гимнастики;
- физкультминутки;
- коллективное рисование на доске;
- стихи.
Материал: гуашь, акварель, бумага, уголь, кисти разного размера.
Координационная работа с воспитателями:
- внесение в развивающую среду репродукций картин, изображающих осеннюю природу;
- прогулки и наблюдение за изменением в природе на участке сада.
НОЯБРЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
- Мир животных «Кот Котофеевич».
- Образы подводного мира «Рыбы большие и маленькие».
- Образы птиц «Птичье семейство».
- Образы насекомых «Бабочки и стрекозы любуются солнцем».
Цель: Познакомить с обитателями царства волшебницы Фауны.
Задачи программного содержания занятий
1. Закрепить умение внимательно рассматривать иллюстрации животных подводного мира, птиц, насекомых.
2. Отображать в рисунке их характерные особенности.
3. Упражнять в технических умениях в рисовании.
4. Развивать творчество в смешивании двух цветов для получения нового.
5. Закрепить понятие холодные цвета.
6. Формировать у детей способы согласованных действий на коллективных изобразительных занятиях, умение распределять работу среди участников.
7. Познакомить с техникой работы по - мокрому.
Формы и методы проведения занятий:
- игровой момент;
- беседа;
- рассматривание иллюстраций рыб, птиц, насекомых;
- самостоятельный выбор образа для предметного или сюжетного рисования.
Используемые средства на занятии:
- музыкальные произведения;
- стихи;
- загадки;
- иллюстрации, открытки, фото с изображениями птиц, рыб, насекомых;
- физкультминутки.
Материал: цветной мел, гуашь, акварель (работа по мокрому), кисти, силуэты аквариумов, бумага.
Координационная работа с воспитателями:
- беседа о рыбах;
- рассматривание иллюстраций.
ДЕКАБРЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
- Образы диких зверей «Семья белых медведей и бурых».
- «Дикие звери наших лесов».
- Образы домашних животных «Корова – Бурёнка».
- «Добрый пёс».
Цель: Создание выразительных образов через форму, пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали, используя различные материалы (сангина, пастель).
Задачи программного содержания занятий:
1. Закреплять умения замечать, выделять характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке.
2. Совершенствовать умение придавать образам животных выразительность через изображение движений и их позу в рисунке.
3. Развивать умение, использовать щетинную кисть для передачи фактуры тела животного.
4. Развивать интерес у детей к совместной деятельности в рисовании – объединять индивидуальные работы в общий сюжет.
5. Развивать композиционные умения.
6. Передача своих чувств и отношений в изображении.
Формы и методы проведения занятий:
- беседа по картине, иллюстрации (животные);
- анализ объекта;
- самостоятельная работа;
- придумывание названий композициям.
Используемые средства на занятии:
- фотографии, иллюстрации;
- пальчиковая гимнастика и пантомима;
- коллективное рисование на листе бумаги;
- физкультминутки;
- сравнение приемов работы кистью и твердыми графическими материалами.
Материал: гуашь, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров и щетинная, цветной мел.
Координационная работа с воспитателями:
- дидактические игры: «Узнай по описанию» (про животных);
- внесение в группу книг про животных наших лесов.
ЯНВАРЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
- Образы природы в зимний период. Рассматривание и рисование окружающей природы.
- Образы фантастических животных в рисовании (Чудо-зверь).
- Образы животных в творчестве художников – анималистов (по замыслу).
Цель: Опираясь на ранее полученные знания и опыт составить композицию на зимнюю тематику.
Задачи программного содержания занятий:
1. Закрепить знания о жанре изобразительного искусства пейзажем, учить при рассматривании, выделять, такие средства выразительности как композиция и колорит.
2. Формировать умение изображать пейзажи, отображающие разные периоды зимы и разную погоду.
3. Использование разных приемов рисования щетинной кистью для изображения снега, хвои.
4. Закрепить знания детей о холодных и теплых цветах, умение осознанно использовать их в рисовании.
5. Совершенствовать умение смешивать краски для получения нужного оттенка цвета.
6. Развивать воображение и фантазию в придумывании и изображении чудо-зверя.
7. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.
Формы и методы проведения занятий:
- беседа по картине;
- самостоятельное составление композиции и завершение её.
Используемые средства на занятии:
- репродукции с живописных произведений;
- физкультминутки;
- музыкальные произведения;
- игры на закрепление знания холодных цветов;
- игры на закрепление знаний о пейзаже;
- скульптуры, статуэтки (чудо-звери – каргопольская игрушка);
- загадки;
- стихи.
Материал: гуашь, цветной мел, кисти, бумага разного формата.
Координационная работа с воспитателями:
- разучивание стихов про зиму.
- внесение в развивающую среду репродукций картин с зимней тематикой.
ФЕВРАЛЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
- Я – художник. Рисование по сказке «Двенадцать месяцев».
- Образы природы в народных праздниках «Масленица».
- Образы времени года в искусстве («Костюм Зимы, Весны, Лета и Осени»).
- Дом: «Замок – сосулька», «Терем-цветок».
Цель: Закрепить знания о холодных и тёплых цветах через образ времени года.
Задачи программного содержания занятий:
1. Помочь овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков:
- изображать место действия, располагая предметы на широкой поверхности земли, удаленные предметы рисовать меньшей величины;
- передавать взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга и передачу движений;
- передавать время года и суток через определенный колорит;
- придавать выразительность сказочным образам через передачу характерной формы, подбор цвета подчеркивания тех или иных особенностей.
2. Развивать фантазию в изображении сказочных построек: терема, дворцы, передавая характерные особенности их внешнего вида.
3. Закрепить знания о холодных и теплых цветах, умение осознанно использовать их в рисовании.
4. Отрабатывать технические приемы в рисовании.
5. Развивать творчество и фантазию.
Формы и методы проведения занятий:
- беседа (по теме занятия);
- игровая ситуация;
- рассматривание иллюстраций по временам года;
- самостоятельная работа в создании композиции.
Используемые средства на занятии:
- музыкальные произведения;
- физкультминутки;
- иллюстрации;
- стихи;
- загадки.
Материал: гуашь, акварель, восковой мелок, цветной мел, пастель, листы бумаги разного формата, разные кисти.
Координационная работа с воспитателями:
- дидактические игры на закрепление знаний о времени года.
М А Р Т
Основные темы и сюжеты занятий:
- Весенние праздники «Мамин праздник».
- «Первые цветы».
- Любимые сказки: «Волшебная палочка», «Терем – теремок».
- «Путешествие в сказочную страну на воздушном шаре, волшебном паровозике, паруснике».
Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом. Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помочь в выразительной передаче образа мамы.
Задачи программного содержания занятий:
1. Познакомить детей и закрепить знания о портрете в играх.
2. Закрепить овладение композиционными умениями построения сюжетных рисунков.
3. Познакомить детей с произведениями книжной графики художников В.Конашевича и Н.Кочергина к русским народным сказкам А.С.Пушкина.
4. Развивать творческое воображение и фантазию в выборе сюжета рисования.
5. Закреплять технические приемы в рисовании.
6. Изображение старинной русской постройки, передать характерные особенности их внешнего вида, старинные архитектурные, детали.
7. Продолжать развивать аналитико-синтетические способности детей: умения оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными в начале занятия задачами.
Формы и методы проведения занятий:
- сюрпризный, игровой момент;
- рассматривание иллюстраций к сказкам.
Используемые средства на занятии:
- иллюстрации к русским народным сказкам;
- книги-сказки А.С.Пушкина;
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутки;
- веревочки для выкладывания фигур;
- сказки;
- загадки.
Материал: по выбору детей: гуашь, акварель, мелки, карандаши, пастель,
Координационная работа с воспитателями:
- чтение волшебных сказок, сказок А.С.Пушкина (по возрасту).
АПРЕЛЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
1. Волшебные предметы по мотивам Городецкой росписи: «Волшебный сосуд», «Ковер-самолет».
2. Волшебные предметы по мотивам Городецкой росписи: «Скатерть самобранка», «Шапка-невидимка».
3. «Сказочный торт».
4. Образы волшебной птицы (по мотивам дымковской росписи).
Цель: Развитие фантазии и воображения через изображения волшебных вещей (по сказкам).
Задачи программного содержания занятий:
1. Познакомить с новым видом народно-прикладного искусства – городской росписью на деревянных изделиях, с характерными особенностями Городецкого узора (элементы, композиция и цветосочетания).
2. Помочь освоить способы изображения разных элементов росписи: цветков, бутонов, листьев.
3. Способствовать использованию в узорах цветовую гамму, характерную для Городецкой росписи, сочетать в цветках и бутонах близкие цвета.
4. Формировать умение использовать разные технические приемы рисования мелких листьев и лепестков, рисования концом кисти («оживок») для украшения декоративных цветков и листьев.
5. Предложить самостоятельно составлять композиции узора по мотивам Городецкой росписи.
6. Закрепить умение самостоятельно рисовать птиц по мотивам дымковской игрушки.
7. Воспитывать аккуратность в работе.
Формы и методы проведения занятий:
- сюрпризный момент;
- игровая ситуация;
- беседа.
Используемые средства на занятии:
- иллюстрации – схемы по мотивам городецкой росписи и дымковской игрушки;
- стихи;
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутка.
Материал: гуашь, кисти № 2, 3, силуэты волшебных вещей.
Координационная работа с воспитателями:
- внесение в развивающую среду деревянных изделий выполненных по мотивам Городецкой росписи;
- закрепление в играх принадлежности того или иного элемента к городецкой росписи.
М А Й
Основные темы и сюжеты занятий:
- Сказочные герои: «Богатыри», «Варвара краса – длинная коса», «Русалочка», «Водяной», «Кентавр».
- «Палкан» (по каргопольской игрушке).
- «Цветы сказочной красоты», «Цветы весны», «Волшебные цветы».
- Обобщающее занятие: рассматривание репродукций картин по теме «Весна». Итоговая выставка детских рисунков.
Цель: Передавать, используя композицию и колорит, свое отношение к сказочным существам.
Задачи программного содержания занятий:
1. Закрепить понятие «портрет».
2. Применить знания и умения, полученные при знакомстве с портретом на практике.
3.Закреплять умение рассматривать иллюстрации к книгам, находить сходство и различия между сказочными героями и реальными людьми.
4.Развивать умение изображать в рисунке весенние цветы: тюльпаны, нарциссы, передавать их характерные особенности.
5. Закрепить умение строить композицию натюрморта.
6. Формировать умение передавать в сюжетных рисунках весенний колорит, разное содержание и композицию.
7. Отрабатывать в рисовании технические умения и навыки.
8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы.
Формы и методы проведения занятий:
- игровая ситуация;
- беседа.
Используемые средства на занятии:
- иллюстрации к сказкам;
- букет живых цветов;
- пальчиковая гимнастика;
- этюды на развитие творческого воображения;
- стихи;
- загадки;
- репродукции: пейзаж, натюрморт.
Материал: дети выбирают материал самостоятельно.
Координационная работа с воспитателями:
- игры на развитие чувства цвета.
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Подготовительная к школе группа.
ОКТЯБРЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
- Мир природы. Введение «Рисунок на свободную тему».
- Образы неба и земли «Небесные переливы и ковёр из осенних листьев».
- Образы деревьев «Деревья, согнувшиеся от ветра».
- Образы цветов «Натюрморт в тёплой и холодной гамме».
Цель: Закрепить знания теплых и холодных цветов в натюрморте, в составлении композиционного плана.
Задачи программного содержания занятий:
1. Закрепить знание о натюрморте, учить составлять натюрморты из предметов нас окружающих и придумывать названия.
2. Развивать умение видеть единство средств выразительности рисунка, колорита и композиции – в передаче отношения художника к красоте окружающего мира.
3. Формировать умение общаться по поводу картин, высказывать свои суждения и доказательные оценки, используя образные эмоционально-эстетические и искусствоведческие термины.
4. Закрепить приемы изображения деревьев разными способами, передавая характерные особенности деревьев разных парод, различать деревья по силуэту и кроне, изображать деревья, склоненные от ветра.
5. Закреплять умение использовать в передаче настроения краски теплого и холодного цветов.
6. Упражнять в технических приемах в рисовании.
7. Развивать воображение и фантазию.
Формы и методы проведения занятий:
- самостоятельная работа над завершением композиции;
- игровые ситуации;
- беседа: «Как художник составляет натюрморт».
Используемые средства на занятии:
- репродукции с живописных картин;
- загадки;
- стихи;
- музыкальные произведения;
- игры (практическое задание «составь натюрморт», «составь красивый букет»;
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутки;
- иллюстрации с изображением цветов и разных пород деревьев;
- наблюдение на прогулке.
Материал: бумага разных форматов, гуашь, акварель, кисти, цветные мелки (для тонирования).
Координационная работа с воспитателями:
- на прогулке понаблюдать какого цвета и оттенков бывает небо в ясную погоду и хмурую, каких цветов бывают осенние листья, рассмотреть кроны деревьев.
НОЯБРЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
- Мир животных «Животные наших лесов».
- Образы птиц «Перелетные птицы».
- Образы насекомых «Букашки – таракашки. Мухи. Комары. Бабочки,
Стрекозы и т.д.».
- Образы подводного царства «Жители подводного мира».
Цель: Формирование навыков коллективной работы (согласование общей композиции, оказание помощи друг другу).
Задачи программного содержания занятий:
1. Познакомить детей с одноцветной книжкой графикой, с её средствами выразительности (линии разной толщины, штрихи разного характера…).
2. Показать использование в карандашных (угольных) рисунках умение изображать оперение птиц штрихами разного характера, разным нажимом.
3. Сформировать обобщенное представление о внешнем облике птиц, рыб, насекомых, понимание, что все птицы, насекомые, рыбы сходны по строению несмотря на различия в окраске, форме и величине частей.
4. Формировать умения передавать в рисунках характерные особенности разных птиц и изображать птиц в разных позах и движении (сидит, клюёт, летит, оглядывается).
5. Формировать у детей понимание необходимости обследования предметов перед их изображением.
6. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы.
Формы и методы проведения занятий:
- обследование предметов;
- беседа;
- выбор материала для работы в зависимости от поставленных задач;
- сюрпризный момент.
Используемые средства на занятии:
- иллюстрации, книги, открытки, фото с изображением птиц, рыб, насекомых;
- стихи;
- загадки4
- музыкальные произведения;
- пантомима;
- пальчиковая гимнастика;
- сравнение приемов кистью и графическим материалом.
Материал: по выбору детей.
Координационная работа с воспитателями:
- внести в развивающую среду группы иллюстрации с изображением рыб, птиц, насекомых;
- наблюдение за повадками попугаев, рыбок и их окраской и фактурой тела.
ДЕКАБРЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
- Образы домашних животных «Кто сказал мяу?».
- Образы диких животных «У кого на голове дерево растет?».
- Образы экзотических животных «Слоны, жирафы, носороги, бегемоты, львы, верблюды…».
- Фантастическое животное «Чудо зверь» (рисование по желанию детей).
Цель: Формирование представления об индивидуальной манере творчества некоторых художников.
Задачи программного содержания занятий:
1. Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке.
2. Закреплять умение придавать образам животных выразительность через изображение движений и позу.
3. Развивать передачу признаков необычности сказочности, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию – при изображении сказочных образов.
4. Упражнять в умении для передачи фактуры тела животного использовать щетинную кисть.
5. Закреплять технические навыки в рисовании.
6. Воспитывать у детей интерес в совместной деятельности в рисовании – объединять индивидуальные работы в общий сюжет.
Формы и методы проведения занятий:
- формы;
- игра;
- анализ репродукций и иллюстраций книжной графики;
- самостоятельная работа в разных техниках.
Используемые средства на занятии:
- иллюстрации с изображением животных;
- музыкальные этюды;
- загадки;
- стихи;
- пантомима;
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутка.
Материал: по выбору детей: гуашь, уголь, пастель, цветной мелок, щетинная кисть, бумага разного размера.
Координационная работа с воспитателями:
- внесение в группу изображения животных жарких стран, диких и домашних животных;
- игры на закрепление классификации диких и домашних животных;
- составление описательных рассказов о домашних животных.
ЯНВАРЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
1. Образы животных – символов нового года (карнавальная маска).
2. Мои друзья: «Семья», «Я с другом».
3. Едем в страну Выдумляндию и Вообразилию на фантастическом транспорте. (В стране Лилипутии – я великан. В стране Великании – я лилипут, гном).
Цель: Развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями посредством рисунка.
Задачи программного содержания занятий:
1. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.
2. Обучать приемам создания композиций (расположению изображений на листе бумаги).
3. Развивать умение изображать в рисунке главное, то есть те предметы, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения.
4. Отрабатывать передачу в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве.
5. Направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамике, поз, деталей.
6. Способствовать восприятию наблюдений явлений окружающего мира, необходимых для выполнения сложного рисунка.
7. Побуждать детей к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении разнообразных средств выразительности: композиции, колорита.
8. Продолжать закреплять в рисовании характерные особенности в изображении человека.
Формы и методы проведения занятий:
- беседа;
- игра;
- рассматривание иллюстраций (сказочных);
- рассматривание портретов.
Используемые средства на занятии:
- репродукции с животных и графических произведений;
- книги;
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутки;
- современные детские песни;
- пантомима.
Материал: уголь, простой карандаш, гуашь, акварель, листы формата А3, А4.
Координационная работа с воспитателями:
- внесение в развивающую среду работ художников (Е.И.Чарушин, В.М.Васнецов, В.Г.Сутеев);
- игры на классификацию (животные).
ФЕВРАЛЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
- Холодное царство «Пингвины на льдине».
- Тёплое царство: «Путешествие на африканский континент с ребятами - негритятами».
- Серебряная рыба.
- Чудо-Юдо, рыба кит (по сказке П.Ершова).
Цель: Развивать у детей стремление и желание широко и свободно ориентироваться в цветовой действительности.
Задачи программного содержания занятий:
1. Закреплять понятие холодные и теплые цвета.
2. Направлять внимание детей на сравнение цветов и оттенков в природе, в предметной среде, развивать умение видеть красивые сочетания цветов.
3. Выделять теплые и холодные тона и оттенки, видеть богатство оттенков.
4. Дать детям представления об изменчивости природных цветов в связи с изменением времени года.
5. Развивать творчество в подготовке цветового фона для рисования, используя разные техники покрывания бумаги цветом (одним цветом ватным тампоном – поролоном или плоской большой кистью, размывка, вливание цвет в цвет, набрызг и др.).
6. Закреплять умение смешивать два цвета для получения нового.
7. Закреплять технические приемы в рисовании.
8. Развивать воображение и фантазию.
Формы и методы проведения занятий:
- беседа;
- рассматривание иллюстраций, анализ;
- игровая ситуация;
- самостоятельная работа над завершением композиции.
Используемые средства на занятии:
- использование музыкальных произведений;
- иллюстрации с изображением обитателей Антарктиды и Африки;
- пальчиковая гимнастика;
- загадки;
- стихи.
Материал: гуашь, цветные мелки, восковые мелки, акварель, кисти (разных размеров), материал для тонирования, листы бумаги разных размеров.
Координационная работа с воспитателями:
- беседа с детьми об обитателях холодных и теплых стран;
- чтение отрывка из сказки: «Конёк-горбунок» П.П.Ершова про «чудо-рыбу».
М А Р Т
Основные темы и сюжеты занятий:
- Страна улыбок – царство цветов (контраст теплых и холодных цветов).
- «Шахматное королевство - королевство графики» (белое на черном, черное на белом).
- «Сказочный средневековый замок».
- Страна чудес: «Музыкальная страна», «Музыка в красках».
Цель: Формирование и развитие понятия - контрастные цвета (контрастные образы).
Задачи программного содержания занятий:
1. Закрепить знание теплых и холодных цветов.
2. Работа под стилем рисунков с контрастными образами, построенных на мягких и угловых линиях.
3. Обработка точности в движении руки при рисовании волнистых, спиралевидных и ломаных линий.
4. Знакомство с элементами печатных букв и буквами в штриховых композициях.
5. Развитие навыков работы над сложными символическими композициями, графическими орнаментами, при рисовании которых движение кисти руки похоже на движение руки при письме.
6. Развитие взаимосвязи образов, созданных в разных видах искусства, с объектами действительности и со спецификой графики.
7. Отработка приемов последовательности в работе.
Формы и методы проведения занятий:
- беседа, игры;
- анализ репродукций (контраст);
- работа в свободной технике, по выбору ребенка;
- придумывание названия работам.
Используемые средства на занятии:
- репродукции, книги;
- музыкальные произведения;
- образы шрифтов и шрифтовых композиций;
- книги-азбуки;
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутки.
Материал: гуашь, акварель, бумага, уголь, гелевая ручка, кисти.
Координационная работа с воспитателями:
- игры на закрепления знаний о теплых и холодных цветах;
- игры на закрепление узнавать и называть контрастные цвета.
АПРЕЛЬ
Основные темы и сюжеты занятий:
Пять континентов.
1. «Русский сувенир – Матрёшка».
2. Путешествие по африканскому континенту (Египет, Пирамиды). Азия – полет над Великой Китайской стеной.
3. «Полет над Кавказскими горами».
4. Американский континент «Ребята индейцы с разрисованными лицами и перьями на голове».
Цель: Познакомить детей с особенностями национальных костюмов пяти континентов.
Задачи программного содержания занятий:
1. Познакомить с элементами композиции, цветосочетанием росписей.
2. Закреплять знания в группировке цветов: яркие, темные, светлые, использовать эти знания при украшении национальных костюмов.
3. Внимательно рассматривать жителей разных стран, находить общее и различия.
Формы и методы проведения занятий:
- самостоятельная работа над формой изделия и украшения его;
- выбор материала для работы в зависимости от задач;
- беседы;
- игры.
Используемые средства на занятии:
- репродукции, игрушки;
- литературные и музыкальные произведения;
- загадки;
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутки.
Материал: по выбору детей.
Координационная работа с воспитателями:
- беседа о матрешке, внесение в группу игрушки и иллюстраций;
- роспись силуэтов.
М А Й
Основные темы и сюжеты занятий:
- Цветы весной: ландыши.
- Цветы весной: сирень.
- Медведица с медвежонком.
- Ласточки прилетели.
Итоговая выставка детских рисунков.
Цель: Опираясь на полученные знания, свой опыт составлять, изображать весеннюю природу.
Задачи программного содержания занятий:
1. Формировать и закреплять умения передавать в сюжетных рисунках весенний колорит, разное содержание и композицию.
2. Познакомить со способом составления сиреневого цвета различных оттенков.
3. Закрепить умение строить композицию натюрморта.
4. Изображать характерные особенности.
5. Закрепить в играх знания жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет.
6. Развитие воображения, творчества.
7. Формирование технических умений и навыков в рисовании.
8. Формировать навыки совместной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции).
9. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы.
Формы и методы проведения занятий:
- беседа;
- игры;
- рассматривание весенних иллюстраций, фото;
- самостоятельная работа в разных техниках.
Используемые средства на занятии:
- репродукции с живописных картин;
- стихи;
- литературные произведения;
- музыкальные произведения;
- дидактические игры;
- физкультминутки;
- загадки.
Материал: по выбору и желанию детей.
Координационная работа с воспитателями:
- выучить стихи про весеннюю погоду, цвет;
- игры на классификацию (цветы: садовые, полевые);
- закрепить особенности весны.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Помещение:
- Занятия проводятся в изостудии;
- изостудия, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: В изостудии есть: удобные разноуровневые столы и стулья, мольберты, магнитная доска, компьютер, проектор, экран;
- Уголок экспериментирования с различными материалами;
- Стеллажи с различными художественными ( акварель, гуашь ), графическими ( цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, цветные и гелиевые ручки, пастель сухая и масляная, уголь ) и
- Библиотека с методической литературой;
- Библиотека с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом;
- Технические средства: музыкальный центр + аудиокассеты, диски; телевизор; DVD + диски;
- Мини - галерея;
- Выставочный комплекс.
Примерный комплект художественных материалов,
инструментов и оборудования:
Бумага, основа для композиций
- Листы белой и тонированной бумаги в формате А - 4.
- Рулоны обоев.
- Белый и цветной картон.
- Наборы цветной бумаги.
- Салфетки белые и цветные однотонные.
Художественные материалы, инструменты и их «заместители»
- Кисти разных размеров (толстые, тонкие, жесткие).
- Краски гуашевые.
- Краски акварельные.
- Цветные и простые карандаши.
- Фломастеры.
- Восковые мелки.
- Ватные палочки.
- Тычок большой.
- Штампики (резиновые, пробковые).
- Штемпельные подушечки.
- Баночки для воды, матерчатые салфетки.
- конструктивными материалами ( пластилин, глина, различные виды бумаги, природный материал);
Бытовой и бросовый материал
1. Фантики на бумажной основе.
2. Трубочки для коктейля.
3. Зубные щетки.
4. Маленькие баночки (для рисования мыльными пузырями).
5. Тарелочки для раздаточного материала.
Дидактическое обеспечение курса:
Список репродукций для рассматривания и бесед.
Натюрморты:
- Врубель М. «Сирень».
- Кончаловский П.: «Персики», «Сирень».
- Машков И.: «Синие сливы», «Две темные розы и тарелка с клубникой», «Снедь московская: хлебы».
- Петров-Водкин К.С. « Бокал и лимон».
- Толстой Ф. «Букет цветов, бабочка и птичка».
- Хруцкий И.: «Букет со свечой», «Цветы и плоды».
Пейзажи:
- Айвазовский И.: «Волна», «Девятый Вал».
- Бакшеев В. «Голубая весна».
- Васильев Ф «Мокрый луг».
- Васнецов В. «Река Вятка».
- Волков Е. «Ранний снег».
- Грабарь И.Э.: «Иней», «Мартовский снег».
- Дубровский Н. «Притихло».
- Жуковский С.Ю.: «Заброшенная терраса», «Зимний вечер».
- Куинджи А.И.: «Днепр утром», «Зима», «На севере диком», «Ночь над Днепром».
- Левитан И.: «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март».
- Остроухов И.С.: «Золотая осень», «Осень».
- Поленов В. «Московский дворик».
- Рылов А. «В голубом просторе».
- Саврасов А.: «Грачи прилетели», «Осень».
- Шишкин И.И.: «Березовая роща», «Зимний лес. Иней», «Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору».
Портреты:
- Аргунов И. «Портрет русской крестьянки в русском костюме».
- Боровиковский В. «Портрет Лопухиной».
- Васнецов А. «Весна».
- Кипренский О. «Автопортрет».
- Кончаловский П.: «Автопортрет», «Ярмарки на Ильмень озере», «С покоса»
- Крамской И. «Неизвестная».
- Левитан И. «Автопортрет».
- Маковский К.: «Любители соловьев», «Наем прислуги», «Две матери», «Отдых охотника», «Мальчик Вася».
- Перов В.: «Тройка», «Спящие дети», «Охотники на привале», «Птицелов»
- Серов В. «Девочка с персиками».
- Суриков В. «Портрет балерины Н.Ф. Матвеевой».
- Тропинин В.: «Портрет старика опирающегося на палку», «Кружевница».
Исторический и бытовой жанр:
- Перов В. «Охотники на привале».
- Клодт М. «На пашне».
- Пластов А. «Деревенский март».
Сказочный (фантастический) жанр:
- Васнецов В.: «Снегурочка», «Богатыри», «Иван – царевич на сером волке», «Алёнушка».
Наглядный материал (комплекты иллюстрации, профессиональных рисунков, репродукций):
- времена года (зима, весна, лето, осень);
- бабочки и цветы;
- ягоды, грибы;
- подводный мир;
- здания, транспорт;
- космос;
- человек;
- животные (домашние, дикие);
- птицы (домашние, дикие).
Изделия декоративно-прикладного искусства:
Народные игрушки:
1.Русская матрешка.
2.Дымковская игрушка: барыня, водоноска, нянька, лошадка, козел, петух.
3.Каргопольская игрушка: баран, петух, козел.
4.Старооскольская игрушка: медведь, уточка, петушок.
5.Филимоновая игрушка: петух, барыня, лошадь.
6.Славянские лоскутные игрушки: петушок - погремушка, мяч-гремушка, солнечный конь.
Декоративная роспись:
1. Гжель: чайник, ваза.
2. Городецкая роспись по дереву: дощечка, бочонок.
3. Жостовская роспись на металлических подносах: поднос «Цветы», поднос «Розы».
4. Хохломская роспись по дереву: ложки, поднос, ваза.
Л И Т Е Р А Т У Р А.
- Т.А. Копцева «Природа и художник» Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. ( Творческий Центр «Сфера». Москва 2001 год. ).
2. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
3. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»
4. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
5. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.
6. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
7. Расписные изделия мастеров Урала. - М., 1983.
8. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. - М., 1988.
Подготовка материала осуществляется с учетом следующих принципов:
- принцип сезонности - построение познавательного компонента определяется с учетом природных изменений;
- принцип систематичности и последовательности - решение задач эстетического воспитания и развития детей осуществляется «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности - построение содержания работы постепенно усложняется и расширяется от «возраста к возрасту»;
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности - воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего;
- принцип естественной радости - радости эстетического восприятия чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости.
Методика проведения художественно-творческой деятельности предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, поделок, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, участие дошкольников в творческих конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...