Доклад " «Применение метода правополушарного рисования с детьми 4-5 лет»
материал по рисованию
Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad4.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Соколёнок»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Доклад
«Применение метода правополушарного рисования с детьми 4-5 лет»
Составила:
педагог дополнительного образования
Вылегжанина А.Н.
г. Москва
2020 г.
Что такое правополушарное рисование
Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.
Разработан американской преподавательницей рисования Бетти Эдвардс и основан на исследовании мозга нобелевского лауреата Роджера Сперри. Методика рисования Б. Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария - видеть контуры, вместо фигуры, различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон), видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции), видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие. Методика основывается на развитии правого полушария, т. к. именно оно отвечает за творческие процессы.
Отличительной особенностью метода является использование упражнений, направленных на развитие навыков восприятия и обеспечивающих хотя бы частичное переключение на правое полушарие головного мозга, что благоприятно влияет на процесс образования в целом. Освобождая даже малую часть учебного дня от заданий (вербальных, логических) активизирующих работу левого полушария и предполагающих постоянную обработку вербальной информации, мы даем обучающимся возможность расслабиться, «побыть в тишине и спокойствии», отдохнуть от непрестанного словесного напряжения и необходимости соперничать со сверстниками в глубине и точности знаний.
Метод правополушарного рисования позволяет:
∙ Упростить творческий процесс,
∙ Исключить анализ деятельности,
∙ Избавить от внутренних преград,
∙ Обрести внутреннюю гармонию,
∙ Раскрыть творческие способности, и проявить индивидуальность.
Для детей естественно любить рисование красками и карандашом. К сожалению, в системе образования остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все больше времени заняты точными науками, что больше стимулирует развитие левого полушария. Между тем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий.
Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью метода правополушарного рисования не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Дети, у которых сгармонизирована работа обоих полушарий, меньше устают, более работоспособны.
Есть у правополушарного рисования и еще одно заметное преимущество – родителям будет гораздо легче оторвать ребенка от телевизора и компьютера, ведь творчество – это естественная и очень сильная мотивация для развития творческого мышления у ребенка.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».
Приемы, используемые в работе:
1. Кинезиологические упражнения, направленные на гармонизацию межполушарного взаимодействия;
2. Рисование перевернутых изображений — активизирует правое полушарие мозга, так как левое полушарие «отказывается» его выполнять, потому что не может правильно определить и назвать части перевернутого изображения. К тому же, по мнению левого полушария, перевернутый рисунок выглядит слишком непривычно, а значит, копировать его не имеет никакой практической пользы.
3. Упражнения на восприятие краев (передачу линий и контуров) - для выполнения этих заданий потребуется быть чрезвычайно внимательным ко всем, даже самым незначительным (по мнению левого полушария) и мельчайшим деталям. Более того, нужно замечать отдельные составляющие каждой такой несущественной детали. Данное упражнение быстро надоест левому полушарию, поскольку его выполнение занимает слишком много времени и этот процесс не может быть описан словами. Как только левое полушарие отключится, за работу принимается правое.
4. Упражнения на восприятие пространства (передачу негативного пространства) - левое полушарие сразу отказывается их выполнять, потому что негативное пространство — это не предмет, который можно описать или назвать, а просто-напросто пустое место. Пустоты, по мнению левого полушария, недостаточно важны, чтобы тратить на них время. Тогда за дело берется правое полушарие, способное воспринимать целостные образы (как фигуры, так и пустоты между ними), и с превеликим удовольствием справляется с поставленной задачей)
5. Упражнения на восприятие соотношений (передачу перспективы и пропорций при изображении зданий и интерьеров) - при выполнении этого задания левое полушарие вынуждено столкнуться с ненавистными ему парадоксами и неясностями, ведь в перспективе пропорции и углы изменяются, поэтому кажется, что изображаемые предметы выглядят несколько непривычно. Правое полушарие воспринимает реальность такой, какой она видится, а потому без труда сможет передать в рисунке перспективу и пропорции.
6. Упражнения на восприятие света и тени (передачу характеристик цвета) - включают в себя изображение фигур, образованных игрой света и тени. Нарисованные фигуры являются настолько сложными и неопределенными, что их невозможно выразить и описать словами. По этой причине левое полушарие самоустраняется от выполнения данного упражнения, и к работе приступает правое полушарие, которое обожает сложные задания. Оно с радостью берется за создание трехмерного изображения, образованного переплетением света и тени.
Литература:
1. «Искусство и развлечения» Анастасия Истомина, 2015г.
2. «Как нарисовать все что угодно» 2015г.
3. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
4. «Ты – Художник» Бетти Эдвардс, 2010г.
5. «Цвет», Бетти Эдвардс 2010г.
6. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПБ.: КАРО, 2007г.
7. И. А. Лыкова «Цветная мозаика» М., 2000.
8. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208с.
9. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПБ.: Речь; М.: Сфера,2011.
11. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
12. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
13. СанПиН 2.4.1.3049–13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Елена Телегина Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУКонспект НОД с детьми старшей группы «Весенние цветы»5...
Конспект ООД по художественно-эстетическому направлению (рисование) с применением методики правополушарного рисования «Настроение вдохновения" для детей старшего дошкольного возраста
Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри, помогает разбудить х...
Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУ
Правополушарное рисование с детьми дошкольного возраста как один из методов коррекционно-развивающей работы в ДОУКонспект НОД с детьми старшей группы «Весенние цветы»5–6 лет...
Применение техник правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии ребенка
Особенности метода правополушарного рисования и некоторые приемы в работе с детьми....
Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной программе студии «Детский АРТ» «Применение метода правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии детей 4-5 лет»
Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга....
«Применение технологии правополушарного рисования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по признаку нарушение речи».
В каждом ребенке солнце – только дайте ему светить.Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит, пере...
Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию с применением методики правополушарного рисования «ВОЛШЕБНЫЙ МИР РИСОВАНИЯ»
Человек с развитым правым полушарием находится в режиме творческого полета. В таком состоянии нужно очень мало энергии на содержание физического тела. Так же творческие люди могут долгое время работат...