Применение техник правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии ребенка
консультация по рисованию (старшая группа)
Особенности метода правополушарного рисования и некоторые приемы в работе с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение техник правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии ребенка.
«Когда в человеке, какой бы работой он ни занимался, пробуждается художник, он становится существом изобретательным, ищущим, смелым. Стремящимся к самовыражению. Он становится интересен людям. Он тревожит, будоражит, просвещает и открывает пути к лучшему пониманию.»
Роберт Генри «Дух искусства»
Рисование как процесс очень важен для всестороннего развития ребенка, процесс это творческий, открывающий глубины подсознания и дающий ребенку возможность выразить себя. Но тем не менее, с возрастом человек склонен оценивать все вокруг с логической точки зрения, все предметы сопоставлять с реальностью и рисовать человек старается четко представляя, как предмет выглядит на самом деле. В таком случае рисование полностью контролируется левым полушарием головного мозга, которое отвечает за точные процессы. Оно заставляет нас рисовать по шаблону и тогда дома получаются квадратными, крыши треугольными, а небо синим. И ни о каком раскрытии своего «Я» здесь не идет речи.
Практика правополушарного рисования идет немного другим путем. В данном случае человек создает рисунок не по логике вещей, а скорее интуитивно. Подбирая краски не по схеме наиболее подходящих цветов, выходя за границы рисунка, работая любыми кисточками, руками – творчеству, фантазии дается полная свобода. Принимаясь за работу, порой, художник не знает, что получится в итоге – он не планирует результата. И именно такой процесс имеет ценность не только в качестве арт-терапии, но и для тренировки работы тех участков головного мозга, которые так редко задействованы у взрослого человека.
Рисовать в правополушарном режиме могут не только художники, уходящие с головой в процесс, это вовсе не зависит от уровня художественного мастерства. Порой даже дети справляются с этой задачей лучше, поскольку у них пока еще правое полушарие работает активно, они умеют выдумывать, фантазировать, они любознательны и неутомимы по своей природе. Однако, очень часто родители наставляют ребенка и поучают, как именно нужно рисовать, какой формы и какого цвета должен быть объект. Ребенок начинает мыслить и рисовать логически. Действовать на рисунке и в жизни по шаблону.
Правополушарное рисование дает свободу мыслей, возможность проявить индивидуальность, решать задачи необычным способом, творчески подходить к любой ситуации. Это не прерогатива избранных, этому можно научиться, необходима тренировка. Благодаря специальным упражнениям человек входит в П-режим.(1)
Вверх ногами. Эта техника очень эффективна. Ребенку предлагается простой графический рисунок, перевернутый вверх ногами. Часть рисунка закрыта белым листом бумаги и открывается постепенно. Ребенок перерисовывает рисунок, не зная заведомо что в итоге получится, просто копируя линии. Это позволяет концентрироваться не на общем изображении и том, каким оно должно получиться, а на отдельных линиях. Благодаря чему отрабатывается навык видеть окружающее таким, какое оно есть, без иллюзий и шаблонов.
Контурное рисование – это упражнение нацелено на синхронизацию зрения и работу карандаша. Необходимо скотчем приклеить бумагу к столу. Ладонь нерабочей руки сложить так, чтоб было видно побольше мелких складочек. Необходимо медленно водить глазами по линиям руки, а карандашом по бумаге. На бумагу при этом не смотреть.
Видоискатель. Изготавливается рамка из темного картона, в центре которой - прозрачный пластик или пленка. Наводим видоискатель на какой-либо предмет и по пленке прорисовываем его контуры.
Также актуальны для ребенка нетрадиционные техники рисования – пальчиками, ладошками, рисование путем отпечатывания картофеля, листьев, ватных палочек, рисование кляксами, мятой бумагой, солью…вариантов множество.
Главное условие при выборе техники – она должна соответствовать возрастным способностям ребенка.(2) Дабы ребенок был в состоянии справиться с заданием. Тогда ему будет нравиться процесс и результат своей работы. А значит, он будет рисовать снова и снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цифровой образовательный ресурс по художественно-эстетическому направлению развития ребенка
Данный ЦОР по художественно-эстетическому направлению развития ребенка. Нетрадиционные музыкальные инструменты....
Цифровой образовательный ресурс по художественно-эстетическому направлению развития ребенка
Художественно-эстетическое воспитание...
Цифровой образовательный ресурс по художественно-эстетическому направлению развития ребенка
ЦОР по художественно-эстетическому направлению развития ребенка...
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья
Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...
Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной программе студии «Детский АРТ» «Применение метода правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии детей 4-5 лет»
Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга....
"Отчет по самообразованию .Тема: « Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников»
Выступление на педсовете "Отчет по самообразованию .Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников&raq...