Применение техник правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии ребенка
консультация по рисованию (старшая группа)

Натарова Татьяна Викторовна

Особенности метода правополушарного рисования и некоторые приемы в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение техник правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии ребенка.

«Когда в человеке, какой бы работой он ни занимался, пробуждается художник, он становится существом изобретательным, ищущим, смелым. Стремящимся к самовыражению. Он становится интересен людям. Он тревожит, будоражит, просвещает и открывает пути к лучшему пониманию.»

                                                                Роберт Генри «Дух искусства»

Рисование как процесс очень важен для всестороннего развития ребенка, процесс это творческий, открывающий глубины подсознания и дающий ребенку возможность выразить себя. Но тем не менее, с возрастом человек склонен оценивать все вокруг с логической точки зрения, все предметы сопоставлять с реальностью и рисовать человек старается четко представляя, как предмет выглядит на самом деле. В  таком случае рисование полностью контролируется левым полушарием головного мозга, которое отвечает за точные процессы. Оно заставляет нас рисовать по шаблону и тогда дома получаются квадратными, крыши треугольными, а небо синим. И ни о каком раскрытии своего «Я» здесь не идет речи.

Практика правополушарного рисования идет немного другим путем. В данном случае человек создает рисунок не по логике вещей, а скорее интуитивно. Подбирая краски не по схеме наиболее подходящих цветов,  выходя за границы рисунка, работая любыми кисточками, руками – творчеству, фантазии дается полная свобода. Принимаясь за работу, порой, художник не знает, что получится в итоге – он не планирует результата. И именно такой процесс имеет ценность не только в качестве арт-терапии, но и для тренировки работы тех участков головного мозга, которые так редко задействованы у взрослого человека.  

Рисовать в правополушарном режиме могут не только художники, уходящие с головой в процесс, это вовсе не зависит от уровня художественного мастерства. Порой даже дети справляются с этой задачей лучше, поскольку у них пока еще правое полушарие работает активно, они умеют выдумывать, фантазировать, они любознательны и неутомимы по своей природе. Однако, очень часто родители наставляют ребенка и поучают, как именно нужно рисовать, какой формы и какого цвета должен быть объект. Ребенок начинает мыслить и рисовать логически. Действовать на рисунке и в жизни по шаблону.

Правополушарное рисование дает свободу мыслей, возможность проявить индивидуальность, решать задачи необычным способом, творчески подходить к любой ситуации. Это не прерогатива избранных, этому можно научиться, необходима тренировка. Благодаря специальным упражнениям человек входит в П-режим.(1)

Вверх ногами. Эта техника очень эффективна. Ребенку предлагается простой графический рисунок, перевернутый вверх ногами. Часть рисунка закрыта белым листом бумаги и открывается постепенно. Ребенок перерисовывает рисунок, не зная заведомо что в итоге получится, просто копируя линии. Это позволяет концентрироваться не на общем изображении и том, каким оно должно получиться, а на отдельных линиях. Благодаря чему отрабатывается навык видеть окружающее таким, какое оно есть, без иллюзий и шаблонов.

Контурное рисование – это упражнение нацелено на синхронизацию зрения и работу карандаша. Необходимо скотчем приклеить бумагу к столу. Ладонь нерабочей руки сложить так, чтоб было видно побольше мелких складочек. Необходимо медленно водить глазами по линиям руки, а карандашом по бумаге. На бумагу при этом не смотреть.

Видоискатель. Изготавливается рамка из темного картона, в центре которой - прозрачный пластик или пленка. Наводим видоискатель на какой-либо предмет и по пленке прорисовываем его контуры.

Также актуальны для ребенка нетрадиционные техники рисования – пальчиками, ладошками, рисование путем отпечатывания картофеля, листьев, ватных палочек, рисование кляксами, мятой бумагой, солью…вариантов множество.

Главное условие при выборе техники – она должна соответствовать возрастным способностям ребенка.(2) Дабы ребенок был в состоянии справиться с заданием. Тогда ему будет нравиться процесс и результат своей работы. А значит, он будет рисовать снова и снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровой образовательный ресурс по художественно-эстетическому направлению развития ребенка

Данный ЦОР по художественно-эстетическому направлению развития ребенка. Нетрадиционные музыкальные инструменты....

Цифровой образовательный ресурс по художественно-эстетическому направлению развития ребенка

ЦОР по художественно-эстетическому направлению развития ребенка...

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья

Семинар практикум для педагогов Художественно – эстетическое направление развития ребенка как одно из направлений реализации   ФГОС ДО и условие создания психологического здоровья...

Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной программе студии «Детский АРТ» «Применение метода правополушарного рисования в художественно-эстетическом развитии детей 4-5 лет»

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга....

"Отчет по самообразованию .Тема: « Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников»

Выступление на педсовете "Отчет по самообразованию .Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области  развития старших дошкольников&raq...