Рисуем с удовольствием! Нетрадиционное рисование в ДОУ в технике "Пальчиковое рисование".
статья по рисованию (младшая группа)

Урбанова Инна Германовна

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ

"ПАЛЬЧИКОВОЕ РИСОВАНИЕ"

 

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания.

Работая в детском саду,  я стала  наблюдать, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Последние годы своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности - на кружковых занятиях «Волшебные краски». В первый год работы я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей идти на занятие А другие, узнав, что мы будем рисовать, просто-напросто прятали руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Особенно дети, ведущая рука, у которых левая. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.Особенно это заметно во второй младшей и средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно.

 А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с детьми. Моим помощником  стал журнал “Дошкольное воспитание”, в котором воспитатели из далекого от нас сибиряков региона России, делились своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в журнале. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях, а потом с моими воспитанниками.

И результат не заставил себя ждать! Наши “трусишки”, которых пугал вид карандаша и кисточки, попробовав однажды рисование с использованием нетрадиционной техники, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: “А что мы будем сегодня делать?” Мой ответ: “Рисовать” – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой того занятия был “Разноцветный дождь”. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх – испачкать руки. Дети с удовольствием макали  один  палец в  желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки были красочные и веселые. От страха неумения и комплекса “левши” не осталось и следа! Именно у “леворуких” детей раньше других проявился интерес к рисованию и нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой. С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования.

 

Самый доступный способ развить у малыша творческое начало - заинтересовать его рисованием. В процессе творчества у малыша развивается воображение, образное мышление и вкус. Маленьким художникам очень понравятся рисование пальчиками и ладошками. Данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию речи. Как? Дело в том, что центр, отвечающий за движения расположен в коре головного мозга совсем рядом с речевым центром, и когда начинает работать первый, он заставляет трудиться и второй. Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.Рисуя, ребёнок учиться строить "причинно-следственная" связи, учится логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком по белому листу, на нем появляются интересные "загогулины", а если поставить кляксу и "развозюкать" ее ручкой, то получится очень забавное пятно. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.

Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что ребенок учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления.

Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий–в желтую…Чем не палитра!...

Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравилась детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием.

  Пальчиками, можно оставлять следы, можно рисовать узоры, или простые «каракули» – все равно будет получаться очень красиво и необычно. Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Ладошкой можно, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.

   С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы. И это только самое малое, из того что можно только узнать о нетрадиционном рисовании…

Если вы еще не пробовали работать в направлении нетрадиционной техники рисования, то советую попробовать. Не пожалеете!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Необычными вещами рисовать умеем сами» (нетрадиционное рисование )

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать ...

Мастер - класс для педагогов на тему:" Нетрадиционное рисование с использованием техники эбру (рисование на молоке)"

Данный мастер-класс познакомит воспитателей с нетрадиционной техникой рисования Эбру....

«Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста. Рисуем с удовольствием»

Цель мастер-класса: познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной дея...

Рисуем с удовольствем

Изобразительное искусство...

Рисовать с удовольствием!

Как научить детей рисовать? Из опыта работы воспитателя высшей категории....

Мастер класс для педагогов ДОУ по нетрадиционному рисованию «Рисование на наждачной бумаге» «Рисование пеной для бритья»

Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовате...

Рисуем с удовольствием! Нетрадиционное рисование в технике "Пальчиковое рисование"

Сегодня воспитанники группы «Ладушки» вместе с воспитателем Ефремовой Е.Ю. сделали коллективную работу «Воздушные шары». Ребята рисовали в нетрадиционной технике «П...