ПРОГРАММА Волшебные ручки
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Сироткина Юлия Николаевна

Программа по художественно- эстетическому развитию

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изодеятельности, их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы.      Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию собственного оригинального образа. Иногда ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Стандартных наборов изобразительного материала и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень технического потенциала нового поколения стало намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_ruchki.docx88.05 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагога

Сироткина Юлия Николаевна

Вид программы

модернизированная

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная область

художественно-эстетическое развитие

Направленность деятельности

художественная

Способ освоения содержания образования

практический

Уровень освоения содержания образования

ознакомительный

Уровень реализации   программы

дошкольное образование

Форма реализации программы

кружковая

Продолжительность реализации программы

2 года

Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изодеятельности, их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы.         Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию собственного оригинального образа. Иногда ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Стандартных наборов изобразительного материала и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень технического потенциала нового поколения стало намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно.

 Нормативной базой программы являются:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам  (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)

Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)

Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

. Особенностью данной  программы является то, что занятия объединены по  жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике изодеятельности. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, комплексно-тематическим планированием.    

Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с нетрадиционной техникой выполнения этой работы.

На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют.  От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Заключительные  занятия носят  творческий характер.

Адресат программы. Программа предназначена для  обучающихся  дошкольного возраста (от 3 до 5 лет).

Объем программы:  72 ч.: 1-й год обучения – 36 часов в год; 2-й год обучения - 36 часов в год.

 Формы обучения и виды занятий. Обучение очное, проводится в группах.  В ходе реализации программы проводятся индивидуальные, групповые практические занятия, мастер-классы.

Срок освоения программы – 2 года.

Режим занятий: 1-й год обучения -  один раз в неделю по 25 минут ; 2-й год обучения - один раз в неделю по 30 минут.

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

        Основные задачи:

1. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира

4. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

5. Развитие эстетического восприятия художественных образов  и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

6.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности средствами нетрадиционной техники.

Задачи первого года обучения

Образовательные:

Закреплять умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.

Учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц.

Учить соподчинять различные выразительные средства для достижения целостности образа.

Развивающие:

Формировать умение пользоваться палитрой для получения оттенков.

Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: гармония, цветовой круг, колористическая гамма, лессировка, свет, тень, перспектива, отражение.

Воспитательные: 

Воспитывать умение радоваться достижениям других и сопереживать их неудачам, формировать чувство взаимопомощи.

Стимулировать интерес к процессу творчества.

Задачи второго года обучения

Образовательные:

Закреплять умение использовать выразительные возможности цвета при создании образа, отражая не только общие свойства предметов, но и своё отношение к нему, эмоционально-эстетическое состояние.

Продолжать учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостности образа.

Продолжать формировать композиционные умения в процессе усвоения закономерностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива, светотень.

Развивающие:

Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.

Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: рефлекс; орнамент; пространство; фактура; строение.

Воспитательные:

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

 Воспитывать творческую самореализацию. 

Организация режима реализации программы

Занятия по программе посещают дети по запросам родителей.  

Проводятся один раз в неделю, продолжительность  30 - 40 мин в зависимости от возраста детей, в группе 8-10 человек.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия, которые включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

  • Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на работу.
  • Теоретическая часть должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию.
  • Практическая часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку изучить материал в практическом плане.

Индивидуальные занятия проводятся по мере необходимости, как закрепление пройденного материала. Продолжительность индивидуальных занятий – 15-20 минут.

Учебный план

Возрастная группа

(год обучения)

Количество занятий

в месяц

Количество занятий

в год

1 год обучения (3-4 года)

4

36

2 год обучения (4-5 лет)

4

36

Всего по программе

(общее количество)

8

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

                                            1 год обучения

Название темы

Кол-во часов

Формы аттестации,  контроля

Всего

Занятий/ мин

Тео-рия

(мин.)

Прак-

Тика

(мин.)

1.Цветочная клумба

1/25

10

15

Первичная диагностика.

Выставка работ.

2. Ветерок

1/25

10

15

Беседа.

3.Ежик

1/25

10

15

Выставка работ.

4.Осенний пейзаж

1/25

10

15

Выставка работ.

5.Мышка

1/25

10

15

Выставка работ.

6.Плюшевый медвежонок

1/25

10

15

Практическая работа.

7.По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли

1/25

10

15

Индивидуальные творческие  задания

8.Хмурый день

1/25

10

15

Выставка работ.

9.Украшение платочка

1/25

10

   15

Выставка работ.

10.Совушка - сова

1/25

10

15

Беседа.

11.Грибы

1/25

10

15

Выставка работ.

12 Первый    снег

1/25

10

15

Индивидуальные творческие  задания

13.Цыпленок

1/25

10

15

Выставка работ.

14.Мои любимые рыбки

1/25

10

15

Беседа.

15.Два петушка

1/25

10

15

Выставка работ.

16.Снежная семья

1/25

10

15

Выставка работ.

17.Елочка

1/25

10

15

Выставка работ.

18.Дед Мороз

1/25

10

15

Выставка работ.

19.Ёлочка пушистая, нарядная

1/25

10

15

Индивидуальные творческие  задания

20.Узоры на окнах

1/25

10

15

Выставка работ.

21.Мои рукавички

1/25

10

15

Практическая работа.

22.Снеговичок

1/25

10

15

Беседа.

23.Красивые снежинки

1/25

10

15

Выставка работ.

24.Снегири на ветке

1/25

    10

15

Индивидуальные творческие  задания

25.Подарок папе

1/25

10

15

Выставка работ.

26.Мое любимое дерево

1/25

10

15

Беседа.

27. Какого цвета весна?

1/25

10

15

Выставка работ.

28.Букет для мамы

1/25

10

15

Выставка работ.

29.На что похоже?

1/25

10

15

Выставка работ.

30. Облака

1/25

10

15

Индивидуальные творческие  задания

31.Музыка

1/25

10

15

Выставка работ.

32 Пасхальное яйцо

1/25

10

15

Выставка работ.

33.Берег реки

1/25

10

15

Беседа.

34.Волшебная страна - подводное царство

1/25

10

15

Практическая работа.

35.Букет к 9 мая

1/25

10

15

Выставка работ.

36. Расцвели одуванчики

1/25

10

15

Индивидуальные творческие  задания

Итого:

36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

                                            2 год обучения

Название темы

Кол-во часов

Формы аттестации,  контроля

Всего

Занятий/ мин

Тео-рия

(мин.)

Прак-

Тика

(мин.)

1.Весёлые кляксы

1/30

10

20

Первичная диагностика Выставка работ.

2.Разноцветные бабочки

1/30

10

20

Индивидуальные творческие  задания

3.Летние цветы

1/30

10

20

Выставка работ.

4.Колючая сказка

1/30

10

20

Самостоятельные творческие задания

5.Осень на опушке краски разводила

1/30

10

20

Выставка работ.

6.Ожившая сказка

1/30

10

20

Рассказывание сказки.

7.Разноцветные клубочки

1/30

10

20

Индивидуальные творческие  задания

8.Ветка рябины

1/30

10

20

Выставка работ.

9.Красивые картинки из разноцветной нитки

1/30

10

20

Выставка работ.

10.Осенний мотив

1/30

10

20

Беседа.

11.Попугаи

1/30

10

20

Индивидуальные творческие  задания

12.Зимняя ночь

1/30

10

20

Индивидуальные творческие  задания

13.Снежная семья

1/30

10

20

Выставка работ.

14.Дед Мороз- красный нос.

1/30

10

20

Беседа. Выставка работ.

15.Ёлочка нарядная

1/30

10

20

Выставка работ.

16.Снегири на ветках

1/30

10

20

Выставка работ.

17.Морозное утро

1/30

10

20

Индивидуальные творческие  задания

18.Рисуем по шаблону

1/30

10

20

Практическая работа.

19.Сказочная страна

1/30

10

20

Индивидуальные творческие  задания

20.Бабочка красавица

1/30

10

20

Выставка работ.

21.Подарок маме

1/30

10

20

Выставка работ.

22.Полосатый коврик для кота.

1/30

10

20

Беседа.

23.Барашки на лугу

1/30

10

20

Выставка работ.

24.Совы

1/30

10

20

Индивидуальные творческие  задания

25.Полёт в космос

1/30

10

20

Выставка работ.

26.Космические просторы

1/30

10

20

Беседа.

27.Пейзаж у озера

1/30

10

20

Самостоятельные творческие задания

28.Осьминог.

1/30

10

20

Выставка работ.

29.Белые лебеди

1/30

10

20

Выставка работ.

30.Берёзы весной

1/30

10

20

Индивидуальные творческие  задания

31.Витражи для терема лета

1/30

10

20

Выставка работ.

32.Сказочные птицы.

1/30

10

20

Выставка работ.

33.За синими морями, за высокими горами.

1/30

10

20

Беседа.

34.Праздничный салют над городом

1/30

10

20

Выставка работ.

35.Сирень

1/30

10

20

Выставка работ.

36. Сказочный дворец

1/30

10

20

Индивидуальные творческие  задания

Итого:

36

   

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1 год обучения

Название  темы

Кол-во часов (занятий)

Содержание

Ожидаемый результат

Формы аттестации, контроля

1.Цветочная клумба

1

Теория: Рассматривание цветов, беседа.

Практика.

Вырезание цветов разной формы и размера, наклеивание

  • Правила охраны труда при работе с ножницами;
  • Технология изготовления цветов из бумаги;
  • Составление композиции.

Выставка работ.

2. Ветерок

1

Теория:

Беседа о пользе и вреде ветра.

Практика.

С помощью трубочки раздувание краски на бумаге.

- Правила работы с трубочкой;

- Кляксография;

- Составление композиции.

Беседа.

3.Ежик

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа

Практика.

Рисование мятой бумагой колючек  у ёжика, кистью дорисовать голову, туловище, травку и т.д.                                                                                  

-Умение правильно набирать краску на жатую бумагу;

- Составление композиции.

Выставка работ.

4.Осенний пейзаж

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа о красках осени.

Практика.

Печатание листьями растений.

-Новая техника рисования;

-Использование жесткой кисти при выполнении работы;

-Составление композиции.

Выставка работ.

5.Мышка

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа

Практика.

Наклеивание ниток на основу.

  •  Правила охраны труда при работе с ножницами;
  • Технология создания рисунка из разрезанных ниток.

Выставка работ.

6.Плюшевый медвежонок

1

Теория: Практика.

Рисование при помощи жесткой кисти.

-Равномерное нанесение краски на основу.

- Тычок жесткой полусухой кистью.

Практическая работа.

7.По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли

1

Теория:

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц

 Практика.

Рисование туч, наклеивание силуэтов птиц.

  • Правила охраны труда при работе с ножницами;

- Вырезание птиц по контуру;

- Составление композиции.

Индивидуальные творческие  задания

8.Хмурый день

1

Теория:

Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; Практика.

Пластилинография.

-Правила работы с пластилином;

-Создание композиции по замыслу.

Выставка работ.

9.Украшение платочка

1

Теория:

Рассматривание платочков, анализ.

Практика.

Рисование акварелью с помощью ватных палочек и печатания.

- Декоративное рисование;

- Печатание пробками и крышками от фломастеров;

-Создание узора на платочке.

Выставка работ.

10.Совушка - сова

1

Теория:

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц

 Практика.

Ниткоплетение с помощью линейки и шила

  • Правила охраны труда при работе с ножницами и шилом;

- Вырезание птиц по контуру;

- Составление композиции.

Беседа.

11.Грибы

1

Теория:

Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; Практика.

Пластилинография.

-Правила работы с пластилином;

-Создание композиции по замыслу.

Выставка работ.

12 Первый    снег

1

Теория:

Учить рисованию крупой.

 Практика.

Намазывание клеем основы, насыпание крупы.

Создание композиции по замыслу.

Индивидуальные творческие  задания

13.Цыпленок

1

Теория:

Учить делать мозаику из пластилина.

 Практика.

Скатывание шариков пластилина, приклеивание их на рисунок мозаичным способом.

-Правила работы с пластилином;

-Создание композиции по замыслу.

Выставка работ.

14.Мои любимые рыбки

1

Теория:

Рассмотреть аквариумных рыбок

 Практика.

Создание композиции

- Декоративное рисование;

- Печатание пробками и крышками от фломастеров;

-

Беседа.

15.Два петушка

1

Теория:

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц

Практика.

Раскрашивание ладошки краской;

- Отпечаток ладони не сдвигать с места;

 - Рисование деталей ватной палочкой;

- Создание композиции.

Выставка работ.

16.Снежная семья

1

Теория:

Рассмотреть несколько снеговиков

 Практика.

Аппликация из салфеток

  • Правила охраны труда при работе с ножницами;

- Рисование деталей ватной палочкой;

Выставка работ.

17.Елочка

1

Теория

Рассмотреть иллюстрации новогодних ёлок

 Практика.

пластилинография

-Правила работы с пластилином;

-Создание композиции по замыслу.

Выставка работ.

18.Дед Мороз

1

Теория:

Заучивание стихотворения

 Практика.

Рисование ладошкой

Раскрашивание ладошки краской;

- Отпечаток ладони не сдвигать с места;

 - Рисование деталей ватной палочкой;

- Создание композиции.

Выставка работ.

19.Ёлочка пушистая, нарядная

1

Теория:

Анализ работ детей

 Практика.

аппликация

  • Правила охраны труда при работе с ножницами;

Индивидуальные творческие  задания

20.Узоры на окнах

1

Теория: Рассмотреть узоры на окнах. Беседа.

 Практика.

Рисование свечой, закрашивание фона акварелью.

Совершенствование техники рисования акварелью;

-Рисование свечой  - Создание композиции

Выставка работ.

21.Мои рукавички

1

Теория: Учить разукрашивать симметрично.

Анализ образца.

 Практика.

Рисование акварелью с помощью ватных палочек и печатания.

- Декоративное рисование;

- Печатание пробками и крышками от фломастеров;

-Создание симметричного узора на рукавичках.

Практическая работа.

22.Снеговичок

1

Теория:

Анализ строения снеговика

Практика.

Аппликация из ватных дисков

- Рисование деталей ватной палочкой;

- Создание композиции.

Беседа.

23.Красивые снежинки

1

Теория:

Рассматривание снежинок

Практика.

Рисование по мокрому

- Декоративное рисование;

- Печатание пробками и крышками от фломастеров;

-Создание симметричного узора

Выставка работ.

24.Снегири на ветке

1

Теория:

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц

Практика.

- Рисование деталей ватной палочкой;

- Создание композиции.

Индивидуальные творческие  задания

25.Подарок папе

1

Теория:

Рассказ детям о предстоящем празднике

 Практика.

Аппликация по замыслу

  • Правила охраны труда при работе с ножницами;

Выставка работ.

26.Мое любимое дерево

1

Теория:

Рассмотреть сказочные деревья

Практика.

кляксография

-кляксография

-выдувание веток с помощью трубочки

Создание композиции

Беседа.

27. Какого цвета весна?

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Рисование по мокрому, смешивание красок.

Совершенствование техники рисования акварелью;

Создание композиции

Выставка работ.

28.Букет для мамы

1

Теория:

Рассказ детям о празнике

Практика.

Аппликация по замыслу

  • Правила охраны труда при работе с ножницами;

Выставка работ.

29.На что похоже?

1

Теория:

Рассмотреть геометрические фигуры

Практика.

Рисование восковыми мелками

Создание композиции

Выставка работ.

30. Облака

1

Теория:

Рассматривание облаков

Практика.

Обрывная аппликация

Обрывная аппликация

Правила работы с клеем

Индивидуальные творческие  задания

31.Музыка

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Рисование жесткой кистью

Совершенствование техники рисования акварелью;

Создание композиции

Выставка работ.

32 Пасхальное яйцо

1

Теория:

Рассматривание вариантов узора на яйце

Практика.

Раскрашивание яиц

Совершенствование техники рисования акварелью;

Выставка работ.

33.Берег реки

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

На одной стороне сложенного листа дети делают кляксы, затем складывают лист и рисунок отпечатывается симметрично

Совершенствование техники рисования акварелью;

Создание композиции

Беседа.

34.Волшебная страна - подводное царство

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа

Практика.

Совершенствование техники рисования акварелью;

-Рисование восковыми мелками;

- Создание композиции

Практическая работа.

35.Букет к 9 мая

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа

Практика.

-Рисование восковыми мелками;

- Создание композиции

Выставка работ.

36. Расцвели одуванчики

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа

Практика.

Рисование ватной палочкой

Создание композиции

Индивидуальные творческие  задания

ИТОГО:

36

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

2 год обучения

Название  темы

Кол-во часов (занятий)

Содержание

Ожидаемый результат

Формы аттестации, контроля

1.Весёлые кляксы

1

Теория: Объяснить правила рисования с помощью клякс.

Практика.

На одной стороне сложенного листа дети делают кляксы, затем складывают лист и рисунок отпечатывается симметрично

Правила работы с трубочкой;

- Кляксография;

- Составление композиции.

Выставка работ.

2.Разноцветные бабочки

1

Теория:

Рассмотреть бабочек

Практика.

Кляксография;

- Составление композиции.

Индивидуальные творческие  задания

3.Летние цветы

1

Теория:

Учить делать кляксы, похожие на цветы.

Практика.

Кляксография;

Стебли и листья дорисовать кисточкой.

Правила работы с трубочкой;

- Кляксография;

- Составление композиции.

Выставка работ.

4.Колючая сказка

1

Теория:

Придумать сказку о ежах

 Практика.

-Рисование восковыми мелками;

- Создание композиции

Самостоятельные творческие задания

5.Осень на опушке краски разводила

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Рисование по мокрому, смешивание красок.

Совершенствование техники рисования акварелью;

Создание композиции

Выставка работ.

6.Ожившая сказка

1

Теория:

Объяснить технику рисования восковым белым мелком

 Практика.

Закрашивание фона

Совершенствование техники рисования акварелью;

Создание композиции

Рассказывание сказки

7.Разноцветные клубочки

1

Теория:

Составление рассказа

Практика.

Рисование ровных кругов

-Рисование восковыми мелками;

- Создание композиции

Индивидуальные творческие  задания

8.Ветка рябины

1

Теория

Рассмотреть ветку рябины

Практика.:

Правила работы с трубочкой;

- Кляксография;

- Составление композиции.

Ягоды дорисовать ватной палочкой

Выставка работ.

9.Красивые картинки из разноцветной нитки

1

Теория:

 Практика.

  • Правила охраны труда при работе с ножницами;
  • Технология создания рисунка из разрезанных ниток.

Выставка работ.

10.Осенний мотив

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

 Практика.

Наклеивание кусочков бумаги на рисунок.

- Активизировать и разнообразить технику обрывной аппликации.

-Создание композиции.

Беседа.

11.Попугаи

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

 Практика.

Пластилинография- Создание композиции

Индивидуальные творческие  задания

12.Зимняя ночь

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Рисование картины восковым мелком, закрашивание тёмной краской

Совершенствование техники рисования акварелью;

-Рисование восковыми мелками;

- Создание композиции

Индивидуальные творческие  задания

13.Снежная семья

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

 Практика.

-Аппликация из ватных дисков

- Создание композиции

Выставка работ.

14.Дед Мороз- красный нос.

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Пластилинография- Создание композиции

Беседа.

15.Ёлочка нарядная

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

 Практика.

- Создание композиции;

  •  Правила работы с клеем.
  • Правила охраны труда при работе с ножницами;

- Разрезание бумаги по сгибу.

Выставка работ.

16.Снегири на ветках

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Рисование веток акварелью, рябины- ватной палочкой, снегиря- тычком.

Совершенствование техники рисования акварелью;

Совершенствование техники «Тычок»

- Создание композиции

Выставка работ.

17.Морозное утро

1

Теория:

Рассматривание картинок, анализ.

Практика.

Рисование по мокрому.

Совершенствование техники рисования акварелью;

- Создание композиции

Индивидуальные творческие  задания

18.Рисуем по шаблону

1

Теория:

Учить делать рисунок по шаблону.

Практика

Рисование в технике «Набрызг»

Совершенствование техники рисования акварелью;

Создание композиции

Практическая работа.

19.Сказочная страна

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Рисование по замыслу.

 

Совершенствование техники рисования акварелью;

- Создание композиции из геометрических форм.

Индивидуальные творческие  задания

20.Бабочка красавица

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

На одной стороне сложенного листа дети делают кляксы, затем складывают лист и рисунок отпечатывается симметрично

-Прорисовывание элементов рисунка симметрично. Совершенствование техники рисования акварелью;

- Создание композиции

Выставка работ.

21.Подарок маме

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

 Практика.

Вырезание цветов и наклеивание

- Создание композиции;

  •  Правила работы с клеем.
  • Правила охраны труда при работе с ножницами;

- Разрезание бумаги по сгибу.

Выставка работ.

22.Полосатый коврик для кота.

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Наклеивание полосок бумаги на одну линию

  • Правила охраны труда при работе с ножницами;

- Разрезание бумаги по сгибу.

Беседа.

23.Барашки на лугу

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Аппликация из ватных палочек

- Создание композиции;

- Правила работы с клеем.

Выставка работ.

24.Совы

1

Теория:

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц

Практика.

Рисование мятой бумагой.

Умение правильно набирать краску на жатую бумагу;

- Составление композиции.

Индивидуальные творческие  задания

25.Полёт в космос

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Рисование восковыми мелками

Совершенствование техники рисования акварелью;

- Создание композиции

Выставка работ.

26.Космические просторы

1

Теория:

Знакомство с техникой «Гратаж»

Практика.

Царапание пустым стержнем от шариковой ручки.

- Создание композиции

Беседа.

27.Пейзаж у озера

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

 Практика.

На одной стороне сложенного листа дети делают кляксы, затем складывают лист и рисунок отпечатывается симметрично

Совершенствование техники рисования акварелью;

- Создание композиции

Самостоятельные творческие задания

28.Осьминог.

1

Теория:

Объяснить детям, что отпечатки наших ладошек похожи на различные силуэты. Практика.

Учить делать отпечаток ладошки, рисовать осьминога. Учить рисовать водоросли (вертикальные волнистые линии).

- Раскрашивание ладошки краской;

- Отпечаток ладони не сдвигать с места;

 - Рисование водорослей ватной палочкой;

- Создание композиции.

Выставка работ.

29.Белые лебеди

1

Теория:

Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц

Практика.

Учить делать отпечаток ладошки, рисовать лебедей. Учить рисовать камыши.

Раскрашивание ладошки краской;

- Отпечаток ладони не сдвигать с места;

 - Рисование камышей ватной палочкой;

- Создание композиции.

Выставка работ.

30.Берёзы весной

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Рисование по мокрому, смешивание красок.

Совершенствование техники работы с акварелью; - Создание композиции

Индивидуальные творческие  задания

31.Витражи для терема лета

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; Практика.

Пластилинография.

Совершенствование техники работы с пластилином; Создание композиции

Выставка работ.

32.Сказочные птицы.

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

 Практика.

Рисование ладошками

Раскрашивание ладошки краской;

- Отпечаток ладони не сдвигать с места;

 - Рисование деталей ватной палочкой;

- Создание композиции.

Выставка работ.

33.За синими морями, за высокими горами.

1

Теория:

Вызвать интерес к созданию сказочных образов- синего моря и высоких гор.

Практика.

Наклеивание кусочков бумаги на картон, создавая образы гор, моря , облаков.

- Активизировать и разнообразить технику обрывной аппликации.

-Создание композиции.

Беседа.

34.Праздничный салют над городом

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Рисование техникой «Набрызг»

Совершенствование техники рисования акварелью;

- Создание композиции

Выставка работ.

35.Сирень

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Рисование тычком жесткой полусухой кисти.

Совершенствование техники рисования акварелью;

Совершенствование техники «Тычок»;

- Создание композиции «Сирень в вазе»

Выставка работ.

36. Сказочный дворец

1

Теория:

Рассматривание иллюстраций, беседа.

Практика.

Рисование по замыслу.

Совершенствование техники рисования акварелью;

- Создание композиции из геометрических форм.

Индивидуальные творческие  задания

ИТОГО:

36

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1год обучения

Предметные результаты

  • Знать особенности изобразительных материалов
  • Создавать изображения предметов, сюжетные изображения
  • Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы
  • Использовать различные цвета и оттенки для выразительности изображения образа

Метапредметные результаты

  • Уметь различать произведения изобразительного искусства
  • Выделять выразительные средства

Личностные результаты

  • Проявлять фантазию и творческое мышление

2год обучения

Предметные результаты

  • Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства
  • Знать особенности изобразительных материалов и выделять выразительные средства
  • Создавать индивидуальные и коллективные работы по собственному замыслу

Метапредметные результаты

  • Различать виды изобразительного искусства
  • Использовать разные материалы и способы создания изображения

    Личностные результаты

  • Создавать индивидуальные и коллективные работы по собственному замыслу

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

  • Количество учебных недель – 36
  • Количество учебных дней – 36
  • Учебный период – с 1 сентября по 30 мая

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Кабинет дополнительного образования, оснащенный интерактивной доской, столами, стульями, средствами изобразительной деятельности.

Информационное обеспечение

Плакаты, стенды, мультимедийные презентации, образцы работ.

Кадровое обеспечение

Воспитатель высшей категории

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы и приёмы диагностики

Для достижения основной цели необходимо обследование детей в форме диагностики, построенного на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.

При общении с детьми использовать следующие формы: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

Во время выполнения работы детьми - наблюдение за настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, применять

полученные знания и навыки работы в нетрадиционных техниках.

Цель проведения диагностики:

  • Выявить уровень художественного развития детей
  • Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Направления:

Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков.

Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов.

Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники

Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник.

Методика проведения:

Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми. На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми. Во время работы фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании

с использованием нетрадиционных техник

Не сформировано (низкий уровень) - 1 балл.

  • интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
  • эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
  • ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
  • узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
  • основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
  • ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
  • знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
  • не достаточно освоены технические навыки и умения

Частично сформировано (средний) - 2 балла.

  • у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
  • он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
  • знает способы изображения некоторых предметов и явлений
  • правильно пользуется материалами и инструментами
  • владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
  • проявляет интерес к освоению новых техник
  • проявляет самостоятельность

Полностью сформировано (высокий) - 3 балла.

  • ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
  • быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
  • владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
  • передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
  • обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
  • умеет создать яркий нарядный узор
  • может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

.. 1.Богатеев З.А. Чудесные  поделки из бумаги - М.: Просвещение, 2001, 72 с.

2.Григорьева Г.В. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности - М.: Просвещение, 1999, 91 с.

3.Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. Раб.тетрадь - М., Мозаика-синтез, 2011, 23 с.

4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: Карапуз – Дидактика, 2006, 108 с.

5.Нищева Н.В. Разноцветные краски – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013, 158 с.

6.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – М.:, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001, 141 с.

7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с

детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: «ГНОМ и Д», 2001.

64 с.

8.Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника - М.: ACADEMIA, 1999. 96 с.

9.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006, 97 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Волшебные ручки" для детей младшего возраста

Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. В.А. Сухомлинский...

Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»

Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....

Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Волшебные ручки»

       Цель  программы — создание условий для развития творческих способностей детей через дальнейшее формирование знаний, техни­ческих умений и навыков в...

Рабочая программа кружка“Волшебные ручки” на 2020/21 учебный год воспитателя Ибрагимовой Зульфии Давлетгараевны

Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движен...

Дополнительная образовательная программа «Волшебные ручки»

Дополнительная образовательная программа     ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формирован...

Рабочая программа Волшебные ручки 2022-2023 г.

Рабочая программа Волшебные ручки 2022-2023 г....