ПРОГРАММА Волшебные ручки
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Программа по художественно- эстетическому развитию
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изодеятельности, их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию собственного оригинального образа. Иногда ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Стандартных наборов изобразительного материала и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень технического потенциала нового поколения стало намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_ruchki.docx | 88.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Ф.И.О. педагога | Сироткина Юлия Николаевна |
Вид программы | модернизированная |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | художественно-эстетическое развитие |
Направленность деятельности | художественная |
Способ освоения содержания образования | практический |
Уровень освоения содержания образования | ознакомительный |
Уровень реализации программы | дошкольное образование |
Форма реализации программы | кружковая |
Продолжительность реализации программы | 2 года |
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изодеятельности, их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию собственного оригинального образа. Иногда ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Стандартных наборов изобразительного материала и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень технического потенциала нового поколения стало намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность, учат мыслить нестандартно.
Нормативной базой программы являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)
Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
. Особенностью данной программы является то, что занятия объединены по жанрам изобразительного искусства, изображение этих жанров в нетрадиционной технике изодеятельности. Обучение идет от простой техники выполнения работы к более сложной. Занятия построены в соответствии с возрастом детей, комплексно-тематическим планированием.
Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают с нетрадиционной техникой выполнения этой работы.
На последующих занятиях умения и навыки формируют и закрепляют. От занятия к занятию возрастает самостоятельность детей. Заключительные занятия носят творческий характер.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся дошкольного возраста (от 3 до 5 лет).
Объем программы: 72 ч.: 1-й год обучения – 36 часов в год; 2-й год обучения - 36 часов в год.
Формы обучения и виды занятий. Обучение очное, проводится в группах. В ходе реализации программы проводятся индивидуальные, групповые практические занятия, мастер-классы.
Срок освоения программы – 2 года.
Режим занятий: 1-й год обучения - один раз в неделю по 25 минут ; 2-й год обучения - один раз в неделю по 30 минут.
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира
4. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
5. Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
6.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности средствами нетрадиционной техники.
Задачи первого года обучения
Образовательные:
Закреплять умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.
Учить гармонизировать цвета на основе схем и таблиц.
Учить соподчинять различные выразительные средства для достижения целостности образа.
Развивающие:
Формировать умение пользоваться палитрой для получения оттенков.
Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: гармония, цветовой круг, колористическая гамма, лессировка, свет, тень, перспектива, отражение.
Воспитательные:
Воспитывать умение радоваться достижениям других и сопереживать их неудачам, формировать чувство взаимопомощи.
Стимулировать интерес к процессу творчества.
Задачи второго года обучения
Образовательные:
Закреплять умение использовать выразительные возможности цвета при создании образа, отражая не только общие свойства предметов, но и своё отношение к нему, эмоционально-эстетическое состояние.
Продолжать учить соподчинять различные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию) для достижения целостности образа.
Продолжать формировать композиционные умения в процессе усвоения закономерностей: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика (статика), композиционный центр, перспектива, светотень.
Развивающие:
Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.
Расширять словарь ребёнка новыми специальными понятиями: рефлекс; орнамент; пространство; фактура; строение.
Воспитательные:
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитывать творческую самореализацию.
Организация режима реализации программы
Занятия по программе посещают дети по запросам родителей.
Проводятся один раз в неделю, продолжительность 30 - 40 мин в зависимости от возраста детей, в группе 8-10 человек.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия, которые включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
- Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на работу.
- Теоретическая часть должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию.
- Практическая часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку изучить материал в практическом плане.
Индивидуальные занятия проводятся по мере необходимости, как закрепление пройденного материала. Продолжительность индивидуальных занятий – 15-20 минут.
Учебный план
Возрастная группа (год обучения) | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
1 год обучения (3-4 года) | 4 | 36 |
2 год обучения (4-5 лет) | 4 | 36 |
Всего по программе (общее количество) | 8 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
Название темы | Кол-во часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего Занятий/ мин | Тео-рия (мин.) | Прак- Тика (мин.) | ||
1.Цветочная клумба | 1/25 | 10 | 15 | Первичная диагностика. Выставка работ. |
2. Ветерок | 1/25 | 10 | 15 | Беседа. |
3.Ежик | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
4.Осенний пейзаж | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
5.Мышка | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
6.Плюшевый медвежонок | 1/25 | 10 | 15 | Практическая работа. |
7.По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли | 1/25 | 10 | 15 | Индивидуальные творческие задания |
8.Хмурый день | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
9.Украшение платочка | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
10.Совушка - сова | 1/25 | 10 | 15 | Беседа. |
11.Грибы | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
12 Первый снег | 1/25 | 10 | 15 | Индивидуальные творческие задания |
13.Цыпленок | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
14.Мои любимые рыбки | 1/25 | 10 | 15 | Беседа. |
15.Два петушка | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
16.Снежная семья | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
17.Елочка | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
18.Дед Мороз | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
19.Ёлочка пушистая, нарядная | 1/25 | 10 | 15 | Индивидуальные творческие задания |
20.Узоры на окнах | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
21.Мои рукавички | 1/25 | 10 | 15 | Практическая работа. |
22.Снеговичок | 1/25 | 10 | 15 | Беседа. |
23.Красивые снежинки | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
24.Снегири на ветке | 1/25 | 10 | 15 | Индивидуальные творческие задания |
25.Подарок папе | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
26.Мое любимое дерево | 1/25 | 10 | 15 | Беседа. |
27. Какого цвета весна? | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
28.Букет для мамы | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
29.На что похоже? | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
30. Облака | 1/25 | 10 | 15 | Индивидуальные творческие задания |
31.Музыка | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
32 Пасхальное яйцо | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
33.Берег реки | 1/25 | 10 | 15 | Беседа. |
34.Волшебная страна - подводное царство | 1/25 | 10 | 15 | Практическая работа. |
35.Букет к 9 мая | 1/25 | 10 | 15 | Выставка работ. |
36. Расцвели одуванчики | 1/25 | 10 | 15 | Индивидуальные творческие задания |
Итого: | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
Название темы | Кол-во часов | Формы аттестации, контроля | ||
Всего Занятий/ мин | Тео-рия (мин.) | Прак- Тика (мин.) | ||
1.Весёлые кляксы | 1/30 | 10 | 20 | Первичная диагностика Выставка работ. |
2.Разноцветные бабочки | 1/30 | 10 | 20 | Индивидуальные творческие задания |
3.Летние цветы | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
4.Колючая сказка | 1/30 | 10 | 20 | Самостоятельные творческие задания |
5.Осень на опушке краски разводила | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
6.Ожившая сказка | 1/30 | 10 | 20 | Рассказывание сказки. |
7.Разноцветные клубочки | 1/30 | 10 | 20 | Индивидуальные творческие задания |
8.Ветка рябины | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
9.Красивые картинки из разноцветной нитки | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
10.Осенний мотив | 1/30 | 10 | 20 | Беседа. |
11.Попугаи | 1/30 | 10 | 20 | Индивидуальные творческие задания |
12.Зимняя ночь | 1/30 | 10 | 20 | Индивидуальные творческие задания |
13.Снежная семья | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
14.Дед Мороз- красный нос. | 1/30 | 10 | 20 | Беседа. Выставка работ. |
15.Ёлочка нарядная | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
16.Снегири на ветках | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
17.Морозное утро | 1/30 | 10 | 20 | Индивидуальные творческие задания |
18.Рисуем по шаблону | 1/30 | 10 | 20 | Практическая работа. |
19.Сказочная страна | 1/30 | 10 | 20 | Индивидуальные творческие задания |
20.Бабочка красавица | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
21.Подарок маме | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
22.Полосатый коврик для кота. | 1/30 | 10 | 20 | Беседа. |
23.Барашки на лугу | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
24.Совы | 1/30 | 10 | 20 | Индивидуальные творческие задания |
25.Полёт в космос | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
26.Космические просторы | 1/30 | 10 | 20 | Беседа. |
27.Пейзаж у озера | 1/30 | 10 | 20 | Самостоятельные творческие задания |
28.Осьминог. | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
29.Белые лебеди | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
30.Берёзы весной | 1/30 | 10 | 20 | Индивидуальные творческие задания |
31.Витражи для терема лета | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
32.Сказочные птицы. | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
33.За синими морями, за высокими горами. | 1/30 | 10 | 20 | Беседа. |
34.Праздничный салют над городом | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
35.Сирень | 1/30 | 10 | 20 | Выставка работ. |
36. Сказочный дворец | 1/30 | 10 | 20 | Индивидуальные творческие задания |
Итого: | 36 |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
Название темы | Кол-во часов (занятий) | Содержание | Ожидаемый результат | Формы аттестации, контроля |
1.Цветочная клумба | 1 | Теория: Рассматривание цветов, беседа. Практика. Вырезание цветов разной формы и размера, наклеивание |
| Выставка работ. |
2. Ветерок | 1 | Теория: Беседа о пользе и вреде ветра. Практика. С помощью трубочки раздувание краски на бумаге. | - Правила работы с трубочкой; - Кляксография; - Составление композиции. | Беседа. |
3.Ежик | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа Практика. Рисование мятой бумагой колючек у ёжика, кистью дорисовать голову, туловище, травку и т.д. | -Умение правильно набирать краску на жатую бумагу; - Составление композиции. | Выставка работ. |
4.Осенний пейзаж | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа о красках осени. Практика. Печатание листьями растений. | -Новая техника рисования; -Использование жесткой кисти при выполнении работы; -Составление композиции. | Выставка работ. |
5.Мышка | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа Практика. Наклеивание ниток на основу. |
| Выставка работ. |
6.Плюшевый медвежонок | 1 | Теория: Практика. Рисование при помощи жесткой кисти. | -Равномерное нанесение краски на основу. - Тычок жесткой полусухой кистью. | Практическая работа. |
7.По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли | 1 | Теория: Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц Практика. Рисование туч, наклеивание силуэтов птиц. |
- Вырезание птиц по контуру; - Составление композиции. | Индивидуальные творческие задания |
8.Хмурый день | 1 | Теория: Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; Практика. Пластилинография. | -Правила работы с пластилином; -Создание композиции по замыслу. | Выставка работ. |
9.Украшение платочка | 1 | Теория: Рассматривание платочков, анализ. Практика. Рисование акварелью с помощью ватных палочек и печатания. | - Декоративное рисование; - Печатание пробками и крышками от фломастеров; -Создание узора на платочке. | Выставка работ. |
10.Совушка - сова | 1 | Теория: Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц Практика. Ниткоплетение с помощью линейки и шила |
- Вырезание птиц по контуру; - Составление композиции. | Беседа. |
11.Грибы | 1 | Теория: Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; Практика. Пластилинография. | -Правила работы с пластилином; -Создание композиции по замыслу. | Выставка работ. |
12 Первый снег | 1 | Теория: Учить рисованию крупой. Практика. Намазывание клеем основы, насыпание крупы. | Создание композиции по замыслу. | Индивидуальные творческие задания |
13.Цыпленок | 1 | Теория: Учить делать мозаику из пластилина. Практика. Скатывание шариков пластилина, приклеивание их на рисунок мозаичным способом. | -Правила работы с пластилином; -Создание композиции по замыслу. | Выставка работ. |
14.Мои любимые рыбки | 1 | Теория: Рассмотреть аквариумных рыбок Практика. Создание композиции | - Декоративное рисование; - Печатание пробками и крышками от фломастеров; - | Беседа. |
15.Два петушка | 1 | Теория: Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц Практика. | Раскрашивание ладошки краской; - Отпечаток ладони не сдвигать с места; - Рисование деталей ватной палочкой; - Создание композиции. | Выставка работ. |
16.Снежная семья | 1 | Теория: Рассмотреть несколько снеговиков Практика. Аппликация из салфеток |
- Рисование деталей ватной палочкой; | Выставка работ. |
17.Елочка | 1 | Теория Рассмотреть иллюстрации новогодних ёлок Практика. пластилинография | -Правила работы с пластилином; -Создание композиции по замыслу. | Выставка работ. |
18.Дед Мороз | 1 | Теория: Заучивание стихотворения Практика. Рисование ладошкой | Раскрашивание ладошки краской; - Отпечаток ладони не сдвигать с места; - Рисование деталей ватной палочкой; - Создание композиции. | Выставка работ. |
19.Ёлочка пушистая, нарядная | 1 | Теория: Анализ работ детей Практика. аппликация |
| Индивидуальные творческие задания |
20.Узоры на окнах | 1 | Теория: Рассмотреть узоры на окнах. Беседа. Практика. Рисование свечой, закрашивание фона акварелью. | Совершенствование техники рисования акварелью; -Рисование свечой - Создание композиции | Выставка работ. |
21.Мои рукавички | 1 | Теория: Учить разукрашивать симметрично. Анализ образца. Практика. Рисование акварелью с помощью ватных палочек и печатания. | - Декоративное рисование; - Печатание пробками и крышками от фломастеров; -Создание симметричного узора на рукавичках. | Практическая работа. |
22.Снеговичок | 1 | Теория: Анализ строения снеговика Практика. Аппликация из ватных дисков | - Рисование деталей ватной палочкой; - Создание композиции. | Беседа. |
23.Красивые снежинки | 1 | Теория: Рассматривание снежинок Практика. Рисование по мокрому | - Декоративное рисование; - Печатание пробками и крышками от фломастеров; -Создание симметричного узора | Выставка работ. |
24.Снегири на ветке | 1 | Теория: Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц Практика. | - Рисование деталей ватной палочкой; - Создание композиции. | Индивидуальные творческие задания |
25.Подарок папе | 1 | Теория: Рассказ детям о предстоящем празднике Практика. Аппликация по замыслу |
| Выставка работ. |
26.Мое любимое дерево | 1 | Теория: Рассмотреть сказочные деревья Практика. кляксография | -кляксография -выдувание веток с помощью трубочки Создание композиции | Беседа. |
27. Какого цвета весна? | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование по мокрому, смешивание красок. | Совершенствование техники рисования акварелью; Создание композиции | Выставка работ. |
28.Букет для мамы | 1 | Теория: Рассказ детям о празнике Практика. Аппликация по замыслу |
| Выставка работ. |
29.На что похоже? | 1 | Теория: Рассмотреть геометрические фигуры Практика. Рисование восковыми мелками | Создание композиции | Выставка работ. |
30. Облака | 1 | Теория: Рассматривание облаков Практика. Обрывная аппликация | Обрывная аппликация Правила работы с клеем | Индивидуальные творческие задания |
31.Музыка | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование жесткой кистью | Совершенствование техники рисования акварелью; Создание композиции | Выставка работ. |
32 Пасхальное яйцо | 1 | Теория: Рассматривание вариантов узора на яйце Практика. Раскрашивание яиц | Совершенствование техники рисования акварелью; | Выставка работ. |
33.Берег реки | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. На одной стороне сложенного листа дети делают кляксы, затем складывают лист и рисунок отпечатывается симметрично | Совершенствование техники рисования акварелью; Создание композиции | Беседа. | |
34.Волшебная страна - подводное царство | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа Практика. | Совершенствование техники рисования акварелью; -Рисование восковыми мелками; - Создание композиции | Практическая работа. |
35.Букет к 9 мая | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа Практика. | -Рисование восковыми мелками; - Создание композиции | Выставка работ. |
36. Расцвели одуванчики | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа Практика. Рисование ватной палочкой | Создание композиции | Индивидуальные творческие задания |
ИТОГО: | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
2 год обучения
Название темы | Кол-во часов (занятий) | Содержание | Ожидаемый результат | Формы аттестации, контроля |
1.Весёлые кляксы | 1 | Теория: Объяснить правила рисования с помощью клякс. Практика. На одной стороне сложенного листа дети делают кляксы, затем складывают лист и рисунок отпечатывается симметрично | Правила работы с трубочкой; - Кляксография; - Составление композиции. | Выставка работ. |
2.Разноцветные бабочки | 1 | Теория: Рассмотреть бабочек Практика. | Кляксография; - Составление композиции. | Индивидуальные творческие задания |
3.Летние цветы | 1 | Теория: Учить делать кляксы, похожие на цветы. Практика. Кляксография; Стебли и листья дорисовать кисточкой. | Правила работы с трубочкой; - Кляксография; - Составление композиции. | Выставка работ. |
4.Колючая сказка | 1 | Теория: Придумать сказку о ежах Практика. | -Рисование восковыми мелками; - Создание композиции | Самостоятельные творческие задания |
5.Осень на опушке краски разводила | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование по мокрому, смешивание красок. | Совершенствование техники рисования акварелью; Создание композиции | Выставка работ. |
6.Ожившая сказка | 1 | Теория: Объяснить технику рисования восковым белым мелком Практика. Закрашивание фона | Совершенствование техники рисования акварелью; Создание композиции | Рассказывание сказки |
7.Разноцветные клубочки | 1 | Теория: Составление рассказа Практика. Рисование ровных кругов | -Рисование восковыми мелками; - Создание композиции | Индивидуальные творческие задания |
8.Ветка рябины | 1 | Теория Рассмотреть ветку рябины Практика.: | Правила работы с трубочкой; - Кляксография; - Составление композиции. Ягоды дорисовать ватной палочкой | Выставка работ. |
9.Красивые картинки из разноцветной нитки | 1 | Теория: Практика. |
| Выставка работ. |
10.Осенний мотив | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Наклеивание кусочков бумаги на рисунок. | - Активизировать и разнообразить технику обрывной аппликации. -Создание композиции. | Беседа. |
11.Попугаи | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. | Пластилинография- Создание композиции | Индивидуальные творческие задания |
12.Зимняя ночь | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование картины восковым мелком, закрашивание тёмной краской | Совершенствование техники рисования акварелью; -Рисование восковыми мелками; - Создание композиции | Индивидуальные творческие задания |
13.Снежная семья | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. | -Аппликация из ватных дисков - Создание композиции | Выставка работ. |
14.Дед Мороз- красный нос. | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. | Пластилинография- Создание композиции | Беседа. |
15.Ёлочка нарядная | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. | - Создание композиции;
- Разрезание бумаги по сгибу. | Выставка работ. |
16.Снегири на ветках | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование веток акварелью, рябины- ватной палочкой, снегиря- тычком. | Совершенствование техники рисования акварелью; Совершенствование техники «Тычок» - Создание композиции | Выставка работ. |
17.Морозное утро | 1 | Теория: Рассматривание картинок, анализ. Практика. Рисование по мокрому. | Совершенствование техники рисования акварелью; - Создание композиции | Индивидуальные творческие задания |
18.Рисуем по шаблону | 1 | Теория: Учить делать рисунок по шаблону. Практика Рисование в технике «Набрызг» | Совершенствование техники рисования акварелью; Создание композиции | Практическая работа. |
19.Сказочная страна | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование по замыслу.
| Совершенствование техники рисования акварелью; - Создание композиции из геометрических форм. | Индивидуальные творческие задания |
20.Бабочка красавица | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. На одной стороне сложенного листа дети делают кляксы, затем складывают лист и рисунок отпечатывается симметрично | -Прорисовывание элементов рисунка симметрично. Совершенствование техники рисования акварелью; - Создание композиции | Выставка работ. |
21.Подарок маме | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Вырезание цветов и наклеивание | - Создание композиции;
- Разрезание бумаги по сгибу. | Выставка работ. |
22.Полосатый коврик для кота. | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Наклеивание полосок бумаги на одну линию |
- Разрезание бумаги по сгибу. | Беседа. |
23.Барашки на лугу | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Аппликация из ватных палочек | - Создание композиции; - Правила работы с клеем. | Выставка работ. |
24.Совы | 1 | Теория: Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц Практика. Рисование мятой бумагой. | Умение правильно набирать краску на жатую бумагу; - Составление композиции. | Индивидуальные творческие задания |
25.Полёт в космос | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование восковыми мелками | Совершенствование техники рисования акварелью; - Создание композиции | Выставка работ. |
26.Космические просторы | 1 | Теория: Знакомство с техникой «Гратаж» Практика. Царапание пустым стержнем от шариковой ручки. | - Создание композиции | Беседа. |
27.Пейзаж у озера | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. На одной стороне сложенного листа дети делают кляксы, затем складывают лист и рисунок отпечатывается симметрично | Совершенствование техники рисования акварелью; - Создание композиции | Самостоятельные творческие задания |
28.Осьминог. | 1 | Теория: Объяснить детям, что отпечатки наших ладошек похожи на различные силуэты. Практика. Учить делать отпечаток ладошки, рисовать осьминога. Учить рисовать водоросли (вертикальные волнистые линии). | - Раскрашивание ладошки краской; - Отпечаток ладони не сдвигать с места; - Рисование водорослей ватной палочкой; - Создание композиции. | Выставка работ. |
29.Белые лебеди | 1 | Теория: Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц Практика. Учить делать отпечаток ладошки, рисовать лебедей. Учить рисовать камыши. | Раскрашивание ладошки краской; - Отпечаток ладони не сдвигать с места; - Рисование камышей ватной палочкой; - Создание композиции. | Выставка работ. |
30.Берёзы весной | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование по мокрому, смешивание красок. | Совершенствование техники работы с акварелью; - Создание композиции | Индивидуальные творческие задания |
31.Витражи для терема лета | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; Практика. Пластилинография. | Совершенствование техники работы с пластилином; Создание композиции | Выставка работ. |
32.Сказочные птицы. | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование ладошками | Раскрашивание ладошки краской; - Отпечаток ладони не сдвигать с места; - Рисование деталей ватной палочкой; - Создание композиции. | Выставка работ. |
33.За синими морями, за высокими горами. | 1 | Теория: Вызвать интерес к созданию сказочных образов- синего моря и высоких гор. Практика. Наклеивание кусочков бумаги на картон, создавая образы гор, моря , облаков. | - Активизировать и разнообразить технику обрывной аппликации. -Создание композиции. | Беседа. |
34.Праздничный салют над городом | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование техникой «Набрызг» | Совершенствование техники рисования акварелью; - Создание композиции | Выставка работ. |
35.Сирень | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование тычком жесткой полусухой кисти. | Совершенствование техники рисования акварелью; Совершенствование техники «Тычок»; - Создание композиции «Сирень в вазе» | Выставка работ. |
36. Сказочный дворец | 1 | Теория: Рассматривание иллюстраций, беседа. Практика. Рисование по замыслу. | Совершенствование техники рисования акварелью; - Создание композиции из геометрических форм. | Индивидуальные творческие задания |
ИТОГО: | 36 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1год обучения
Предметные результаты
- Знать особенности изобразительных материалов
- Создавать изображения предметов, сюжетные изображения
- Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы
- Использовать различные цвета и оттенки для выразительности изображения образа
Метапредметные результаты
- Уметь различать произведения изобразительного искусства
- Выделять выразительные средства
Личностные результаты
- Проявлять фантазию и творческое мышление
2год обучения
Предметные результаты
- Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства
- Знать особенности изобразительных материалов и выделять выразительные средства
- Создавать индивидуальные и коллективные работы по собственному замыслу
Метапредметные результаты
- Различать виды изобразительного искусства
- Использовать разные материалы и способы создания изображения
Личностные результаты
- Создавать индивидуальные и коллективные работы по собственному замыслу
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
- Количество учебных недель – 36
- Количество учебных дней – 36
- Учебный период – с 1 сентября по 30 мая
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Кабинет дополнительного образования, оснащенный интерактивной доской, столами, стульями, средствами изобразительной деятельности.
Информационное обеспечение
Плакаты, стенды, мультимедийные презентации, образцы работ.
Кадровое обеспечение
Воспитатель высшей категории
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели необходимо обследование детей в форме диагностики, построенного на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.
При общении с детьми использовать следующие формы: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми - наблюдение за настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, применять
полученные знания и навыки работы в нетрадиционных техниках.
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Направления:
Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков.
Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов.
Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник.
Методика проведения:
Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми. На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми. Во время работы фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании
с использованием нетрадиционных техник
Не сформировано (низкий уровень) - 1 балл.
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого
- ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности
- узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке
- основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения
Частично сформировано (средний) - 2 балла.
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
Полностью сформировано (высокий) - 3 балла.
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках
- умеет создать яркий нарядный узор
- может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
.. 1.Богатеев З.А. Чудесные поделки из бумаги - М.: Просвещение, 2001, 72 с.
2.Григорьева Г.В. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности - М.: Просвещение, 1999, 91 с.
3.Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. Раб.тетрадь - М., Мозаика-синтез, 2011, 23 с.
4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: Карапуз – Дидактика, 2006, 108 с.
5.Нищева Н.В. Разноцветные краски – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013, 158 с.
6.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – М.:, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001, 141 с.
7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: «ГНОМ и Д», 2001.
64 с.
8.Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника - М.: ACADEMIA, 1999. 96 с.
9.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006, 97 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Волшебные ручки" для детей младшего возраста
Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. В.А. Сухомлинский...
Программа по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста «Волшебные ручки»
Программа предлагает систему кружковой работы по направлению "Конструирование" во второй младшей группе детского сада. Работа ведется с разными материалами....
Программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Волшебные ручки»
Цель программы — создание условий для развития творческих способностей детей через дальнейшее формирование знаний, технических умений и навыков в...
Рабочая программа кружка“Волшебные ручки” на 2020/21 учебный год воспитателя Ибрагимовой Зульфии Давлетгараевны
Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движен...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные ручки»
Дополнительная образовательная программа ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»
Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формирован...
Рабочая программа Волшебные ручки 2022-2023 г.
Рабочая программа Волшебные ручки 2022-2023 г....