Статья "Волшебный мир красок"
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Овчинникова Ольга Семеновна

В статье описываются свойства одного из основных материалов для рисования с дошкольниками-гуаши. Указаны требования к использованию гуаши педагогами в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. Широко представлены практические приемы работы с гуашью, а также приемы сочетания гуаши с другими материалами для рисования. В статье указаны нетрадиционные средства для рисования гуашью с детьми-дошкольниками. Большое внимание в статье уделено привлечению детей к миру искусства, формированию их эстетического вкуса и развитию у детей творческого потенциала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_krasok.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебный мир красок

Во все программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста включено знакомство с художественными материалами, активное использование их в совместной деятельности. Предлагаю вниманию педагогов разнообразные приемы работы с гуашевыми и акварельными красками  и сочетанием этих художественных материалов.

Одним из первых художественных материалов, с которыми знакомится ребенок в детском саду является гуашь – непрозрачная, плотная краска на водной основе. Ее следует держать в плотно закрытых банках, а перед началом занятия развести водой до состояния жидкой сметанообразной массы.

Во второй младшей группе в начале года рекомендуется предлагать 2-3 цвета гуаши, в конце года – 4- 6 .

В средней группе во второй половине учебного года знакомим с приемом смешивания гуаши на палитре. В игровой форме детям предлагается «наколдовать» необходимый оттенок. Дети учатся наносить нужную краску на палитру ( белую кафельную плитку, кусочек пластика или плотной белой бумаги), добавлять белила, тщательно перемешивать краски до получения необходимого оттенка.

В старшем дошкольном возрасте использование палитры должно стать нормой. Получение новых цветов – очень интересное занятие для детей. Они с удовольствием экспериментируют, составляя из разных красок зеленый, фиолетовый или оранжевый цвета. Этап работа может быть продолжен для получения гаммы теплых и холодных тонов, это «открытие» многоцветия дети совершают самостоятельно. Тематика занятий разнообразна: рисование сказочных цветов, Изумрудного города, пейзажей.

Гуашевые краски можно использовать в смеси с разными добавками. Если добавить в гуашь крахмальный клейстер, рисунок будет казаться объемным. При рисовании такими красками нужно использовать жесткие кисти или палочки от мороженого ( техника письма в живописи с применением мастихина), при этом краска наносится крупными мазками.

Если добавить в гуашь обычную соль, манную крупу или опилки, получится густая паста, которая делает рисунок после высыхания зернистым.

В работе можно использовать неожиданные приемы рисования. Есть много приспособлений, которые помогут разнообразить технику выполнения работ: тычки, печати, штампы, жесткие кисти, тонкие веточки веника, поролон. Иногда можно использовать прием рисования руками, но не надо забывать, что гуашевые краски – это химическое соединение, которое неблагоприятно влияет на кожу и может вызвать аллергическую реакцию.

Тычки разных размеров можно сделать из отработанных старых кистей, обрезав ворс на уровне 1 мм, или из высохших фломастеров, удалив пробку и вставив вместо нее кусочек поролона.

В рисовании можно использовать особую технику – пуантилизм, когда изображение состоит из множества маленьких точек. Используя этот прием, дети получают мозаичный рисунок.

Интересным получается изображение, выполненное при помощи штампов и печатей. Из обычных картофелин воспитатель в присутствии детей изготавливает штамп. В качестве штампов можно использовать подручный материал (катушки от ниток, коробочки, пузырьки, пуговицы).

При рисовании шерсти животных можно использовать жесткую сухую кисть. Но можно рисовать веником (конечно, не всем, а лишь отдельными пышными веточками). Для этого нужно взять более жидкую краску. Детям очень нравится неожиданное применение знакомого предмета и результат рисования. Звери получаются необычайно симпатичными и пушистыми.

В пейзажных рисунках вместо кисти используется поролон. Небольшие кусочки поролона произвольной формы с нанесенной на них с помощью кисти краской прикладываются к листу бумаги. Отпечаток создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки с листочками, и шелковая трава, и ажурные кроны деревьев. Интересен детям прием «пятнографии» : лист бумаги нужно сложить пополам, затем на одну половину нанести яркие пятна краски, и пока краска не высохла, лист снова сложить и разгладить. На развороте получится симметричное изображение, остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Подобные занятия развивают у детей фантазию и воображение.

В работе с гуашью можно применить прием процарапывания по сырой краске. На выполненное изображение при помощи стеки наносят штрихи или полосы. Вместо стеки можно использовать палочки для суши. Также можно использовать прием высветления цвета: влажной кистью или салфеткой снимают в нужных местах часть красочного слоя.

Гуашь интересна в сочетании с различными материалами: акварелью, углем, сангиной, мелками и пастелью.

Различные приемы рисования в сочетании с использованием всевозможных материалов позволяют ребенку отобразить в рисунке свою индивидуальность, раскрыть свой творческий потенциал.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Магия красок"

исследовательская работа "Магия красок"...

Развлечение для старших дошкольников "Праздник красок".

Праздники, досуги, развлечения– важный фактор формирования маленького человека.  Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Через  звуки и движения ребёнок познаёт м...

Дидактическая игра для детей старшего и среднего дошкольного возраста на смешивание красок "КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ?"

Эта игра поможет вам в игровой форме закрепить знания детей о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.Эту игру я провожу на празднике "Вот и стали мы на год взрослее". Она проводиться ...

Перспективное планирование по кружковой работе "Радуга красок". Разработала Новосёлова Ольга Анатольевна

Перспективное планирование по кружковой работе в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 52 «Медвежонок» общеразвивающего вида» г.Кандалакша  «Радуга красок», разработан Новосёловой О. А.Ма...

Кружок по ИЗО - деятельности "Радуга красок"

В данном материале представлены перспективный план работы по кружковой работе и приложение....

"Волшебная страна красок"

Интегрированное занятие по познавательному развитию и рисованию нетрадиционным способом (поролоновой губкой и по трафарету)...

Семейный клуб по теме: "Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…»

«Много красок у меня, выбирай любую, ляпушку свою возьму, с мамой порисую…» ,  сценарий занятия-развлечения в Семейном клубе ...