Мастер-класс. Тема: «Рисуем зимний пейзаж» (декоративно – прикладное искусство)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Ухлинова Татьяна Константиновна

Мастер-класс. Тема: «Рисуем зимний пейзаж» (декоративно – прикладное искусство)

Цель:

  1. Развивать художественно-эстетический вкус через произведения изобразительного искусства.
  2. Учить рисовать пейзаж зимнего леса по воображению, используя технику рисования «по – сырому» (аля-прима), учитывая композиционное решение сюжета.

 

Ход мастер – класса

(Воспитатели сидят за столами.)

«Даже наслаждением, получаемым от природы, мы частично обязаны искусству; пусть мы смотрим на природу собственными глазами, но любоваться ею нас научили художники».

М.Я. Фридлендер (немецкий историк искусства).

Уважаемые коллеги! Сегодня я проведу с вами мастер- класс, на котором покажу и расскажу, как формирую у детей эстетическое отношение к окружающему миру и научу вас рисовать зимний пейзаж, используя технику рисования «аля-рима» (по-сырому), или иначе говоря, вливание краски в краску, учитывая композиционные и пространственные решения.

- За окном стоит великолепный февральский денек и я рада видеть вас сегодня здоровыми, веселыми, в хорошем настроении.

Нас ждет много интересного!

Желаю, чтобы у вас все получилось.

Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Читаю стихотворение на экране изображение зимнего пейзажа (если можно видеоролик). Поэт называет зиму чародейкой. Действительно, сейчас самое удивительное, самое волшебное и сказочное время года- зима.

Красоту зимней природы, а именно, красоту зимнего пейзажа, воспевают поэты, музыканты и художники, и передают они ее разными способами и средствами.

Поэты создают картины природы словами, эти картины мы не видим, а слышим и представляем себе. В них поэты изображают зиму волшебницей, совершающей чудеса. Вспомните, пожалуйста, какими словами, эпитетами, сравнениями воспевают поэты зиму (варианты строчек и стихов).

(Когда вспоминают, пропускаем через экран картины зимнего пейзажа или видеоролика.)

Такие стихи могут рождаться только у тех людей, которые по- настоящему любят свою природу и восхищаются ею.

Я рада, что вы знаете многие поэтические произведения о зиме.

Композиторы красоту зимней природы изображают с помощью звуков. Предлагаю прослушать музыку итальянского композитора Антонио Вивальди.

Художники рисуют картины природы красками на бумаге или холсте (пропустить через экран несколько картин или видеороликов). Они разговаривают с нами цветом, мазком, линией. Каждый настоящий художник –пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как-бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее, и можно сказать, что они пользуются красками, но» пишут чувствами».

(Экран.) Не то, что мните вы, природа:

Картины Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Или видеоролик.

Поэтому, надо научиться видеть картины, понимать их особый язык. Сегодня я вас познакомлю с репродукцией картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (экран).

Уважаемые коллеги, рассмотрите внимательно картину художника И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» и подумайте, о чем она рассказывает (звучит тихая музыка 30-40 сек.).

Вопросы:

- Как вы думаете какое время изобразил художник?

- Что изображено на переднем плане?

- Посмотрите внимательно и скажите , какой день изображен на картине?

- Какими красками пользовался художник, чтобы передать колорит яркого, солнечного зимнего дня?

- Скажите, пожалуйста, что виднеется вдали за березами?

- Представьте себя в этом лесу и скажите: «Что вы услышали?»

- Что больше всего понравилось вам в этой картине?

- Какое настроение вызывает у вас она?

- Как бы вы назвали эту картину?

Картину «Февральская лазурь» написал замечательный художник Игорь Эммануилович Грабарь. Она говорит о влюбленности художника в родную природу. На картине все пронизано солнцем. Как красивы на фоне яркого февральского неба березы, ажур их ветвей. Березы- любимый мотив Игоря Грабаря. Что может быть прекраснее березы, единственного подобного в природе дерева. Фантастическое дерево, дерево- сказка, сказал об этом художник красками. Послушайте, как создавал полотно художник, он говорил: «В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник- праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток. Я стоял около дивного экземпляра березы. Заглядевшись на нее, я уронил папку и нагнулся, чтобы ее поднять. Но когда я взглянул на вершину березы снизу, я обомлел от фантастической красоты и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».

Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на березу снизу вверх, как на хрустальный каскад, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок. Картина «Февральская лазурь» завораживает: на нее хочется смотреть и смотреть. Зимний пейзаж прекрасен!

Практическая часть мастер-класса.

Сегодня вы тоже будете художниками- пейзажистами и нарисуете свои зимние пейзажи. Пусть это будут не обычные пейзажи, а пейзажи настроения. Передать настроение в живописи можно в технике «аля- прима». Это означает, что мы будем рисовать красками «по- сырому».

Именно эта техника за счет того, что краски быстро растекаются и прекрасно соединяются друг с другом, позволяет передать все нюансы настроения вашего или детей.

Итак, мы переходим к практической части. Рисование пейзажа начинается с первого этапа- подмалевка. Подмалевок- это фон для пейзажа (небо и земля). Его выполняем методом сближенных цветов.

Смочите лист бумаги поролоном, затем широкой кистью наносим краску на лист, начиная двигаться сверху вниз, так, чтобы одна краска плавно втекала, соединялась с другой. Нужно помнить, что работу надо делать быстро, пока лист совсем не высох.

Краску при рисовании данной техникой (по-сырому) мы предлагаем детям двух видов: акварель и гуашь. Акварель легка и прозрачна, гуашь необходимо разбавлять водой до более жидкой консистенции, она ярче, насыщеннее, чем акварель.

Затем поднимаем лист вертикально, чтобы лишняя краска стекла на рабочую поверхность стола, если же краска все- таки остается по краю листа, мы убираем ее губкой.

Чтобы перейти к следующему этапу работы, подмалевок (фон для пейзажа), должен подсохнуть.

А пока я познакомлю вас с понятием композиция, т.к. следующий этап работы- набросок сюжета пейзажа, а он неразрывно связан с композиционным построением.

Композиция (лат. слово) – это «сочинение», «составление».

В данном случае- это составление (сочинение) нашего пейзажа, умелое размещение на картине предметов, для выразительности главной мысли.

(Работа на фланелеграфе.)

(Игра – пособие «Составь пейзаж».)

На ближнем плане любой картины предметы больше и крупнее. Соответственно, на дальнем плане – все предметы ниже и меньше.

Подмалевок подсох, и мы преступаем к следующему этапу – рисованию пейзажа.

Вначале обозначаем линию горизонта, место, где сходится небо и земля. Для этого простым карандашом делим лист пополам, проводя горизонтальную линию от одного края листа до другого, слева- направо, неотрывным движением руки. Затем делаем быстрый карандашный набросок рисунка. «Главными героями» пейзажа являются деревья, кусты, холмы и т.д.

Обратите внимание на силуэты деревьев на экране. В природе деревья бывают разной формы, не только с прямыми статичными стволами, они могут быть наклонены, могут быть с раздвоенными стволами. Если вы нарисуете деревья разной формы, то пейзаж получится более реалистичным. Изображая березу, помните о том, что ее ветви похожи на нежные, тонкие косы девицы, недаром она является символом России. Так же можно изобразить высокие старые ели с тяжелыми обвисшими ветвями или ели- подростки, как- будто «ведущие хоровод». Не забывайте о величине деревьев, стоящих близко, их стволы начинаются у нижнего края листа, и могут не вмещать верхушки деревьев.

Набросок делаем быстро и переходим к работе с краской. Для этого нам понадобятся кисти средней толщины с заостренным ворсом.

Завершающий этап работы – прорисовка мелких деталей. Сейчас наша задача работать тонкой кистью, прорисовывая все необходимые детали: ствол, ветви кустов и деревьев, мелкие камышовые или травяные стебли.

Главное, четко совершать прорисовку на переднем плане, а на дальнем, делать лишь легкий намек, т.е. брать более светлые и холодные (голубоватые) цвета.

А, сейчас, по желанию, вы можете изобразить снег, либо тихо падающий, как в стихотворении И. Сурикова «Белый снег пушистый тихо падает, ложится» или вьюгу, метель, как в стихотворении С. Есенина «Метелица ковром шелковым стелется», а может быть у кого-то снег падать не будет. Снег мы изображаем с помощью техники «набрызга», используя зубную щетку.

Рисование пейзажа закончено.

Заключение: Чему я вас научила на своем мастер- классе? Какие методы и приемы вам наиболее понравились, запомнились, в чем их преимущество? (Высказывание воспитателей.)

Итог: Тема мастер- класса «Приобщение детей к искусству» интегрировалась в направлениях:

- Художественно-эстетическом (через области: художественное творчество и музыка).

- Познавательно-речевое (через область: чтение художественной литературы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx13.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс. Тема: «Рисуем зимний пейзаж» (декоративно – прикладное искусство)

Цель:

  1. Развивать художественно-эстетический вкус через произведения изобразительного искусства.
  2. Учить рисовать пейзаж зимнего леса по воображению, используя технику рисования «по – сырому» (аля-прима), учитывая композиционное решение сюжета.

 

Ход мастер – класса

(Воспитатели сидят за столами.)

«Даже наслаждением, получаемым от природы, мы частично обязаны искусству; пусть мы смотрим на природу собственными глазами, но любоваться ею нас научили художники».

М.Я. Фридлендер (немецкий историк искусства).

Уважаемые коллеги! Сегодня я проведу с вами мастер- класс, на котором покажу и расскажу, как формирую у детей эстетическое отношение к окружающему миру и научу вас рисовать зимний пейзаж, используя технику рисования «аля-рима» (по-сырому), или иначе говоря, вливание краски в краску, учитывая композиционные и пространственные решения.

- За окном стоит великолепный февральский денек и я рада видеть вас сегодня здоровыми, веселыми, в хорошем настроении.

Нас ждет много интересного!

Желаю, чтобы у вас все получилось.

Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Читаю стихотворение на экране изображение зимнего пейзажа (если можно видеоролик). Поэт называет зиму чародейкой. Действительно, сейчас самое удивительное, самое волшебное и сказочное время года- зима.

Красоту зимней природы, а именно, красоту зимнего пейзажа, воспевают поэты, музыканты и художники, и передают они ее разными способами и средствами.

Поэты создают картины природы словами, эти картины мы не видим, а слышим и представляем себе. В них поэты изображают зиму волшебницей, совершающей чудеса. Вспомните, пожалуйста, какими словами, эпитетами, сравнениями воспевают поэты зиму (варианты строчек и стихов).

(Когда вспоминают, пропускаем через экран картины зимнего пейзажа или видеоролика.)

Такие стихи могут рождаться только у тех людей, которые по- настоящему любят свою природу и восхищаются ею.

Я рада, что вы знаете многие поэтические произведения о зиме.

Композиторы красоту зимней природы изображают с помощью звуков. Предлагаю прослушать музыку итальянского композитора Антонио Вивальди.

Художники рисуют картины природы красками на бумаге или холсте (пропустить через экран несколько картин или видеороликов). Они разговаривают с нами цветом, мазком, линией. Каждый настоящий художник –пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как-бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее, и можно сказать, что они пользуются красками, но» пишут чувствами».

(Экран.) Не то, что мните вы, природа:

Картины Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Или видеоролик.

Поэтому, надо научиться видеть картины, понимать их особый язык. Сегодня я вас познакомлю с репродукцией картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (экран).

Уважаемые коллеги, рассмотрите внимательно картину художника И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» и подумайте, о чем она рассказывает (звучит тихая музыка 30-40 сек.).

Вопросы:

- Как вы думаете какое время изобразил художник?

- Что изображено на переднем плане?

- Посмотрите внимательно и скажите , какой день изображен на картине?

- Какими красками пользовался художник, чтобы передать колорит яркого, солнечного зимнего дня?

- Скажите, пожалуйста, что виднеется вдали за березами?

- Представьте себя в этом лесу и скажите: «Что вы услышали?»

- Что больше всего понравилось вам в этой картине?

- Какое настроение вызывает у вас она?

- Как бы вы назвали эту картину?

Картину «Февральская лазурь» написал замечательный художник Игорь Эммануилович Грабарь. Она говорит о влюбленности художника в родную природу. На картине все пронизано солнцем. Как красивы на фоне яркого февральского неба березы, ажур их ветвей. Березы- любимый мотив Игоря Грабаря. Что может быть прекраснее березы, единственного подобного в природе дерева. Фантастическое дерево, дерево- сказка, сказал об этом художник красками. Послушайте, как создавал полотно художник, он говорил: «В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник- праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток. Я стоял около дивного экземпляра березы. Заглядевшись на нее, я уронил папку и нагнулся, чтобы ее поднять. Но когда я взглянул на вершину березы снизу, я обомлел от фантастической красоты и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».

Художник вырыл в снегу траншею и, глядя на березу снизу вверх, как на хрустальный каскад, запечатлел это чудо, сидя под голубым зонтиком, который усиливал интенсивность красок. Картина «Февральская лазурь» завораживает: на нее хочется смотреть и смотреть. Зимний пейзаж прекрасен!

Практическая часть мастер-класса.

Сегодня вы тоже будете художниками- пейзажистами и нарисуете свои зимние пейзажи. Пусть это будут не обычные пейзажи, а пейзажи настроения. Передать настроение в живописи можно в технике «аля- прима». Это означает, что мы будем рисовать красками «по- сырому».

Именно эта техника за счет того, что краски быстро растекаются и прекрасно соединяются друг с другом, позволяет передать все нюансы настроения вашего или детей.

Итак, мы переходим к практической части. Рисование пейзажа начинается с первого этапа- подмалевка. Подмалевок- это фон для пейзажа (небо и земля). Его выполняем методом сближенных цветов.

Смочите лист бумаги поролоном, затем широкой кистью наносим краску на лист, начиная двигаться сверху вниз, так, чтобы одна краска плавно втекала, соединялась с другой. Нужно помнить, что работу надо делать быстро, пока лист совсем не высох.

Краску при рисовании данной техникой (по-сырому) мы предлагаем детям двух видов: акварель и гуашь. Акварель легка и прозрачна, гуашь необходимо разбавлять водой до более жидкой консистенции, она ярче, насыщеннее, чем акварель.

Затем поднимаем лист вертикально, чтобы лишняя краска стекла на рабочую поверхность стола, если же краска все- таки остается по краю листа, мы убираем ее губкой.

Чтобы перейти к следующему этапу работы, подмалевок (фон для пейзажа), должен подсохнуть.

А пока я познакомлю вас с понятием композиция, т.к. следующий этап работы- набросок сюжета пейзажа, а он неразрывно связан с композиционным построением.

Композиция (лат. слово) – это «сочинение», «составление».

В данном случае- это составление (сочинение) нашего пейзажа, умелое размещение на картине предметов, для выразительности главной мысли.

(Работа на фланелеграфе.)

(Игра – пособие «Составь пейзаж».)

На ближнем плане любой картины предметы больше и крупнее. Соответственно, на дальнем плане – все предметы ниже и меньше.

Подмалевок подсох, и мы преступаем к следующему этапу – рисованию пейзажа.

Вначале обозначаем линию горизонта, место, где сходится небо и земля. Для этого простым карандашом делим лист пополам, проводя горизонтальную линию от одного края листа до другого, слева- направо, неотрывным движением руки. Затем делаем быстрый карандашный набросок рисунка. «Главными героями» пейзажа являются деревья, кусты, холмы и т.д.

Обратите внимание на силуэты деревьев на экране. В природе деревья бывают разной формы, не только с прямыми статичными стволами, они могут быть наклонены, могут быть с раздвоенными стволами. Если вы нарисуете деревья разной формы, то пейзаж получится более реалистичным. Изображая березу, помните о том, что ее ветви похожи на нежные, тонкие косы девицы, недаром она является символом России. Так же можно изобразить высокие старые ели с тяжелыми обвисшими ветвями или ели- подростки, как- будто «ведущие хоровод». Не забывайте о величине деревьев, стоящих близко, их стволы начинаются у нижнего края листа, и могут не вмещать верхушки деревьев.

Набросок делаем быстро и переходим к работе с краской. Для этого нам понадобятся кисти средней толщины с заостренным ворсом.

Завершающий этап работы – прорисовка мелких деталей. Сейчас наша задача работать тонкой кистью, прорисовывая все необходимые детали: ствол, ветви кустов и деревьев, мелкие камышовые или травяные стебли.

Главное, четко совершать прорисовку на переднем плане, а на дальнем, делать лишь легкий намек, т.е. брать более светлые и холодные (голубоватые) цвета.

А, сейчас, по желанию, вы можете изобразить снег, либо тихо падающий, как в стихотворении И. Сурикова «Белый снег пушистый тихо падает, ложится» или вьюгу, метель, как в стихотворении С. Есенина «Метелица ковром шелковым стелется», а может быть у кого-то снег падать не будет. Снег мы изображаем с помощью техники «набрызга», используя зубную щетку.

Рисование пейзажа закончено.

Заключение: Чему я вас научила на своем мастер- классе? Какие методы и приемы вам наиболее понравились, запомнились, в чем их преимущество? (Высказывание воспитателей.)

Итог: Тема мастер- класса «Приобщение детей к искусству» интегрировалась в направлениях:

- Художественно-эстетическом (через области: художественное творчество и музыка).

- Познавательно-речевое (через область: чтение художественной литературы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха»

МБДОУ « Детский сад компенсирующего вида № 26» города ЧебоксарДокладпо теме:«Ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством, как средством духовного развития личности с нарушением слуха...

Методические рекомендации по теме: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству своего народа»

Основная цель методической темы – развивать у детей познавательный интерес к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, обобщать знания у детей о народном творчестве....

Опыт работы на тему: "Формирование представлений о декоративно – прикладном искусстве у детей дошкольного возраста посредством реализации проекта современного детского костюма с фольклорным колоритом "

Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда о...

Мастер-класс для родителей "Рисуем зимний пейзаж"

Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания. Это отмечали еще древние греки, произведения искусства, которые до сих пор потрясают и радуют мир красотой и совершенством, ...

Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»

Конспект мастер–класса по развитию речи посредством народного декоративно-прикладного искусства для педагогов: «Загадки русской матрёшки»...