Методическая разработка ООД по познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с детьми 6 - 7 лет Тема: «Природные краски - помощники художника»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
Методическая разработка ООД
по познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с детьми 6 - 7 лет
Тема: «Природные краски - помощники художника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraski-luchshie_pomoshchniki_hudozhnika.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» п.Лиственичный
Методическая разработка ООД
по познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с детьми 6 - 7 лет
Тема: «Природные краски - помощники художника»
Стрельцова Наталья Леонидовна,
Воспитатель 1 квалификационной категории
2019г.
Этапы подготовки и планирования занятия
Дата и время проведения занятия | 29.01.2019 года в 11:00 на базе МБДОУ детский сад «Сказка» |
Занятие | Открытое занятие |
Воспитатель | Стрельцова Наталья Леонидовна, I квалификационной категории |
Образовательная область | Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» |
Тема занятия | «Природные красители – помощники художника». |
Возрастной ценз воспитанников | 6-7 лет (подготовительная группа) в количестве 6 человек |
Цель занятия | Цель: расширение представлений о природных красителях в процессе исследовательской деятельности |
Задачи занятия | Задачи: Образовательные: - познакомить детей с необычным способом изготовления красок; - способствовать развитию познавательного интереса детей. Развивающие: - познакомить с нетрадиционными техниками рисования - оттиск – комочек мятой бумаги, поролоновый шарик – штамп, сухая кисть – тычок; - формировать навыки экспериментальной деятельности. Воспитательные: - формировать умение работать в паре, сотрудничество; - формировать художественно-эстетический вкус, что позволит развивать воображение, фантазию, мышление. |
Планируемый результат | Расширение кругозора в познавательном развитии. |
Тип занятия | Изучение нового материала |
Формы организации | - коллективная (фронтальная) - индивидуальная работа - работа в паре |
Продолжительность занятия | 20 минут |
Методические приемы и методы |
|
Структура занятия |
|
Словарная работа | Активизировать в речи детей слова -краситель, черничный сок, малиновый сок, облепиховый сок, давить, растирать |
Оборудование и материалы: баночки для изготовления основы краски, подносы, ложечки столовые и чайные, влажные салфетки, фартуки для детей, книга со сказкой «Золушка», мультимедийное оборудование, музыкальный проигрыватель. Для изготовления «волшебных красок» понадобятся: мука, соль, растительное масло, вода. Для изготовления цвета для краски понадобятся: ягоды (черника, облепиха, малина)сито, ложки.
Для рисования: поролоновый шарик, жесткие кисти,
Ход ООД:
Воспитатель: Добрый день ребята! Рада вас всех видеть!
Давайте поприветствуем друг друга! Приготовьте ладошки.
Передадим веселый хлопок по кругу. (Хлопает в ладоши участнику слева, тот своему соседу и т.д. пока хлопок не вернется к В.) Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу.
У нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются с гостями).
Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки? Дети: Да!
Воспитатель: Я сегодня принесла вам одну замечательную книгу, которую сделала сама. В этой книге-сказка. Предлагаю вам ее рассмотреть. Узнали сказку? Кто автор? (Эта сказка Шарля Перро «Золушка»). Ой, ребята ничего не понимаю, что случилось! Почему на некоторых картинках пропал цвет? И что же теперь делать? Кто нам сможет помочь?(Ответы детей). Сказка Золушка волшебная сказка, может мы обратимся за помощью к волшебнице Фея. Может она нам поможет? Что происходит? Это волшебство начинается!!!!.(на экране появляется Фея)
Фея:«Здравствуйте ребята! Вижу у вас случилась беда, на некоторых картинках исчез цвет, не отчаивайтесь. Я расскажу и покажу вам, как можно сделать волшебные краски, которые помогут вам раскрасить картинки в книге. Но прежде вам надо подготовится.
Воспитатель: Ребята подходите по 2 человека к столам и одевайте фартуки и перчатки, присаживайтесь на стульчики.
Фея: Вижу, вижу вы готовы! Приступаем.
Практическая работа (за столами)
Фея: У вас на столах есть все необходимое, для волшебных красок: мука, соль, вода, растительное масло. И вот наше волшебство начинается. Возьмем стаканчик и положите 1 ст. ложку муки. Теперь мы добавим 1 ст. ложку соли, смешаем с мукой – пусть они подружатся! Мешаем, мешаем волшебство начинаем! А теперь добавим 1 ч.ложку волшебного эликсира (масла) и снова мешаем, мешаем, волшебство продолжаем! Волшебный эликсир придаст нашей краске блеск. Теперь добавим «живую» воду, и снова мешаем, мешаем, волшебство завершаем! Это основа для краски, сама краска еще не готова. Осталось добавить цвет. Ребята у меня параллельный звонок, кому-то срочно нужна моя помощь. Я посылаю вам волшебную корзинку. В этом корзинке находится все необходимое для получения цвета. Думаю, у вас все получится! Успехов вам ребята! А мне пора.
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. Посмотрим, что отправила нам Фея? (Достаем ягоды, сито, ложки чайные)
Ребята, а как вы думаете, для чего нам Фея отправила ягоды? (чтобы получить цвет для краски). Правильно. Посмотрите внимательно, как называются эти ягоды? (облепиха, черника, малина)
Ребята, ягоды обладают волшебными свойствами, а какими, мы сейчас узнаем. Попробуйте надавить на ягодку ватной палочкой, что мы видим? (ягодка раздавилась и появился сок).
Какой можно сделать вывод: в ягодах есть сок. Попробуем добавить сок разных ягод в основу, которую мы приготовили и посмотрим краска каким цветом у нас получится.
Ребята, как с помощью данных предметов можно получить сок из ягод? (ягоды надо положить на ситечко и аккуратно подавить, перетереть ложечкой).
Как вы думаете, каким цветом сок получится из малины? А из черники? А из облепихи?
С ягодами нужно быть аккуратными, потому что соком можно запачкать одежду.
Воспитатель: Возьмите баночки с ягодой, сито, ложечки и подойдите к столам.
Практическая работа за столами (в парах)
Все готовы? Приступаем. Берем баночку с основой, кладем сито и ложкой перетираем ягоды (Показ). Самостоятельная работа.
Ребята перемешайте краску. Мешаем, мешаем, волшебство завершаем!
Каким цветом получилась краска?
Желтая краска получается из какого сока? (облепихового) Красная краска из какого сока (малинового), синяя, фиолетовая? (из черничного)
Давайте отнесем баночки с краской за тот стол, где лежит книга.
Музыкальная Физкультминутка (из сказки Золушка)
Воспитатель: Подойдите к столу, где мы будем рисовать. Посмотрите, что нам нужно раскрасить на первой странице? (яблоки), на второй (тыкву), на пятой? (цветы).
Какой краской раскрасим тыкву? Из оставшихся двух красок, краской какого цвета нарисуем цветы? Яблоки?
Но сначала нам надо подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика с комочком бумаги:
Воспитатель: Рисовать будем необычными способами.
Яблоки удобно будет рисовать поролоновым шариком – способом штамп, тыкву раскрасить можно комочком мятой бумаги способом – оттиска, а цветы жесткой кистью – способом - тычок.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня стали юными художниками, как настоящие волшебники.
Воспитатель: Понравилось вам рисовать волшебными красками? (Дети делятся впечатлениями). Из чего делали краски? А цвет для красок как получили? (перетерли через сито ягоды) Каким цветом краска у нас получилась? (желтая, красная, синяя). А сок ребята можно получить не только из ягод, а еще из чего? (овощей, фруктов, сушеных цветов).Правильно. А последнюю страничку вы можете раскрасить вместе с ребятами вашей группы, и научить их делать волшебные краски. Я дарю вам книгу, и чтобы вы не забыли, как мы делали волшебные краски, рецепт приготовления волшебных красок. Спасибо за работу.
Самоанализ ООД по познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с детьми 6 - 7 лет
Тема занятия «Природные краски - помощники художника».
Цель: расширение представлений о природных красителях в процессе исследовательской деятельности
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с необычным способом изготовления красок;
- способствовать развитию познавательного интереса детей.
Развивающие:
- познакомить с нетрадиционными техниками рисования - оттиск – комочек мятой бумаги, поролоновый шарик – штамп, сухая кисть – тычок;
- формировать навыки экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
- формировать умение работать в паре, сотрудничество;
- формировать художественно-эстетический вкус, что позволит развивать воображение, фантазию, мышление.
Форма проведения: Экспериментирование.
Структура занятия:
- Организационно-мотивационный этап: подготовка кабинета (проветривание), рабочих мест, приветствии обучающих и гостей. Объявление темы занятия, видеофрагмент.
- Конструктивный: изготовление основы для «волшебных красок», экспериментирование, нетрадиционные способы рисования
- Рефлексивный этап: беседа о проведенном занятии (закрепление полученных знаний)
- Итоговый этап: вручение рецепта «волшебных красок» и книги
Вводная часть занятия | Запланированное занятие состояло из трех взаимосвязанных частей: вводной. На данном этапе вызвала интерес у детей к дальнейшей деятельности. Началось занятие с приветствия Игра «Веселый хлопок». Цель игры-эмоционально настроить детей на занятие. Введение в тему (создание проблемной ситуации) Акцентировала внимание детей на книгу, которую я сама сделала. Далее ввела детей в проблемно - игровую ситуацию (ничего не понимаю, что случилось! Почему на некоторых картинках пропал цвет? Что случилось? Почему некоторые картинки стали бесцветными? И что же теперь делать? кто нам может помочь?). С целью- настроить на продуктивную познавательно-исследовательскую деятельность. Переход от вводной части к основной был через видео звонок волшебницы Феи, которая хочет помочь, научить детей как можно сделать волшебные краски. |
Основная часть занятия | В основной части занятия, дети сами делали основу для красок, по инструкции феи. Знакомились со свойствами ягод (мягкая, давится, появляется сок), был сделан вывод, что в ягодах есть сок. Был определен способ получения ягод, выдвигали гипотезу каких цветов получатся краски из данных ягод. Экспериментальным путем получили сок из ягод. Проверили гипотезу, на самом ли деле получились те цвета красок, которые предполагали получить. Собственная активность детей, была направлена на получение новых знаний, а итогом стал полученный продукт собственного творчества. Для снятия у детей их общего утомления была проведена музыкальная физкультминутка, а также физкультминутка была переходом от экспериментальной деятельности к продуктивной-рисованию. Было предложено детям несколько нетрадиционных способов рисования. Перед началом занятия была проведена пальчиковая игра с комочком мятой бумаги. |
Заключительная часть занятия | Заключительная часть занятия была организована в виде ответов на вопросы так, чтобы в ходе обсуждения можно было проверить у детей качество усвоения материала. В конце занятия детям была подарена книга, которую они сами раскрасили и рецепт приготовления волшебных красок. Рецепт был составлен для детей не умеющих читать (вместо слов картинки). |
Деятельность всех детей оценивала словесным поощрением.
Структура выстроена таким образом, что все ее части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме занятия. Основные этапы чётко переходили от одного к другому. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве.
Разнообразие видов деятельности поддерживало интерес ребенка на протяжение всего занятия.
В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Для достижения положительного результата помогала, объясняла, контролировала практическую работу детей.
Старалась говорить ясно и эмоционально, чётко давать инструкции к заданиям. Побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности.
На протяжении всего времени проведения данного занятия прослеживалась интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» - это общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками, проявление эмоциональной отзывчивости. «Познавательное развитие» - это развитие любознательности и познавательной мотивации, включены моменты экспериментирования. «Речевое развитие» - отвечали на вопросы педагога (Из какого сока получилась краска? Каким цветом получился сок?) «Художественно - эстетическое развитие» - раскрашивали страницы книги нетрадиционными средствами рисования (мятой бумагой, жёсткой кистью, поролоном).
Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность на протяжении всего времени, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Были заинтересованы, внимательны, организованы, чувствовали себя комфортно, были раскрепощены. Предлагаемые детям вопросы (задания), на которые они сами находили ответ, делали соответствующие выводы, побуждали детей к действиям, решению поставленных задач. Считаю, что выбранная форма организации ООД была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности.
Какие использовала методы: Игровая ситуация. Наглядный метод - использование видео, показ выполнения действий, рассматривание книги. Словесный метод - объяснение, указание, педагогическая оценка. Практический метод - приготовление красок, получение сока из ягод, раскрашивание страниц книги.
Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной.
Считаю, что мне удалось достичь поставленной цели – через игровую мотивацию дети провели исследование и получили конечный результат, (продукт) краски. Полученные знания и умения в ходе непосредственно образовательной деятельности дети могут применять и в повседневной жизни.
Для себя наметила и дальше с детьми работать над темой «Волшебные краски», и проводить с детьми исследования по получению цвета для красок из овощей, фруктов, трав, цветов.
Дети порадовали тем, что постоянно проявляли любознательность, пытались самостоятельно придумывать объяснения, обладают первоначальными знаниями о социальном мире, умеют работать в подгруппах.
Предполагаемый риск:
- «видеть» каждого ребёнка, слушать и слышать его ответы, предложения, высказывания;
- справляться с волнением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Куда снег убежал?»
Цель: формировать представление о физических свойствах снега и льда;развивать интерес и стремление к познавательно - исследовательской деятельности...
Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".
Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....
Методическая разработка по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада
Методическая разработка по познавательно- исследовательской деятельности ("Познавательное развитие") "Воздух"...
Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми "Знакомьтесь, глина"
Знакомство детей с природным материалом -глиной, её свойствами и с применением....
Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми "Волшебная капля"
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов....
Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»...
методическая разработка "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы, через экспериментирование"
Основной цельюопытно- экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности. Детское экспериментирование это один из методов обучения и развития естественнонаучны...