Учебно-методическое пособие нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте
учебно-методическое пособие по рисованию (младшая группа)

Трифонова Нина Анатольевна

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне. 

Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять

внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Волшебники».

Пояснительная записка.

Цель проекта: развитие у детей мелкой моторики,  творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

Развивающие:

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

Развивать творческие способности детей.

Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

шедевра.

Обучающие:

Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.

Формировать умение оценивать созданные изображения.

Принципы и подходы:

Ø Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Ø Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.

Ø Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

Ø Уважительного отношения к результатам детского творчества.

       Целевые ориентиры

Возраст

Планируемый результат освоения (целевой ориентир)

1.6 -2 года (ранний дошкольный возраст)

Знает и умеет использовать  техники нетрадиционного рисования.

Проявляет интерес к рисованию.

  Сроки  реализации проекта. Проект рассчитан на 1 год обучения.

Содержание образовательной деятельности по проекту «Волшебники»

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1

Кап- кап дождик

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

 Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.

2

Ягоды и яблочки на тарелочке

Оттиск печатками из картофеля, яблок

Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, яблок. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.

Круг из тонированной бумаги,  пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи

3

Вкусный компот

Оттиск яблоком

Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность.

Лист с контурным  изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи

4

Осеннее дерево

Рисование ладошкой

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования  – «рисование ладошкой» .Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цвет восприятие  навыки коллективной деятельности.

Лист ватмана, тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска;  пальчиковая краска желтая,  оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев.

ОКТЯБРЬ

5

Ветка рябины

Рисование ватными палочками

Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета. Закрепить знания и представления о цвете (красный),  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много).

гроздь рябины,  пальчиковая краска красного цвета, ватные палочки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.

6

Осенние листочки

Оттиск отпечатками листьев

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная   пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды

7

Фруктовые деревья

Рисование штампами

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Деревья вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска , салфетки

8

Свитер для друзей

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор

Две куклы - мальчик и девочка,  пальчиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами

НОЯБРЬ

9

Платье для куклы

Рисование пальчиками

Совершенствовать умение делать отпечатки пальчиков.  Развивать творчество, навыки коллективной деятельности.

Платье, вырезанное из бумаги, пальчиковые краски.

10

Мои рукавички

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки,  пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки

11

Украшение чайного сервиза

Оттиск печатками

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная   пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды

12

Первый снег

Рисование ватными палочками.

Учить детей рисованию ватными палочками, белой гуашью на синей цветной бумаге.

Листы бумаги синие, белая пальчиковая краска, ватные палочки, иллюстрации

ДЕКАБРЬ

13

Снежок для елочки

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).

Тонированные листы бумаги (синие,  фиолетовые) с изображенными елочками, белая   пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса

14

Зажигаем огоньки

Рисование кисточкой.

Учить наносить яркие мазки на темный фон.

Лист черного цвета, краски, кисть

15

Новогодняя игрушка

Рисование пальчиками

Познакомить с техникой тычкования.  Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.

Елочная игрушка, вырезанная из плотной бумаги,  гуашь, иллюстрации

16

Елочка нарядная

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки

ЯНВАРЬ

17

Веселый снеговик

Тычок жесткой полусухой кистью

 Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки

18

Цыплёнок

Рисование поролоновой губкой

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Учить наносить отпечатки, создавая образ

Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки,

19

Веселая птичка

Рисование пальчиками

Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цвет восприятие. Воспитывать аккуратность.

Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки,

20

Яйцо

Рисование

Учить полностью, закрашивать предмет

Вырезанный образец из плотной бумаги, белая краска

ФЕВРАЛЬ

21

Цветочек для папы

Рисование ладошкой

Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности.  Развивать цвет восприятие.

Ватман с работой детей по пред.теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов

22

Зайчишка

Тычок жесткой полусухой кистью

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

Листы  тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки

23

Морозко

Рисование ладошкой

Совершенствовать  умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение.

Листы тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза,  белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации

24

Солнышко, которое мне светит

Рисование ладошкой

Учить наносить  отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цвет восприятие  и зрительно-двигательную координацию.

Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска  желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка.

МАРТ

25

Весенняя капель

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.

Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки

26

Мимоза

Рисование ватными палочками.

Продолжать учить детей рисованию ватными палочками, учить рисовать, создавая форму цветка.

Лист с изображением мимозы, ватные палочками, желтая гуашь

27

Подснежники

Рисование тычками.

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

Лист с изображением подснежника, кисть, белая краска, иллюстрации

28

Распустились первые листочки

Рисование пальчиками

Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.

Лист с изображением веточки, зелёная краска, иллюстрации

АПРЕЛЬ

29

Волшебный цветочек

Рисование пальчиками

Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение.

Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик»

30

Розовый букет

Рисование тычками жесткой полусухой кистью

Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, кисть.

31

Виноград

Рисование пальчиками

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цвет восприятие и зрительно-двигательную координацию.

Альбомные листы, пальчиковая краска ж зеленая, иллюстрации с изображением винограда

32

Волшебные листочки

Рисование.

Учить детей закрашивать вырезанные формы.

Готовые образцы листьев разной форм

МАЙ

33

Цветы на грядке

Оттиск поролоном.

Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей штампами из поролона изображать цветы на грядке

Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска.

34

Разноцветные зонты

Печать по трафарету.

Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма.

Трафареты зонтика, поролоновая губка, гуашь

35

Одуванчики

Рисование пальчиками

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе

Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки

36

Бабочка

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно отображать в рисунке облик насекомого. Развивать чувство композиции.

Лист белой бумаги, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением бабочек, салфетки

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Рассматривание репродукций картин.

Игра

Рисование

лепка

Мастер-класс
Выставка детских работ

Рекомендации о нетрадиционных техниках рисования.

Фотовыставки

Перечень технологий

Перечень пособий

Нетрадиционные техники:
оттиск печатками из овощей;
тычок жесткой полусухой кистью;
оттиск пенопластом;
оттиск поролоном;
отпечатки листьев;
рисование ладошками;
рисование пальчиками.

Комплексные занятия по изобразительной деятельности под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) /авт.-сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель.

Лыкова И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа: учебно - методическое пособие. - М.: Издательский дом» Цветной мир», 201


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте

Использование нетрадиционных материалов (материалы для шитья и рукоделия: пуговицы, тесьма, кружево) при приобщении к рисованию младших дошкольников....

Проект по освоению нетрадиционной техники рисования детьми раннего возраста «Ножки и ладошки».

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображ...

Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования в раннем возрасте"

laquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев,образно говоря,идут тончайшие нити-ручейки,которые питает источник творческой мысли….»В.А. Сухомлинский...

картотека нетрадиционных техник рисования для раннего возраста

Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает творческие возможности ребенка...

Буклет для родителей: "Нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте".

Буклет для родителей: "Нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте"....

Нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте

нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте...