Учебно-методическое пособие нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте
учебно-методическое пособие по рисованию (младшая группа)
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка всесторонне.
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять
внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Волшебники».
Пояснительная записка.
Цель проекта: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Развивать творческие способности детей.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
шедевра.
Обучающие:
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Принципы и подходы:
Ø Гуманистической направленности воспитания: создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
Ø Творческого подхода: креативность организация воспитательно-образовательного процесса.
Ø Вариативности: использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Ø Уважительного отношения к результатам детского творчества.
Целевые ориентиры
Возраст | Планируемый результат освоения (целевой ориентир) |
1.6 -2 года (ранний дошкольный возраст) | Знает и умеет использовать техники нетрадиционного рисования. Проявляет интерес к рисованию. |
Сроки реализации проекта. Проект рассчитан на 1 год обучения.
Содержание образовательной деятельности по проекту «Волшебники»
№ | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 | Кап- кап дождик | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. | Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. |
2 | Ягоды и яблочки на тарелочке | Оттиск печатками из картофеля, яблок | Познакомить с техникой печатания печаткой из картофеля, яблок. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи |
3 | Вкусный компот | Оттиск яблоком | Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи |
4 | Осеннее дерево | Рисование ладошкой | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой» .Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цвет восприятие навыки коллективной деятельности. | Лист ватмана, тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев. |
ОКТЯБРЬ | ||||
5 | Ветка рябины | Рисование ватными палочками | Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета. Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). | гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, ватные палочки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины. |
6 | Осенние листочки | Оттиск отпечатками листьев | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды |
7 | Фруктовые деревья | Рисование штампами | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Деревья вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска , салфетки |
8 | Свитер для друзей | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор | Две куклы - мальчик и девочка, пальчиковая краска, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами |
НОЯБРЬ | ||||
9 | Платье для куклы | Рисование пальчиками | Совершенствовать умение делать отпечатки пальчиков. Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. | Платье, вырезанное из бумаги, пальчиковые краски. |
10 | Мои рукавички | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки |
11 | Украшение чайного сервиза | Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. | Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная пальчиковая краска в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды |
12 | Первый снег | Рисование ватными палочками. | Учить детей рисованию ватными палочками, белой гуашью на синей цветной бумаге. | Листы бумаги синие, белая пальчиковая краска, ватные палочки, иллюстрации |
ДЕКАБРЬ | ||||
13 | Снежок для елочки | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). | Тонированные листы бумаги (синие, фиолетовые) с изображенными елочками, белая пальчиковая краска в мисочке, салфетки, иллюстрации зимнего леса |
14 | Зажигаем огоньки | Рисование кисточкой. | Учить наносить яркие мазки на темный фон. | Лист черного цвета, краски, кисть |
15 | Новогодняя игрушка | Рисование пальчиками | Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. | Елочная игрушка, вырезанная из плотной бумаги, гуашь, иллюстрации |
16 | Елочка нарядная | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки |
ЯНВАРЬ | ||||
17 | Веселый снеговик | Тычок жесткой полусухой кистью | Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки |
18 | Цыплёнок | Рисование поролоновой губкой | Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Учить наносить отпечатки, создавая образ | Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки, |
19 | Веселая птичка | Рисование пальчиками | Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цвет восприятие. Воспитывать аккуратность. | Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки, |
20 | Яйцо | Рисование | Учить полностью, закрашивать предмет | Вырезанный образец из плотной бумаги, белая краска |
ФЕВРАЛЬ | ||||
21 | Цветочек для папы | Рисование ладошкой | Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цвет восприятие. | Ватман с работой детей по пред.теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов |
22 | Зайчишка | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. | Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки |
23 | Морозко | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение. | Листы тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации |
24 | Солнышко, которое мне светит | Рисование ладошкой | Учить наносить отпечатки– лучики для солнышка. Развивать цвет восприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы светло-голубого цвета с кругом желтого цвета посередине, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки, картинки с изображением солнышка. |
МАРТ | ||||
25 | Весенняя капель | Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. | Бумага тонированная (синяя). Гуашь белая, жесткая кисть, салфетки |
26 | Мимоза | Рисование ватными палочками. | Продолжать учить детей рисованию ватными палочками, учить рисовать, создавая форму цветка. | Лист с изображением мимозы, ватные палочками, желтая гуашь |
27 | Подснежники | Рисование тычками. | Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. | Лист с изображением подснежника, кисть, белая краска, иллюстрации |
28 | Распустились первые листочки | Рисование пальчиками | Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. | Лист с изображением веточки, зелёная краска, иллюстрации |
АПРЕЛЬ | ||||
29 | Волшебный цветочек | Рисование пальчиками | Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. | Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик» |
30 | Розовый букет | Рисование тычками жесткой полусухой кистью | Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений. | Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, кисть. |
31 | Виноград | Рисование пальчиками | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цвет восприятие и зрительно-двигательную координацию. | Альбомные листы, пальчиковая краска ж зеленая, иллюстрации с изображением винограда |
32 | Волшебные листочки | Рисование. | Учить детей закрашивать вырезанные формы. | Готовые образцы листьев разной форм |
МАЙ | ||||
33 | Цветы на грядке | Оттиск поролоном. | Развивать чувство композиции, упражнять в комбинировании различных техник рисования. Учить детей штампами из поролона изображать цветы на грядке | Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска. |
34 | Разноцветные зонты | Печать по трафарету. | Познакомить с новым методом – печатанью по трафарету. Развивать чувство ритма. | Трафареты зонтика, поролоновая губка, гуашь |
35 | Одуванчики | Рисование пальчиками | Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе | Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки |
36 | Бабочка | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно отображать в рисунке облик насекомого. Развивать чувство композиции. | Лист белой бумаги, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением бабочек, салфетки |
Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Игры. Беседы, работа с наглядным материалом. Практические упражнения для отработки необходимых навыков. Рассматривание репродукций картин. | Игра Рисование лепка | Мастер-класс Рекомендации о нетрадиционных техниках рисования. Фотовыставки |
Перечень технологий | Перечень пособий |
Нетрадиционные техники: | Комплексные занятия по изобразительной деятельности под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) /авт.-сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа: учебно - методическое пособие. - М.: Издательский дом» Цветной мир», 201 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте
Использование нетрадиционных материалов (материалы для шитья и рукоделия: пуговицы, тесьма, кружево) при приобщении к рисованию младших дошкольников....
нетрадиционные техники рисования детьми раннего возраста
косультация для родителей...
Проект по освоению нетрадиционной техники рисования детьми раннего возраста «Ножки и ладошки».
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображ...
Методическая разработка "Нетрадиционная техника рисования в раннем возрасте"
laquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев,образно говоря,идут тончайшие нити-ручейки,которые питает источник творческой мысли….»В.А. Сухомлинский...
картотека нетрадиционных техник рисования для раннего возраста
Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает творческие возможности ребенка...
Буклет для родителей: "Нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте".
Буклет для родителей: "Нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте"....
Нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте
нетрадиционные техники рисования в раннем возрасте...