Выразительные возможности цвета
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Съедина Светлана Владимировна

Статья о возможности сделать рисунок ребенка средством душевного и духовного общения - искусство, предполагающее сотворчество ребенка и взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnye_vozmozhnosti_tsveta.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ  ВОЗМОЖНОСТИ  ЦВЕТА

     С первых дней своей жизни ребенок осваивает пространство, в котором живет. Различают три фазы, которые своими названиями показывают, как познается пространство ребенком:

  • «пространство губ»;
  • «пространство рук»;
  • «далекое пространство – «пространство глаза».

    Первые впечатления младенца связаны с ощущениями: тепло – холодно, темно – светло, тесно – просторно, шумно – тихо и др. Зрение постепенно становится основным наиболее важным способом познания действительности. Оно связывает воедино результат работы всех анализаторов. Все, что чувствует кожа, слышит ухо, видит глаз, ощущают язык и нос, синтезируется в зрительный образ. Поэтому в основе изображения, которое создает ребенок, может оказаться опыт движения в пространстве, опыт его тактильных и других ощущений.

     Глядя на рисунки детей, мы частенько критикуем их: «Это не собака! У собаки четыре ноги, два уха, зубы и хвост!» А на рисунке у собаки может оказаться пять ног и одно ухо, а шерсть вообще невероятного окраса. Дело в том, что автору хотелось отобразить в рисунке мелькание лап бегущей собаки, запечатлеть  мягкость её шерсти. В его рисунке отражается весь его внутренний мир, отображенный с помощью разных органов чувств.

     Есть существенная разница между тем, как ребенок рисует карандашом, фломастером, мелом, палочкой или другими графическими материалами и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, а во втором это выражение эмоций к изображаемому явлению через сочетание цветов.

     Задача педагога в том, чтобы помочь ребенку открыть для себя многоцветие мира и осознать свои возможности в воплощении своего видения. Цвет способен дать четкую эмоциональную характеристику изображаемой ситуации, и дошкольники в своих рисунках интуитивно используют эту способность, выбирая так называемый непредметный цвет. Задача взрослого научить использовать выразительные возможности цвета сознательно.

     Попытка упорядочить опыт работы по развитию цветового зрения привела к необходимости разделить занятия по созданию изображения на три группы. Они сгруппированы в разделы, условно обозначенные как «желтый», «синий», «красный».

     «Желтый» - упражнения, в которых преобладают репродуктивные методы обучения, идет формирование умений и навыков художественной деятельности. В упражнениях дается материал по смешиванию красок и получению разных оттенков цвета; навыки работы с палитрой; умение использовать инструменты и материалы; знание названий цветов и их оттенков.

     «Синий» - это примеры заданий, в которых ребенок поставлен в условия сознательного поиска образного решения, закрепляя старые и приобретая новые знания, умения и навык художественной деятельности.

     «Красный» 

- задания, требующие максимального проявления творческой индивидуальности ребенка. Задания, в процессе выполнения которых педагог практически не участвует.

      Предлагаю по одному занятию из каждой группы.

ЖЕЛТЫЙ – «Волшебные краски»                                                                         Задание: Создать картины летнего луга через открытие изобразительных возможностей смешения цветов.                                                                          Детям предлагается найти и взять три желтых краски – чистой желтой, стронциевой (лимонной) и охры, а также три синих краски – чисто-синяя, ультрамарин и голубая. Предлагается смешать на палитре по очереди все желтые краски со всеми синими, и заполнить цветными мазками весь лист бумаги. В результате смешивания получится изображение летнего (зеленого) луга. После этого чистой кистью предлагается попробовать изобразить желтые сердцевинки ромашек и мягкими мазками вокруг них нарисовать белые лепестки. Это придаст цветам живость и реалистичность.

СИНИЙ – «Теплый дом»                                                                                   Задание: Создать образ дома, создающий ощущение покоя, тепла, защищенности с помощью цвета.                                                                    Детям предлагается «построить» дом по выбору - из бревен, кирпичей, блоков, надстраивая кистью теплыми тонами выбранных красок контур дома, дорисовывая детали (крыша, рамы, двери и т. п.) Затем «зажигаем» свет в окнах, он тоже теплый. Но вдруг разыгралась непогода (ливень, гроза, пурга, ветер и т. п.) Надо подобрать холодные оттенки цветов, максимально контрастные цветам, которыми рисовался дом. Очень важно подчеркнуть в изображении направление и характер движения ветра, или направление льющегося дождя или идущего снега. Мазки энергичные, передающие динамику движения.

КРАСНЫЙ – «Автопортрет»                                                                         Задание: В рисунке необходимо рассказать о себе: как я выгляжу, какой я, чем отличаюсь от других. Дает возможность ребенку подумать о том, как устроено тело, почему и как сгибаются рук и ноги, торс и шея, как тело располагается в пространстве.                                                                      Прежде чем приступить к работе, необходимо рассмотреть себя в зеркало. Какая у тебя голова, какие глаза, нос, уши, волосы. А как туловище соединяется с головой? Как присоединяются к туловищу руки и ноги? Берем лист бумаги, на нем должен появиться ты и никто другой! Ты сегодня самый главный, поэтому изобрази себя крупно. Хочешь – во весь рост, а хочешь – только портрет. Не забудь изобразить свое настроение.

     Разумеется, приведенные варианты примерны, схематичны, условны. Каждый педагог выстроит свои варианты, нравящихся ему тем занятий и  подачи диалогов для выполнения художественных образов.                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модели гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета

В статье рассматриваются возможности использование модели гармонизатора цвета в освоении детьми старшего дошкольного возраста выразительной функции цвета. Интересной и н...

статья "Цвет -как средство выразительности детского рисунка"

Статья «Цвет – как средство выразительности детского рисунка».Цвет является одним из важных средств художественной выразительности, передачи отношения к создаваемому образцу; он помогает выявить основ...

«Цвет как средство выразительности детского рисунка»

 Эстетическое воспитание детей как средство решения задач эстетического и духовного развития личности....

Доклад «Использование цвета как средства выразительного решения образа в рисунках и аппликациях детей»

Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возраст...

Реферат «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чув...