Методическая разработка «Петербургские фонари». Рисование на тему «Петербургские фонари». Подготовительная к школе группа.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Захарова Надежда Васильевна

Расширяем представления детей о родном городе - Санкт-Петербург, о его достопримечательностях. Знакомство детей с историческим прошлом, с историей появления "Волшебных фонарей" любимого города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_peterburgskie_fonari.docx45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – путешествие «Петербургские фонари».

Рисование на тему «Петербургские фонари».https://docs.google.com/drawings/image?id=sk1tl7Wf0fhFLF7Hvkbv18Q&rev=1&h=180&w=610&ac=1

Подготовительная к школе  группа.

Цель: Создание условий для обогащения знаний детей о родном городе, развитие познавательных, творческих способностей воспитанников; сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Санкт-Петербурга, чувство уважения к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.

      Задачи:

Образовательные:

 -Расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое,    достопримечательности, традиции, ремесла).

-Формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к культуре, традициям.

Развивающие:

-Развивать связную речь детей посредством  рассказов о родном городе.

-Расширять  и активизировать словарь,  используя  слова по теме: фитиль, фонарь, фонарщик, художник, дизайнер, костюм.

        -Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем  изучения  истории своего города.

        -Развивать умения выделять отдельные части и характерные признаки предметов.

        -Закрепить представления о форме предметов, располагать предметы на всём листе.

        Воспитательные:

 - Формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

Предварительная работа:

Экскурсия по СПб с родителями.

 Рассматривание открыток, иллюстраций по теме.

Беседы с детьми.

 Материал необходимый для проведения занятия:

 Краски, мелки, бумага для рисования

 Образцы работ – рисунков детей по теме: «Фонари Петербурга»

   Ход НОД:

   Часть№1

Воспитатель: - Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки и  передадим  друг другу  по кругу красивую улыбку.  Скажем всем: «Доброе утро!»  А я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.

 Воспитатель: Санкт-Петербург – город северный. Расположен он, как мы уже с вами  знаем,  на  нескольких больших островах. Что бы перебраться с острова на остров что мы должны сделать?

Ответ детей: Взять лодку, перейти мост.

Воспитатель: Правильно. В нашем городе мостов очень много, больших и маленьких.

Как вы думаете ребята, что нужно мосту?

Ответы детей: Решётка, чтобы не упасть в воду

Воспитатель: А ещё что? Вам подсказка – загадка.

Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.
                                                   (Фонарь)

Ответы детей: Фонари.

Воспитатель читает стихотворение:

Петербург при свете фонарей

Санкт – Петербург, любовь моя!

Я в этом городе родился,

И я в него навек влюбился!

Как восхищен его красой,

Его великими дворцами.

Его обилием мостов

Его рекой Невой,

Которой краше нет

Во всем огромном мире!

Когда зажгутся фонари

Ты словно в сказку попадаешь

И в ней навеки утопаешь

И растворяешься в ночи!

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в  путешествие «Волшебные фонари Петербурга»

Давным-давно, когда ещё только начал строиться наш город Петербург, фонарей в городе не было. Люди могли передвигаться в вечернее и ночное время только с факелами.

Воспитатель: Это было не удобно. Почему, ребята, как вы думаете?

Ответы детей: Тяжело держать, можно обжечься, факел мог потухнуть.

Воспитатель: Правда, в древности улицы освещались факелами, закреплёнными  на стенах домов. Но только по торжественным случаям. Царю Петру 1 не нравилось сидеть всё время в помещении в тёмное время суток, и тогда он решил привезти в город *** Что ребята?

Ответы детей: Фонари.

Воспитатель:  Правильно. Что же означает слово фонарь? Фонарь от греческого слова – светоч, факел.  В России Петербург стал первым городом, где появились уличные фонари.  Первый фонарь появился  около Петропавловской крепости, на Иоанновском мосту.

У моста Фонарь старинный
Жёлтым глазом в ночь глядит.
Часовой времён былинных,
Оперевшись на гранит…

…Два столетия минуло.
Дарит молча свет Фонарь.
Время, словно, здесь уснуло -
Ныне здесь, как было встарь!..

Воспитатель: У этих фонарей  был свой «костюм». Петербургский фонарь носил полосатый костюм (белый в чёрную полоску) и имел определённое число граней.

Воспитатель: Правильно, у Петербургского фонаря  6 граней. Ребята, кто из вас знает,  у какого сооружения в России был тоже такой костюм? 

Ответы детей: Караульная будка.

Воспитатель: Правильно. В этих будках несли службу охранники, а фонари помогали им в ночное время суток.

 Царю и горожанам новшество понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники, и тем самым было положено начало уличному освещению Петербурга.

Воспитатель загадывает загадку:

Носят шляпы-огоньки.
Свет расходится кругами,
Что-то ищут под ногами.
Чудаки те ищут день,
Разгоняя ночи темь.
                                   (
Фонари.)

Проводится игра «Скажи наоборот»

Большой -**** фонарь ( фонарик)

Пример: Высокий - низкий  (столб)

Узкая - ***** улица

Холодно - **** тепло (на улице)

Светло - ****** темно (на улице)

Воспитатель: Первой улицей,  на которой зажглось множество фонарей,  стал Невский проспект.

Воспитатель: Человека, который следил за фонарями,  называли фонарщиком.

Воспитатель : Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты  и полицейские. Они имели форму и бляху. Каждый фонарщик обслуживал 9-10 фонарей. Светильники висели далеко от земли, поэтому фонарщикам выдавали лестницы, а ещё маленькие ручные фонарики, кувшины и губки. В детских учебниках даже были задачки, в которых ребята решали, за какое время фонарщик выполнит свою работу.

Воспитатель: У вас, ребята, тоже будет интересное задание, но перед этим мы с вами немножко отдохнём

Проводится физминутка:

Под веселые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри 
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…

Воспитатель: Прошли годы,  и вскоре в нашем городе зажглись новые керосиновые газовые,  а затем и электрические фонари. Петербургские фонари считались одними из самых красивых в мире, поэтому у нас в городе есть даже Музей фонарей под открытым небом на Одесской улице. Там же  был поставлен памятник Петербургскому фонарщику.

Воспитатель: Мы с вами увидели   много фонарей. Чем они различаются? ( У каждого из них своя особенная форма, нарядная одежда). И это не удивительно, потому что придумал фонари и украсил ими город художник.

Воспитатель:  В Петербурге на улицах и проспектах много красивых старинных фонарей. Попробуйте найти на картинке два одинаковых.

Часть №2  Практическая часть

Воспитатель: Ребята, сейчас каждый из вас  превратиться в художника-дизайнера. И вашей задачей будет создание эскиза фонаря. Постарайтесь найти свой образ фонаря – он освещает подъезд театра, дома, улицу или аллею в парке.

Рисовать будем поэтапно: рисуем карандашами: обводим шаблон, вырезаем фонарь,   рисуем черной гуашью фон, далее приклеиваем наш фонарь.

Подведение итогов.

Воспитатель: Посмотрите,  какие волшебные фонарики у нас получились. Мы настоящие с вами художники. Молодцы.

Мы используем наши фонари для украшения зала к КВНу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка ОД по рисованию Тема: «Мои любимые животные»

Методическая разработка ОД по рисованию  Тема: «Мои любимые животные». Авторская разработка, с учётом ФГОС. Здесь учитываеся предварительная работа как с детьми так и с родителями, работа на перс...

Методическая разработка по теме "Рисование человека"

Разработка представляет собой краткий перечень тем по рисованию в детском саду по теме "Рисование человека". А так же дедактические игры по данной теме....

Методическая разработка. нетрадиционная техника рисования солью.на тему "Зима"

Главная задача -дать представление  детям  о     различных  видах  изобразительной  деятельности, многообразии художественных мате...

Методическая разработка на тему Рисование «Ах море, море» нетрадиционными методами. Коллективная работа

Цель: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами живописи и ИЗОдеятельности. Расширять у детей старшего дошкольного возраста знаний о значении воды в жизни человека, приобщать к ...

Методическая разработка занятия по рисованию в старшей группе для детей с ОНР по теме «Букет из сказки»

Методическая разработка занятия по рисованию в старшей группе для детей с ОНР по теме «Букет из сказки»...

Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе по теме: «Формирование понимания основ построения рисунка, отражающего содержание художественного произведения»

В методической разработке представлен ход конкретного занятия по рисованию. Занятие направлено на формирования умения передавать особенности построения рисунка для оформления обложки выбранной детьми ...

Игра – путешествие «Петербургские фонари». Рисование на тему «Петербургские фонари». Подготовительная к школе группа.

Расширяем представления детей о родном городе - Санкт-Петербург, о его достопримечательностях. Знакомство детей с историческим прошлом, с историей появления "Волшебных фонарей" любимого горо...