Программа объединения дополнительных бюджетных образовательных услуг творческая студия «Территория творчества»
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
territoriya_tvorchestva_programma.docx | 42.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2051
«СОГЛАСОВАНО» «УТВРЕЖДАЮ»
на заседании Директор ГБОУ Школа №2051
Управляющего Совета № 1 _________________
____ ___________ 2020 г. Семенова Е. Н.
Протокол № ___ от __. ___ .2020 г.
Программа
объединения дополнительных
бюджетных образовательных услуг
творческая студия «Территория творчества»
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Жигунова Е. Ю.
педагог первой
квалификационной категории
Москва
2020-2021 уч. год
Пояснительная записка
Метод правополушарного рисования основан на работах Роджера Сперри, который изучал деятельность правого и левого полушарий головного мозга и, совместно с другими нейрофизиологами, получил Нобелевскую премию в 1981 году “За открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга”. Он выяснил, что правое и левое полушария головного мозга выполняют разные функции.
Левое полушарие головного мозга отвечает за аналитическое мышление (логика и анализ), тогда как правое полушарие отвечает за воображение, творческие способности, возможность мечтать и фантазировать.
Есть особенности восприятия информации каждым полушарием: левое полушарие воспринимает информацию поэтапно, последовательно, правое - способно воспринимать разнообразную информацию одновременно.
Также отличается обработка информации: правое полушарие обрабатывает информацию в виде образов, а левое полушарие - в виде слов и цифр.
В последнее время всё чаще можно встретить утверждение, что разделение функций между полушариями головного мозга - это миф. Конечно, такое разделение функций очень условное, оно представлено для простоты восприятия. Невозможно однозначно считать, что за какие-то процессы отвечает только одно полушарие, так как во всех психических процессах принимает участие весь мозг.
Важно понимать, что полушария головного мозга работают всегда одновременно, при этом по-разному обрабатывая информацию. Например, за восприятие речи в большей степени отвечает левое полушарие, однако интонации, эмоциональность, жесты и мимику воспринимает правое полушарие. Для решения одних задач доминирует левое полушарие, других - правое, для третьих - полушария участвуют в равной степени.
Важно то, что есть возможность активизировать одно из полушарий, перейти в так называемый “правополушарный” или “левополушарный” режим.
Чем отличается правополушарное и левополушарное рисование?
Левополушарное рисование (рисование в “Л-режиме) - это рисование по строгим правилам (академический рисунок). Ученик чётко представляет себе, что в итоге у него должно получиться. Обучение такому рисованию длительное - ученики обучаются в художественных школах, училищах и ВУЗах.
Правополушарное рисование (рисование в “П-режиме”) - спонтанное, интуитивное. Нет чётких правил - человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции.
Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии - оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.
Основоположницей правополушарного рисования стала американка Бетти Эдвардс. Суть метода она раскрыла в книге “Откройте в себе художника”, которая помогла миллионам людей начать рисовать.
Бетти Эдвардс предлагала упражнения именно для рисования карандашом. Позже её методику трансформировали в правополушарную (интуитивную) живопись, дополнив приёмами Боба Росса. Мы будем изучать с вами методику именно в современной “живописной” интерпретации.
Особенности правополушарной живописи:
Во время занятий включается правополушарный режим с помощью различных приёмов:
- создание фона необычным образом
- рисование руками
- “стирание границ” - выход за края листа
- рисование “вверх ногами”
- выбор тех цветов, которые подсказывает интуиция в данный момент
- выполнение специальных упражнений
- рисование под музыку
- увеличение скорости рисования
Таким образом, правополушарная живопись позволяет людям преодолеть страхи, справиться со своими негативными установками и начать рисовать. Те, кто начинают творить в технике правополушарной живописи, позже с лёгкостью осваивают написание картин маслом.
Рисование с помощью этого метода подходит детям от 5 лет и взрослым любого возраста. Справятся все без исключения!
Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и научиться видеть - развивается навык, необходимый каждому художнику. Ученики начинают замечать разнообразие оттенков окружающих объектов (листвы, неба и др.), обращают внимание на причудливые формы (деревьев и др.) - вообще начинают смотреть на мир другими глазами!
Также, благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.
Итак, правополушарная живопись - современное, интересное, полезное и очень востребованное направление творчества, доступное каждому!
Старший дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для организации правополушарного рисования, так как именно в это время дети становятся организованными, учатся планировать деятельность, могут решать художественные задачи, начинают чувствовать цвет, форму, размер, обладают большим потенциалом фантазии, у них вырабатывается точность движения рук, координируются действия, поэтому программа предусматривает расширение этого потенциала, формирование и совершенствование уникальных способностей любого ребёнка, а не только одарённого от природы.
Педагогическая целесообразность программы
В процессе реализации данной программы учащиеся не только обучаются
рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у него запредельные
эмоции (которые зачастую он не может вербализовать). Учащиеся вооружаются
одним из доступных и приятных для них
способов снятия эмоционального напряжения.
Цель программы:
- Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир
изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.
Задачи программы:
- не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не навязывать свои символы и свое
видение. Ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его
восприятие или чувства, с ним связанные.
Воспитательные:
- привитие интереса к художественному творчеству;
- воспитания эстетического отношения к действительности;
- трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, доверительного
отношения к себе, окружающему миру;
-воспитание коммуникативной культуры.
Развивающие:
- формирование положительной самооценки;
- реализация творческого потенциала.
Метод правополушарного рисования позволяет:
1. Правополушарное рисование — способ активного раскрытия творческого
потенциала;
2. Зеркальное рисование;
3. Рисование двумя руками
4. Поочередное рисование руками
5. Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций,
произвольного внимания, памяти, и т.д.
6. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки.
Содержание учебного материала ориентировано на возрастные особенности детей, и проводятся с применением разнообразных педагогических форм и методов:
- беседа, рассказ;
- эксперимент;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание образцов, схем;
- практические занятия;
- выставки детского творчества.
В основе образовательного процесса лежат следующие педагогические принципы:
- уважения личности ребёнка;
- деятельности (на занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний)
- креативности (создание условий для творческой активности детей)
- вариативности (свобода выбора ребёнком способов решения творческих задач)
Каждое занятие проводится таким образом, чтобы ребенок «взял» из него как можно больше и как можно лучше у него получалось. В первый год даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости, рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к рисованию картин, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.
В результате целенаправленной работы дети к шести годам овладевают такими техниками, как рисование в «П-режиме», рисование с применением различных техник (ватные палочки, пленка, фольга, малярная кисть); получают навыки бережного и экономного расходования материалов, культуры труда, проявляя выдумку, фантазию, старательность, аккуратность, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.
Дети становятся более уверенными в своих силах, самостоятельными, общительными; совместная деятельность воспитывает взаимопонимание и уважение, дружбу и взаимовыручку, влияет на формирование многих моральных качеств личности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 5 до 7 лет. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий
Программа рассчитана на один год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность одного занятия- 30 минут.
Форма организации образовательного процесса - групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Занятия проводятся во вторую половину дня после сна.
В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал. Все занятия проводятся в игровой форме.
Предполагаемые результаты обучения.
Ожидаемый результат:
• Снятие детских страхов;
• Развитие уверенности в своих силах;
• Развитие пространственного мышления;
• Умения свободно выражать свой замысел;
• Побуждение детей к творческим поискам и решениям;
• Умения детей работать с разнообразным материалом;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
Годовое тематическое планирование
творческой студии
«Территория творчества»
на 2020-2021 учебный год.
сентябрь | ||||
№ недели | Кол-во занятий | Тема | Цель | Форма |
1 | 02.09 | Все о правополушарном рисовании | Знакомство детей с правополушарным рисованием | Беседа тренинг |
2 | 07.09 09.09 | « Небо» | Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих способностей | Ясное хмурое |
3 | 14.09 16.09 | Картинка про лето. | Развивать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы. Развивать образное восприятие, | Рисование акварельными красками Летний пейзаж |
4 | 21.09 23.09 | «Мое жаркое лето» | Развивать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы. Развивать образное восприятие, | Рисование гуашью Летний пейзаж |
5 | 28.09 30.09 | «Чего не хватает у каждого из этих предметов» | Учить, называть, находить и соотносить части знакомых предметов. Развивать мелкую моторику. | НП игра Дорисовывание рисунка |
октябрь | ||||
№ недели | Тема | Цель | Материал и оборудование | |
6. | 05.10 07.10 | Деревья | Развивать умение рисовать с натуры силуэты листьев и аккуратно закрашивать их акварельными красками, переходя от одного цвета к другому. | Рисование акварельными красками Срисовывание с натуры |
7. | 12.10 14.10 | Зеркальное рисование | Развивать мышление, произвольное внимание, память, речь. | Рисование двумя руками вместе. Отражение тени |
8. | 19.10 21.10 | «Золотая осень» | Развивать умения детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темнокоричневый, темно- серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом). Развивать творчество | Рисование гуашью Перемешивание цвета, работа с палитрой. |
9. | 26.10 28.10 | Найди фото | Развитие зрительнопространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предметсилуэт» при наличии спорных ( похожих на предмет) изображений. | Рисование портретов. НПИ |
ноябрь | ||||
№ недели | Тема | Цель | Материал и оборудование | |
10. | 04.11 | «Что нам осень принесла» | Закреплять образные представления о дарах осени, формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. | Рисование гуашью натюрморт |
11. | 09.11 11.11 | «Найди отличия». | Развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия. | Работа со схемами |
12. | 16.11 18.11 | «Деревья смотрят в озеро» | Развивать умение детей рисовать двойные изображения (зеркально симметричные) красками. | Отображение тени Рисование красками |
13. | 23.11 25.11 | Рисование на цветной бумаге | Развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности, активация работы с образами и ассоциациями, т.е. «включение» правого полушария | Рисование акварельными красками |
декабрь | ||||
14. | 30.11 02.12 | Клоун и кукла | Развивать у детей умение передавать фигуру человека, изображать черты лица. Учить мальчиков рисовать с натуры образ веселого клоуна, используя яркие контрасты красок. Учить девочек рисовать с натуры образ любимой куклы. | Рисование гуашью Рисование с натуры |
15. | 07.12 09.12 | «Повтори орнамент». | Способствовать развитию концентрации внимания, памяти. | Игра со схемами Рисование по шаблонам |
16. | 14.12 16.12 | «На новогоднем празднике» | Продолжать формировать умения намечать силуэт новогодней ёлки и передавать пушистость ветвей с помощью оттисков поролоновым тампоном. Украшать новогоднюю ёлку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение. | Рисование с использованием подручного материала Рисование елки различными способами |
17. | 21.12 23.12 | Зима | Умение передавать свое видение картины, отражать свое настроение в цвете. Развитие творческих способностей. | Рисование красками |
18. | 28.12 30.12 | «Запомнил - нарисовал». | Формировать осознанное восприятие; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте. | Срисовывание с картинки Игра |
январь | ||||
19. | 11.01 13.01 | Снегурочка | Продолжать знакомить детей с понятием «холодные цвета». Закреплять умение рисовать с натуры. Развивать творчество, фантазию и художественный вкус. | Использование в работе подручных материалов Рисование гуашью |
20. | 18.01 20.01 | «Запомнил - нарисовал». | Формировать осознанное восприятие; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте | Срисовывание с картинки Игра |
21. | 25.01 27.01 | «По горам, по долам...» | Развивать умение передавать свое видение картины. Отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа) | Рисование гуашью Использование в работе природного материала |
февраль | ||||
22. | 01.02 03.02 | Портрет папы | Развивать художественное восприятие образа человека. рисовать по памяти портрет отца (голову и плечи). Упражнять в смешивании красок для получения цвета лица. | Смешивание красок Рисование гуашью |
23. | 08.02 10.02 | «Какая она». | Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, развивать умение рассказывать по картине. | Рассматривание картины. |
24. | 15.02 17.02 | «Ветка рябины зимой» | Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). | Рисование красками Приемы работы с кистью |
25. | 22.02 24.02 | Путаница. | Развитие зрительного внимания и памяти, зрительно - пространственной ориентировки, воображения и логического мышления | Дид/игра, работа с картинками Упражнение «Волшебные картинки» |
март | ||||
26. | 01.03 03.03 | Картинка маме к празднику | Вызвать желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Развивать творческие способности. | Рисование открытки Портрет мамы |
27. | 10.03 | «Нелогичные ассоциации». | Развивать ассоциативное мышление. | Нпи, работа с разрезными картинками. |
28. | 15.03 17.03 | Букет для мамы | Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих способностей. | Рисование гуашью Симметричное рисование |
29. | 22.03 24.03 | Узнай, что это? | Активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части. | Игра со схемами |
30. | 29.03 31.03 | Закрепление пройденного материала | Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих способностей | Рисование гуашью |
апрель | ||||
31. | 05.04 07.04 | Ракета в космосе | Рассказать детям о первом человеке, полетевшем в космос, – Юрии Гагарине. Совершенствовать умение рисовать ракету красками. Развивать творческие способности. | Рисование красками. Рисование способом набрызгивания |
32. | 12.04 14.04 | «Раскрась правильно» | Развивать внимание. | Работа с раскрасками |
33. | 19.04 21.04 | «Звёздное небо» | Познакомить детей с выразительными возможностями нетрадиционной техники – правополушарного рисования. Упражнять в работе пером, гаушью. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета и самостоятельность. Воспитывать положительное отношение к рисованию | Рисование с использованием способа - набрызгивание. Рисование с помощью пузырьков |
34. | 26.04 28.04 | Цифровая таблица | Развитие внимания, наблюдательности. | Игры с таблицами |
май | ||||
35. | 05.05 | «Запомни точки» | Развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления. | Игры с таблицами. |
36. | 12.05 | Цветут сады | Закреплять умение изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Развивать: умение рисовать разными красками - эстетическое восприятие, образные представления | Рисование гуашью с использованием природного материала. |
37. | 17.05 19.05 | «Букет цветов» | Развивать умение создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме Закреплять знание теплых и холодных тонов. Развивать композиционные умения (в центре помещать самые крупные цветы, ближе к краям располагать цветы помельче). Закреплять плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом. Развивать эстетические чувства | Рисование с кисточками разного размера. Рисование с помощью губки |
38. | 24.05 26.05 | Салют!!! | Развитие творческих способностей, формирование умения передавать в картине праздничное настроение. | Составление коллажа Рисование открытки |
39 | 31.05 | Подведение итого года. |
Мониторинг освоения детьми планируемых результатов.
1.Качество выполнения отдельных элементов | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Детали выполнены с большим дефектом, не соответствуют образцу. | Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца. | Детали выполнены аккуратно, соответствуют образцу. |
2.Качество готовой работы | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Работа выполнена неаккуратно, не соответствует образцу. | Работа выполнена с небольшими замечаниями, которые легко исправить. | Работа выполнена аккуратно, в соответствии с образцом. |
3.Организация рабочего места. | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Испытывает серьезные затруднения при подготовке рабочего места. | Готовит и убирает рабочее место при помощи педагога. | Самостоятельно готовит и убирает рабочее место. |
4.Степень самостоятельности выполнения работы. | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Работа выполнена полностью под контролем педагога. | Работа выполнена с небольшой помощью педагога. | Работа выполнена полностью самостоятельно. |
5.Знание материалов и инструментов. | ||
Низкий уровень 1 балл | Средний уровень 2 балла | Высокий уровень 3 балла |
Не знает названия инструментов. | Называет не все инструменты, обращается за помощью к педагогу. | Самостоятельно называет инструменты и материалы, используемые в работе, знает правила работы с ними. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности: https://school-science.ru/7/16/39540
2. Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс: https://4brain.ru/blog/правополушарное-рисование/
3. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения: https://fb.ru/article/221918/pravopolusharnoe-risovanie-metodika-tehniki-i-uprajneniya
1. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
Искусство и развлечения Искусство Авт. Анастасия Истомина, 2015г.
2. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
4. 3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
5. 4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для
воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
6. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.:
«Карапуз», 2009
7. И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.
8. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию детей Арт-студия
Данная программа предназначена для детей 4-6 лет.Цель программы - развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста,средствами ритмопластики и танцевального творчества....
Программа объединения дополнительных образовательных услуг «Фитнес – данс»
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопро...
Рабочая программа ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ старшая группа «Кроха» (5 – 6 лет). Составлена на основе образовательной программы муниципального дошкольного бюджетного образовательного учреждения с учётом Федерального государственного образовательного стандарта
Рабочая программаВОСПИТАТЕЛЯ ДОУстаршая группа «Кроха» (5 – 6 лет).Составлена на основе образовательной программы муниципального дошкольного бюджетного образовательного учрежде...
Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности (художественное творчество) для детей 6-8 лет «Рисуем на песке»
Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности для детей 6-8 лет "Рисуем на песке" разработанная на основе парциальной образовательной программы "Ри...
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПЛАТНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УСЛУГАМ (возраст 3-7 лет) «ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ ”СОЛОВУШКА”
Цель программы заложить основы постановки голоса, обогатить духовный потенциал ребенка, воспитать будущего слушателя, исполнителя, ценителя музыки в её истинном значении....
РАБОЧАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОРИГАМИ (МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ)
Программа дополнительного образования кружка «Оригами» является программой художественно-эстетической направленности.Актуальность программы - в создании условий для развития личности ребен...
Федеральная рабочая программа воспитания Государственного Бюджетного образовательного учреждения "Детский сад №3" компенсирующего вида
Федеральная рабочая программа воспитания составлена в соответствии с требованиями ФАП ДО и ФГОС ДО. Содержит :целевой раздел, содержательный и организационный. Программа отражает специфику воспи...