Гжель
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Фомина Анастасия Ивановна

Гжель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gzhel_fomina_mart_2020_g.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роспись тарелки мотивом «Гжель» с использованием эскиза»

Программное содержание:

1. Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить детей с русскими  народными промыслами на примере гжельской керамики.

2. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, чувства композиции, умения красиво располагать узор на на заготовке - тарелке,

выполняя в центре узор из гжельских мотивов, по краям кайму. Совершенствовать навыки работы с красками.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

4. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета».

5.  Развивать речь и мелкую моторику рук детей.

Оборудование:

Предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т. д. гжельская

посуда для выставки, гуашь, вода, кисти, салфетки, набор картинок для демонстрации элементов росписи.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель-

Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку.  

- Кто же нам её прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)

-Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.

Фарфоровые чайники,  подсвечники, часы,

Животные и птицы - невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь

Известно всем народам ее названье-Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную, что сердцу так мила

Кисть мастера на чашку легко перевела.

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте

сами.

Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя) 

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду. В то же  время, пошли как-то девушки полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – небо в ней синее. Показали девушки мастерам такую красоту – такого синего неба нигде в мире не найти! Вот тогда-то и стали расписывать мастера свою посуду всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба да голубой реки. А узоры для росписи брали у природы – травинки-былинки в поле, цветы на лугу и в саду. Тем самым они перенесли  эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один

мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим

мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.

Воспитатель:

- Понравилась вам сине-голубая сказка?

(ответы детей)

Беседа по сказке.

 - О каком промысле эта сказка?

-А какие еще вы знаете народные росписи? (дымковская игрушка, хохломская роспись, филимоновская свистулька)

 - Из чего гжельские мастера делают свои изделия?  (из глины)

 - А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (обжигают.)

   Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

 - Какую краску используют мастера в гжельской

росписи? (синюю)

-Каким узором украшают мастера свои изделия?

- показ демонстрационных изображений

элементов Гжели (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик,  лепесток, сетка, листок, капелька)

- Какие изделия делали мастера из глины?

(посуда, различные фигурки)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,    («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.          (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,                     (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,                  
(кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки,                
(потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес.                        
(сделать большой круг)

А сегодня, мы с вами почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами -живописцами.

 

Вот наши тарелки -заготовки, которые мы с вами готовили к росписи, они у нас белые нераскрашенные  (Воспитатель раздает каждому ребенку его белую заготовку-тарелку).

Давайте распишем наши тарелки - заготовки как настоящие мастера

- живописцы! А в конце работы мы устроим выставку наших работ.

Воспитатель: Но, сначала давайте обсудим план работы. Особый приём, отличающий гжельскую роспись, «растяжение цвета», от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем, убрав сухой чистой кистью лишнюю краску, с внутренней стороны лепестка.

(уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны  кистью, получится голубой оттенок)

Воспитатель

- С чего вы начнёте работу?

Посмотрите на наш эскиз к тарелочке, и скажите, какие цвета мы будем смешивать на палитре для росписи края тарелочки?

Дети: белый и темно синий

Воспитатель: Правильно, а какими цветами будем расписывать ее середину тарелочки и основной узор лепестки - капельки?

Дети: Голубые лепестки с темно-синими капельками

Воспитатель: Правильно, лепестки будим рисовать на тарелочке самым концом тонкой кисти голубым

цветом, а капельки рисуем темно-синим цветом толстой кистью, так чтоб получился «мазок с тенью».

Какие цвета возьмем для выполнения узора по кайме, для обрамления тарелочки?

Дети: Темно-синий

Воспитатель: Молодцы, вот как хорошо нам помогает сделанный эскиз, теперь мы точно знаем, что нам рисовать и никогда уже не запутаемся!

Теперь дорогие мастера гжельской росписи можно начинать свою работу. А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству. (Звучит песня Константина Куклина «Гжель»).

Итог занятия:

- О каком промысле мы сегодня беседовали?

(ответы детей)

- Как называется место, где зародилась Гжельская роспись?

-Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета»)

-Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли

удалось, почему?

В конце занятия дети раскладывают тарелочки на выставочном стенде. Ребята рассматривают свои работы, отмечая успехи и аккуратность.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Потрудились вы на славу. Хорошие мастера и мастерицы из вас вырастут!

Оформляется выставка работ под девизом:

Тёмно-синее чудо,

соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель

         муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение  города Калининграда

детский сад №124

Открытое занятие по художественно-продуктивной деятельности в подготовительной группе на тему:

«Роспись тарелки мотивом «Гжель»

 с использованием эскиза»

Подготовила

воспитатель

высшей  категории

Фомина А.И.

Калининград

2020 г.

Тёмно-синее чудо,

соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Народные мастера гжели"

Данное мероприятие разработано для воспитанников подготовительной группы по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, которое  предполагает использование ИКТ и инновационных технолог...

живопись гжель

конспект занятия...

Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации на тему:"Сочинение сказки о гжельской розе. Цветы гжели".

Расскажите детям сине - голубую сказку. Загадки о посуде. Д/И "да и нет". Придумываем сказку о голубой гжельской розе. Делаем розу методом обрывания....

Непосредственно образовательная деятельность "Сказочная Гжель"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе художественно-эстетической направленности, включающий музыкально-ритмические движения...

Чтение сказок русских писателей. Занятие по художественной литературе. Сказка В.Сутеева * Палочка-выручалочка*. Гжель.

придумывание сказки на заданную тему. Описывание внешнего вида персонажей сказки.Обыгрывание сказки с помощью пальчикового театра. Подбор однокоренных слов. синонимов, антонимов. Рисование силуэтов по...

гжель.сказочная гжель.

презентация занятия на 1 категорию.прошло отлично....

Тема: «Снегурочка в стиле «Гжель» (Декоративное рисование в стиле «гжель»)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разнообразием русских народных промыслов. Продолжать знакомить детей с искусством гжельских мастеров. Учить расписывать платье снегурочки. Учить р...