Проект "Народная игрушка"
проект по рисованию (младшая группа)

Шипулина Наталья Валерьевна

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Нашим детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mladshaya_gruppa_proekt_narodnaya_igrushka.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский                                сад присмотра и оздоровления № 123 Адмиралтейского района Санкт – Петербурга

Краткосрочный проект

«Народная игрушка»

Составили и провели

воспитатели 2 младшей группы

Е.П. Блыщик, Н.В. Шипулина

:

2019 г.

Проект «Народная игрушка»

Вид проекта: познавательно-творческий. 
Продолжительность проекта: краткосрочный 11.03.2019-15.03.2019
Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Цель проекта: Формирование у детей интереса к народной культуре через знакомство с народными игрушками и играми.
Задачи образовательные:

· сформировать у детей представление о русских народных игрушках (матрешках, ложках, птичках-свистульках)

· познакомить с нетрадиционными техниками художественного творчества (рисование ватными палочками, пластилинография, работа с соленым тестом)

· познакомить детей с народными песнями, хороводами, простейшими приемами игры на ложках, свистульках

· создать условия для участия родителей в образовательно-творческом процессе.

Задачи развивающие:

· развитие познавательных способностей

· развитие воображения, фантазии

· развитие интереса к народным игрушкам

· развитие коммуникативных навыков

· развитие творческих способностей детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности

Задачи воспитательные:

· воспитывать интерес к народному творчеству

· воспитывать любовь к народной музыке (песням, хороводам, играм)

· воспитывать у детей отзывчивость, умение работать коллективно

Предполагаемые итоги реализации проекта:

· пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю

· формирование знаний о народных игрушках: матрешках, деревянных ложках, птичках-свистульках

· расширение кругозора детей

· знакомство с народными играми, хороводами, простейшими приемами игры на ложках, свистульках

· повышение активности родителей в совместной творческой деятельности с детьми
Ожидаемые результаты: 


Имеют представления о русских народных игрушках - Неваляшке, Петрушке, Матрёшке. Бережно относятся к окружающим предметам и игрушкам.

Имеют представления о том, что в русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Используют потешки в определённых жизненных ситуациях, в играх.

Как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к отечеству, и эта любовь

дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К.Д. Ушинский

Актуальность проекта «Народная игрушка». 

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Нашим детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

К сожалению, современные дошколята не всегда могут играть с матрешками, свистульками, деревянными ложками, утрачиваются традиции коллективных народных игр. Родители практически не приобретают своим детям такие игрушки.

Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с матрешками, ложками, свистульками, дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс.

Проведение проекта «Народная игрушка»

  • Беседы: «Зачем нужны игрушки?», «Из чего сделаны игрушки?», «Магазин игрушек», «Народная игрушка».
  • Выставка книг «Народные игрушки».
  • Проведение дидактических игр: «Найди по описанию», «Один – много», «Что изменилось?», «Расставь по величине», «Чудесный мешочек», «Сложи матрешку», «Угадай, что звучит».
  • Рассматривание иллюстраций в альбомах «Народные промыслы».
  • Чтение стихов, потешек, загадки о матрешке, деревянных ложках, птичке-свистульке.
  • Рисование «Украсим сарафан матрешке», «Украсим ложку» (рисование ватными палочками)
  • Разучивание танца «Мы – весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…»,

Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Работа с родителями:

  • Папка-передвижка «Народные игры для малышей»
  •  Мастер-класс «Русская матрешка – символ  Родины моей»
  •  Консультация «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников»
  • Консультация «Использование музыкальных игрушек для развития музыкальных способностей в детском саду».

Мастер – класс с родителями и детьми

«Русская матрешка-символ Родины моей»

Цель: приобщать детей и родителей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – нетрадиционном символе России, символе русского народного искусства.

Программные задачи: 

  • обобщить и закрепить представления у детей и родителей об истории возникновения русской деревянной куклы;
  • формировать навыки самостоятельной деятельности, знакомить с нетрадиционными способами оформления матрешки, развивать память, внимание, мелкую моторику рук;
  • воспитывать интерес к русским народным игрушкам, народному творчеству, доброту и любовь друг к другу, к русскому народу и нашей Родине – России.

Ход совместной деятельности детей, родителей и воспитателей:

Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть Вас сегодня у нас в группе. На этой недели мы с детьми в рамках тематического проекта «Народная игрушка» знакомились с традициями и культурой русского народа. Сегодня мы хотим вместе с вами и ребятами познакомиться с народными игрушками.

-Ребята, я на ярмарке была

Сундучок вам принесла

Сундучок тот не простой

И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ

И веду о нем рассказ.

- Что же в этом сундучке? Я открываю вам секрет, он наполнен народными игрушками. (Рассматриваем игрушки – свистульки, лошадки из глины, куколки из ткани и соломы и т. д.)

А какая еще игрушка прячется в сундучке, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Загадка.

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка).

Рассматриваем матрешку.

Знакомство с историей появления «Матрешки» с помощью презентации.

- Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. Появилась матрешка в 19 веке. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового древнего японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Выточили они фигурку из деревянного бруска и художникам отдали. Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платок, свесилась из-под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной красавице русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матрена? И стали новых игрушек матрешками звать. И начали матрешек по русским селам вытачивать и расписывать. И получались они одна, краше другой. Ведь не зря в народе говорится: «Дело мастера - боится» или «Всякий мастер сам себе дивится».

-Матрешка – игрушка особенная! Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

Пальчиковая гимнастика.

Мы красавицы, матрешки

Разноцветные одежки.

Раз – Матрена, два – Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять

Нас не трудно сосчитать.

- Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

- Какая самая большая?

- Какая самая маленькая?

- Какие матрешки?

- Во что они одеты?

- Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березой, самоваром, медведями и ромашками, она стала символом нашей страны – России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

- Матрешка – кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, как памятный подарок, национальный сувенир. Они известны во всем мире. Они радуют нас своей оригинальностью и простатой. Наши игрушки – матрешки – веселушки – хохотушки, очень любят играть и танцевать.

Танец «Матрешки»

 Ребята, у нас есть еще одна матрешка. Она загрустила. У художника случилась беда: потерялась кисть и закончились краски. Он не раскрасил ей передник. Я предлагаю помочь художнику, и раскрасить матрешку вместе с родителями.

Роспись делаем гуашевыми красками. Сначала выбираем цвета для матрешки и раскрашиваем фартук, платок и сарафан матрешки.  Затем с помощью ватных палочек наносим цветы, ягоды, горошинки на платок, сарафан, фартук. Листики наносим зеленым цветом. Оформляем личико: глазки, носик, щечки.

Выставка творческих работ участников мастер-класса.

Номинации выставки:

  • Самая забавная матрешка (веселая, да румяная...)
  • Самая нарядная матрешка (яркая и красочная, добрая...)
  • Самая современная матрешка (матрешка-модница).
  • Самая юная матрешка.
  • Самая авторская русская матрешка (на свой лад, точная передача форм, пропорций и элементов одежды).

- Молодцы! Замечательные матрешки у нас получились.

Ребята, когда вы  совместно выполняли с родителями нашу работу, я подумала, какие искусные мастера были в давние времена; что матрешек нужно делать только с добрым сердцем, что надо помнить нашу историю, любить нашу Родину.

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом,

А может быть музей.

Умейте рисовать,  творить руками.

Все то, что может радовать людей.

А теперь посмотрим, кто был внимательным! Ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

  1. От какого слова произошло название матрёшки?
  2. Перечислите, что входит в наряд традиционной матрёшки.
  3. Из какого материала делают игрушку?
  4. Какие росписи матрёшек вы знаете?

– Ведь вы не зря находитесь в Стране Мастеров.  А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

  • «Мастер золотые руки»;
  • Делу время – потехе час;
  • Без труда не вытянешь и рыбку из пруда;
  • Какие труды – такие и плоды;
  • Маленькое дело лучше большого безделья;
  • Умелые руки не знают скуки;
  • Каков мастер, такова и работа;
  • Хорошая работа два века живёт;
  • Солнце землю красит, человека труд

Приятно любоваться матрёшками, но ещё приятнее создавать красоту своими руками.

Молодцы дети и родители!

Список литературы

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009

 Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. Москва, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...