Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа (6-7 лет)
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)
Рабочая программа
по предмету «Изобразительная деятельность»
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
подготовительная группа (6-7 лет)
(возрастная группа)
1 год обучения
(срок реализации программы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 51.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск».
(Управление образования АМО ГО «Усинск»)
«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн
(«Усинск» КК МЮА йöзöс велöдан веськöдланiн)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 8» г. Усинска.
(МБДОУ «ДС ОВ № 8» г. Усинска)
«Челядьöс сöвмöдан 8 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Усинск карса
муниципальнöй сьöмкуд учреждение.
«ЧС 8 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ.
_____________________________________________________________________________________________
Рабочая программа
по предмету «Изобразительная деятельность»
образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
подготовительная группа (6-7 лет)
(возрастная группа)
1 год обучения
(срок реализации программы)
Рабочая программа составлена с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска
воспитателем: Семиколенных Л.В.
Усинск
2018 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа адресована воспитателя, работающим по основной общеразвивающей программе МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска, для организации работы по изобразительной деятельности в подготовительных группах, с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Актуальность. Дошкольный возраст – это яркий период в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям – приобщение к добру, красоте, ненасилию. Важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждаются чувства своей сопричастности к миру, желание делать добрее поступки, стремление к активной деятельности. Изобразительная деятельность также состоит в создании условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей воспитанников.
Планирование составлено по примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Цель программы - формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
- Развивать интерес к различным видам искусства.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию;
- Обучать основам создания художественных образов;
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;
- Развивать наглядно-образное мышление, воображение, любознательность;
- Обучать техническим приемам и способам художественно-творческой деятельности;
- Поддерживать взаимосвязь с другими видами деятельности;
- Вовлекать детей в активное обсуждение предстоящей деятельности, оценки, анализа творческой деятельности.
- Создавать эстетическую развивающую среду.
- Приобщать детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
- Воспитывать межличностные отношения в коллективной художественно-творческой деятельности.
Содержание психолого-педагогической работы
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.
Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.
Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.
Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.
Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).
Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети мо-гут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.
Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.
Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равно-мерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.
Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.
Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).
Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева;
воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.
Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.
Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Организация учебной деятельности. Рабочая программа реализуется в процессе организованной образовательной деятельности в срок с 1 сентября по 31 мая. Объем одной образовательной нагрузки по изобразительной деятельности для детей подготовительных групп составляет 30 минут в неделю (36 занятий в учебный год). Национально-региональный компонент включен в содержание занятий и составляет 50 % от программного материала (из 36 занятий с содержанием НРК составляет 18 занятий).
Ожидаемые результаты психолого-педагогической работы.
На этапе завершения дошкольного образования, к 7 годам дети могут:
- иметь устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
- аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей;
- сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета;
- изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию;
- действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину;
- замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа;
- изображать предметы по памяти и с натуры;
- соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.);
- свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, владеть плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально);
- чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равно-мерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш;
- замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный);
- различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.);
- размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов;
- строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра;
- передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов);
- проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения;
- создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.);
- выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.
Диагностика. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Педагогическая диагностика проводится аутентично в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты индивидуального развития дошкольников, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.
Тематический план
Организация развивающей среды
Одним из условий успешной реализации программы по изобразительной деятельности является организация развивающей среды, что позволяет создать условия для самостоятельных, интересных и полезных занятий воспитанников.
В группе организовывается «Центр ИЗО-деятельности», где в свободном доступе детей должны находиться:
∙ Произведения народного искусства: глиняные игрушки (филимоновские, дымковские), деревянные матрешки, игрушки из соломы, предметы быта (вышитая и украшенная аппликацией одежда, расписная посуда), предметы быта (нарядная посуда, украшенная одежда); альбомы с рисунками или фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства.
∙ Репродукции картин, иллюстраций из детских книг по теме, которую запланировали на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.
∙ Скульптура малых форм, изображающая животных.
∙ Заготовки для рисования, вырезанные по какой-либо форме (деревья, цветы, различные предметы, животные).
∙ Бумага тонкая и плотная, рулон простых белых обоев, картон.
∙ Цветные карандаши (6 основных цветов), гуашь (6 основных цветов).
∙ Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10–14), подставка под кисти.
∙ Цветные мелки, восковые мелки; доски для рисования мелом.
∙ Глина, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду,
30 × 30 см для вытирания рук во время лепки.
∙ Специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования.
∙ Фартуки и нарукавники для детей.
∙ Светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки.
∙ Емкости для промывания ворса кисти от краски.
∙ Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для просушивания кисти после промывания и приклеивания готовых форм.
∙ Готовые формы для выкладывания и наклеивания
Используемая литература
Используемая литература и методические пособия:
- Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.
- Комаро ва Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
- Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
- Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
- Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005
- Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.
- Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Чалеэова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М. Б. Зацепиной . М., 2005.
Плакаты большого формата
- Гжель. Изделия. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Гжель. Орнаменты. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Полхов-Майдан. Изделия.—М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Полхов-Майдан. Орнаменты.—М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Филимоновская свистулька. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Хохлома. Изделия.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Хохлома. Орнаменты. — М.: Мозаика- Синтез, 2010.
- Рабочие тетради
- Волшебный пластилин. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
- Городецкая роспись. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Дымковская игрушка.— М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Филимоновская игрушка. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Хохломская роспись, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,
- Простые узоры и орнаменты. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Узоры Северной Двины. —М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Сказочная Гжель. —M.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,
- Смешные игрушки из пластмассы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Тайны бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.
- Секреты бумажного листа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «От рождения до школы» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель программы – формирование у детей музыкальности, т.е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке и накопления запаса высокохудожественных музыкальных впеч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) «Волшебный карандаш» (4-5 лет)
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить спос...
Рабочая программа дополнительного образования детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование из бумаги) «Мастерская Самоделкина» (3-4 лет)
Для дополнительных занятий с детьми...
Изобразительная деятельность Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие ННОД по рисованию в подготовительной к школе группе «Цветы для мамы»
Программное содержание: • Познакомить детей с новой техникой рисования красками “по сырому”.• Создать условия для раскрытия способностей каждого ребенка, его самореализации....
Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» все возрастные группы (2-7 лет)"
Рабочая программа"Рабочая программа по предмету «Музыкальная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» все возрастные группы...
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа (3-4 года)
Рабочая программапо предмету «Изобразительная деятельность»образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»вторая младшая группа (3-4 года)...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...
- Мне нравится (1)