Методическая рекомендация для педагогов на тему: «Развитие творчества у дошкольников средствами изобразительного искусства «Натюрморт»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
Данный материал поможет вопитателям пополнить свои знания о таком понятии, как "натюрморт" и, в дальнейшем полноценно проработать эту тему с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natyurmort._gromova_a.o.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран . natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.
В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях. Композиция укрупняет малую «величину» вещей в натюрморте, вырывает их из обычного функционального контекста. Будучи произвольно, сознательно скомпонованный, натюрморт всегда содержит в себе некое сообщение, тайное письмо (криптограмму).
Натюрморт - сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке.
Искусство натюрморта, сложившееся в XVII веке, определило основные качества этого жанра. Картина, посвященная миру вещей, рассказывала об основных свойствах, присущих предметам, окружающим человека, раскрывала отношение художника и современника к тому, что изображено, выражала характер и полноту познания действительности. Живописец передавал материальное бытие вещей, их объем, вес, фактуру, цвет, функциональную ценность предметов обихода, их живую связь с деятельностью человека.
Натюрморт — первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3 — 4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими. И в этом смысле натюрморт рассматривают как ключ к постижению живописного художественного образа . (Курочкина Н.А.)
На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в 6—7 лет, но и в более старшем возрасте.
Второй уровень : ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композицию.
На третьем , самом высоком уровне эстетического развития дети- дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.
Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспитателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия. Проанализировав наличное состояние эстетического развития детей в группе, взрослый может наметить план постепенной целенаправленной и дифференцированной работы с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого ребенка, постепенно ведя детей, стоящих на низком уровне восприятия, до более высоких этапов.
Однопорядковый (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее. (Например: П.Кончаловский , «Персики »; и др.) На картине может быть изображена и разнообразная снедь (вид — продукты питания): хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др. ( И.Машков , «Снедь московская. Хлебы»; и др.); предметы быта — посуда, инструменты, используемые в разных профессиях; материалы, ткани, книги, оружие и др. ( П.Кончаловский , «Сухие краски»; и др.).
Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию ( И.Машков , «Клубника и белый кувшин»; И.Хруцкий , «Цветы и фрукты »; и др.).
Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «накрытый стол»: «завтрак», «десерт», «ужин» и др. ( К.Петров - Водкин, «Утренний натюрморт»; и др.). В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные . К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека — или натюрморты с включением в них пейзажа ( Ф.Толстой , «Букет цветов, бабочка и птичка»; и др.).
Масштаб композиции в натюрмортах обычно ориентирован на размер «комнатной» малой вещи (хотя не исключены и большие полотна), отсюда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. Главными героями здесь являются предметы, вещи, которые и подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту, поэтому здесь нет больших перспектив, далей, многоплановых точек зрения.
Большое значение в натюрморте имеет точка зрения. При низком уровне горизонта изображение воспринимается сильно сокращенным в глубину, предметы кажутся более высокими. Точка зрения сверху как бы ставит изображение «на дыбы», такая точка зрения создает впечатление приземистости предметов. Среднеоткрытый горизонт увеличивает протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт. Глубину пространства усиливает и перспективное изменение каждого предмета.
Формат плоскости — также особое средство выразительности: квадратная форма создает впечатление некоторой устойчивости, горизонтальная носит характер панорамности , вертикальная дает ощущение торжественности, монументальности. Для создания композиционного равновесия художники используют свет и цвет, противопоставление крупных и мелких форм, расположенных вертикально и горизонтально.
Знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, средства выразительности, индивидуальную манеру творчества художника — и донести это до детей в доступной форме.
В средней группе в дальнейшем следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средств-выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета).
В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомим и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи .
Требования к отбору картин актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание) колористическое решение (цветовой контраст) композиционное решение концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.
Литература 1. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: 2. Учеб . Пособие для студентов пед . ин- тов / В.Б.Косминская , Е.И.Васильева , Н.Б.Халезова и др. 3.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисованию. — Изд. 2-е, перераб . и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 158 с. 4. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы - «Детство». — СПб.: Изд-во « Акцидент », 19%.— 112 с. 5. Е . В. Краснушкин . «Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет» МОЗАИКА-СИНТЕЗ 6. О . Ушакова, Е. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства».
«Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства»....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства
Развитие духовно-нравственного воспитания детей через изобразительную деятельность...
Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....
Консультация для педагогов на тему: «Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства»
Развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования художественных и интеллектуальных способностей....
Методическая разработка "Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"
Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоцио...
Рекомендации для педагогов по теме "Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через игру-драматизацию"
Рекомендации для педагогов по теме "Развитие инициативности и самостоятельности дошкольников через игру-драматизацию"...
Консультация для педагогов на тему: «Развитие эмоциональности, нравственных качеств дошкольников средствами театрализации и книжной культуры»
Театральное искусство влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, и об этом известно довольно давно. Для детей поучаствовать в инсценировке сказки и театрализованной игре является всегда празднико...