Консультация для педагогов на тему: «Развитие эмоциональности, нравственных качеств дошкольников средствами театрализации и книжной культуры»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Анастасия Ивановна

Театральное искусство влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, и об этом известно довольно давно. Для детей поучаствовать в инсценировке сказки и театрализованной игре является всегда праздником. Но чтобы приобщить ребенка к театрализованной деятельности, необходимо целенаправленное руководство со стороны педагогов. Специально организованные занятия с дошкольниками, участие в драматизации сказок, т.е. практика собственно театральной деятельности, позволяют сформироваться осознанному применению средств образной выразительности (мимики, интонации, жестов, позы, пантомимики), применению умения к перевоплощению, умения вести диалог по ролям, умения соединять речь с движением и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2021.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №124

Консультация для педагогов на тему:

«Развитие эмоциональности, нравственных качеств дошкольников средствами театрализации

 и книжной культуры»

Консультацию подготовила

                                                                          воспитатель Фомина А.И.

Калининград

2021г.

        Театральное искусство влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, и об этом известно довольно давно. Для детей поучаствовать в инсценировке сказки и театрализованной игре является всегда праздником. Но чтобы приобщить ребенка к театрализованной деятельности, необходимо целенаправленное руководство со стороны педагогов. Специально организованные занятия с дошкольниками, участие в драматизации сказок, т.е. практика собственно театральной деятельности, позволяют сформироваться осознанному применению средств образной выразительности (мимики, интонации, жестов, позы, пантомимики), применению умения к перевоплощению, умения вести диалог по ролям, умения соединять речь с движением и другое.

        Театрализованная деятельность позволяет раскрывать творческий потенциал детей, способствует формированию доброжелательного отношения к сверстникам, позволяет корректировать поведение детей, позволяет повысить их уверенность в себе и испытывать чувство радости от собственного и совместного творчества.

        К одним из достоинств дошкольного периода можно отнести повышенную эмоциональность детей, их эмоции. Эмоциональное развитие детей связано, в первую очередь, с тем, что у них возникают новые интересы, мотивы, потребности. Именно в дошкольный период социальные эмоции, нравственные чувства проходят интенсивное развитие, хотя в раннем детстве их не было.

        У детей-дошкольников происходит формирование эмоционального предвосхищения, побуждающее детей к переживанию из-за возможного результата деятельности, из-за предполагаемой реакции других на его поступки. В результате этого меняется роль эмоций в деятельности детей.

        Театру отведено особое место, которое связано с воспитанием дошкольников. Театр является одним из наиболее доступных и оптимальных для ребенка видов искусства. С помощью театра можно решить много актуальных проблем педагогики и психологии, которые сопряжены с художественным и нравственным воспитаниями, с развитием психических процессов, с развитием коммуникативных качеств личности, с развитием фантазии, раскованности, инициативности.

        Развитие эмоциональной сферы дошкольника – это главная задача театрализованной деятельности, и этой задаче уделяется достаточное внимание во время специальных театрализованных занятий в детских садах. Начинать знакомство дошкольников с эмоциями можно со второй младшей или средней групп. Ребенок в этот период способен к восприятию необходимых понятий. Словарный запас пополняется словами, которые обозначают эмоции. Но само слово «эмоции» четырёхлеткам не дается, оно заменяется более понятным для них словом - «настроение».

        На театрализованных занятиях применяются определенные этюды, упражнения, игры, которые направлены на развитие мимики и пантомимики. При выполнении этих дети знакомятся с основными эмоциями (настроениями) и возможностью их выразить с помощью жестов.

        В ненавязчивой и непринужденной обстановке дошкольник может научиться вербально перевоплощаться, чтобы характер и голос героя могли узнать другие. Особенное внимание уделяется тому, чтобы дети уловили связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (сила голоса, темп, интонационные и логические ударения).

        К значительным моментам при становлении личности ребенка можно отнести определение и передачу эмоций и чувств. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу детей и параллельно способны пробудить сочувствие к персонажам, сопереживание разыгрываемым ситуациям. Театрализованные занятия особо любимыми детьми. Ребенок с удовольствием включается в игру: отвечает на вопросы кукол, исполняет их просьбы, дает советы, превращается в тот или иной образ. Дети смеются вместе с персонажами, грустят, когда грустят герои, могут поплакать над поражениями любимого героя и т.д.

        Необходимо отметить, что театрализованная деятельность способствует формированию нравственных чувств, которые являются высшей ступенью развития эмоциональной сферы

        Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Именно сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. В самом начале сказки ребенок встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Ребенок входит внутрь воображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев. Это свидетельствует о сильном воздействии сказки на эмоционально-нравственную сферу детей.

        Сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка, предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

        Язык и ритм русской сказки, несомненно, создают в памяти, сознании, душе ребенка определенный строй, связанный с национальным мироощущением. Воспитанный на русском фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать русской культуре, где бы он ни родился.

Теперь уже никто не сможет рассказать, с каких пор повелось на Руси рассказывать сказки. Перешли они к жившим в ту пору предкам вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда из борти-колоды, не скуешь меча, не вырежешь ложки. Это были духовные заповеди, заветы, которые народ чтил.

        Русские сказки свободны в художественной выдумке, но тесно связаны с реальной жизнью – воссоздают мир забот и интересов народной Руси, имеют прямое отношение к людским порядкам и человеческим характерам. Это относится к сказкам всех видов – бытовым, волшебным, сказкам о животных и, конечно же - героическим.

        В бытовых сказках чудеса земные, превращения, изображения мира уступают место всепоглощающей иронии. Самое чудо становится предметом веселой насмешки. Вот как в сказке «У страха глаза велики» или «Не любо – не слушай». Забава и сатира, шутка и серьезное,  соединились в таких сказках. Их прелесть  в необычной свободе и живости рассказа. Но все сказки – и о животных, и волшебные, и героические – объединяет присутствие магии звука. Это делает национальный фольклор сокровищем для поэтов, музыкантов, ученых и. конечно, для тех, кто посвятил свою жизнь воспитанию детей.  

Народная сказка в системе воспитания дошкольников

Первая младшая группа:

«Курочка ряба» (обр. К.Ушинского),

«Репка»,

«Колобок».

 «Теремок» (обр. М.Булатова).

Вторая младшая группа:

«Маша и медведь» (обр. М.Булатова),

«Снегурушка и лиса».

«Волк и козлята» (обр. А.Н.Толстого).

«Кот, петух и лиса» (обр. М.Боголюбской).

«Заюшкина избушка» (обр. О.Капицы),

«Лисичка со скалочкой».

     Средняя группа:

«Лиса и Журавль» (обр. А.Н.Толстого),

«Бобовое зернышко»,

«По щучьему велению».

«Девочка Снегурочка» (обр. В.Даля),

«Привередница».

«Гуси-лебеди» (обр. М.Булатова),

«Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка».

«Смоляной бычок» (обр. И.Соколова-Микитова)

«Зимовье».

«Жихарка» (обр. И.Карнауховой).

«У страха глаза велики» (обр. М.Серовой).

Старшая группа:

«Бабушка, внучка да курочка» (обр.И.Карнауховой),

«Крылатый, мохнатый да масляный»,

«Иван Царевич и Серый волк».

 «Сивка-бурка (обр. М.Булатова),

«Лисичка-сестричка и серый волк»,

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

«Морозко».

«Хаврошечка» (обр. А.Н.Толстого),

«Мальчик -с –пальчик,

«Липунюшка»,

«Кузьма Скоробогатый».

«Заяц – хвастун» (обр. О.Капицы),

«Лиса и кувшин».

«Белая уточка» (обр. А.Афанасьева),

«Волшебное кольцо».

Подготовительная группа:

«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И.Карнауховой),

«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»,

«Петух да собака»,

«Мужик и медведь».

«Царевна –лягушка» (обр. М.Булатова).

Снегурочка» (обр. В.Одоевского),

«Пузырь, соломинка и лапоть»,

«Мороз Иванович».

        Можно утверждать, что театрализованная деятельность – это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий дошкольников, источник приобщения их к духовным ценностям. При исполнении роли дети могут не только передавать вербально и невербально эмоции героев, но и эмоционально переживать поступки своих персонажей. Это безусловно отражается на развитии сферы чувств дошкольников. Эстетические переживания способны позволить детям испытать восторг теми проявлениями жизни, которые они до этих пор не замечали, и изображать их с помощью жестов, движений, мимики и других средств выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Развитие социальной компетенции ребёнка-дошкольника средствами изобразительного искусства»

Развитие творческих способностей, нравственное и социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования художественных и интеллектуальных способностей....

Мастер - класс на тему "Развитие духовно - нравственных качеств дошкольника средствами фольклора"

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразием. В простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизм...

Мастер - класс для воспитателей ДОУ «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»

Мастер класс для воспитателей ДОУ "Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора".Вступительная речь, актуальность темы.Варианты занятий ....

Консультация для педагогов на тему: «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр»

Консультация для педагогов на тему:«Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр»...

Конспект мастер-класса «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»

laquo;Развитие духовно-нравственных качеств  дошкольника средствами фольклора»...

Конспект мастер-класса «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников, конспект для воспитателей ДОУ...