Сообщение "Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста" (из личного опыта)
статья по рисованию (младшая группа)
Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста | 49.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение "Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста"
(из опыта работы).
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. У всех детей адаптационный период протекает по- разному. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Создание эмоционально-комфортных условий в группе, это залог благополучной адаптации.
В этот сложный период у ребенка возникает переделка ранее сформированных стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, агрессии, общения с окружающими, ухода в себя. Поэтому в период адаптации с детьми необходимо проведение особой работы, чтобы облегчить этот процесс.
Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти игра и изобразительная деятельность, которая является одним из любимейших занятий детей. Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу либо пластилин и начинается процесс творчества.
В период адаптации моя работа с детьми основывалась на следующих принципах:
1. Не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения.
2. Педагог является лишь направляющим.
3. Проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он есть.
Центр изобразительной деятельности мы расположили в хорошо освещенном месте, в стороне от играющих детей. Эстетическое оформление его создает атмосферу красоты и творчества, спокойствия и умиротворенности. Мы позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались разнообразные материалы художественного творчества. Материалы для художественного творчества мы подобрали достаточно прочными, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению.. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т. д. Бумагу он может мять, и рвать на мелкие кусочки. Если интерес малыша иссяк, мы предлагали ему материал другого свойства, цвета, величины и т. д. Давали возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, шли на встречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья).
В работе с детьми использовали такие приемы нетрадиционного рисования, как : рисование ладошками, пальчиками, штампами, вилками, в технике "набрызг", работа с природным материалом и свечей.
Определённые разновидности изобразительного искусства не требуют особых навыков и способностей. Любой ребёнок сможет создать оригинальную картину при помощи необычной техники. Это придаёт детям уверенность и желание стремиться к дальнейшему развитию, не тревожась о неудачах и ошибках.
По сравнению с традиционным рисованием, необычные техники позволяют затрачивать значительные меньше времени на создание картин. Это очень важно для детей дошкольного возраста, ведь у многих из них не хватает усидчивости и терпения для продолжительной работы.
Благодаря использованию всевозможных материалов, различных по форме, размеру и фактуре, у детей развивается мелкая моторика. Это в свою очередь положительно сказывается на мышлении и дикции, поскольку способствует развитию определённых участков мозга.
Необходимость смешивать цвета и находить новые оттенки. Это развивает цветовосприятие и эстетический вкус.
Дети знакомятся с формой и объёмом, что развивает пространственное мышление и воображение.
Применение необычных инструментов и материалов помогает научиться принимать нестандартные решения, находить ответы в любых ситуациях.
Ребёнок учится планированию, заранее определяя последовательность простых действий.
Некоторые методики могут освоить даже маленькие дети, которые ещё не научились правильно держать карандаш или кисточку.
Изодеятельность мы использовали в утренние часы при приеме ребенка в группу , в вечернее время и в совместной деятельности, на прогулке.
Дети заходили в группу, рассматривая новый вид деятельности, забывали про слезы и переживания, испытывая интерес, принимались помогать друг другу. Так утренний прием из слез и переживаний плавно перетекал в улыбки и желание творить.
Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребенка, а вместе с ним, и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.
Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами рисования, но и благотворно влияют на общее развитие детей: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, память, воображение.
Техника «Ладошки».
Нетрадиционная техника изображения, наиболее распространённая в детском саду, — это рисование ладошками и пальцами. Такую методику способен освоить каждый ребёнок. Техника выполнения чрезвычайно проста – достаточно просто опустить руку в ёмкость с краской или раскрасить ладонь при помощи кисти, а затем поставить отпечаток на листе бумаги. При организации этого процесса преподаватель должен действовать по принципу «от простого к сложному». В ясельной или младшей дошкольной группе (возраст от 1 до 3 лет) дети ещё не создают композиционные произведения. На данном этапе они знакомятся с цветом и фактурой краски.
Для ребенка от 1 до 3 лет рисование ладошками – оптимальный вариант, поскольку он ещё не может правильно держать кисть или карандаш. Для детей средней группы (возраст от 3 до 4 лет) уже подойдёт создание картин при помощи данной техники: цветы; солнце; деревья; рыбки.
Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, завершающими образ
Техника рисования ладошками благотворно влияет на психику ребёнка, позволяет ему успокоиться, привыкнуть к незнакомой обстановке на этапе адаптации к новой окружающее среде. Эта увлекательная игра также помогает детям научиться находить общий язык со сверстниками.
В группах дошкольного возраста можно предлагать коллективную работу – каждый ребёнок оставляет отпечаток, и создаётся какой-то образ. Для развития творческого потенциала рекомендуется давать детям возможность определить созданный образ и дополнить его недостающими деталями.
Рисование ладонями и пальцами не требует специальных материалов и инструментов. Понадобится лист бумаги и краски. Для этого вида творчества рекомендуется использовать гуашевую краску, слегка разбавленную водой.
Лучше всего налить цветную жидкость в блюдце. Также существует прекрасная альтернатива – так называемые, пальчиковые краски. Они абсолютно безопасны для ребёнка, легко смываются и не содержат токсичных веществ. Для более старшего возраста подойдёт акварель.
Техника «Пластилинография».
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие эмоций и фантазии
- развитие пространственного мышления и творческих способностей;
- воспитание у детей художественного вкуса;
- развитие моторики пальцев рук детей.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
Техника «Рисование штампами».
Суть методики заключается в том, что красящее вещество наносится на поверхность какого-либо предмета, который затем прикладывается к листу бумаги, оставляя оттиск. Для этого понадобятся всевозможные материалы, и чем разнообразнее, тем лучше: листья; пробки; рельефные салфетки с узорами; мятая бумага; перья; .игрушки
Что касается красок, рекомендуется брать гуашь или акварель. Этот способ позволяет наносить несколько одинаковых изображений, составляя орнаменты или сюжетные изображения, дополненные деталями. Данная методика рисования подходит как для самых маленьких художников, так и для детей подготовительной группы.
Техника рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.
Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Из поролона сделать самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством.
Рисование в технике «набрызг»
Одна из самых простых, но не менее интересных методик, — рисование в технике «набрызг». Суть этого направления отображена в самом названии – капли краски разбрызгиваются на поверхности бумаги.
Техника заключается в разбрызгивании капель с помощью зубной щетки или кисточки. Бызги летят на бумагу. Темы для рисования могут бвть самыми разнообразными.
Нередко для создания картин применяются трафареты. Для этой цели подойдут засушенные листья, цветы, фигурки, вырезанные из бумаги. Также можно выполнять многослойный «набрызг» при помощи нескольких трафаретов. Рисование в этой технике рекомендуется для детей в возрасте от 3-4 лет.
Рисование вилками
Методика создания картин при помощи этого способа весьма проста. Для работы понадобятся пластиковые вилки и гуашевые краски, разведённые до консистенции сметаны.
Ход работы:
На поверхность плотной бумаги или картона толстым слоем наносится краска.
Затем вилкой нанести необходимые штрихи.
Дорисовать недостающие элементы карандашом или кистью.
Этот метод хорошо подходит для изображения листвы деревьев, густой травы, шерсти животных, дождя. В результате получаются рельефные картины, отличающиеся живостью и необычностью.
Рисование вилками рекомендуется для детей 3-5 лет.
Фотокопия "рисование свечей"
Раздать детям «волшебные» листы (где заранее мною нарисованы забавные изображения) и даю ребятам «волшебные» кисти, пусть они закрасят весь фон и порадуются «волшебным» картинкам, которые появятся на листе. Произойдет удивительный фокус, изображение, сделанное свечей, проявится, как в сказке, прямо на глазах. Таким методом мы рисовали цветок, солнышко и морозные узоры на окне.
«Рисование по мокрому листу» Прикрепите плотный белый (можно цветной) лист бумаги вертикально. Вместе с ребенком смочите губку в воде и проведите по листу, сделав его влажным по всей поверхности. Кисточку обмакните в акварельную краску, разведенную водой, и проведите сверху на бумаге горизонтальную линию (сначала рисуете рукой ребенка). Вы увидите, как цветные капли стекают вниз, образуя причудливые узоры. Так вы можете вместе с малышом нарисовать дождь, который идет прямо у вас на глазах. Если вы смешаете несколько красок, то получится красивое разноцветное небо, утреннее или вечернее.
«Атмосфера творчества», созданная в группе не возможна без поддержки родителей. В процессе работы стремились раскрыть родителям значение изобразительной деятельности для общего развития дошкольников. Рассказывали об условиях, которые следует создать для ребенка в семье для развития творчества.
Мы убедились, что изодеятельность позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, а совместные переживания укрепляют и сплачивают детский коллектив. У детей возникает потребность к совместным играм и контактам друг с другом. Кроме того, это помогает детям освоиться с правилами поведения в ДОУ.
Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это - необходимое условие полноценного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад к педагогическому совету по теме: " Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста"
Доклад и фототчет профессиональной деятельности....
Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста
Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста...
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей раннего возраста
План и отчет по самообразованию.Первая младшая группа (2-3 года)Использование неспецифических изобразительных инструментов и материалов для стимулирования творческой активности детей являетс...
«Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста».
laquo;Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста»....
Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние изобразительной деятельности на успешность адаптации к ДОУ детей раннего возраста»
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни. Стр...
Особенности организации конструирования как вид деятельности детей раннего возраста ( из личного опыта работы).
Доклад из личного опыта работы в группе раннего возраста по конструктивной деятельности. ...