Статья на тему: "Развитие детской инициативы и творческих способностей в изобразительной деятельности."
статья по рисованию (старшая группа)

Каменяр Светлана Ивановна

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие детской инициативы и творческих способностей

в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. 

Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и достояние народных промыслов. Эстетическое воспитание детей – это одна из необходимых задач в области образования. Это содействует формированию духовно богатой гармонически развитий личности. Развитие творческих способностей у детей – непростой и продолжительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

Наиболее эффективным средством является изобразительная деятельность детей, которая включает в себя рисование, лепку, и аппликацию, имеет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Появившийся в этот возрастной период интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый взрослыми (родителями, педагогами), может удачно развиваться и в дальнейшие годы дошкольного детства. Как показали исследования, проводившиеся под руководством примечательного научного работника В. И. Слободчикова в начале 1990-х годов, рисование содействует формированию у дошкольников образных представлений, являющихся важной психологической основой овладения умением учиться. Как раз в этом возрасте у детей формируются возможности к изобразительной деятельности.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с применением нестандартных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, это и развитие воображения, наблюдательности, художественного, наглядно-образного и словесно-логического мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках т.к. именно в продуктивной деятельности в особенности проявляются различные стороны развития ребенка.

Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того, чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств.

А нетрадиционные методы рисования как раз очень выгодно показывают необычные комбинации материалов и используемых инструментов. Технология его реализации интересна и доступна взрослым и детям. Вот почему нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, поскольку они открывают большие возможности для выражения своих собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.

Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:

• организация предметно-развивающей среды;

• создание ситуации успеха;

• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;

• выстраивание на занятии игрового сюжета;

• создание ситуации творческого поиска;

• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;

• применение разнообразных художественных материалов и техник;

• наличие творческих заданий;

• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;

• интеграция различных видов искусства;

• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов

Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Ни для кого не секрет, что все дети любят рисовать, овладевают навыками работы с различными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные техники и методы рисования, и в этом мы обязаны им помочь, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей зачастую остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, нет творческого подхода, они не отражают то, что важно для ребенка. Поэтому необходимо, и это очень важно - развивать навыки рисования. Это может значительно повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много нетрадиционных техник рисования, их особенностью является то, что они позволяют детям достаточно быстро достичь желаемого результата.

В работе с детьми часто используется метод рисование пальцами. У детей это вызывает особое удовольствие, когда, намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Затем, он пытается определить, и когда находит что-то подобное, сразу же завершает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси, цветы и солнце, кусты, деревья, карлики и т.д.

Еще один интересный вариант нетрадиционной технологии – кляксы. Светлые пятна цвета на бумаге принимают различные формы, и вновь появляются изображения, которые может понять только ребенок. Это летящие в небе птицы, кусты, ваза для цветов и т.д.

Еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотипия. Чтобы завершить рисунок в этой технике, необходимо сложить лист бумаги пополам. С одной стороны, ближе к центру, нанесите кистью несколько ярких цветных точек. Теперь быстро сложите лист в ту же складку и хорошо проведите его ладонью. Откройте его и посмотрите: что случилось? Сказочные цветы? Жук? А может это красивая бабочка?

Еще один интересный нетрадиционный способ - рисование мыльной пеной. В банку с жидкой краской добавить шампунь или жидкое мыло, хорошо перемешать. Опускаем трубку в банку и дуем до тех пор, пока пузыри не поднимутся выше. Затем положите лист бумаги поверх полученной пены, аккуратно нажмите и поднимите его. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно наложить мыло, рисуя на другом, красить, резать, делать аппликации.

Способ мятая бумага. Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисуйте запланированное изображение. Эта техника интересна тем, что в местах сгиба бумаги краска становится более интенсивной при рисовании, темнее. Это называется эффектом мозаики.

Наиболее распространенным нетрадиционным методом является метод «тычка». Гуашь наливают в тарелки. Затем с помощью «тычков» (это может быть карандаш с ластиком на конце, ватные палочки и т. Д.) Цвет наносится на изображение сначала по контуру, затем по внутреннему изображению. Разнообразие картинок зависит от материала, выбранного для мешка.

В работе с детьми так же популярен метод «тычка» с помощью жесткой полусухой кисти. Изображение получается следующим образом: ребенок кладет кисть в гуашь и ударяет ее бумагой, держа ее вертикально. Щетка не падает в воду во время работы. Таким образом, весь лист, контур или шаблон заполняется. Получается имитация текстуры пушистой или колючей поверхности.

Итак, освоив разнообразные техники рисования, дети начинают творчески вглядываться в окружающий их мир, находить разные оттенки, испытывать эстетическое восприятие. Они создают новое, оригинальное, проявляют креативность, воображение, выполняют свой план и самостоятельно находят средства для реализации. Детские рисунки становятся интереснее, информативнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются и, самое главное, каждый рисунок кажется произведением искусства. Дети обретают уверенность в себе, застенчивые преодолевают страх перед чистым листом бумаги, и уже в состоянии чувствовать себя маленькими художниками.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Мастер-класс для родителей   на тему: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»....

Статья "Развитие детской инициативы и творческих способностей детей в соответствии с ФГОС ДО"

Статья предназначена для воспитателей детских садов и родителей воспитанников детских садов...

"Развитие детской инициативы и творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности"

Данный материал содержит информацию о развитие инициативы и творческиех способностей   через продуктивные виды деятельности,для детей дошкольного возраста....

Статья «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО".

Статья «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО"....

Статья "РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО"

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первы...

Статья на тему: "Технология ТРИЗ как эффективное условие развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности".

quot;Каждый ребенок изночально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" Г. С. Альтшуллер...