методические разработки
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Арт-терапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии»
Выполнила: Рахимова Инзиля Флориовна
г.Нефтекамск ,2018 год.
СодержаниеВведение
1. История возникновения арт- терапии
2. Теория арт- терапии
3. Суть, подходы, цели арт- терапии
4. Примерные конспекты НОД.
Заключение
Список литературы
Термин «арт-терапия » стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает . С английского языка- это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...»
Однако на практике арт- терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт- терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Все еще существующий в нашей стране вакуум информации об арт-терапевтическом направлении порождает много домыслов и произвольных толкований этого понятия. Так, один художник назвал «арт-терапевтической» коллекцию своих работ — он был убежден, что она дает зрителю возможность испытать ощущение мира, гармонии, тишины и эстетической радости. Во многих случаях «арт-терапевтическими» называют оздоровительные занятия с использованием физических упражнений, танцев, вдыханием благовоний, чтением сказок и т. д., поскольку считают, что такое определение охватывает все многообразие форм творческой деятельности и может использоваться для описания воздействия тех или иных видов искусства на человека.
Действительно, за рубежом, особенно в странах континентальной Европы, термин «арт- терапия» при его использовании во множественном числе (arts therapies) нередко несет именно такой смысл, однако для обозначения частных форм терапии творчеством, как правило применяются понятия арт- терапия (психотерапия посредством визуального, пластического искусства), драматерапия (психотерапия посредством театрального искусства и ролевой игры), музыкальная терапия ( психотерапия посредством музыки), танцедвигательная терапия и т. д.
Современное понимание арт- терапии предполагает , во-первых, использование языка изобразительной экспрессии (т. е. может использоваться музыка , драматическое искусство, движение, танец и другие формы творческой активности человека, но при этом, однако, изобразительная деятельность является основополагающей); во-вторых, непосредственное участие человека в изобразительном творчестве.
Арт- терапия обладаем очевидными преимуществами перед другими – основанными исключительно на вербальной коммуникации – формами психотерапевтической работы.
Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт- терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт- терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт- терапевтическом процессе.
Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением (что характерно, например, для представителей западной культуры). Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом» между специалистом (психотерапевтом, психологом, педагогом и т. д) и клиентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.
Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.
Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она имеет «личностно-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.
Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.Яркие эмоции, краски, помогают преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов, саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации — раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире.
Важные изменения в деятельности арт- терапевтов выражаются в оформившейся за последние годы ориентации на « внегоспитальную» сферу: все больше специалистов работает при социальных муниципальных центрах (так называемых «центрах дневного пребывания» и «дневных стационарах»), приближенных к населению, что заставляет учитывать потребности разных социальных групп, проводить работу с амбулаторными психиатрическими пациентами , подростками, бездомными, безработными, лицами с алкогольной и наркотической зависимостью и т. д. Одной из важных областей использования арт- терапевтического метода в последнее время становится работа с правонарушителями, предпринимаются попытки осуществлять ее непосредственно в местах лишения свободы, в условиях надзора и реабилитации. Все это предполагает большую мобильность арт-терапевтов, умение организовать работу и дифференцировать используемые приемы в зависимости от поставленных целей и особенностей контингента клиентов.
Среди многочисленных изменений в деятельности арт- терапевтов за последние годы следует также отметить повышение их роли в социальной и образовательной сферах. Речь идет, главным образом, о работе в специализированных школах и с детьми, посещающими общеобразовательные школы, но имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости. Иногда арт-терапевтам приходится совмещать свою работу с работой педагога: даже в развитых странах статус арт- терапевта пока ниже статуса его коллег, занятых в здравоохранении, а его профессиональная роль и нормы оплаты труда четко не определены. Нередко арт- терапевты трудоустраиваются в качестве арт- педагогов, социальных работников или инструкторов по групповой работе. Такое положение вещей вряд ли можно признать нормальным , и в настоящее время профессиональные арт- терапевтические организации добиваются такого же признания их деятельности в образовательной и социальной сферах, как и в сфере здравоохранения.
Многие знают арт- терапию как терапию рисунком, лепкой и т.п. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт- терапии приветствуются и игровые приемы коррекции – сказкотерапия , психодрама . Эффективностью работы последних очень заинтересованы сегодня отечественные психологи. По-видимому, российские дети более восприимчивы к игровым видам коррекции
Одним из главных моментов арт- терапии, влияющим на ее эффективность, является личность арт- терапевта. Здесь, больше, чем в работе со взрослым, важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия (умение
переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно рациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств арт-терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости. Ребенок-дошкольник зачастую слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты говорят, что эмоциональный контакт с малышом достигается с использованием невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены, открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний ) и т.п.
Детские арт-терапевты не забывают и про стандартные педагогические приемы работы с дошкольниками. Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
В этом им может помочь нестандартный ,творческий вид деятельности ,как арт-терапия.
Конспекты занятий с элементами арт-терапии по разным возростам.
Интеграция – коммуникация, арт-терапии в первой младшей группе.социализация, познание,изобразительная деятельность.
Тема «Котята»
Цель: снятие физического и психического напряжения.
Задачи:
развивать способность детей к образному восприятию, умение перевоплощаться, используя приём арт-терапии – работа с гримом;
побуждать детей к активной игровой деятельности, используя музыкальные и литературные приёмы;
показать преимущества коллективной работы, используя нетрадиционные приёмы рисования (пальчиковая живопись);
развивать фантазию, воображение;
создать детям радостное настроение.
Оборудование: иллюстрации с изображением кошек, грим и ватные палочки, салфетки для снятия грима; игрушки – большая собака, мышка с привязанной к ней ниткой, норка-корзинка для мышки; для рисования: фон – «аквариум» для коллективной работы, губки, гуашь красного, жёлтого, синего цветов; влажные салфетки, полотенца; аудиозапись: «Танец котят», «Колыбельная»; угощение – печенье «рыбки».
Ход занятия.
Психолог :Здравствуйте, ребятки. Отгадайте-ка загадку:
Хвост пушистый и усы – нет приятнее красы.
Лапки –мягкие подушки, кверху поднятые ушки.
Ну ,подумайте немножко. Догадались? Это… кошка.
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Кошка – домашнее животное. Любит бегать, прыгать. Что едят кошки?
Кошки – охотники. Кто учит котят охотиться? Вы хотите узнать, чему кошка учит своих котят? (предлагаю превратиться в котят – нарисовать усы, посмотреться в зеркало). Я буду мама кошка, а вы мои котята
Игра «Точит кошка коготки»
Точит кошка коготки, сидя на окошке (имитируют движения по показу).
Ах ,какие же они острые у кошки. (царапают правый, затем левый бочок)
В этих лапках до поры дремлют цап -царапки. (сжимают и разжимают пальцы руками перед собой)
Весь день мама-кошка учит котят,
И каждый котёнок как мама усат.
Котёнок (имя ребёнка) – рук перед собой). Ах , какие у неё мягонькие лапки, (плавные движения
самый белый,
самый смелый,
самый чистый,
самый быстрый,
самый пушистый,
самый когтистый, самый усатый, самый полосатый! И т.д. (похвалить всех).
Мама кошка всех гладит по головке.
Скоро пойдём гулять. Я буду учить вас охотиться и защищаться. Когда собака залает ,шипите и выпускайте коготки, вот так, а когда увидите мышку – ловите её.
Игра с мышкой и собачкой.
Мяу ! Мама зовёт котят домой, пора спать.
(Звучит колыбельная, котята отдыхают). Мама будит своих котят, гладит их.
Ну, вот и проснулись.
На столе стеклянный пруд, в нём рыбки живут. Это аквариум.
Все котята любят наблюдать за рыбками. Посмотрите, какой большой аквариум. В нашем аквариуме только водоросли и галька. Нарисуем рыбок. Только не кисточкой, а лапкой-ладошкой. Хотите, я вас научу?
Работа детей, помощь при необходимости.
Сколько красивых рыбок появилось в нашем аквариуме! Они все яркие, нарядные , разноцветные. Плавают наши рыбки по всему аквариуму, прячутся в водорослях . Хотя все кошки любят есть рыбку, мы своих рыбок есть не будем. Мы будем ими любоваться!
А я угощу вас другими рыбками – печеньем. (котята моют лапки в тазиках с водой) .Вам понравилось быть котятками? Давайте я вас сфотографирую на память.
Превращение в детей: стираем грим с помощью влажных салфеток.
Конспект занятия с элементами арт- терапии с детьми старшего дошкольного возраста "Моё настроение"
.
Цель: гармонизация личности.
Задачи:
-Развитие и умение выражать свои эмоции и чувства
-Развитие фантазии, воображения
-Развитие уверенного поведения
-Снятия напряжения.
Материалы: вырезанный из бумаги круг, листы бумаги, карандаши, акварельные краски, фотографии с изображением на них предметов, имеющих форму круга, магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог: -"Здравствуйте дети! Я очень рада видеть вас , а вы рады видеть друг друга? Покажите как вы рады встречи с друзьями: повернитесь к соседу справа- улыбнитесь ему, повернитесь к соседу слева -улыбнитесь ему.
Проводится беседа "Настроение по цвету"
Ребята, забота о своем настроении также важна, как и забота о своем теле, о своем здоровье. Необходимо научится радоваться жизни. Вот что способствует хорошему настроению: дружелюбие, улыбка, музыка, что ещё?
Ответы детей."
Психолог: -"А теперь сядьте поудобнее, можете закрыть глаза. А сейчас представьте себе цвет, соответствующий вашему настроению."
- Представили ?
-Теперь возьмите акварельные краски и нанесите его (цвет) на бумагу.
Основная часть.
Упражнение "Волшебный круг"
Психолог: -" Сегодня мы с вами соприкоснемся с волшебством, создадим нечто такое, что с очень давних времен считалось людьми особенным. А для начала скажите мне, пожалуйста, что объединяет эти фотографии? ( Детям демонстрируются фотографии, на которых изображены разные предметы имеющие форму круга.)
Ответы детей"
Психолог: - "Замечательно, вы все правильно рассказали, а знаете ли вы, что круг по праву считается одной из самых добрых фигур? в нем нет острых углов, он напоминает собой Солнце- символ жизни, удачи и счастья. с древних времен люди, изображая круг, наделяли его особой силой."
И сейчас мы с вами это проверим-создадим свой волшебный круг.
-"Я предлагаю вам взять каждому вырезанный из бумаги круг и нарисовать внутри него рисунок, посвященный чему-то доброму, радостному."
Пока дети рисуют играет спокойная музыка.
Обсуждение рисунков:
-Почему решил (а) нарисовать именно это?
- Понравилось ли рисовать? Довольны ли результатом?
-Хотели бы что-то изменить (перерисовать) или оставить все как есть?
Ответы детей.
Этап вербализации и рефлексивного анализа
Психолог:
-"Давайте потрем свои ладони ,одну об другую -чувствуете, какие они стали горячие? Теперь прикоснемся кончиками пальцев к своему кругу, закроем глаза и мысленно предадим ему свою душевную теплоту. Сейчас вы поделились частичкой своей доброты, а значит, наделили эти круги особой, волшебной силой. Ведь именно Добро творит Настоящие чудеса!"
Занятие в подготовительной группе с элементами арт-терапии «Снеговик»
Задачи игротерапии:
Коррекция поведенческих проблем;
Снятие повышенной тревожности;
Укрепление собственного Я -ребенка.
Задачи музыкотерапии:
Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить, или, наоборот, активизировать настроение, заинтересованность;
Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми;
Улучшается речевая функция.
Задачи арт-терапии:
Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;
Обучение в работе в парах, группе;
Привитие навыка следовать инструкции взрослого;
Создание общего фона.
Материалы: гуашь, листы стекла (с обработанными краями) с нарисованными на них снеговиками, крепления, музыка, аксессуары для игры, тряпочки с тарелочками, открытки с изображением снеговика.
Ход занятия
1. Приветствие и подготовка к работе (введение и разогрев).
Цель: создание атмосферы доверия и безопасности.
Психолог: Давайте поздороваемся друг с другом.
Игра “Я рад тебя видеть…”.
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Все встают круг, по кругу каждый говорит соседу справа следующую фразу, “Я рад тебя, видеть Сережа…”
Психолог задает вопросы:
Какое сейчас время года на улице? (зима)
Зима, какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
Снег, какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
Зима, веселое или грустное время года?
Песня “ Что нам нравится зимой?”
Психолог загадывает загадку о снеговике:
Человечек непростой: появляется зимой,
А весной исчезает, потому что быстро тает.
С метлой в руке, с ведром на голове, стою зимой я на дворе.
Психолог предлагает детям рассмотреть открытки, на которых изображен снеговик?
- Какого он цвета? Что у них общего? Какое у него лицо?
- Давайте сейчас поиграем в игру про снеговика
Песня-игра “Снеговик”
Психолог проводит беседу о зиме:
- У каждого времени года - свои любимые цвета. Есть они и у зимы.
- Как вы считаете, какие самые любимые краски Феи зимы?
- Конечно - это белая, голубая, серая…
2. Этап изобразительной работы.
Психолог предлагает детям раскрасить каждому своего снеговика (в зависимости от их настроения).
- Но наши снеговики необычные. Их мороз и Фея зима нарисовали на маленьких окошках. (Вот посмотрите на окошки)
- Работать будем в парах, окошко для двух человек. Один рисует с одной стороны окошка, второй садится напротив и рисует с другой стороны.
- И нашими помощниками будут баночки с гуашью и ваши пальчики. Этот метод называется пальчиковое рисование.
- На предыдущих занятиях мы с вами так уже рисовали. Вспомнили? Пальчиками печатали красивые листочки.
- Перед вами окошки с нарисованными на них снеговиками. Ваша задача раскрасить с помощью пальчиков: нарисовать им лицо, украсить их.
Рисование проходит под музыку.
3. Обсуждение.
Психолог благодарит всех детей за работу.
- Молодцы! Все справились с заданием.
-Давайте пройдем по кругу и посмотрим на всех наших снеговиков. Нравятся?
Ритуал прощания:
-Встаем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу “Спасибо” и “До свидания” (сначала все говорится громко в большом кругу, а потом все подходят к середине и говорят шепотом)
Заключение.
В настоящее время арт- терапия приобретает все большую
популярность. Творя и созидая, человек высказывает свои страхи, опасения, проблемы и тревоги. Здесь не нужно подбирать слова и с оглядкой на других думать: «А вдруг меня не поймут, засмеют или осудят?»
Методы арт- терапии выносят во внешний мир все то ,что наиболее вас беспокоит и происходит мягкая проработка и коррекция всех тревожных событий.
Несомненно, даже в век развитой медицины нельзя справиться с проблемой только традиционным лечением: выписать для тела таблетку или микстуру, а для души- антидепрессанты. Необходимо подходить к решению интегрально. Арт- терапия –это прежде всего интегральное лекарство, без ограничения в возрасте и побочных эффектов.
Я считаю, что терапия творчеством – очень прогрессивное направление и постепенно займет свое достойное место среди других терапевтических методов.
Литература
Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001.
Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.
Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.
Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.
Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб.: Речь, 2008.
Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001
Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.
Черемнова Е. Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2008.
Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. — М.: Издательство Пирожкова, 2002 г.
Ссылки
Сайт об использовании арт-терапии в работе с детьми
Российская арт-терапевтическая ассоциация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....