Арт - терапия, как здоровье сберегающая технология в ДОУ
статья по рисованию
К настоящему времени в сфере психотерапии сформировалось множество направлений и школ. Все они ставят своей целью помощь человеку справиться со своими проблемами, но используют разные методы, приемы и техники. Одним из наиболее популярных направлений стала Арт-терапия, которая использует благотворное влияние на психику человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_terapiya_sayt.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
«Арт – терапия, как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Добрый день уважаемы коллеги. Сегодня вместе с вами рассмотрим тему «Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ».
В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний. Но чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже восхищаются и удивляются, сопереживают.
Основным критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать чужие чувства и свои. Заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива можно посредством использования в работе арт –терапии.
Что такое арт-терапия? Какова история ее возникновения и цель?
Арт – терапия (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Впервые термин «арт – терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл. В 40 – е годы XX века, работая с больными в госпиталях Великобритании в качестве арт – педагога, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и способствуют выздоровлению.
На сегодняшний день это стремительно набирающий популярность комплекс методов оздоровления и психологической коррекции при помощи искусства и творчества. В отличие от занятий, направленных на систематическое обучение какому-либо искусству, занятия арт-терапией носят скорее спонтанный характер и направлены не на результат, а на сам творческий процесс. Состояние свободного творчества дает эмоциональную разрядку, возможность самовыражения, и просто доставляет огромное удовольствие всем участникам процесса.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи арт-терапии для дошкольников
- Развитие речевой и познавательной активности.
- Развитие уверенности в себе.
- Стабилизировать эмоциональное состояние, научить его контролировать эмоции.
- Стимулирование креативного мышления.
- Развитие личности, а именно воспитательные моменты, касающиеся вежливости, благодарности, понимания, помощи т.д.
В последние годы арт-терапия приобрела педагогическое направление. В школе и в детском саду она выполняет следующие функции:
- Координирующая
- Познавательная
- Развивающая
- Адаптационная
- Коммуникативная
- Стимулирующая
- Диагностическая
- Психотерапевтическая
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:
Изотерапия – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать.
Остановимся на некоторых техниках изотерапии.
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование на манке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками;
• техника отпечатывания ватой;
- техника «оттиск пробками»;
- рисование пластилином. Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
Техника марание рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.
В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
Штриховка, каракули.
Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа. Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний. Взрослые часто интуитивно рисуют каракули, узоры во время совещаний. Штриховка и каракули помогают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение.
Техника акватушь
Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.
Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.
Мандалотерапия занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.
Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности.
В каждой мандале, как в зеркале, отражается состояние вашей психики в данный момент времени. Если вы полны тревог, сомнений и негативных эмоций, на рисунке будут доминировать мрачные краски, резкие, раздражающие формы. И наоборот, если момент благоприятный, получиться картинка, на которую захочется смотреть, не отрывая глаз. Такую мандалу нужно повесить на стену или положить в сумочку и носить с собой, подпитываясь ее энергией.
Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности.
Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Звуки флейты расслабляют детей, звуки "шелеста листьев”, "шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них. Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии.
Цветотерапия – наука, изучающая цвета. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями
Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе. Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.
С малоактивными, пассивными детьми - используют для активизации задания с использованием красного, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т.д.
Гиперактивным детям предлагаются упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
«Сухой дождь» – шатер из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным. Закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой "дождь”, три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным), "шустрики” заметно успокаиваются, а "мямлики” (они ходят по направлению от холодного цвета к теплому), наоборот, - активизируются. Разноцветные "струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За "струями” можно спрятаться от внешнего мира.
Упражнение « На осознанность».
В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он многоцветен. Чтобы эту радость себе вернуть, мы сейчас по моей команде попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я говорю «Синий», и все в этой комнате находят синий цвет. И так далее. Кстати, если вы в течение недели будете выполнять такое упражнение каждый день с разным цветом, то увидите, что чудес станет больше. Итак, красный! Жёлтый! Чёрный! Зелёный!
Один из видов арттерапии является сказкотерапия.
Сказкотерапия – это воспитание сказкой.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
При работе со сказкой используются следующие приемы:
1. Анализ сказок – данную форму работы применяю для детей в возрасте от 5 лет. Анализ сказок и сказочных ситуаций в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что "зашифровано” в той или иной сказочной ситуации.
2. Прием-рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей можно предложить рассказать сказку от первого или от третьего лица, от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок”.
3. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок - имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.
В группе можно поставить сказки с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
Сочинение сказок. Ребенок сочиняет сказку, самостоятельно выбирает тему или по заданной первой фразе. В своей собственной сказке дети отражают свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
Упражнение «Сказка по кругу»
Упражнение можно провести, используя элементы песочной сказкотерапии. Участники объединяются в две группы. Ведущий предварительно прячет в песке маленькие предметы в соответствии с количеством участников. Участники аккуратно ищут в песке фигурки и, после того как фигурки найдены, сочиняют сказочную историю, где герои — фигурки. Конечной фразой сказки должна стать пословица “Одной рукой и узла не завяжешь”. По окончании придумывают название сказки и зачитывают ее.
Еще один метод арт-терапии, который используется при работе с детьми это игротерапия.
Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредствам игры. Применение игротерапии в обучающих целях можно очень точно охарактеризовать одной фразой: «учимся играючи, играя – учимся». Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Средствами игротерапии выступают подвижные игра, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, игры с песком, хороводные игры, динамические игры, где под музыку дети бегают или танцуют в паре.
Детские игры необходимы для гармоничного развития детей, как в физическом, так и в умственном плане. Игра для детей дошкольного возраста является отражением окружающей его жизни. Игра – это всегда импровизация. А это значит, что ребёнок в игровой деятельности не только обучается жизни, но и живёт своей истинной жизнью. В игре оттачивается гибкость ума, тренируется память, вырабатывается внимательность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, умение логически мыслить и предвидеть последствие своих поступков.
Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)
: Хочу предложить вашему вниманию следующее упражнение. Перед вами волшебный сундучок, в нём сюрприз. Каждый участник по очереди достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет его.
- отгадать загадку, ( не лает , не кусает, а в дом не пускает)
- рассказать стишок,
- сказать комплимент соседу справа,
- произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,
- спеть куплет из любой песни,
- пройти по залу, как модель.
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Песочная игра для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочную терапию можно применять в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия. Для песочной терапии использую прямоугольный ящик с чистым речным песком. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей. Таким образом "творец” имеет возможность создать в песочнице все, что задумал. Этот метод используется для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации. Сама песочница для занятий – обязательно голубого цвета – цвета ясного неба, настраивающий на творческий лад.
Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.
Кинетический песок - это инновационный песок который идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей. Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконовой составляющей 2 % На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
Песочная анимация – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации.
Зеркальная песочная терапия отличается от классической тем, что на дно «песочницы» вместо стекла с подсветкой кладут зеркало. Свет отражается от зеркальной поверхности и «подсвечивает» рисунок из песка. Зеркальный экран – альтернативный бюджетный вариант, так как стол для песочной терапии.
Куклотерапия – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.
Библиотерапия – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..
Фототерапия – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;
Кинотерапия – терапия при помощи кинофильмов и роликов.
Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.
Ароматерапия – лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей. Оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребенка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.
В целях оздоровления детей так же использую аэроионотерапию – лечение "люстрой Чижевского”, принцип действия которой заключается в насыщении воздуха отрицательными ионами кислорода.
Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него больших способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый человек, будучи ребенком, рисовал, лепил, пел, играл. Поэтому метод Арт-терапии практически не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арттерапевтическом процессе.
«Притча о морских звёздах»
И в конце моего выступления хотелось бы рассказать вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам с вами — педагогам. Человек шёл по берегу, и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров. - Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду? — спросил человек, подходя ближе. - Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. - Но это просто глупо! – закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: - Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды. - Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них. Удачи вам, уважаемые коллеги в нелёгком, порой не всегда заметном, но таком необходимом труде!
Советы от арт- терапевта Виктории Назаревич
Что делать?
1. Устал – рисуй цветы,
2. Злой - рисуй линии,
3. Болит – лепи,
4. Скучно – заполни листок бумаги разными цветами,
5. Грустно – рисуй радугу,
6. Страшно – плети макраме или делай аппликации из тканей,
7. Ощущаешь тревогу – сделай куклу-мотанку,
8. При возмущении – рвите бумагу на мелкие кусочки,
9. Чувствуешь беспокойство – складывай оригами,
10. Хочешь расслабиться – рисуй узоры,
11. Важно вспомнить – рисуй лабиринты,
12. Ощущаешь неудовольствие – сделай копию картины,
13. Чувствуешь отчаяние – рисуй дороги;
14. Надо что-то понять - нарисуй мандалы,
15. Надо быстро восстановить силы – рисуй пейзажи,
16. Хочешь понять свои чувства – рисуй автопортрет,
17. Важно запомнить состояние - рисуй цветовые пятна,
18. Если надо систематизировать мысли – рисуй соты или квадраты,
19. Хочешь разобраться в себе и своих желаниях– сделай коллаж,
20. Важно сконцентрироваться на мыслях – рисуй точками,
21. Для поиска оптимального выхода из ситуации – рисуй волны и круги,
22. Чувствуешь что «застрял» и надо двигаться дальше – рисуй спирали,
23. Хочешь сконцентрироваться на цели – рисуй сетки и мишени.
Материал: Ресурсы интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия в в системе здоровье сберегающих технологий.План занятий в ДОУ.
АннотацияВ основе реализации плана программа под редакцией Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко «Песочная терапия».Песочная терапия в системе здоровье сберегающих технологий обладает колоссальным...
Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Песок. Свойства песка»
Конспект НОД с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровье сберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира во второй младшей групп...
Презентация Здоровье – сберегающая технология.« Су – Джок терапия как средство оздоровления и коррекция речевого развития».
Приемы Су-Джок терапии...
Проект Здоровье сберегающие технологии в работе логопеда: «Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
Внедрение Су Джок терапии при коррекции речевых нарушений...
Здоровье сберегающая технология – Арт – терапия для детей дошкольного возраста
Арт - терапия, в работе с детьми приносит много положительных результатов. Детям нравится заниматься с необычным материалом....
Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья и повышение мотивации к его сохранению через использование здоровье сберегающих технологий Рубрика «Наши технологии» презентация
Здоровье является полновесным «атрибутом» успешности. Успешность человека во многом зависит от уровня его эмоционально-волевого самоконтроля. От состояния здоровья в первую очередь з...