Конспект ООД по нетрадиционному рисованию
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Рахматуллина Юлия Витальевна

Тема: «Колючая сказка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_netraditsionnomu_risovaniyu.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Колючая сказка»

Цель: развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов;

обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу;

показать выразительные возможности простого карандаша;

учить изображать качественные признаки рисуемых объектов – «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Материал для занятия: репродукции или фотоиллюстрации с изображением ежа; альбомный лист; простой карандаш ТМ; маска ежика для игры.

Предварительная работа: чтение рассказов М. Пришвина «Еж», Е. Чарушина «Еж», И. Акимушкина «Жил-был ежик», И. Соколова-Микитова «Еж», рассматривание картин «Еж» из серии «Дикие животные».

Ход занятия:

  1. Организационная часть

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной;

Иголок очень много,

Ниток – ни одной.

Дети: это еж.

Педагог: Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идет речь о ежике.

Дети: Только у ежика много иголок, он колючий.

Педагог: Верно. А как вы думаете, зачем ежику иголки?

Дети: Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.

Чтение тематической сказки.

Зачем ежику колючки?

Как-то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит: стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом еж. От дождя спрятался.

- Подвинься! – буркнула лиса и толкнула ежа в бок.

Толкнула и взвизгнула от боли.

- Ай-ай-ай! Да когда же ты наконец пострижешь свои противные колючки? Не пойму, что в них красивого…

Еж хмыкнул и тихо сказал:

- А они не для красоты.

- Вот именно, - подхватила лиса. Тем более… не упрямься и постриги, не то, попомни мое слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.

- Друзья? – усмехнулся еж. – Вот это уж ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей.

(В. Росин.)

Педагог: А помимо грибов, яблок и других лакомств, ежик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячку.

«Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет еж и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!»

(Д. Зуев.)

Педагог: А кто из вас хоть раз видел ежика? Как он выглядит?

Дети: Он округлый, чуть вытянутый, с заостренной мордочкой, с колючей спинкой.

Педагог: А что вы еще знаете про ежей? Где он живет, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей)

Педагог: Живет еж в лесу, днем спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червячков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Еж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи-родители заботятся о своем потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

Физкультминутка

«Ежик топал по тропинке»

…Жили-были серый еж                            (Хлопки в ладоши)

И его ежиха.

Серый еж был очень тих,      (Потягивания – руки вверх с растопыренными пальчиками. Потягивание – руки в стороны.)

И ежиха тоже.

И ребенок был у них –              (Приседание – плавное опускание рук вниз)

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять          (Ходьба на месте с размахиванием руками вдоль                 туловища.

Ночью вдоль дорожек,

Ночь вдоль дорожек              (Ходьба бодрая)

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.

(Ходьба замедляется)

Вдоль глухих осенних троп            (Ходьба на носочках)

Ходят тихо: топ-топ-топ

(С. Маршак)

Педагог: Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которая гуляет по колючему лесу. А чтобы ежи могли защитить себя от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много-много штрихов. Штрих – это линия, которая может быть которой и длинной, прямой и наклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.

  1. Практическая часть

1.  Слева или справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа-мамы: овальной формы с вытянутой заостренной мордочкой, с короткими овальными лапками.

2. Нанести ряд коротких линий-штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т.д. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на верхний край контура туловища.

3. Легкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа Дорисовать маленькие кружочки-глаза, носик.

4. Тем же способом нарисовать 2-3 ежат, следующий за мамой-ежихой, только меньшего размера.

5. Пририсовывать каждому члену семьи какой-нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).

6. Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная лини – ветка с боковыми, короткими ветвями, покрытыми иголками, - мелкими штриховками с двух сторон.

7. В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов – траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее ли расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «примятой» под лапками ежей – штрихи по наклоном.

( !Способ штриховки – кропотливый труд, требующий усилий и усидчивости. В некоторых случаях, стараясь побыстрее закончить работу, дети начинают ускорять темп движения, от этого нарушаются ритм рисунка, направление штрихов, расстояние между штрихами, страдает качество выполнения композиции, поэтому рекомендуется включение в процесс рисования разминки для пальцев рук.)

Физкультминутка

«Еж»

Вот повернулся еж в клубок,       (ладони соединить, округлить, пальцы соединить в замок)

Показал колючий бок.                     (поставить ладони под углом друг к другу, переплетенные пальцы распрямить

– «еж» выставил свои «иголочки»)

Повторить действия еще раз, снова прочитав стихотворение.

  1. Итог занятия

Педагог. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. М не страшны ни враги, ни голод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Ежи Ежовичи

Целый день Ежи Ежовичи

Собирают фрукты-овощи.

Сливы, яблоки и груши

На пеньках и кочках сушат.

Огурцы и помидоры

Осторожно носят в норы…

Значит, если есть еда,

Не страшны и холода.

(А. Каминчук)

В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ежик». По считалке выбирается ежик, которого разбудили после зимы:

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встать в кружок и ну считать –

Нам водилку выбирать.

Ежику завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу, а ежик идет на звук, стараясь запятнать того, кто подает сигнал. Тот, кого ежик запятнал, становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по нетрадиционному рисованию:« Рыбки» (рисование ладошкой, пальчиком)

Нетрадиционные техники:  рисунки ладошкой, пальчиком.Цель: продолжать знакомить  с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета, закреплять умение учить дополнять из...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы Тема: «Анютины глазки» Рисование воздушными шарами

Конспект занятия по  нетрадиционному рисованию для подготовительной группы Тема: «Анютины глазки»Рисование воздушными шарами...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию старшая группа Тема «Сказочный лес» \рисование солью\

Конспект занятия по нетрадиционному рисованиюстаршая группаТема «Сказочный лес» \рисование солью\ Программные задачи: Учить детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разно...