Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира и художественному творчеству (пластилинография) «Подснежник»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Уточнения представлений детей об основных признаках весны. Формирование познавательного интереса к последующим наблюдениям за весенней природой. Изготовление подснежника посредством пластилинографии.  Развитие  творческих способностей детей.

Занятие помогает устанавливать причинно-следственные связи различного характер, высказывания собственные суждения, формировать связную речь, внимание, образные представления, умение выделять главное, отображать в работах художественные и музыкальные образы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podsnezhnik.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира и художественному творчеству (пластилинография)

«Подснежник»

Провела воспитатель МБДОУ г.Иркутска детский сад №58

 Фереферова Ольга Олеговна

Задачи

Образовательные:

   -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны: солнце греет, наступает тепло, снег тает, превращается в воду.

  - Формировать познавательный интерес к последующим наблюдениям за весенней природой.

  - Формировать творческие способности детей.

Развивающие

развивать:

-  умение устанавливать причинно-следственные связи различного характер, высказывания собственные суждения.

 - связную речь, внимание, образные представления.

 - умение выделять главное, отображать в работах художественные и музыкальные образы.

Воспитательные

воспитывать:

  - интерес к наблюдению за природными объектами.

  -  любовь к живой природе, способность сберечь редкие растения.

  - эмоциональный отклик на весеннее пробуждение подснежника.

Методы и приёмы:

Словесные: чтение художественного произведения «Подснежник» Е.Серовой. Составление рассказа о подснежнике.

Практические: Изготовление подснежников.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: проталина, лепестки, лазурный.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением растений (подснежник, ландыш,

мать – и – мачеха);

Плотный картон оранжевого, (розового) цвета, размер 15x20 см;

Набор пластилина;

Дощечки для лепки на каждого ребенка;

Влажная салфетка для рук;

 Видеозапись фрагмента из мультфильма "Двенадцать месяцев". Аудио запись музыкального произведения П. Чайковского "Апрель. Подснежник". Предварительная работа: Беседа о весне, о подснежниках; заучивание стихотворений, чтение произведений

Л.Ладонщикова "Первый весенний цветок", сказки С.Я.Маршака"12 месяцев". Рассматривание репродукций картин А.Грицкая "Подснежники".

 

   Ход непосредственно- образовательной деятельности.

Вводная часть.

Дети встают по кругу.

Ритуал       " Приветствие".

Здравствуй, небо голубое! - руки поднять вверх

Здравствуй, солнце золотое! - развести руки в стороны

Здравствуй солнечный денёк! -развести руки в сторону

Здравствуй миленький дружок! - повороты влево, право.

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! - развести руки в сторону и положить ладошку на ладошку рядом стоящего ребёнка.

Воспитатель: Дети, какие у вас тёплые ладошки, вы передали своего тепла друг другу и нам приятно будет общаться.

Негромко звучит музыка Э. Грига. "Утро"(Дети садятся на ковёр).

Воспитатель: "Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капля на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зелёная стрелочка, на ней расцвёл нежный цветок. Смотрит на снег и удивляется: "Не рано ли я проснулся? Нет не рано, пора - пора запели

птицы ".

Воспитатель: Ребята о каком времени года говорится в рассказе? Как вы догадались? А до нас весна дошла?

Какие признаки весны мы сейчас наблюдаем? Какое пробуждение в природе весной вас радует и удивляет?

Дети: Снег потемнел, стал рыхлым, мокрым; солнышко пригревает, небо чаще становится голубым; деревья просыпаются. набухают почки.

Основная часть

Воспитатель: Послушайте загадку:

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Раньше всех весну встречает

Воспитатель: Вы узнали цветок который расправил листья и вышел из-под снега?

Дети: Подснежник

Воспитатель: Почему его так называют.

Дети: Это первый цветок, который появляется сразу после тающего снега.

Воспитатель: Где мы можем встретить подснежник?

Дети: На проталинках в лесу, на лугу.

Воспитатель. Верно. А кто-нибудь из вас знает, почему он так называется?

Дети. Подснежник появляется из-под снега; он распускается, когда еще много снега; потому что он белый, как снег ...

 Воспитатель. А теперь послушайте сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему его так называют.

Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрывался цветок. Он укрывался в своей луковице под землей и снегом. Потом выпал дождь. Капли пробили снежное покрывало и застучали по цветочной луковице. Они говорили о светлом наземном мире, и вслед за ними сквозь снег пробился нежный и настойчивый солнечный луч и пригрел луковицу.

- Кто там? Войдите! - сказал цветок.

- Не могу! - сказал солнечный луч. - Мне никак не отворить дверь.

Подожди до лета, тогда я наберу силу.

- А когда будет лето? - спросил цветок и повторял этот вопрос всякий раз, как новый солнечный луч пробивался под землю. Но до летней поры было еще далеко, повсюду лежал снег, и каждую ночь вода подергивалась ледком.

- Как мне это надоело! - сказал цветок. - Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье!

Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но пробиваться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели:

- Добро пожаловать! Добро пожаловать!

И цветок поднялся навстречу светлому солнечному миру.

Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову.

- Прекрасный цветок! - пели солнечные лучи. - Как ты нежен и свеж!

Ты первый!  Ты единственный! Любимый наш! Ты несешь в города и селения весть о лете, о теплом лете ...

Ему было так радостно ... Он стоял в бело-зеленом наряде и славил лето. Но до лета еще было далеко, тучи закрыли солнце, и подул резкий холодный ветер.

- Рановато ты явился! - сказали Непогода и Ветер. - Мы еще покажем нашу силушку! Ты нас еще узнаешь! Сидел бы лучше дома и не выскакивал на улицу щеголять нарядами. Не пришла еще твоя пора!

И снова наступили холода. Потянулись хмурые дни без единого солнечного луча. Погода стояла такая, что маленькому цветку впору было промерзнуть насквозь. Но он и сам не знал, какой он сильный: ему прибавляли сил жизнерадостность и вера в то, что лето все равно придет ... и так он стоял, исполненный любви, веры и надежды, в белом наряде на белом снегу, и склонял голову, когда густо падали снежные хлопья и дули ледяные ветры.

- Ты сломаешься, - говорили они. - Замерзнешь, засохнешь! Что ты здесь искал? Зачем доверился солнечному лучу? Он обманул тебя. И поделом тебе, безумец. Эх ты, вестник лета!

- Безумец! - повторил цветок, когда настало морозное утро.

- Вестник лета! - обрадовались дети, которые вбежали в сад. -

Полюбуйтесь, какой он славный, какой красивый, самый первый, единственный!

И от этих слов цветку сделалось так хорошо, как от теплых солнечных лучей ...

(Из сказки "Подснежник» г.-к Андерсена.)

Воспитатель. Теперь вы знаете, почему его называют подснежником - расти он начинает под снегом и появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Вот такой он закаленный! А еще его называют вестником весны. Кто увидит голубые или белые цветы подснежника, понимает, что весна пришла! А летом подснежник опять спрячется в своей луковке, что находится в земле, будет в ней отдыхать и набираться сил, чтобы перезимовать зиму и пораньше проснуться раннею весной.

Физкультминутка «Пришла Весна»:

Весна, весна! Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой

Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый,

На солнце маленький стоит.

Посланец он весны надежный,

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

Хлопки в ладоши.

Короткие взмахи руками-крыльями. Ходьба.

Приподнять повыше подбородок. Руки в стороны.

Приседания.

Прыжки.

Наклоны туловища.

Повороты влево-вправо.

Воспитатель. Нежные цветы подснежника, похожие на колокольчики, привлекают внимание всех, кто их видит. Люди собирают первоцветы в букетики, не думая о том, что в неволе они быстро завянут, потому что без своей луковички, подземной кладовой, которая их питает, цветы долго не проживут. Поэтому, чтобы не губить природу, можно сфотографировать цветы, нарисовать или выполнить лепную картинку с их изображением.

2. Практическая часть

1. Стебельки. В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки могут быть расположены прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).

2. Листики. Листики у подснежника двух видов: крупные, удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие - в верхней части стебля.

Крупные листья. Скатать длинную толстую колбаску зеленого цвета, стекой разделить ее на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.

Мелкие листики. Выполняются по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листочки расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.

3. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которая называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.

Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника: скатать колбаску белого (голубого) цвета, разделить стекой на три равные части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два

лепестка соединить кончиками у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая. Точно так же изобразить другие подснежники.

 

Разминка для пальчиков «Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, округлить пальцы.

Развести пальчики в стороны. Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.

Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести.

3. Итог занятия

Воспитатель. Теперь подснежники будут радовать нас круглый год. А вы можете не только рассказать о цветах, которые первыми появляются после долгой зимы, но и показать, как они выглядят, на своих картинках.

Подснежники

Солнце елочки пригрело,

Сосны и валежники,

На полянку вышли смело

Первые подснежники.

Распрямились, расцвели

В дни весны погожие

Дети нежные земли,

На ребят похожие.

На проталинке стоят,

На ветру качаются,

Будто звездочки, горят, Лесу улыбаются.

Г. Ладонщиков

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира

На занятии уточняются и обогащаются представления о лесе, деревьях, об их роли как среды обитания отдельных видов животных, закрепляются знания о сезонных изменениях в природе....

Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: «Россия – Родина моя».

Образовательные области: познавательная, речевая, художественно- эстетическая, социально- коммуникативная.Цель. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн, о...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира : "Хвойные деревья Краснодарского края".

Конспект занятия в старшей группе  по формированию целостной картины мира  Тема: «Хвойные деревья Краснодарского края» Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, рас...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: «Как хлеб приходит к нам на стол».

Цель: Формирование у обучающихся представления о ценности хлеба, через знакомство с процессом его выращивания и приготовления. Задачи : Образовательные:1. Обогащать представления детей ...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: «Волшебный магнит».

Программное содержание: Познакомить детей с магнитом, его свойствами.Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства.Продолжать работу по формир...

Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему «В мире опасных предметов (колющие, режущие предметы)»

Цель: закреплять у детей знания об опасных предметах (колющих и режущих), об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.Задачи:Образовательные:- закрепить понятия "к...