Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495) 642-60-96; email:2065v@mail.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
Согласовано
Старший воспитатель _____________/Петрик С.А.
Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи
Воспитатели: Кузнецова Т. А.
Москва 2020
Цели: Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья; развивать чувство цвета, ритма, умение передавать колорит Хохломы.
Задачи:
Образовательная: Формировать представление об особенностях техники росписи хохломских узоров.
Развивающая: пересказывать содержание стихотворения о Хохломе и хохломской росписи
Воспитательная: эмоционально реагирует на красоту изделий Хохломы.
Материалы и оборудование: хохломская посуда; круг желтый и лист белой бумаги для упражнений (на каждого), цветные карандаши на каждого ребенка; предметы с хохломскими узорами(их изображения).
Содержание
организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
– Ребята сегодня мы с вами снова будем рисовать по мотивам русской народной росписи, а какой именно вам нужно узнать....рассматриваем картинку барышня в костюме хохломской росписи.
Какой именно узор на её костюме!
Вспоминаем как называется роспись ( если дети не помнят, то подсказывает воспитатель).
Беседуем о том какие цвета используются в этой росписи.(Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый.)
Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый – цвет жизни, природы; черный – торжественность.)
2. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.
Послушайте легенду: «Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой».
Была и еще одна история в селе Хохлома:
«Жил мужичок, у которого большого богатства не было. Все в гости к нему приходили и дивились его чудной посудой. Как-то спросил один барин:
– Что же ты так хвалишь свое искусство?
А мужичок отвечает: «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».
И правда, опустишь в воду – не тонет, а когда проходит специальную обработку в жаркой печи не горит. Вот так и прославился мастер в селе Хохлома, и сейчас его помнят».
На самом деле вырезанную посуду покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают и обжигают, после чего и заиграют ее бока золотым светом.
– В далекие времена на ярмарках продавались изделия разных мастеров окрестных деревень. В Заволжье крестьяне ремесленники любили узоры «золото» и «травка». Золото олицетворяло счастье, богатство, жизнь, красоту и чистоту. Трава же и ягоды, цветы и листья-побеги напоминали людям о молодости и силе.
Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красива.
Давайте рассмотрим ещё предметы, расписанные узором хохломской росписи. Выросла золотая травка на ложке, распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягодка клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягодку птица – золотое перо.
– Полюбуйтесь на эти чудо-ложки, чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, вазы и подносы, широкие блюда и утицы, ковши.
Название промысла произошло от названия села Хохлома, где традиционно изготовляли и продавали изделия хохломской росписи. Их отличает оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной обработки расписывают растительным узором в свободной кистевой манере письма, а затем покрывают лаком и закаливают в специальной печи.
Для изделий хохломы характерно сочетание красного и черного цвета с золотистым.
Используются несколько типов росписи: травка, ягодка, яблочко, листик, виноград.
Главный элемент росписи – травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы – все это символы счастливой жизни. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье. Рассмотрите узоры-бордюры на предметах с хохломской росписью. Одинаковые элементы расположены друг за другом.
(Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травка», «ягодка», «яблочко», «листик», «виноград».) Покажите в воздухе прием проведения волнистой линии и завитка концом кисти.
– Дети при желании могут поупражняемся на отдельном листе бумаги, перед выполнием задания на «тарелочке».
Дети под руководством воспитателя упражняются в нанесении узора, затем изображают узор-бордюр на «тарелочке».
Все готовые работы вывешиваются на доску, рассматриваются детьми,
Обращаем внимание на их яркость и красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный праздник и декоративное рисование (по мотивам хохломской росписи) старшая группа
Задачи:Продолжить знакомить детей с русским народным творчеством через проведение обрядного праздника «Осенины».Закрепить умение проявлять творческие особенности детей в музыкальной и изобразительной ...
Тема: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ»
Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листь...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использованием приемов пластилинографии.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно -эстетическому развитию в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи» с использо...
Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи.
Занятие в подготовительной группе по ИЗО: Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи. Программные задачи:1. Уточнить знания о хохломской росписи;2. Развивать умение аккуратно раскрашива...
Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи
Приобщение детей к русским народным традициям, к народной культуре через стихи, песни, игры, народное декоративное творчество....
Конспект занятия по рисованию в смешанной дошкольной группе на тему Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи
Цели: Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и...