"Роспись гжельской посуды"
материал по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему:
"Роспись гжельской посуды"
в подготовительной к школе группе комбинированной направленности.
Форма работы: подгрупповая (10 детей)
Возраст детей 6-7 лет.
Образовательная область, интеграция: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности дошкольников: изобразительная, игровая, коммуникативная.
Цель: создание условий для развития у дошкольников художественного творчества посредством декоративно-прикладного искусства – гжельская роспись.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщать и дополнять знания детей о декоративно-прикладном искусстве - гжельская роспись.
- Совершенствовать навыки детей расписывать объемную посуду по мотивам гжельских узоров, гуашевой краской.
- Закреплять умения получать оттенки синего цвета путём смешиваний красок.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к гжельской росписи.
- Развивать чувства формы и композиции.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе изобразительной деятельности;
- вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к народному искусству.
- Воспитывать эстетическое отношение к предметам окружающего мира.
Коррекционные:
- Активизировать навыки речевого общения, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
- Активизация словаря: гжель, гжельская роспись, посуда (чайник, сахарница, блюдце, чашка, ваза), дом ремёсел, элементы гжельской росписи (сеточка, усики, ягодки, стебельки, гжельская роза).
Оборудование: чайный сервиз (папье маше), кисти, разрезные картинки, подставки для кистей, клеёнки, непроливайки, фартуки на каждого ребёнка, салфетки, ноутбук, колонки, проектор, демонстрационной материал.
Предполагаемый результат: в ходе занятия у детей будут сформированы представления о декоративно - прикладного искусства – гжельская роспись.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята сегодня, я вам приготовила увлекательную экскурсию. Давайте возьмемся за руки и проговорим волшебные слова.
Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Повстречаться мы спешим,
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой,
Хлопнем по плечам рукой. Скажем: «здравствуй» мы друг другу.
Дети: выполняют движения.
Воспитатель: Ребята о чем мы сегодня с вами поговорим и, что интересного мы увидим в процессе нашей экскурсии, вы узнаете выполнив первое задание.
Дидактическая игра «Собери посуду»
Сейчас мы с вами разделимся в группы по два человека, каждой паре я раздам конверт с разрезными картинками, вы их составите, и мы посмотрим, что у вас получится?
Дети: (чайник, сахарница, блюдце, чашка, ваза).
Воспитатель: Как мы можем назвать эти предметы одним словом?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Ребята, чем эта посуда отличается от обычной посуды?
Дети: Гжельской росписью.
Воспитатель: Почему решили, что она расписана гжельской росписью?
Дети: используются белые, синие цвета, посуда расписана элементами гжельской росписи.
Воспитатель: Кто расписывает посуду такими узорами?
Дети: Гжельские мастера.
Воспитатель: Молодцы! А где мы можем больше узнать о гжельской росписи?
Дети: интернета, журналов, книг, музеи.
Воспитатель: а еще мы можем узнать много интересного о гжельской росписи в доме ремесел. Кто из вас знает, что такое дом ремёсел?
Дети: дом, здание, где находятся памятные изделия, дом в котором работают мастера.
Воспитатель: ребята дом ремёсел – помещение, в котором работают мастера, там хранятся мелкое ручное производство промышленных изделий.
Вы хотите отправиться на экскурсию в дом ремесел?
Дети: да
Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся на экскурсию в дом ремёсел, где находятся сувениры, иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики. Мы с вами подходим к дому ремесел, проходите.
Хозяйка: Здравствуйте ребята я хозяйка дома ремёсел у меня, есть много красивых интересных предметов расписанных гжельской росписью, проходите, посмотрите.
Край фарфорового чуда,
А кругом него леса …
Синеглазая посуда -
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!
Хозяйка: Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера?
Дети: тарелки, сувениры, копилки, самовар, чайник, ваза.
Хозяйка: Правильно ребята. Какие цвета используют мастера украшая свои изделия?
Дети: синий, белый, голубой.
Хозяйка: А как мы можем получить голубой цвет, вы знаете?
Дети: Да.
Хозяйка: Что нам нужно сделать?
Дети: Смешать синюю и белю краску.
Хозяйка: Обыкновенная, казалось бы, чашка. Но сколько умения и старания вложил мастер для её украшения. Это ваза, какими элементами украшено её горлышко и донышко?
Дети: ответы детей.
Хозяйка: Что располагается на самой широкой части вазы?
Дети: гжельская роза.
Хозяйка: А это – чайник, расписанный гжельской росписью. Расскажите, какими элементами мастер украсил носик, крышечку, ручку и, конечно же, сам чайник.
Дети: ответы детей.
Хозяйка: Ребята, изделия наших мастеров участвует в ярмарке, на которой они будут представлять изделия, расписанные гжельской росписью. Посмотрите, вся ли посуда расписана?
Дети: Нет есть посуда, которая не расписана.
Хозяйка: ребята вы мне поможете?
Дети: Да.
Хозяйка: Как вы мне можете помочь?
Дети: расписать посуду.
Хозяйка: прежде чем, мы ребята приступим к работе, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний» и еще раз вспомним элементы гжельской росписи.
Дети: Дети проговаривают элементы гжельской росписи.
Хозяйка: Молодцы ребята. Мы вспомнили элементы гжельской росписи.
Ребята, смотрите есть еще иллюстрации, на них тоже изображены предметы, какой росписью они расписаны?
Дети: они расписаны гжельской росписью.
Хозяйка: Что изображено на этих иллюстрациях?
Дети: Ответы детей.
Хозяйка: Молодцы ребята, теперь можно приступать к работе. Ребята я вам приготовила фартуки, сшитые из ткани расписанной гжельской росписью. Давайте оденем фартуки и превратимся в гжельских мастеров. Раз, два, три в гжельских мастеров превратись, выбираем ребята себе предмет посуды и приступают к украшению гжельским узором, проходите за столы. Прежде чем мы начнём работать, давайте наши руки подготовим для рисования.
Пальчиковая гимнастика: «Цветы»
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Хозяйка: Молодцы ребята. Приступаем к работе.
Дети: выполняют работу.
Хозяйка: Обратите внимание, что посуда объемная расписывать её надо по кругу, чтоб с каждой стороны был виден узор.
Хозяйка: расписываю вторую половину сахарницы. В ходе работы обращаю внимание на последовательность рисования, на правильность составления мазка, на украшение цветка, усиками, листочками, завитками. По окончанию работы предлагаю детям поставить свои работы на стол.
Хозяйка: Ребята, посмотрите, у нас получился чайный сервиз. Теперь расписана вся посуда, мы можем принять участие в ярмарке. Будто голубые узоры ожили на них. На каждом расцвела пышная гжельская роза в окружении листьев, бутонов, завитков. И как у настоящих мастеров, ни один узор не повторяется, у каждого есть что-то своё, особенное. Ребята как вы думаете, кто на ярмарке может купить наш чайный сервиз?
Дети: люди, родственники, семья.
Хозяйка: ребята, наш сервиз купить семья то она может пить из него чай. Наш сервиз очень красивый чай будет еще вкуснее.
Ребята, кто-нибудь из вас знает стихи про гжельскую роспись?
Дети:
Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Хозяйка: Молодцы. Ребята, вам понравилось у меня в доме ремёсел?
Дети: Да.
Хозяйка: Что интересного вы увидели?
Дети: Ответы детей.
Хозяйка: Что вам больше всего понравилось делать?
Дети: Ответы детей.
Хозяйка: Что вам показалось трудным на сегодня?
Хозяйка: Молодцы ребята. До свидания ребята. Приходите к нам в дом ремёсел знакомиться и с другими видами декоративно - прикладного искусства.
Воспитатель: Ну всё ребята нам пора возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: "Роспись гжельской посуды"
продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством....
"Роспись гжельской посуды"
- Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).- Учить детей приемам рисования гжельской розы.- Закреплять навыки рисования концом кисти и всей ки...
Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: "Роспись гжельской посуды"
Тема: "Роспись гжельской посуды" Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Программные задачи: - Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии ...
Технологическая карта по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Роспись силуэта гжельской посуды»
Название темы: «Роспись силуэта гжельской посуды»Возраст детей, образовательная область: Старший дошкольный возраст, 5-6 летХудожественно-эстетическая область. РисованиеЦель и задачи: учит...
Роспись силуэтов гжельской посуды
Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.Задачи:1. Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элемент...
Конспект ООД с детьми подготовительной группы по художественно-эстетическому развитию «Сказочная Гжель». Роспись гжельской посуды.
Конспект по рисованию в подготовительной группе "СКАЗОЧНАЯ ГЖЕЛЬ"...
Конспект занятия в подготовительной группе «Роспись гжельской посуды»
Конспект занятия в подготовительной группе «Роспись гжельской посуды» Программные задачи: - воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеро...