"Роспись гжельской посуды"
материал по рисованию (старшая группа)

Феоктистова Марина Сергеевна

Занятие по рисованию "Роспись гжельской посуды" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gzhel.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему:

"Роспись гжельской посуды"

в подготовительной к школе группе комбинированной направленности.

Форма работы: подгрупповая (10 детей)

Возраст детей 6-7 лет.

Образовательная область, интеграция: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности дошкольников: изобразительная, игровая, коммуникативная.

Цель: создание условий для развития у дошкольников художественного творчества  посредством  декоративно-прикладного искусства – гжельская роспись.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщать и дополнять знания детей о декоративно-прикладном искусстве - гжельская роспись.
  2. Совершенствовать навыки  детей расписывать объемную посуду по мотивам гжельских узоров, гуашевой краской.
  3. Закреплять умения получать оттенки синего цвета путём смешиваний красок.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к гжельской росписи.
  2. Развивать чувства формы и композиции.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми в процессе изобразительной деятельности;
  2. вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к народному искусству.
  3. Воспитывать эстетическое отношение к предметам окружающего мира.

Коррекционные:

  1. Активизировать навыки речевого общения, умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
  2. Активизация словаря: гжель, гжельская роспись, посуда (чайник, сахарница, блюдце, чашка, ваза), дом ремёсел, элементы гжельской росписи (сеточка, усики, ягодки, стебельки, гжельская роза).

Оборудование: чайный сервиз (папье маше), кисти, разрезные картинки, подставки для кистей, клеёнки, непроливайки, фартуки на каждого ребёнка, салфетки, ноутбук, колонки, проектор, демонстрационной материал.

Предполагаемый результат: в ходе занятия у детей будут сформированы представления о декоративно - прикладного искусства – гжельская роспись.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята сегодня, я вам приготовила увлекательную экскурсию. Давайте возьмемся за руки и проговорим волшебные слова.

Мы идем с тобой по кругу,
Улыбаемся друг другу. 
Повстречаться мы спешим, 
Поздороваться хотим.
Снова встретились с тобой,
Топнем весело ногой,
Покачаем головой, 
Хлопнем по плечам рукой. Скажем: «здравствуй» мы друг другу.

Дети: выполняют движения.

Воспитатель: Ребята о чем мы сегодня с вами поговорим и, что интересного мы увидим в процессе нашей экскурсии,  вы узнаете выполнив первое задание.

Дидактическая игра «Собери посуду»

Сейчас мы с вами разделимся в группы по два человека, каждой паре я раздам конверт с разрезными картинками, вы их составите, и мы посмотрим, что у вас получится?

Дети: (чайник, сахарница, блюдце, чашка, ваза).

Воспитатель: Как мы можем назвать эти предметы одним словом?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Ребята, чем эта посуда отличается от обычной посуды?

Дети: Гжельской росписью.

Воспитатель: Почему решили, что она расписана гжельской росписью?

Дети: используются белые, синие цвета, посуда расписана элементами гжельской росписи.

Воспитатель: Кто расписывает посуду такими узорами?

Дети: Гжельские мастера.

Воспитатель: Молодцы! А где мы можем больше узнать о гжельской росписи?

Дети: интернета, журналов, книг, музеи.

Воспитатель: а еще мы можем узнать много интересного о гжельской росписи в доме ремесел. Кто из вас знает, что такое дом ремёсел?

Дети: дом, здание, где находятся памятные изделия, дом в котором работают мастера.

Воспитатель: ребята дом ремёсел – помещение, в котором работают мастера, там хранятся мелкое ручное производство промышленных  изделий. 

Вы хотите отправиться на экскурсию  в дом ремесел?

Дети: да

Воспитатель: Давайте мы с вами отправимся на экскурсию в дом ремёсел, где находятся сувениры, иллюстрации посуды, да не простой посуды, а Гжельской керамики. Мы с вами подходим к дому ремесел, проходите.

Хозяйка: Здравствуйте ребята я хозяйка дома ремёсел у меня, есть много красивых интересных предметов расписанных гжельской росписью, проходите, посмотрите.

Край фарфорового чуда, 
А кругом него леса …
Синеглазая посуда - 
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда,
Как родные небеса!

Хозяйка: Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера?

Дети: тарелки, сувениры, копилки, самовар, чайник, ваза.

Хозяйка: Правильно ребята. Какие цвета используют мастера украшая свои  изделия?

Дети: синий, белый, голубой.

Хозяйка: А как мы можем получить голубой цвет, вы знаете?

Дети: Да.

Хозяйка: Что нам нужно сделать?

Дети: Смешать синюю и белю краску.

Хозяйка: Обыкновенная, казалось бы, чашка. Но сколько умения и старания вложил мастер для её украшения. Это ваза, какими элементами украшено её горлышко и донышко?

Дети: ответы детей.

Хозяйка: Что располагается на самой широкой части вазы?  

Дети: гжельская роза.

Хозяйка: А это – чайник, расписанный гжельской росписью. Расскажите, какими элементами мастер украсил носик, крышечку, ручку и, конечно же, сам чайник.

Дети: ответы детей.

Хозяйка: Ребята, изделия наших мастеров  участвует в ярмарке, на которой они будут представлять изделия, расписанные гжельской росписью.  Посмотрите,  вся ли посуда расписана?

Дети: Нет есть посуда,  которая не расписана.

Хозяйка: ребята вы мне поможете?

Дети: Да.

Хозяйка: Как вы мне можете  помочь?

Дети: расписать посуду. 

Хозяйка: прежде чем, мы ребята приступим к работе,  давайте поиграем в игру «Четвертый лишний» и еще раз вспомним элементы гжельской росписи.

Дети: Дети проговаривают элементы гжельской росписи.

Хозяйка: Молодцы ребята. Мы вспомнили элементы гжельской росписи.

Ребята, смотрите есть еще иллюстрации, на них тоже изображены предметы, какой росписью они расписаны?

Дети: они расписаны гжельской росписью.

Хозяйка: Что изображено на этих иллюстрациях?

Дети: Ответы детей.

Хозяйка: Молодцы ребята,  теперь можно приступать к работе. Ребята я вам приготовила фартуки, сшитые из ткани расписанной гжельской росписью. Давайте оденем фартуки и превратимся в гжельских мастеров. Раз, два, три в гжельских мастеров превратись, выбираем ребята себе предмет посуды и приступают к украшению гжельским узором, проходите  за столы. Прежде чем мы начнём работать, давайте наши руки подготовим для рисования.

Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Хозяйка: Молодцы ребята. Приступаем к работе.

Дети: выполняют работу.

Хозяйка: Обратите внимание, что посуда объемная расписывать её надо по кругу, чтоб с каждой стороны был виден узор.

Хозяйка: расписываю вторую половину сахарницы. В ходе работы обращаю внимание на последовательность рисования, на правильность составления мазка, на украшение цветка, усиками, листочками, завитками. По окончанию работы предлагаю детям поставить свои работы на стол.

Хозяйка: Ребята, посмотрите, у нас получился чайный сервиз. Теперь  расписана вся посуда, мы можем принять  участие в ярмарке. Будто голубые узоры ожили на них. На каждом расцвела пышная гжельская роза в окружении листьев, бутонов, завитков. И как у настоящих мастеров, ни один узор не повторяется, у каждого есть что-то своё, особенное. Ребята как вы думаете, кто на ярмарке может купить наш чайный сервиз?

Дети: люди, родственники, семья.

Хозяйка: ребята, наш сервиз купить семья то она может пить из него чай. Наш сервиз очень красивый чай будет еще вкуснее.

 Ребята, кто-нибудь из вас знает стихи про гжельскую роспись?

Дети:

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

Словно детская рука на кусочках глины

Рисовала в три мазка синие картины.

Чашек круглые бока расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Хозяйка: Молодцы. Ребята, вам понравилось у меня в доме ремёсел?

Дети: Да.

Хозяйка: Что интересного вы увидели?

Дети: Ответы детей.

Хозяйка: Что вам больше всего понравилось делать?

Дети: Ответы детей.

Хозяйка: Что вам показалось трудным на сегодня?

Хозяйка: Молодцы ребята. До свидания ребята. Приходите к нам в дом ремёсел знакомиться и с другими видами декоративно - прикладного искусства.

Воспитатель: Ну всё ребята нам пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: "Роспись гжельской посуды"

продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством....

"Роспись гжельской посуды"

- Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками).- Учить детей приемам рисования гжельской розы.- Закреплять навыки рисования концом кисти и всей ки...

Конспект занятия в подготовительной группе «Голубая гжель» Тема: "Роспись гжельской посуды"

Тема: "Роспись гжельской посуды" Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Программные задачи: - Учить элементу гжельской росписи (сочетание дугообразной, петельной линии ...

Технологическая карта по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Роспись силуэта гжельской посуды»

Название темы: «Роспись силуэта гжельской посуды»Возраст детей, образовательная область: Старший дошкольный возраст, 5-6 летХудожественно-эстетическая область. РисованиеЦель и задачи: учит...

Роспись силуэтов гжельской посуды

Цель: Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров.Задачи:1. Учить детей рисовать узор на форме чайника по мотивам Гжельской керамики, передавая характерные элемент...

Конспект занятия в подготовительной группе «Роспись гжельской посуды»

Конспект занятия в подготовительной группе «Роспись гжельской посуды» Программные задачи: - воспитывать уважение к народным умельцам, желание продолжать традиции народных мастеро...