Экспериментальное исследование развития креативности у детей старшего дошкольного возраста через организационную деятельность в области художественного творчества.
материал по рисованию (подготовительная группа)
Современное развитие экономики, культуры, социальной сферы, сама жизнь требуют, чтобы человек был наделен качествами активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности. Я считаю, что задачей дошкольного учреждения является формирование творчески активной и инициативной личности, ориентированного на участие в создании духовных и общественных ценностей. Ведущей целью дошкольного обучения становится формирование потребности учащихся в творческом саморазвитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_isledovaniyu_kreativnosti.docx | 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальное исследование развития креативности у детей старшего дошкольного возраста через организационную деятельность в области художественного творчества.
Современное развитие экономики, культуры, социальной сферы, сама жизнь требуют, чтобы человек был наделен качествами активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности, способной к самостоятельной созидательной деятельности. Я считаю, что задачей дошкольного учреждения является формирование творчески активной и инициативной личности, ориентированного на участие в создании духовных и общественных ценностей. Ведущей целью дошкольного обучения становится формирование потребности учащихся в творческом саморазвитии. Наиболее актуальной проблемой становится необходимость построения такого учебно-педагогического процесса, где эффективно реализовывалась бы программа стимулирования мотивации творческого саморазвития учащихся. Изменения, происходящие в социальной сфере, расширяют возможности проявления личностного начала каждого творческого человека.
Анализ процесса творческой деятельности и творческого саморазвития личности показывает, что понимание творчества как вида человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков: наличием противоречий и проблемных ситуаций; социальной и личностной значимостью; наличием условий для творчества, субъективных предпосылок, а также новизной и оригинальностью результата. Основой творческого саморазвития является созидательная творческая деятельность, сопровождающаяся качественными изменениями и характеризирующаяся целенаправленностью поиска оригинальных творческих идей и решений по самоизменению.
Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить уровень развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
3.Разработать и применить проект программы внеурочной деятельности в области художественного творчества, направленную на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить эффективность влияния дополнительной деятельности в области художественного творчества на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» в подготовительной к школе группе.
После изучения различной научной литературы и работ. Наиболее ярко по моему мнению охарактеизовали личностные характеристики М. Воллаха и Н. Когана, которые рассматривали связь между интеллектом и креативностью. Они выявили четыре группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности:
1. Люди, с высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки. Они обладали внутренней свободой и, вместе с тем, высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.
2. Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности.
3. Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто попадают в позицию «изгоев». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения «на стороне», где они в свободной обстановке могут проявить свою творческость. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя.
4. Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.
В старшем дошкольном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.
Креативные способности старших дошкольника проявляются в нестандартном мышлении и воображении, а также в качествах его личности и направлены на создание и обретение субъективно нового (степень новизны оценивается с точки зрения детского творчества) для активного познания и преобразования окружающего и внутреннего мира. Объективное изучение креативных способностей младших школьников должно включать одновременное рассмотрение следующих структурных компонентов: когнитивно-креативного (креативность, творческое мышление и воображение), мотивационно-личностного (познавательные потребности, независимость и критичность), эмоционального (экспрессивность, эмоциональная чувствительность и импрессивность) и деятельностного (творческая активность, настойчивость и смелость).
Результат креативного процесса старшего дошкольника – креативный продукт (с одной стороны – творческие разработки, поделки, результаты творческой деятельности как результат креативного процесса учащегося, и с другой – творческая личность старшего дошкольника, как результат влияния психолого-педагогического сопровождения и креативной среды).
За основу оценки уровня развития креативности у старших дошкольников исследуемой группы взята методика П. Торренса. Для достижения целей исследования были использованы три субтеста П. Торренса, связанные с изобразительной деятельностью: «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок»,»Линии».
Выявление исходного уровня развития креативности у детей младшего школьного возраста
Цель: выявить уровень развития креативности у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы.
Анализируя результаты тестирования по методики П. Торренса мною было , что результаты распределились следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Результаты диагностики креативности детей по методике П.Торренса
Дети | Критерии | Уровень креативности | |||
беглость | гибкость | оригинальность | название | ||
1 Дима | 5 | 3 | 16 | 11 | низкий |
2 Настя | 9 | 7 | 17 | 16 | средний |
3 Илья | 6 | 6 | 16 | 16 | низкий |
4 Никита | 8 | 7 | 18 | 15 | низкий |
5 Ангелина | 4 | 3 | 12 | 13 | низкий |
6 Саша | 9 | 9 | 19 | 16 | средний |
7 Сабина | 3 | 3 | 11 | 10 | низкий |
8 Катя | 6 | 5 | 13 | 11 | низкий |
9 Лена | 8 | 7 | 17 | 12 | низкий |
10 Андрей | 5 | 4 | 14 | 11 | низкий |
11 Даша | 9 | 8 | 18 | 16 | средний |
12 Глеб | 8 | 6 | 12 | 14 | средний |
Итого | 80 | 68 | 183 | 161 | -//- |
Графически результаты по данной методике представлены на рисунке 2-3:
Рис. 2. Распределение критериев креативности по методике П. Торренса у детей исследуемой группы на констатирующем этапе эксперимента
Анализируя структуру можно отметить, что среди авторских критериев в экспериментальном классе, исследуемых по методике Торренса преобладает фактор оригинальности (37%). Следующим идет фактор разработанности (33%) беглости (16%) и гибкости (14%).
Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечают на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование.
Сводные результаты по 3 субтестам представлены в таблице 2:
Таблица 2
Сводные результаты исследования креативности у детей исследуемой группы на констатирующем этапе
Дети | Субтесты | Уровень креативности | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 Дима | низкий | низкий | низкий | низкий |
2 Настя | средний | средний | средний | средний |
3 Илья | низкий | низкий | низкий | низкий |
4 Никита | низкий | средний | низкий | низкий |
5 Ангелина | низкий | низкий | низкий | низкий |
6 Саша | средний | средний | средний | средний |
7 Сабина | низкий | низкий | низкий | низкий |
8 Катя | низкий | низкий | низкий | низкий |
9 Лена | низкий | средний | средний | низкий |
10 Андрей | средний | низкий | низкий | низкий |
11 Даша | средний | низкий | средний | средний |
12 Глеб | средний | средний | средний | средний |
В среднем по методике Торренса учащиеся набрали 41 балла, что свидетельствует о низком уровне креативности учащихся (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение уровней развития креативности у детей исследуемой группы на этапе констатирующего эксперимента
Для достижения поставленной цели в процессе работы были решены следующие задачи.
1.Изучина и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Выявлено, что креативность – системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т. д. Креативность функционирует как единая целостная система.
2.Подобрана диагностика (диагностическая методика Е.П. Торренса) и выявлен уровень развития креативности у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы. Констатирующий этап показал, что после проведения всех запланированных субтетстов по заявленной методике высокого уровня креативности в группе зафиксировано не было. У 4 детей (34%) отмечен средний уровень. Более половины дошкольников (8 чел. 66%) показали низкий уровень развития креативности.
3. В формирующий части исследования был разработан и апробирован проект программы по дополнительной деятельности в области изобразительного творчества. Был разработан перспективный план занятий. На занятия дети включались в поисковую деятельность, были свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов, выборе художественных материалов.
4. Изучено влияние дополнительной деятельности в области художественного творчества на развитие креативности у детей младшего школьного возраста и доказано, что использование дополнительной деятельности в области художественного творчества, действительно будет способствовать эффективному развитию креативности у детей младшего школьного возраста при соблюдении следующих условий:
- если будет использована форма дополнительной деятельности –на занятиях по изобразительному творчеству
- если используются определенные приемы изобразительной деятельности (материалы и способы его применения);
- если учащиеся самостоятельно будут составлять композицию рисунка и подбирать материалы.
Таким образом, выдвинутая гипотеза доказана, все задачи решены и цель исследования достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность /Методическая разработка/
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возрастачерез изобразительную деятельность/Методическая разработка/ Программные задачи:-продолжать формировать интерес детей ...
конспект занятия по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через дизайн-деятельность "Козлятушки-ребятушки"
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через дизайн-деятельность....
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
В данной статье рассматриваются методы и приемы, позволяющие преодолеть ребенку страх и неуверенность, обогатить свой жизненный опыт, а так же научиться взаимодействию с сверстниками....
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
долгосрочный проэкт по математическому развитию старших дошкольников. Включает в себя 3 этапа....
"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формируются первоосновы его мышления, сознания, закладываютс...
Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...