Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования.Кружок «Разноцветные пальчики» для детей от 3 до 5 лет
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя группа)
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_raznotsvetnye_palchiki.docx | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа №2065»
Структурное подразделение детский сад №4
Программа
дополнительного образования
по нетрадиционной технике рисования
«Разноцветные пальчики»
для детей от 3 до 5 лет
Составитель: воспитатель
высшей квалификационной категории
Новикова Е.Н.
г. Москва
2014 год
Содержание
1. Пояснительная записка:
- Концепция программы
- Актуальность
- Цель программы
- Задачи программы
- Участники
- Продолжительность реализации программы
- Методические рекомендации
- Ресурсное обеспечение программы
- Ожидаемый результат.
2. Учебно-тематический план занятий кружка.
3. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы.
4. Заключение.
5.Литература.
«Мир будет счастлив только тогда, когда у
каждого человека будет душа художника.
Иначе говоря, когда каждый будет находить
радость в своём труде». Роден
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Разноцветные пальчики» направлены на реализацию ознакомительных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность.
Из многолетнего опыта работы с детьми стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Основная цель программы – развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Дети в возрасте 3-5лет, посещающие детский сад. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на два года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до 4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры - моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А к концу года дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Режим занятий:
Младшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в младшей группе 15-20 мин.
Средняя группа - количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятия. В год проводится 69 занятий. Длительность занятия в средней группе 20-25 мин.
Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия.
Ожидаемый результат посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-расширение и обогащение художественного опыта.
-формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
В программе «Разноцветные пальчики» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Разделы | Уровни развития | |
Средний | Высокий | |
Техника работы с материалами | Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. | Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. |
Предметное и сюжетное изображение | Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. | Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество. |
Декоративная деятельность | Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. | Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами. |
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка | Техника работы с материалами | Предметное и сюжетное изображение | Декоративная деятельность | |||
9 | 5 | 9 | 5 | 9 | 5 | |
В | В | В | В | С | В | |
В | В | С | В | С | С |
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список литературы
А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Санкт-Петербург «КАРО», 2010
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» М. 2001
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки" – Ярославль: Академия развития, 2007 г.
Т.Н. Давыдова «Рисуем ладошками": Стрекоза, 2012 г.
И.А. Лыкова «Цветные ладошки" – М.,1996г.
М.В. Кудейко «Необычные способы рисования»; Содействие, 2007 г.
О. Соловьёва «Необыкновенное рисование», М.: Мозаика-Синтез,2004 г.
Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук» М.2008
Е.Немешаева «Зёрнышко к зёрнышку» М.» Айрис – Пресс», 2011
Диброва А. «Картины из зерен» Ростов н./Д «Феникс», 2012
Перспективное планирование первый год обучения –младшая группа.
Перспективное планирование второго года обучения – средняя группа
№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционные техники рисования |
Сентябрь | ||
1 | Собираем ягоды | Рисование пальчиками |
2 | Огуречик, огуречик | Рисование боковой стороной ладони |
3 | Овощной салат | Рисование боковой стороной пальца |
4 | Апельсин и ананас | Рисование ладошками |
5 | Гриб-боровик | Тычок жесткой полусухой кистью |
Октябрь | ||
1 | Аленький цветок | Рисование ладошками |
2 | Улитка на прогулке | Рисование пальчиками и боковой стороной ладони |
3 | Морской конек | Рисование ладошками |
4 | Компот из ягод | Рисование пальчиками |
5 | Горошинки на зонтике | Рисование пальчиками |
6 | Листочки на деревьях | Рисование пальчиками |
7 | Ваза с астрами | Тычок жесткой полусухой кистью |
8 | Гусь | Тычок жесткой полусухой кистью |
Ноябрь | ||
1 | Веточка рябины | Рисование ватной палочкой |
2 | Осенний букет | Отпечатки листьями |
3 | Листопад | Оттиск листьями |
4 | Осень нашего края | Рисование по мокрому |
5 | Нарисуй шарфик | Печать по трафарету, рисование пальчиками |
6 | Зайчонок | Тычок жесткой полусухой кистью |
7 | Украшение дымковской игрушки | Рисование ватной палочкой |
8 | Два петушка ссорятся | Рисование ладошками |
Декабрь | ||
1 | Как белочка к зиме готовилась | Печать по трафарету, рисование пальчиками |
2 | Пушистый снежок | Набрызг(рисование зубной щеткой) |
3 | В лесу идет снег | Рисование ватной палочкой |
4 | Маленькая елочка | Рисование по трафарету, тампонирование |
5 | Мои рукавички | Оттиск печатками рисование пальчиками |
6 | Узоры на окнах | Кляксография |
7 | Украсим елочку бусами | Оттиск пробкой |
8 | Обезьянка | Тычок жесткой полусухой кистью |
9 | На что похоже? | монотипия |
Январь | ||
1 | Веселый снеговик | Оттиск смятой бумагой |
2 | Снежинка | Свеча +акварель |
3 | Морозные узоры | Свеча +акварель |
4 | Береза в снегу | Тычок жесткой полусухой кистью |
5 | Снегири | Рисование крупой |
6 | Домик | Печать спичечным коробком |
Февраль | ||
1 | Зимний пейзаж | Кляксография |
2 | Рыбки в аквариуме | Рисование ладошками |
3 | Ночь в лесу | Граттаж черно-белый |
4 | Избушка ледяная и лубяная | Печать по трафарету, набрызг |
5 | Неваляшка | Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками |
6 7 | В гостях у клоуна | Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками |
Рисование ватной палочкой, бумагопластика | ||
8 | Папин день(чашка) | Рисование по трафарету, тампонирование, печать по трафарету |
Март | ||
1 | Подснежник | Восковые мелки +акварель |
2 | Веточка мимозы | Рисование ватной палочкой, пальчиками |
3 | Жар-птица | Рисование ладошками |
4 | Облако | Рисование по мокрому |
5 | Берег реки | Рисование по мокрому |
6 | Какого цвета весна | Монотипия |
7 | Волшебная страна -подводное царство | Рисование ладошками и пальчиками |
8 | Веселые матрешки | Декоративное рисование ватной палочкой, пальчиками, оттиск карандашами |
9 | Выставка рыжих котов | Оттиск смятой бумагой, тычок жесткой полусухой кистью |
Апрель | ||
1 | Прилетай в гости | Оттиск, тычок жесткой полусухой кистью, ватной палочкой |
2 | Звонкая капель | Рисование пальчиками и ватной палочкой |
3 | Путешествие в космос | Гратажж |
4 | Разноцветные яички | Рисование по трафарету, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск пробкой и пенопластом |
5 | Распустились первые листочки | Кляксография трубочкой, печать по трафарету |
6 | Звездное небо | Печать по трафарету |
7 | Расцвели одуванчики | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование ладошками |
8 | У солнышка в гостях | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование смятой бумагой |
Май | ||
1 | Воздушные шары | Рисование по трафарету, тампонирование |
2 | Салют | Рисование по мокрому |
3 | Радуга — дуга не давай дождя | Набрызг, кляксография с ниточкой, рисование пальчиками |
4 | Бабочка | Монотипия |
5 | Веточка черемухи | Рисование пальчиками |
6 | Во дворе у бабушки | Рисование боковой стороной руки, пальчиками |
7 | Гусеница в траве | Рисование пальчиками |
8 | Плыви, плыви кораблик | Рисование по мокрому |
Всего за год: 69 занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет Срок реализации 4 года
В программе «Радуга» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.Задачи: · Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ас...
Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования детей 6-7 лет.
Программа написана для детей подготовительной группы и содержит план работы кружковой деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Срок реализации Про...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Я-художник» для детей 3 – 7 лет
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художествен...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования "Мир в красках" для детей 3-7лет
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет....
Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики» для детей старшей группы на 2022-2023 учебный год
Программадополнительного образованияпо нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики»для детей старшей группына 2022-2023 учебный год...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебный мир красок» для детей 3 – 7 лет
Актуальность программы « Мир в красках» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или и...
- Мне нравится (1)