Конспект НОД в старшей группе по декоративному рисованию на тему: «Филимоновская игрушка».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Знакомство детей с народными промыслами России, усвоение знаний о филимоновском промысле посредством игровой, изобразительной, художественной и экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filimonovskaya_igrushka.doc | 213 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по декоративному рисованию
(с использованием приёмов экспериментальной деятельности, игровых, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий)
ТЕМА: «Филимоновская игрушка»
Подготовила:
воспитатель Гечер К.Г.
г.Симферополь, 2019 г.
Цель: Знакомство детей с народными промыслами России, усвоение знаний о филимоновском промысле посредством игровой, изобразительной, художественной и экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Расширять и закреплять знания о филимоновской народной игрушке, её характерных особенностях, истории создания, учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.
Развивающие: Развивать у детей познавательный интерес, включённость в познавательную деятельность, развивать графические навыки в изображении элементов узора, умения рисовать гуашью, используя технику смешивания красок, развивать активность, общение в процессе занятия, воображение, память, творческий потенциал.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости за родную страну, прививать уважение к труду народных умельцев, дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование:
Глиняные игрушки, кусок глины, изображения филимоновских игрушек, кукла дед Филимон, образец филимоновского петушка, гуашевые краски, кисти , баночки с водой, палитры, салфетки.
Предварительная работа:
Знакомство с русским народным промыслом «Филимоновская глиняная игрушка», показ презентации «Филимоновская игрушка», рассматривание альбома «Филимоновская роспись», дидактическая игра «Из чего сделана игрушка», «Назови промысел», разучивание кинезиологических упражнений «Петушок-гребешок», разучивание песни «Как на ярмарке весёлой…»
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Птичка.)
-Из какого материала она сделана? (Из глины)
-А сейчас что я держу в руках? (воспитатель показывает кусок глины) (глину)
-Что можно делать с глиной? (показываю руками) (Мять, лепить.)
-Глина- это мягкий или твёрдый материал? (Мягкий, эластичный.)
-А птичка из глины мягкая или твердая? (Твёрдая.)
- Как получилось, что глина мягкая, а птичка, сделанная из глины, твёрдая? (ответы детей: глина при сушке и обжиге становится твёрдой)
- Какие предметы в старину люди научились делать из глины? (Посуду, игрушки.)
- Какие глиняные игрушки вы знаете? (Дымковские, филимоновские.)
Воспитатель: Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадаете, о какой игрушке идёт речь?
Ох и славные игрушки
Из старинной деревушки.
Там леса, луга, поля,
Расчудесная земля!
По полосочкам красивым
Ты узнаешь их всегда:
Жёлтый, красный и зелёный –
Очень яркие цвета.
Ответ: Филимоновская глиняная игрушка.
Воспитатель выставляет изображения филимоновских игрушек.
Воспитатель: Очень необычное название у этой игрушки. Давайте вспомним, почему она так называется-филимоновская? (По названию деревни Филимоново, где зародился этот промысел.)
Чтение стихотворения:
Есть под Тулой деревенька –
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
называется оно.
Воспитатель: - Ребята, из какого материала делали филимоновскую игрушку? (Из красной глины).
Деревню Филимоново назвали так неспроста.
Кто вспомнит легенду возникновения филимоновской игрушки? (Дети рассказывают легенду про гончара Филимона).
- Кого изображали филимоновские мастера в своих игрушках? (Домашних и диких животных, птиц, людей.)
-Глина имела красный оттенок, а почему игрушки перед росписью имели белый фон? ( Местная глина при обжиге приобретала белый цвет.)
- Какие элементы орнамента наносили? (Полоски, линии, ёлочки, точки, круги).
- Какие цвета использовали для росписи? (Жёлтый, красный, зелёный.)
- Почему у филимоновских игрушек вытянуты шеи? (Это было связано с особенностями глины, которая быстро трескалась, необходимо было постоянно примазывать и приглаживать трещинки, тем самым вытягивая игрушки.)
- Как вы понимаете выражение : «Филимоновская глина поёт» (Почти все филимоновские игрушки являлись свистульками.)
- А где можно было приобрести такие красивые игрушки? (На ярмарке.)
- Что делают на ярмарке? (Веселятся, продают и покупают товар, многолюдно.)
Воспитатель: Я предлагаю и нам отправится на ярмарку, может кого встретим да чего купим?
Динамическая пауза «Как на ярмарке весёлой…»:
Как на ярмарке весёлой
Собрались деревни сёла,
Да из города народ
Весь на Ярмарку идёт.
Кто торгует соболями,
Кто приманит кренделями
Кто кричит на весь базар
Подходи смотреть товар!!!(движения под музыку)
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто-то скачет? Да это же дедушка Филимон! Что-то он какой-то грустный? Давайте спросим.
Филимон: Здравствуйте, ребята, ехал я на ярмарку, вёз свой знаменитый товар, игрушки расписные для деток. Дорога была трудная, заблудился я , да почти все игрушки растерял, остался у меня один такой петушок , не знаю, что и делать?
Воспитатель: Надо выручать дедушку Филимона, ведь доброе дело он задумал. Дедушка Филимон, наши дети многое узнали про игрушки филимоновские и смогут тебе помочь. Ребята, давайте распишем таких же петушков и подарим Филимону для ярмарки. Ну что, согласны? (дети соглашаются).
Филимон: За то, что вы согласились мне помочь, я открою вам один филимоновский секрет. Вот скажите, какими цветами расписывают филимоновские игрушки? ( жёлтым, красным и зелёным). На самом деле
филимоновские мастерицы используют жёлтую, малиновую и синюю краски.
Воспитатель: А как же на изделиях видны зелёные и красные цвета?
Филимон: Чтобы получить зелёную полоску, на жёлтый фон наносили синию краску, также, чтобы получить красную полоску , на жёлтый фон наносили малиновую краску.
Экспериментальная деятельность:
Дети проходят к отдельному столу, где с воспитателем проводят опыт смешивания красок. (для получения зелёного цвета дети смешивают жёлтый с синим, а для получения красного смешивают жёлтый с малиновым.
После эксперимента, дети занимают свои места и по образцу расписывают филимоновского петушка в определённой последовательности:
Звуковой фон: русская народная музыка
Воспитатель напоминает детям, что рисовать нужно аккуратно, кончиком кисти, чтобы линии получились ровные и тонкие.
В начале изобразительной деятельности проводится разминка для пальчиков: кинезиологические упражнения «Петушок-гребешок».
Во время рисования проводится динамическая пауза «Ах, красавец, петушок…» :
«Ах, красавец , петушок!
На макушке гребешок! (скрестить пальцы обеих рук над головой)
А под клювом то бородка, (показываем и поглаживаем подбородок)
Очень гордая походка:(выпрямляем спинку)
Лапы кверху поднимает,(поочерёдно поднимаем руки)
Важно головой кивает. (киваем головой)
Смотрит вправо, смотрит влево(повороты головы вправо-влево)
Глазками моргает смело!(моргаем глазами)
Раньше всех петух встаёт(делаем потягуши)
Громко на заре поёт:
Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!(кричим)
Всем давно пора вставать!»(хлопаем)
и гимнастика для глаз «Шёл по берегу петух...» :
Шёл по берегу петух (движения глаз влево-вправо)
Поскользнулся- в речку бух!(поморгать)
Будет знать петух ,как впредь(открыть широко глаза)
Надо под ноги смотреть! (глаза вниз-вверх)
Будь внимателен петух! (пальчиком грозим)
Не лови, ты , Петя , мух! (вращательные движения глаз).
В конце устраивается выставка работ.
Воспитатель: Какие чудесные петушки у вас получились, думаю, дедушка Филимон будет рад!
Филимон : Спасибо, ребята , за доброе дело! До свидания!
Воспитатель: Ну что, ребята, понравилось быть филимоновскими мастерами?А что больше всего понравилось на занятии ? (Ответы детей).
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
НОД в старшей группе группе познавательная деятельность на тему Филимоновская игрушка
НОД в старшей группе группе познавательная деятельность на тему Филимоновская игрушка...
Собственная методическая разработка. Конспект НОД. Старшая группа. ОО «Познавательное развитие». Тема "В гостях у гномов".
Конспект Непрерывная образовательная деятельность. Образовательная область "Познавательное развитие. Формирование элементарных математических способностей с детьми старшей группы".Тема : «В гостя...
Конспект открытого занятия по конструированию в старшей группе с детьми ЗПР. Тема: «Забавные игрушки».
Детское конструирование из бумаги очень важная деталь в гармоничном развитии ребенка. В работе с бумагой детям прививается эстетический вкус, они учатся составлять композиции, подбирать детали по цвет...
Конспект итогового занятия по народному декоративно - прикладному творчеству «Филимоновская игрушка» для детей старшей группы
Конспект помжет закрепить знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно - прикладного творчества. Позволит применить полученные знания о способах лепки и росписи фил...
План-конспект ООД по лепке «Мастерская игрушек» на тему «Филимоновская игрушка"
Тип ООД: Художественно-эстетическое. ЛепкаЦель ООД: формирование у детей представления о многообразии народных промыслов, народной игрушки. Формирование уважительного отношения к народному творчеству....
Конспект занятия по «Лепке» В средней группе (4 – 5 года) Тема: «Филимоновские игрушки-свистульки»
Конспект занятия по «Лепке»В средней группе (4 – 5 года)Тема: «Филимоновские игрушки-свистульки» Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое раз...