Экологическое воспитание детей в изобразительной деятельности
консультация по рисованию

Абросимова Ульяна Александровна

Семинар практикум по изодеятельности для воспитателей детских садов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Вся природа вокруг нас, как из кубиков, сложена

                                                         из удивления и загадок.

                                                                                                                             Н. Сладков

Деревья, цветы, травы, кустарники – это гости другого мира, который мы,  взрослые, порой не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему со снисходительным пренебрежением. Растущий маленький человек, видя такое равнодушие и безразличие, в силу своей подражательности вторит нашим действиям, словам, отношению. И вот уже сорванные охапки «солнышкиных детей» - одуванчиков и ромашек – беспомощно увядают на лужайке за ненадобностью…  А ведь «…вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребёнок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или, наоборот, возмущение. Подлинное искусство воспитателя состоит в том, чтобы ребёнок видел мир сердцем».*

   В этих словах В.А. Сухомлинского заключена самая главная задача в развитии личности ребёнка – это воспитание его души, воспитание человечности. И никого не надо убеждать в том, что тому, кто с детства был глух к природе, кто не открыл для себя красоты первой весенней травки, не  ощутил запаха первой лопнувшей почки, не улыбнулся «пению» проснувшихся лягушат, - вряд ли такому человеку в дальнейшей жизни станут доступны чувства поэтического восприятия мира и преклонения перед красотой, величием природы и человеческой доброты. Дошкольное детство – это счастливое время ярких ощущений и впечатлений, надежд на проникновение в тайны окружающего мира.

   Ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально – образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

  На занятиях по изобразительной деятельности мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Система художественно – творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания. Негативное воздействие  человека на природу с особой актуальностью поставило перед людьми проблему рационального природопользования, охраны живых организмов.

«Экос» в переводе с греческого означает «дом, жилище, местоприбывание». Современное понимание идеи сохранения нашего жилища, проблемы взаимодействия человека и природы Д.С. Лихачёв выразил следующим образом: «Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение делают его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству… Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха.

   Целительная сила природы хорошо известна… Но экологию не нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столько же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной осёдлости», для его нравственной самодисциплины и социальности».

   Ребёнок – дошкольник живёт в конкретной природной, социальной и культурной среде, в то же самое время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народов мира. Приобщение детей к национально – региональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей.

   Анализируя произведения мировой художественной культуры в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно – прикладного искусства (дизайна), дети создают творческие работы, преломляя в образной форме свои представления о мире.

*Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения.

Из года в год происходит расширение горизонтов познания  - от близкого к далёкому, от простого к сложному, от частного к общему, от национально – регионального к мировому, «от родного порога в мир общечеловеческих ценностей», от всеобщего к уникальному, от сложного к простому, от далёкого к близкому и т.п.

   Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности, это основная смысловая установка занятий по экологическому воспитанию. Ребёнок – художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребёнку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы – одухотворение природных явлений.

   Способность ребёнка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему «очеловечивать всё сущее». Педагог создаёт на занятии ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие потенции, его наблюдательность, фантазия, изображение. Видимые детьми деревья, цветы, птицы, звери, «букашки – таракашки» наделяются образными характеристиками. Они, как люди, бывают разные: большие и маленькие, худые и толстые, они «печалятся  и радуются», разговаривают на своём языке, у каждого из них бывают свои дни рождения. Однако не всякому человеку дано понять живущих с нами «соседей» - представителей флоры и фауны. Только внимательное, заботливое и неравнодушное отношение к судьбе зависимой от людей окружающей среды обеспечивает между соседями взаимопонимание и гармоничное сосуществование.

   Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают, рассматривают их, стремятся обратить внимание  воспитателей и родителей на их красоту. Педагогу важно поддержать интерес ребятишек, поиграть в игру «Найди такой же по форме, по цвету».

Можно составить из листьев изображение. Пусть ребёнок пофантазирует, что можно сделать из этого природного материала. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить.

   Детям старшей и подготовительной групп после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети могут выбрать из тех, что собрали на прогулке.

   Особый интерес у детей вызывает предложение воспитателя изобразить бабочек, жучков, птиц, рыб, диких и домашних животных. Животные привлекают внимание ребёнка своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком; с ними дети познакомились, слушая сказки, рассказы Е. Чарушина, В.Бианки и других писателей, рассматривая иллюстрации в книгах. Важно обращать внимание детей на различия в творческой манере художников. Так, Е. Чарушин изображает животных трогательно и реалистично, передаёт мягкость пуха детёнышей и плотность, жёсткость меха взрослых животных. Для рисунков Ю. Васнецова характерна сказочно – декоративная реалистичность.

   Изображение деревьев, это отдельная  интересная тема. Оказывается, изображать дерево можно не только в форме «морковки». Например,  в средней группе следует показать детям разные по характеру лиственные деревья. Обратить внимание на конструкцию дерева (ствол,, корни, ветки, сучки, листочки, плоды), на необычные формы стволов (изогнутое, сильно наклонённое к земле, с дуплом, со сломанной веткой и т.п.)  Можно сравнить образ дерева с образом человека: макушка дерева – голова, ствол – туловище, ветки – руки, корни – ноги и т.п. Поиграть с детьми в игру «Я – дерево» (ребята пластикой собственного тела изображают образ того или иного дерева: «Я сильный дуб протягиваю свои ветки – руки к земле», «Я – клён, у которого сломана веточка», «Я – плакучая ива» и т.п.) Можно рассказать сказку о том, как волшебница Природа превратила сломанную ветром веточку берёзы в рисовальный уголь и подарила его Художнику. Следует показать приёмы работы углём (торцом, плашмя, растиркой, точкой и т.п.), изображая на белом листе деревья разного роста и графического облика: маленький прутик вырастает в юное деревце, стройной высокое дерево превращается в старый, толстый дуб и т.д. В старшей группе следует сопоставить образ прямой линии с сильным несгибаемым характером, образ согнувшегося, наклонившегося к земле ствола – с печалью, нежностью, задумчивостью.

В подготовительной группе рассматриваются с детьми репродукции деревьев, которые пережили ураган или наводнение, удар молнии или лесной пожар, чей внешний облик вызывает сострадание. Творческую деятельность детей можно нацелить на иллюстрацию стихотворения Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» (история о мёртвом дереве) или стихотворения  А. Барто  «Старый великан» (история о том, как старый дуб – великан, «спасая своими ветками партизан, ранен был когда – то»  (см.: Про всё на свете: Сборник стихов и загадок. М., 1996).

   Сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры – импровизации, элементы пантомимы, погружение ребёнка в ситуацию зрителя, слушателя, актёра или собеседника придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

   Природа может выступать в роли Художницы (средняя группа) или прекрасной Волшебницы (подготовительная группа), которая творит видимый человеком мир по законам красоты. Добрые сказочные феи – Флора и Фауна во всём ей помогают (старшая группа). Опосредованный характер сообщаемой информации способствует активному её усвоению, эмоционально переживается детьми и прочнее запоминается. Создавать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно – образных средств других искусств – музыки и литературы.

   Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно – эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями.

Литература:

  • «Познание мира растений». Н.М. Сигимова. «Учитель», 2008 год.
  • «Природа и художник». Т.А. Копцева. «Сфера», 2006 год.
  • «Детское художественное творчество». Т.С. Комарова. М., «Мозаика – син
  • тез»,2005год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №6

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

 «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

                                                                              Составила и провела:

                                                                                       воспитатель Абросимова У.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологическому воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности

Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающе...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Эстетическое воспитание детей посредством изобразительной деятельности и художественного с

Планирование может использоваться работниками дошкольного образования. В планирование включены занятия по изобразительной деятельности, художественному слову, ознакомлению с окружающим миром (наблюден...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Звездочки» по экологическому воспитанию с элементами изобразительной деятельности.

Цель: Формировать у детей элементарные экологические знания и представление, знакомить с круговоротом воды в природу.Задачи: - расширить знание детей о воде, ее свойствах и состояниях;- сове...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэт...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

создание мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы...