Кружковая работа "Удивительный мир красок"
материал по рисованию
Программа кружка
дополнительного образования дошкольников
«Удивительный мир красок»
(нетрадиционные техники рисования)
художественно-эстетической направленности
для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_krasok_-_2.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г.Вязьмы Смоленской области
Принята на заседании Утверждена приказом
педагогического совета МБДОУ детского сада №1
Протокол № 1 от 30.08.2015 № 48/01-08 от 01.09.2015
Программа кружка дополнительного образования дошкольников «Удивительный мир красок» (нетрадиционные техники рисования) художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет |
Руководитель кружка:
Синицына Татьяна Валерьевна
2015
- Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Содержание программы дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников парциальной программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество ДОУ с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное- нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Процесс и результат художественно – творческой деятельности становится не только целью, сколько способом познания мира и средством как глубокого эмоционального выражения чувств самого юного созидателя, так и постижения замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно-творческая деятельность ребенка содержит все этапы познания, присущие взрослым : созерцание, размышление и практическая реализация идеи.
Общение с искусством воспитывает эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, сопоставляя его с идеалом того или иного художника, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Оно способствует совершенствованию чувств, очеловечиванию различных явлений жизни и природы.
Именно поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начала в человеке.
Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет его проявление по отношению к художественным ценностям мировой культуры, тем более развитым будет эстетическое сознание человека, что непременно скажется на расширении сферы его духовных потребностей.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике рисования "Удивительный мир красок" (образовательная область «Художественное творчество»).
Программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Удивительный мир красок» является образовательным программным документом.
Программа разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
- Целевые ориентиры на этапе завершения работы кружка дошкольного образования:
Анализ продукта деятельности:
1. Форма:
3 балла – передано точно, части расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение.
2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно.
1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция:
3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов.
2 балла – на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные искажения.
1 балл – композиция не продуманна, носит случайный характер, пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет:
3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна.
2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов и оттенков.
1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Анализ процесса деятельности:
1.Изобразительные навыки:
3 балла – легко усваивает техники, владеет навыками действия изобразительными материалами.
2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами.
1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
2. Регуляция действий:
3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован заданием.
2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватно при самооценке, заинтересован процессом деятельности.
1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; равнодушен к продуктам деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества:
3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения.
2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
В рамках кружковых занятий «Удивительный мир красок» дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Цель:
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
1.3 Промежуточные планируемые результаты
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к изобразительному искусству:
- различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
- понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника;
- выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения.
- Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:
- – использует разнообразные способы создания изображения в рисовании,
- – применяет традиционные техники изображения.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика возрастных особенностей воспитанников
от 5 до 7 лет
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
Задачи кружка первого года обучения:
-Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание
действовать с ними.
-Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
-Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
-Воспитывать у детей потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
Задачи кружка второго года обучения:
-Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично
способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению
цветовой гаммы рисунков.
-Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей.
-Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
-Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
2.2 Особенности планирования образовательного процесса
Учебно–тематический план.
Старшая группа.
№ п/п | Тема | Количество занятий |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. | Путешествие по радуге. Осенние листья. Осенняя сказка. Дерево колдуньи. Разноцветные рыбки. Как прекрасен этот мир. Осьминожки. Волшебный лес. Невиданный зверь. Веселый лужок. Зимняя сказка. Снегири на ветке. Сказочная птица. Что за чудо эти сказки. Бабочки. Превращение ладошки. Подарок маме. Космический коллаж. Мой маленький друг. Идет весна красна. Вот и лето пришло. | 5 1 2 2 2 2 1 2 1 2 2 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 |
Итого за год | 36 | |
Подготовительная группа.
№ п/п | Тема | Количество занятий |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. | Осенние пейзажи. Пестрая кошка. Мы ходили в зоопарк. Пушистые животные. Фруктовая мозаика. Кошка и котята. Зимние фантазии. Зимние узоры. Дворец Деда Мороза. Бабочки летают, бабочки. Волшебные цветы. Подводный мир. Разноцветные рыбки. Превращение ладошки. Портрет мамы. Космические дали. Волшебные птицы. Натюрморт. Весенние пейзажи. Лето, здравствуй! | 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Итого за год | 36 |
2.3 Перспективный план занятий
кружка «Удивительный мир красок»
старшая группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | Путешествие по радуге | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Ноябрь | Осенние листья (печатание листьями) | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
Ноябрь | Осенняя сказка | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. |
Ноябрь | Дерево колдуньи (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. |
Ноябрь | Разноцветные рыбки (нетрадиционное рисование + аппликация) | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. |
Декабрь | Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация) | Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
Декабрь | Осьминожки (рисование ладошками) | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Декабрь | Волшебный лес (рисование + аппликация) | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов. |
Декабрь | Невиданный зверь | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
Декабрь | Веселый лужок | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
Январь | Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) | Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Январь | Снегири на ветке (метод тычка) | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
Февраль | Сказочная птица (эксперименти-рование с материалами) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. |
Февраль | Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия) | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. |
Февраль | Бабочки (рисование + аппликация) | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Март | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. |
Март | Подарок маме | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
Апрель | Космический коллаж (рисование + аппликация) | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Апрель | Мой маленький друг (техника тычка) | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Апрель | Весенние сады | Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. |
Апрель | Вот и лето пришло. | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество. |
Перспективный план занятий
кружка «Удивительный мир красок»
подготовительная к школе группа
Месяц | Тема занятия | Программное содержание |
Октябрь | Осенние пейзажи (рисование по сырому) | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках. |
Октябрь | Пестрые кошки (рисование ватными палочками) | Закреплять умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные, освоенные ранее, элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. |
Октябрь | Мы ходили в зоопарк (восковые мелки) | Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета и изобразительных средств. |
Октябрь | Пушистые животные (тычок жесткой кистью) | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. |
Ноябрь | Фруктовая мозаика (восковые мелки, акварель) | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. |
Ноябрь | Кошка и котята | Закреплять знания о внешнем виде животного. Учить всматриваться в особенности движения, шерстки, выражения глаз и др. Воспитывать доброе отношение к животным. Учить строить композицию, используя различные материалы для создания выразительности образа. |
Ноябрь | В подводном мире (рисование ладошкой, восков. мелками и акварелью) | Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней). Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. |
Декабрь | Зимние узоры (граттаж) | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Декабрь | Зимний лес (тычкование) | Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. |
Декабрь | Дворец Деда Мороза | Закреплять навыки нетрадиционной изобразительной техники граттаж. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Февраль | Превращение ладошки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовать их до определенного образа. Развивать воображение, творчество. |
Март | Портрет мамы | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. |
Март | Мои любимые рыбки (восковые мелки, акварель) | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение. |
Март | Птицы волшебного сада | Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
Март | Натюрморт | Закреплять умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать чувство композиции. |
Апрель | Космические дали (набрызг, печать поролоном по трафарету) | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
Апрель | Бабочки (монотипия) | Познакомить с техникой монотипии. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. |
Апрель | Волшебные цветы | Закреплять умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие. |
Апрель | Вишня в цвету (тычкование) | Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка. |
Май | Лето, здравствуй! | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
2. 4 Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
- Тычок жесткой полусухой кистью.
- Рисование пальчиками.
- Рисование ладошкой.
- Оттиск поролоном.
- Оттиск пенопластом.
- Оттиск смятой бумагой.
- Восковые мелки и акварель.
- Свеча и акварель. Монотипия предметная.
- Черно-белый граттаж.
- Цветной граттаж.
- Кляксография.
- Кляксография с трубочкой.
- Набрызг.
- Отпечатки листьев.
- Тиснение.
- Монотипия пейзажная.
Материально – техническая база:
Хорошо освещенное помещение.
Организованное рабочее место.
Доска для мелового рисунка и крепления демонстрационного материала.
Канцелярские принадлежности.
Стеллаж для выставок детских работ.
Материал:
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– поролоновые печатки;
– коктейльные трубочки;
– палочки или старые стержни для процарапывания;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти.
Основные методы обучения:
-Наглядный – наблюдение самого предмета изображения, показ готового рисунка, демонстрация последовательности приемов выполнения работы.
-Словесный – рассказ, беседа, художественное слово.
-Практический – упражнение по отработке навыков пользования карандашами, красками, мелками, задания на формирование технических приемов рисования.
Формы обучения:
Фронтальные.
Индивидуальные ( помощь во время практической работы).
Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
Ожидаемый результат работы кружка:
-Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
-Тематические выставки в ДОУ.
-Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение
года.
-Участие в оформлении помещений дошкольного учреждения.
Взаимосвязь с образовательными областями:
-Физическая культура: - использование рисунков к праздникам.
-Музыкальное воспитание: использование музыкального сопровождения
для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения
собственных чувств.
-Театрализованная деятельность: оформление театральных костюмов к
праздникам.
-Развитие речи: использование на занятиях кружка художественного
слова; развитие монологической речи при описании собственных работ
и работ товарищей.
- Организационный раздел
3.1 Особенности организации образовательного процесса
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на два года.
Форма организации учебного процесса - групповая.
Количество детей – 15 человек.
Время проведения занятия – 30-35 минут.
Диагностическая карта
№ п/п | Ф.И. ребенка | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||
«н» – начало года; «к» – конец года
3 балла – высокий
2 балла – средний
1 балл - низкий
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж
(грунтованный лист)
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами ).
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Цветной граттаж
Средства выразительности: линия, штрих, цвет.
Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.
Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Литература
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по кружковой работе "Радуга красок". Разработала Новосёлова Ольга Анатольевна
Перспективное планирование по кружковой работе в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 52 «Медвежонок» общеразвивающего вида» г.Кандалакша «Радуга красок», разработан Новосёловой О. А.Ма...
Программа кружковой работы по развитию речи ("Говорушечки" Iмл.группа), по ИЗО деятельности ("Мир красок")
В программе кружка разработана работа с детьми по данной теме. Темы соответствуют общеобразовательной программе ДОУ....
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...
Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе на 2019-20 учебный год.
Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе на 2019-20 учебный год....
Кружковая работа «РАДУГА КРАСОК» группы раннего возраста « Колосок» ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможно...
Кружковая работа «Радуга красок»
Цель:Развивать интерес к творческому процессу, к стремлению достигать лучших результатов, развивать изобразительные творческие способности у детей, используя нетрадиционную технику рисования.Зада...