Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Арсентьева Светлана Леонидовна

План по самообразованию   на 2019- 2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie-2019-20_arsenteva_sl.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на тему:

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования

в работе с детьми 3-4 лет»  на 2019- 2020 учебный год

Арсентьевой Светланы Леонидовны


Актуальность  

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Доказано, чтобы активировать речевой центр, нужно  стимулировать моторные навыки пальцев рук. Рисование является одним из приемов развития мелкой моторики рук.

Рисование очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, мы вызываем у ребенка интерес к рисованию. Тем самым прививаем ему любовь к изобразительному искусству.

Детям этого  возраста очень сложно правильно рисовать элементы рисунка. А нетрадиционная техника рисования не ограничивает малыша определенными навыками. Техника включает необычные приемы, не требующие особых умений.

Во время этого увлекательного занятия у ребенка:

  • запоминаются новые слова;
  • развивается мелкая моторика рук;
  • задействуется речевой центр;
  • расширяется кругозор;
  • приобретаются навыки работы с новыми материалами;
  • снимаются детские страхи и неудачи;
  • развивается фантазия и воображение;
  • проходит обучение чувству ритма, композиции, цветокоррекции;
  • появляется уверенность в собственных силах;
  • тренируется внимание и усидчивость.

Цель: развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  1. Развить и укрепить мелкую моторику у детей дошкольного возраста;
  2. Расширить представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  3. Научить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа;
  4. Создать предметно- развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности;
  5. Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности;
  6. Сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, познакомить их с играми и упражнениями, многообразием нетрадиционных техник рисования, предоставить практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Формы работы с детьми:

  • Беседы
  • Восприятие художественной литературы
  • Рассматривание наглядно – иллюстративного материала
  • Игры (дидактические, настольно –печатные, на мелкую моторику, самомассаж и массаж пальцев рук и др.)
  • Наблюдения
  • Продуктивная деятельность
  • Выставки детских рисунков
  • Участие в городских и районных конкурсах

Ожидаемый результат: 1. Систематическая работа в данном направлении позволит достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

2. Научить детей самостоятельно  решать творческие задачи, выбирать материал и технику рисования для работы.


В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования:

  • Рисование пальцем
  • Рисование ладонью
  • Рисование ватными палочками
  • Рисование мятой бумагой
  • Рисование вилкой
  • Рисование печатями, изготовленными из пробок
  • Рисование жесткой кисточкой по сухому
  • Рисование поролоном
  • Рисование с помощью трафарета

Литература по теме самообразования:

  • Аверьянова А.П. "Изобразительная деятельность в детском саду" - М., 2004г.
  • Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  • Александрова Т.Н. "Чудесная клякса", - М., 1998г.
  • Давыдова Г.Н. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" М.2007г.
  • Ермакова И.А.   Развиваем мелкую моторику у малышей
  • Кожохина С.К. "Сделаем жизнь наших малышей ярче" - Ярославль, 2007г.
  • Лыкова И.А. "Цветные ладошки", - М., 1996г.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
  • ТРИЗ в изодеятельности.- г. Набережные Челны, 2007г.
  • Утробина К.К. "Рисованием тычком" - М., 2004г.
  • Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме //Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
  • Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
  • Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник
  • [Электронный ресурс]:

http://pedlib.ru/index2.php?part=Books&dir=6/0297&num_page=32

https://www.maam.ru/detskijsad/-osen-master-klas-po-netradicionym-tehnikam-risovanija.html

https://tinkerlab.com/

https://sevenlittlemonkeys.wordpress.com/

https://innerchildfun.com/

            https://luchik.ru/articles/grow-up/content_210.html

            https://vospitanie.guru/doshkolniki/kreativnye-tehniki-netraditsionnogo-risovaniya-dlya-detskogo-sada

Перспективный план по развитию мелкой моторики

 у детей 2 младшей группы

через нетрадиционные техники рисования

Месяц

Тема

Цель

Метод рисования

Материалы, литература

Сентябрь

«Веселые мухоморы»

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисточку в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. 

Краска наносится пальцем способом тыка, заполняется весь контур

Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, красная  и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов.

Цветок

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ладонью. Учить прикладывать окрашенную ладошку к листу бумаги в верхней его части несколько раз в одно место, дорисовать от цветка зеленой краской стебель.

Краска наносится ладонью и пальцем

Гуашевые краски  красного, оранжевого, желтого , зеленого цвета, лист бумаги формата А4, иллюстрации астры

Октябрь

Осеннее дерево

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. используя красный и желтый цвет, получить оранжевый

Краска наносится пальцем и кисточкой

Лист бумаги формата А4 с нарисованным силуэтом дерева, гуашевые краски красного,  желтого, коричневого цвета, кисточка, иллюстрации осеннего дерева

«Овощи и фрукты»

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Показать способ рисования овощей и фруктов с помощью трафарета. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность рисунка.

Краска наносится ватной палочкой

Овощи и фрукты рисуются трафаретом (прижать пальцем к листу бумаги, обвести по контуру)

Лист бумаги формата А4, гуашевые краски красного,  желтого, зеленого цвета, трафареты овощей и фруктов,  иллюстрации по теме, муляжи овощей и фруктов

Ноябрь

Мишка косолапый

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисованиярисование мятой бумагой

Краска наносится мятой бумагой на рисунок

Лист с нарисованным медведем, краски, баночки, бумага, емкости в которых можно развести краски, кисточки, тряпочки, иллюстрации, игрушка медвежонок

Кусочек лета для мамы

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисованиярисование мятой бумагой

Краска наносится мятой бумагой на лист

краски, баночки, бумага, емкости в которых можно развести краски, кисточки, тряпочки, иллюстрации, открытки

Декабрь

Белоснежная зима

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисованиярисование тыком кисточки по сухому

ребенок опускает в гуашь  кисть и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон

Заготовка- лист синей бумаги с изображением домика и дерева; гуашь белого цвета, жесткие кисточки; салфетки; стаканчики с водой, Зимний пейзаж Шишкина "Зима", Стихотворение И. Сурикова "Зима", музыкальное произведение П. И. Чайковского "Времена года. Зима"

Ёлочка-красавица

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисованиярисование поролоном

Краска наносится на бумагу поролоном, привязанным к палочке

Листы бумаги с готовыми шаблонами ёлочек, палочки, на которых привязан поролон и разведенная в тарелочке гуашь зеленого цвета

Январь

Зимний лес

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисованиярисование тыком кисточки по сухому

ребенок опускает в гуашь  кисть и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон

Лист бумаги голубого цвета, гуашевые краски белого, коричневого цвета (для рисования стволов деревьев), мягкие и жесткие кисточки,  образцы- рисунки зимнего леса, картина «Зимний лес» Медведевой Ольги

Снеговик

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование с помощью оттиска губки

Приложить трафарет на голубой лист и с помощью губки закрасить силуэт снеговика

Трафарет-картон с вырезанным силуэтом снеговика, лист бумаги голубого цвета, белая гуашь, элементы для аппликации- ведерко, метла, морковь,, руки и ноги для снеговика, клей

Февраль

Белые медведи

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование путем разбрызгивания краски

Трафареты кладутся на бумагу, ребенок набирает краску на кисть или зубную щетку и разбрызгивает краску на бумагу вокруг трафаретов.

бумага, гуашь, жесткая кисть, зубная щетка, трафареты из плотного картона –медведица и медвежонк, иллюстрации белых медведей

Самолет

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование ватной палочкой

Трафарет кладется на бумагу, обводится карандашом,  рисунок выполняется методом тыка ватной палочкой. Палочку обмокнут в краске и тыкать по рисунку самолета заполняя весь контур

Трафарет самолета и облака,  бумага, карандаш, гуашевые краски разных цветов

Март

Цветы для мамы

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование печатанием

Трафарет вазы кладется на бумагу, обводится карандашом,  раскрашивается с помощью мятой бумаги. Цветы рисуются с помощью печати и ватной палочки (для сердцевины цветка)

Лист бумаги, гуашь, простой карандаш, комочек бумаги, «печати» в виде цветочков, изготовленные из пробок,  ватные палочки,  трафарет вазы, иллюстрации поздравительных открыток

Солнышко весеннее

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование пальцем

Ребенок рисует солнце пальцем

Лист бумаги, желтая гуашь, иллюстрации по теме

Апрель

Ёжик колючий

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование вилкой

Окунуть вилку в черную краску и приложить к спинке ежа.

Игрушка – ежик, пластмассовые одноразовые тарелочки с разведенной краской коричневого цвета;  вилки;  неполное изображение ежика на листе формата А 4 (без иголок, только мордочка и лапки);  влажные салфетки.

Весенние цветы

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование мятой бумагой

Краска наносится мятой бумагой на лист

Иллюстрации по теме «Весна», лист бумаги, бумага для сминания, краски гуашь

Май

Бабочка

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование ладонью

ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге, отдельные детали дорисовываются кисточкой

Картины бабочек, краски разные цвета, лист бумаги, кисточка

Скоро лето

Повторение

Дети рисуют, используя различные техники нетрадиционного рисования по желанию

Бумага, краски, кисточки, вилки, печати, ватные палочки, трафареты…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 – 4 лет»

Содержание:Введение…………………………………………………………………………….………… 3 1. Виды и техники нетрадиционного рисования………………………………………32. План работы………………………………………………………………………………7 Заключение…………………...

Самообразование по теме: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

Содержание:Введение…………………………………………………………………………….………… 31. Виды и техники нетрадиционного рисования…………………………………3    2. План работы……………………………………………………………………………7Заключение………………………...

План работы по самообразованию. Тема: "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет."

Нетрадиционные способы рисования позволяют развивать в ребёнке наблюдательность, художественный вкус, эмоции, творческие способности и умение доступными средствами создавать красивое. Чтобы ярко и быс...

План работы по самообразованию воспитателя. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми».

Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме;систематизировать работу по реализации ФГОС.Задачи:1. Учить детей выбирать материал для нетрадицион...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».

Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...