Космос
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Зайцева Марина Александровна

- Тема  занятия: «Космос». Будет выполнить изображение космоса в технике граттаж. Знакомство с техникой граттаж .Знакомство с творчеством космонавта Л .Леонова. Делаем это в 2 этапа - подготовим листы для наших картин а в следующий раз будем рисовать саму картину.В конце делаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grattazh.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:  Космос

Цель – обучение  детей выполнения работы в технике граттажа

Задачи урока:

  • ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов: дать углубленные знания о технике граттаж;
  • научить технике штриха
  • развивать творческие способности и познавательную активность;
  • способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через  нетрадиционные способы рисования;
  • развивать зрительную память, пространственное воображение, мышление, навыки композиции, а также мелкую моторику рук;
  • способствовать творческому отображению окружающего мира;
  • воспитывать интерес к рисованию, чувство прекрасного, любовь к творчеству и истории;
  • воспитывать усидчивость, точность, аккуратность в работе.

Оборудование:

листы бумаги формата А4, черная гуашь, тушь, восковые мелки, заострённые деревянные палочки;

наглядные пособия, репродукции с  картин космонавта Л. Леонова, образцы работ в технике граттаж, , бумага, восковые мелки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент - Здравствуйте, ребята!

- Тема сегодняшнего занятия: «Космос». Вашей задачей будет выполнить изображение космоса в технике граттаж. Мы с вами сделаем это в 2 этапа:сегодня мы подготовим листы для наших картин а в следующий раз будем рисовать саму картину.В конце мы сделаем небольшую выставку из наших рисунков и посмотрим, что у нас получилось.

2. Вводная беседа

-Мы сегодня познакомимся с иностранным словом и техникой «Граттаж» или  «Граффито». Буквальный перевод этого слова – «царапанье» (от французского глагола gratter – царапать). Изюминка работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом на предварительно подготовленной поверхности. Затем начинается создание рисунка – на картоне заостренным предметом процарапываются линии и штрихи, открывающие цвет основы. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых или цветных линий рисунка и чёрного фона.

-Давайте посмотрим, как выглядят рисунки в технике граттаж (показ детских работ в данной техники)

II Основной этап

3. Объяснение нового материала

Дети рассматривают работы.  

- Посмотрите, работы в технике граттаж могут быть черно-белыми и цветными.

- Как вы думаете, какие материалы необходимы, чтобы сделать цветной граттаж?

(Ребята высказывают свои предположения)

- Правильно нам понадобятся восковые мелки. А кто может сказать как сделать черно- белый граттаж?

(Ребята высказывают свои предположения)

- Работа в технике граттаж проходит в несколько этапов:

- подготовка бумаги - основы рисунка;

- закрашивание бумаги;

- процарапывание – создание рисунка.

Итак, прежде чем непосредственно перейти к царапанью, необходимо подготовить бумагу.

Есть два способа:

1.На лист наносят в любом порядке плотным слоем цветные пятна восковыми мелками.

2.Вторым слоем бумагу покрывают черной гуашью с тушью.                                                                       3. Третий этап – нанесение и процарапывание рисунка  деревянной заостренной палочкой .                                                                                                                  
4. Подготовительный этап граттажа. - Итак, мы кладем перед собой лист бумаги, самостоятельно выбрав его положение: вертикально или горизонтально. Цвета восковых мелков вы тоже можете выбрать любые и любое количество.

Закрашиваем всю поверхность листа плотным слоем, в разном порядке восковыми мелками, сочетая цвета. Обратите внимание, как можно закрасить лист, в каком направлении (показ).

-После того как мы закрасили восковыми мелками весь лист бумаги, мы берем черную краску. Широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой смеси туши и гуаши. Для того, чтобы краска не растекалась по воску, кисточку можно практически на макать в воду, чтоб кисточка был практически сухая. Останется только высушить поверхность и основа для граттажа будет готова.

5. Актуализация и обобщение знаний –Ребята посмотрите перед вами лежат листы подготовленные вами на прошлом занятии давайте мы подумаем и разберемся что же будет изображено на нашем рисунке.

- Наша работа сегодня будет посвящена космосу Давайте поговорим  , что вы знаете о космосе?

(Ребята рассказывают о первом человеке к космосе, о ракетах, планетах и звездах) Предлагаю посмотреть репродукции с картин космонавта – художника Л. Леонова. Он видел эти картины с натуры и выполнил их яркими , сочными красками и мы будем делать основу под картину яркими восковыми мелками.

- Все что мы сейчас перечислили, все это можно изобразить на нашем рисунке. Но нам еще необходимо правильно разместить все изображения предметов на листе. Вам необходимо будет разместить предметы на листе так, как бы вы посчитали правильным и нужным. А мы обсудим ваши варианты.

-Так с чего же мы начинаем рисовать?(Ребята отвечают)

- Вначале нам нужно наметить контуры всех изображений. Затем уже начинаем их процарапывать и заштриховывать. Какие-то изображения можно полностью заштриховать. И затем уже можно добавить последние штрихи и мелкие детали.

6. Практическая работа 

Итак, начинаем работать. Посмотрите еще раз на доску, на все изображения. Тщательно продумайте, где у вас будет все располагаться.

Не компонуйте изображения, которые у вас будут главными в край листа.

Я покажу вам несколько примерных работ-граттаж, которые вы можете брать за основу, или отталкиваться от них, при выполнении своей работы.(Прохожу по рядам, контролирую)

- Работаем аккуратно, острые предметы мы держим только над своей работой . Если перестаем работать, то их откладываем в сторону, мусор сдвигаем салфеткой в сторону.

III. Заключительный этап

7. Подведение итогов Итак, вот мы и пришли к завершению своей работы. Давайте подведем итоги и для этого можно продемонстрировать свои работы друг другу и проанализировать их.

- Посмотрите, благодаря черному цвету и ярким цветам, работа получается наиболее контрастная.

(Раскладываем работы на ковре)

8. РЕФЛЕКСИЯ

- Понравилось ли вам работать в технике граттаж?

- Что такое граттаж?

- Какими инструментами можно работать в этой технике?

- Как еще можно выполнять граттаж, если нет восковых мелков?

- Обратите внимание на то, что работы получились очень разными, яркими, так как все работали по собственному воображению и представлению. Все по-разному видят и чувствуют. Но все, безусловно, старались, и мне кажется, получилось очень хорошо. Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...