Информационная статья: «Творческое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии»
статья по рисованию
Информационная статья: «Творческое развитие детей старшего
дошкольного возраста посредством арт-терапии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Сказка»
Информационная статья: «Творческое развитие детей старшего
дошкольного возраста посредством арт-терапии»
Видеть в чудесном чудесное –
вот ключ ко всем тайнам мира.
Лао-Цзы
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а за тем врачи, философы педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль как в восстановлении функции организма, так в формировании духовного мира личности.
Самая древняя притча, связанная с использованием музыки как лечебного средства, представлена в Ветхом Завете. В ней говорится, что Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии.
В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.) Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает всё лучшее, что они отражают.
Древние греки придавали особое значение театру. С помощью силы театрального воздействия проповедовались определённые идеи, формировалось мировоззрение народа. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитание воли, верности своим идеалам.
В классической Греции музыкальное искусство воспринималось как триединство «мусических искусств» - поэзии, танца и собственно музыки.
Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего её основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.
«Одним из важнейших понятий Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках и т. д.»
Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах, среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движение звёзд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи – всё это открывает для видящего музыку природы».
Основные понятия, цели и задачи арт-терапии.
Специальная эстетическая чувствительность
играет роль тонкого решета… и понятно,
почему тот, кто лишён её, никогда не будет
истинным творцом.
Пуанкаре
Творческая деятельность используется и как психическая помощь, она стимулирует способности человека. По мнению Н.Басиной и О.Сусловой, «сила воздействия на психофизику ребёнка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда «мировой опыт», заложенный в искусстве соприкасается с опытом ребенка. Вероятность этой встречи определяет педагог, работающий с ребёнком». Ценность любого произведения искусства заключается в передачи художником своего внутреннего мира и его эмоциональности и чувственности, причём произведение должно быть социально значимо. Поэтому чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребёнка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, неординарнее будет работать его воображение, тем интереснее окажется творческое самовыражение. Анализируя изодеятельность, мы пришли к выводу, что использование в едином блоке музыки, литературы, драматургии, изобразительного искусства, танца способствует творческой направленности ребёнка.
Е.Л. Яковлева утверждает, что «человек, в данном случае ребёнок, - существо общественное; его уникальная индивидуальность должна быть проявлена, представлена другим людям. Когда ребёнок выражает свою индивидуальность с помощью социально выработанных средств, он выражает нечто уникальное, такое, чего не было раньше, - и такое выражение своей индивидуальности является творческим актом. Творческость есть не что иное, как реализация человеком собственной индивидуальности. В зависимости от того, в какой сфере и с помощью каких средств осуществляется это предъявление, мы можем говорить о конкретных видах творчества».
Теперь рассмотрим, в каких формах ребенок осознаёт свою индивидуальность, с помощью каких средств он её выражает, и какие условия благоприятствуют в проявлении в собственной индивидуальности, в частности поговорим об арт-терапии как методе для реализации потенциальных творческих и зачастую скрытых уникальных возможностей ребёнка.
Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества – привлекает к себе в последнее время всё больше внимания
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Арт-терапия – это (дословно) лечение или исцеление «пластическим изобразительным творчеством». А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества.
На занятиях по изодеятельности используются следующие техники арт-терапии: рисование, лепку, музыку, театр (работу с куклами-марионетками), работу с природными материалами, танец, литературу, сказку.
Основной целью арт-терапии являются:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрально-игровом, художественно-речевом).
Задачи арт-терапии:
- Создать положительный эмоциональный настрой в группе.
- Облегчить процесс коммуникации со сверстниками, воспитателем, другими взрослыми.
- Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатий.
- Укрепляет культурную идентичность ребёнка, способствует преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных школах.
- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
- Даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.
- Развивает чувство внутреннего контроля, создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсорных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
- Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их появление в связи с обучением.
- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
- Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.
Чтобы дети были счастливы
Представьте, что к вам прилетела добрая фея и спросила: «Что бы вы пожелали своим детям?» Возможно, первым, что придёт к вам в голову, будет извечное желание большинства родителей: «Прежде всего, я хочу, чтобы они были счастливы!»
Понятно, что стать счастливыми и ответственными детям помогают окружающие их взрослые – родители, воспитатели, учителя, психологи. Для этого нужно развивать в детях определённые качества, значение которых порой недооценивается, - оптимизм, веру в собственные силы, готовность прийти на помощь другому.
Мы нередко думаем, что счастье – это дар судьбы. «Счастье – во многом подарок случая, номы можем сделать многое, чтобы получить этот подарок» (М. Чиксентмихали)
Люди чувствуют себя наиболее счастливыми, когда входят в состояние покоя, в этом состоянии они полностью открываются тому, что происходит «здесь и теперь». Дети достигают подобного состояния, погружаясь в игру. Игра, таким образом, становятся фундаментом, на котором может быть построено счастье и детей, и взрослых.
- Что нужно нашим детям?
Помимо питания, одежды и крыши над головой, самое главное в жизни ребёнка – это эмоциональная безопасность. Если у ребёнка достаточно эмоциональных связей в первые годы жизни, то он растёт счастливым. Попытайтесь вспомнить, чего вы хотели больше всего, когда были маленькими? Скорее всего, это безопасность и уверенность в том, что вас любят.
Таким образом, игра становится фундаментом, на котором может быть построено счастье детей и взрослых.
Завершить о «арт-терапии» хотелось бы аллегорическим смыслом старинной притчи:
Мальчик решил обмануть мудреца. Он зажал в руках птичку и спросил:
- Что у меня в руке: мёртвое или живое?
А сам подумал, если старик скажет:
- Живое, - я сожму кулак, и птица погибнет. Если он ответит:
- Мёртвое, - я открою ладонь, и птица улетит. Мудрец ответил:
- Как захочешь! Всё в твоих руках.
Литература.
- Копытин А. И. Основы Арт-терапии.: Издательство «Лань», 2000. – 256 с.
- Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, системы занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
- Медведева А. Е., Левченко И. Ю., Комисарова Н. Л., Добровольская Т. А. / Арт-педагогика и атртерапия в специальном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
- Будза А. Арт-терапия: Йога внутреннего художника. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 288 с.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста: Пер. с нам.. – М.: Генезис, 2005. – 255 с.
- Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 195 с.
- Кириллова Ю. А., Лебедева Е. М., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с 4 – 7 лет: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2005. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-907668-1491932624.jpg)
Статья: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»...
Статья "Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством вокально-хорового пения"
Пение постоянно сопровождает человека на протяжении всей жизни, а певческие способности проявляются рано – уже в дошкольном возрасте, способствуя...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/26/picture-1097123-1545824612.jpg)
Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности".
Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/12/picture-1419350-1702371793.jpg)
Статья «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактичеких игр"
Сенсорное развитие является основным фундаментом умственного развития ребенка дошкольника, именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/05/picture-969580-1546667983.jpg)
Статья «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактичеких игр"
Сенсорное развитие является основным фундаментом умственного развития ребенка дошкольника, именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание....