Значение изобразительной деятельности в развитии детей 2-3 лет
статья по рисованию (младшая группа)

Шахова Ольга Владимировна

Практически каждый человек, став родителем, уверен, что ребенка обязательно нужно развивать. И чем раньше, тем лучше. И чем больше. Но вот времени на занятия у современных пап и мам не всегда хватает. Поэтому и ложится основная нагрузка по формированию у малышей полезных знаний, умений и навыков на плечи воспитателей детского сада.

Именно под руководством опытных наставников дети двух-трех лет знакомятся, осваивают и продолжают путешествие в мире творчества. Важную роль в развитии ребенка играет творческая среда, которая должна стимулировать дошколенка на активную деятельность. И порой достаточно лишь подтолкнуть юного художника, чтобы он раскрыл себя в полной мере.

Ведь на самом деле один из самых увлекательных, доступных и эффективных способов самовыражения и формирования полноценной личности практически под рукой! В буквальном смысле! Это – рисование, любимейшее занятие детей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение изобразительной деятельности в развитии детей 2-3 лет

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует!.. (В. Берестов) 

Практически каждый человек, став родителем, уверен, что ребенка обязательно нужно развивать. И чем раньше, тем лучше. И чем больше. Но вот времени на занятия у современных пап и мам не всегда хватает. Поэтому и ложится основная нагрузка по формированию у малышей полезных знаний, умений и навыков на плечи воспитателей детского сада.

Именно под руководством опытных наставников дети двух-трех лет знакомятся, осваивают и продолжают путешествие в мире творчества. Важную роль в развитии ребенка играет творческая среда, которая должна стимулировать дошколенка на активную деятельность. И порой достаточно лишь подтолкнуть юного художника, чтобы он раскрыл себя в полной мере.

Ведь на самом деле один из самых увлекательных, доступных и эффективных способов самовыражения и формирования полноценной личности практически под рукой! В буквальном смысле! Это – рисование, любимейшее занятие детей!

Рисовать ребенок начинает раньше, чем говорить. Стремление творить проявляется в малышах чуть ли не с рождения, и умопомрачительные «чирканья» везде, куда упадет взгляд и достанет ручонка, тому подтверждение. И вроде как, гармонично развиваться с помощью рисования они могут вполне самостоятельно. Но воспитателям важно помнить о значимой роли рисования в развитии детей, чтобы постоянно поддерживать у ребенка интерес к творчеству. Даже если ваши художественные способности оставляют желать «намного лучшего» - научить двухлетку держать в руках карандаш или кисть и показать другие интересные способы рисования вам под силу.

Известный педагог-психолог Лев Семенович Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».

Специалисты единодушны: если вы хотите развить, а мы знаем, что еще как хотите, у ребенка богатое воображение, скорость и гибкость мышления, усидчивость и любознательность - предоставьте необходимые материалы: карандаши, краски, баночки, бумагу и даже любые подручные средства (обои, поролон, муку, песок - чем больше вариантов вы придумаете вместе, тем лучше). Чем рисовать ребенку, зависит только от вашей фантазии – возможности нетрадиционной техники рисования безграничны! Отсюда - еще одна существенная деталь совместного рисования – доверительный контакт с взрослым.

Большинство из нас до сих пор считает, что рисование – это, прежде всего карандаши и кисти. Но обычный способ изображения требует от малышей высокий уровень владения техникой, определенных навыков и умений. Не каждый юный художник способен продолжить дело после первых неудач. Он видит, что рисунок совершенно не похож на реальный объект. В этом случае воспитателю очень важно вовремя прийти на помощь и предложить тот вид рисования, который будет доступен даже для самых маленьких детей и их непослушных пальчиков.

Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает щедрые плоды, юные творцы получают настоящее удовольствие от художественной деятельности. Лишь грамотный специалист детского учреждения верно определит индивидуальные особенности и уровень, соответствующие возрасту подопечного.

Рисование для ребенка - это не просто интересное занятие. Педагоги и психологи не говорят про «талант к рисованию». По словам, Василия Александровича Сухомлинского, истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Нарисовать – значит лучше понять! Ведь рисуя, юные пикассо получают новые знания об окружающей среде, тренируют память и внимание, учатся думать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Рисование помогает наладить и укрепить связь правого и левого полушарий мозга ребенка, поэтому оно так сильно влияет на развитие интеллекта.

Все уже наверняка и давно знают, что речевая функция также тесно связана с движением пальцев рук – с мелкой моторикой. Соответственно, у детей благодаря художественным занятиям улучшается произношение многих звуков, формируется более правильная, связанная и выразительная речь, причем, не только устная, но и письменная.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительная память и представления детей об окружающих предметах.

Рисование помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Рисование поможет натренировать пальчики и ручки, и это очень хорошее упражнение для координации рук и глаз. Все виды творческих занятий при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка.

«Живописный» вид деятельности приводит к умению выходить за границы общепринятого, постепенному осмыслению окружающего, возможности запечатлеть свое присутствие в мире и взаимодействовать с ним, пробуждает интуицию и способности ребенка. К тому же, рисуя, несмышленыш каждый раз создает что-то новое, никогда ранее не бывшее, оригинальное. В наш век высоких технологий подобные качества и навыки играют огромную роль в течение всей жизни человека.

Не стоит забывать еще об одном достоинстве рисования – развитии эстетических чувств. Это подчеркивали многие художники, искусствоведы, философы, педагоги, психологи, ученые. Потребность в естественной красоте и доброте у ребенка появляется с самого раннего детства. Видеть прекрасное вокруг себя он начинает рано – в природе, жизни и деятельности человека. Задача взрослых – закреплять и совершенствовать это умение с помощью художественного творчества, вызывая яркие эмоциональные переживания.

Таким образом дошколята учатся не только восхищаться и открывать красоту окружающего мира, но и стараются удивлять, собственноручно создавая прекрасное, формируют собственные убеждения и повышают самооценку.

В дальнейшем ребенок-художник занимает активную позицию в наблюдении, выполнении работы, проявляет самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно развитие целеустремленности в работе, умения довести ее до конца.

Кроме того, психологи называют детский рисунок средством познания собственного «я», отмечая следующее свойство творчества – возможность выразить свое душевное состояние и внутреннюю свободу. Согласитесь, любому человеку становится легче переживать трудные ситуации, если он имеет возможность поделиться своими тревогами с близкими. А что делать, если тебе всего три года, и ты даже говорить толком не умеешь, не то, чтобы разобраться в своих чувствах? Конечно, рисовать! В конце концов, рисование – это отличный способ снять психологическую и физическую усталость или напряжение. Причем, в любом возрасте.

Дошкольный возраст очень восприимчив и наиболее благоприятен для развития не только психических процессов, но и образного мышления, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества с помощью изобразительной деятельности - одна из главных задач дошкольного воспитания.

В процессе коллективной изобразительной деятельности воспитывается чувство взаимопомощи и взаимовыручки, что помогает ребенку социализироваться и учит работать в команде. Рисуя в группе, дошколята часто обращаются друг к другу за подсказкой и помощью. А в конце занятия дружно любуются работами друг друга, что способствует умению анализировать, появлению критического отношения к себе и объективной оценке труда другого человека.

В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы рисования. Такое уникальное свойство, как креативность, развивается именно в раннем возрасте. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования и быстроте выполнения (рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы). Каждая техника – это маленькая игра. А мы знаем, что ведущая деятельность у детей младшего школьного возраста – игровая. Таким образом, рисование, говоря научным языком, – это идеальный вид деятельности, соответствующий детским потребностям и возможностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.     Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она ...

Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.Ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс рисунка...

Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях)....

Значение изобразительной деятельности в развитии детей раннего возраста

В статье рассматривается процесс изобразительного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, как один из видов коррекционного воздействия на развитие и формирование личности ребенка....

Значение изобразительной деятельности для развития зрительно¬пространственных представлений у детей с нарушением зрения

Трудности зрительно-пространственного анализа, не умели пользоваться приемами наблюдение обуславливают своеобразия обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности.Однако, опыт показыва...

Значение изобразительной деятельности в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощтю карандаша, красок. Этот процесс вызывает у д...

Значение изобразительной деятельности в развитии воображения детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у д...