Значение изобразительной деятельности в развитии детей раннего возраста
статья по рисованию (младшая группа) на тему
В статье рассматривается процесс изобразительного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, как один из видов коррекционного воздействия на развитие и формирование личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx | 257.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение изобразительной деятельности в развитии детей раннего возраста
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.
Возможности использования изобразительной деятельности как средства развития, обучения и воспитания подрастающего поколения высоко оценивались с самого начала развития педагогики как отдельной науки (Я.А.Коменский, М.Монтессори, Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский).
С начала XX века изобразительная деятельность, и ее продукты широко используются в психолого-педагогической практике как материал для диагностики (В.М.Бехтерев; Л.С.Витин; О.Л.Иванова; В.П.Кащенко, С.А.Левитин, К.М.Лепилов, Н.А.Рыбников, Е.А.Флерина).
В педагогической науке существует ряд исследований, посвященных развитию изобразительной деятельности у детей раннего возраста (Т.Н.Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С. Комарова, И.А.Лыкова, Л.Г.Лысюк, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Д.Э.Синюк, Е.А.Флерина).
Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.
Упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному
определению пространственных соотношений, различению формы и цвета, к сравнению. Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез - все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования. Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, синтезом, обобщением.
Способность ребенка передавать свои впечатления в художественнообразной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение - это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Всякая творческая деятельность, входящая в систему художественного воспитания, служит сильнейшим средством развития воображения. В связи с этим в процессе воспроизведения, в его успешности огромную роль играют воображение, объединяющее отдельные элементы рисунка в одно целое, а также полнота и устойчивость зрительных представлений об изображаемом.
С процессами восприятия и воображения тесно связано мышление человека. В процессе изобразительной деятельности формируется наглядно-образное мышление для создания неповторимых образов.
Так же в процессе изобразительной деятельности активно формируется эмоциональная сфера ребенка. При правильном руководстве изобразительной деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние.
В процессе рисования развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память, по мнению В.С. Кузина, имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий, из которых слагается графическое воспроизведение зрительного образа, сохраняемого образной памятью.
Многие авторы с давних пор обсуждают вопрос взаимосвязи между детским рисованием и уровнем развития детского мышления и проводят прямые аналогии между развитием рисования и речевого развития и видят в рисовании особый вид речи. Так, Г. Лукенс (Н. Lukens, 1897) дает следующую схему развития:
1. Автоматический крик и рефлекторные и импульсивные звуки. | 1. Автоматическое и бесцельное бумагомарание. |
2.Копирование звуков: но без смысла; ребенок лепечет в ответ, когда к нему обращаются. | 2. Каракульки рисуются на определенных местах, ребенок копирует движения рук другого человека. |
3. Ребенок понимает слова: но сам еще не говорит ничего: кроме слов вроде "мама", "папа" и т.д. | 3. Ребенок понимает рисунок, но его |
4. Ребенок повторяет слова просто в качестве звуков (краткая стадия, имеющая мало значения). | 4. Ребенок копирует чужие рисунки, чтобы посмотреть, как достигается правильный результат при пользовании линиями. |
5. Ребенок употребляет слова для выражения своих мыслей. | 5. Символическое письмо, иллюстрация сказок, изображение сцен и т.д. |
6. Изучение грамматики и риторики. | 6. Изучение техники рисования, перспективы, пропорций, теней и т.д. |
Если подобные предположения ученых верны, то можно предположить наличие обратной связи, т.е. - повышение уровня изобразительных способностей детей может простимулировать развитие их высших психических функций, способствовать улучшению зрительно-моторной координации, пространственной ориентации и общей осведомленности.
Но в нашем мире есть дети, которые лишены радости собственного художественного творчества. Это дети с ограниченными возможностями здоровья с серьезными двигательными нарушениями, первичными и вторичными нарушениями формирования высших психических функций и другими проблемами здоровья, сопровождающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с серьезными проблемами здоровья, крайне редко сами способны научиться, хоть как-то, рисовать, особенно в дошкольном возрасте. Реально о самовыражении таких детей через рисунок можно говорить не ранее 5-6-летнего возраста и то, только в том случае, если специалисты начали работать над этим с 2-3-летнего возраста ребенка. Чаще бывает наоборот: сам процесс изобразительного творчества является источником заметного коррекционного воздействия на формирование личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она ...
Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.Ребёнок всё воспринимает по-своему, и процесс рисунка...
Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.
Что такое изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл? Многие ошибки практики в методике обучения и развития детей в изо-деятельности идут от слабого пони...
Значение изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности (формирование уверенности в себе и своих способностях)....
Значение изобразительной деятельности для развития ребенка дошкольного возраста.
Что такое изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл?...
«Значение изобразительной деятельности в жизни детей раннего возраста»
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и влияет на развитие мелкой моторики, воображения, внимания, памяти, речи.Возрастной период 2-3 лет является сенситивным (наиболее благо...
Значение театрализованной деятельности в развитии детей раннего возраста
В статье говорится о том, как с помощью театральных игр можно научить ребенка выделять прекрасное, отличать добро и зло. С помощью сказок у ребенка развивается культура речи, активизируется слов...