Воспитание патриотических чувств у дошкольников к малой родине через художественную деятельность.
статья по рисованию (старшая группа)
Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.
Чтобы постепенно воспитывать в детях любовь к Родине, были определенны следующие этапы.
1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.
2 этап: Детский сад и его сотрудники.
3 этап: Родной город, его достопримечательности.
4 этап: Тамбовский район: флора и фауна родного края.
5 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.
6 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.
На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».
Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
На втором этапе проходило знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.
Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями, улицами родного города. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного села», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители.
Большое внимание на четвертом этапе уделялось ознакомлению детей с редкими растениями и животными Тамбовского района, которые занесены в Красную книгу.
Самый сложный был пятый этап. Необходимо было найти и познакомить детей с деятельностью знаменитых людей области. Рассказать о ветеранов Великой Отечественной войны, их подвигах.
Шестым этапом работы стало знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственными символами.
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать их любознательность. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму.
Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства. Во время прогулок в лес, в поле, на ручей, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но и, в конечном счете, и нравственные
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._statya.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание патриотических чувств у дошкольников к малой родине через художественную деятельность.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №52 «Маячок»
Жалнина Анна Борисовна
Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.
Чтобы постепенно воспитывать в детях любовь к Родине, были определенны следующие этапы.
1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.
2 этап: Детский сад и его сотрудники.
3 этап: Родной город, его достопримечательности.
4 этап: Тамбовский район: флора и фауна родного края.
5 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.
6 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.
На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».
Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
На втором этапе проходило знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.
Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями, улицами родного города. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного села», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители.
Большое внимание на четвертом этапе уделялось ознакомлению детей с редкими растениями и животными Тамбовского района, которые занесены в Красную книгу.
Самый сложный был пятый этап. Необходимо было найти и познакомить детей с деятельностью знаменитых людей области. Рассказать о ветеранов Великой Отечественной войны, их подвигах.
Шестым этапом работы стало знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственными символами.
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать их любознательность. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму.
Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства. Во время прогулок в лес, в поле, на ручей, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но и, в конечном счете, и нравственные
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
В группе постоянно проводятся занятия по рисованию с применением разнообразных нетрадиционных техник. Был составлен план работы по патриотическому воспитанию.
Месяц | Тема | Цель | Мероприятия | Итоговое рисование |
Сентябрь | День знаний | дать | 1. Развлечение "День знаний". | Выставка рисунков на тему |
Октябрь | Символы нашего города | Расширять знания | 1.Беседа и чтение историй о родном городе, нашей стране 2. Беседа: «Герб Тамбова». | Конкурс рисунков «Герб моего |
Ноябрь | День матери | Воспитывать | 1. Беседа "Расскажи, о своей маме». 2. Развлечение "Мама, ты лучше всех". | Выставка «Я и моя мама» |
Декабрь | Новый год | Расширять знания | 1. Беседа "Скоро Новый год". | Конкурс рисунков " Новогоднее настроение". |
Январь | Наша родина – Россия. | Расширять знания | 1. Физкультурный досуг | Рисование «Природа России глазами детей» |
Февраль | День защитника Отечества | Расширять | 1. Беседа "О подвигах воинов | Выставка: "Защитники |
Март | Моя мама. | Воспитывать | 1. Занятие "Мамы всякие нужны, | Изготовление подарков для мам и бабушек. |
Апрель | День космонавтики. | Продолжать | 1.Занятие"Наши 4. Выставка книг. | Коллективное рисование «Летим в космос» |
Май | 9 мая. День победы. | Продолжать | 1. Тематическое занятие, 3. Встреча с ветеранами. | Изготовление плаката. «Памятники ВОВ в нашем городе» |
В группе создан уголок с символикой нашей страны, нашего города и области. Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств, является правильная организация патриотического уголка в группе.
Содержание патриотического уголка в группе:
Материал о семье.
Совместное творчество (воспитателя с детьми, родителей с детьми, детей в группе).
Альбом (я расту, члены моей семьи, любимые занятия в семье, любимые игрушки в дома, в группе и т.д.).
Русское народное творчество (песенки, потешки, колыбельные, картинки и т.д.).
Традиции (в семье, группе, ДС).
Труд взрослых (врач, повар, почтальон, пожарный, милиционер, военный).
Представление о городе, улица (день рождения города, улица, по которой я хожу).
Символика (мелодия гимна, герб, флаг России, города, региона).
Представление о стране, области, городе (достопримечательности).
Народы России, народное творчество (костюмы, игрушки, песенки и т.д.).
Известные люди России, Тамбовской области..
Подвиги трудовые, боевые.
Традиции (в семье, группе, ДС, городе, стране).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине средствами русских народных танцев
В материале представлен проект по развитию патриотических чувств для детей подготовительной группы...
Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.
Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....
Консультация для педагогов: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»
Консультация для педагогов: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»...
Модель презентации собственного педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»
Модель презентации собственного педагогического опытапо теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родинеу дошкольников средствами музейной педагогики»...
Программа профессионального саморазвития «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей, традициями и достопримечательностями малой Родины»
Программа профессионального саморазвития воспитателя...
Педагогическая практика "Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей малой Родины"
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, р...
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями восп...