Проект "Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине средствами русских народных танцев
материал (подготовительная группа) по теме

Шашкова Елена Николаевна

В материале представлен проект по развитию патриотических чувств  для детей подготовительной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shashkovoatancy_vosstanovlen.docx822.39 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта: Музыкальный руководитель

Шашкова Елена Николаевна

В сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают уходить традиции и обычаи нашей Родины. В СМИ всё реже транслируются передачи, в которых показывают народные танцы и песни для детей и многое другое.  В связи с этим очень сложно полностью осмыслить, выразить  словами  и отобразить культуру  России и нашей малой Родины – Кубани. А ведь дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления об окружающем мире, обществе. Ведь именно развитие русского народного творчества  тесно связано со своей историей русского народа, а народный танец  с помощью танцевальных образов , в специфической форме  выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Поэтому я разработала проект, который позволил решить данную проблему.

Проблема:

  1. Как сохранить традиции, духовную и материальную культуру?

  1. Как  воспитать уважение к Родине и Кубани?

  1. Как воспитать интерес к русскому народному и патриотическому танцу?

Цель проекта: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине через русские  народные танцы.

Вид проекта: творческий

Участники проекта: музыкальный  руководитель, дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 6 -7 лет.

Срок реализации: 9 месяцев

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с русским народным творчеством : фольклор, песни, танцы, костюмы.

  1. Проследить, как влияет русский танец на музыкально – эстетическое развитие детей, их творческую активность.

  1. Воспитание интереса и любви к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.

  1. Обучить детей элементам русских, народных танцев.

  1. Воспитывать и пробуждать интерес  к культуре России.

  1. Воспитывать уважение к русским народным традициям.

  1. Воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам  русского народного творчества.

  1. Обогатить детско – родительские отношения в семьях воспитанников опытом творческой деятельности.

Предполагаемый результат:

  1. Развитие и укрепление мышц тела, пластики, гибкости, координации движений и ловкости.

  1. Развитие эстетического воспитания, художественного вкуса, музыкальности, ритмичности.

  1. Расширение кругозора детей.

  1. Воспитание интереса к творчеству русского народа, воспитание чувства патриотизма.

  1. Умение танцевать русские народные танцы, как патриотические так и задорные шуточные танцы.

  1. Дети осмысленно смогут рассказать о традициях и обычаях русского народа, будут с интересом отражать в разных видах деятельности элементы русского народного творчества.

Материалы для реализации данного проекта:

  1. Русские народные костюмы, музыкальные инструменты.

  1. Книги для чтения: русский фольклор (шутки, прибаутки, попевки)

  1. Раскраски с декоративно – прикладным творчеством.

  1. Русские народные куклы, игрушки.

  1. Музыкальные произведения( детская музыка, сказки)

  1. DVD – записи: русские народные танцы, сказки, фильмы.

  1. Презентации  - русские народные костюмы  для танцев и песен.

        

Организационный этап

Беседа с детьми

Вопросы:

  1. Как называется страна, в которой ты живёшь?
  2. Что такое обычай и традиция?
  3. Какие традиции и обычаи России ты знаешь?
  4. Ходишь ли ты с мамой на праздники, которые проводятся в нашей станице? На какие?
  5. Нравится ли тебе танцевать русские народные танцы?
  6. Нравится ли тебе водить хороводы?

Наблюдение за детьми

Критерии для наблюдения за детьми в свободной деятельности(продолжительность – 5 дней):

  1. Наряжается в русский народный костюм
  2. Беседует со сверстниками и взрослыми  о традициях и обычаях России, рассказывают из личного опыта
  3. Активно включается в вождение хоровода совместно с детьми
  4. Использует элементы  русских – народных танцев.
  5. Напевает фольклорные песни.
  6. Разыгрывает театральное представление по сказкам
  7. Играет в русские – народные игры
  8. Обыгрывает традиции и обычаи в сюжетно – ролевых играх

Интервью для родителей

Вопросы:

  1. Скажите, как вы считаете, насколько важно в каждой стране иметь свое культурное наследие?
  2. Какие традиции и обычаи России вы знаете?
  3. Какие вы соблюдаете?
  4. Как вы думаете, насколько пословицы и поговорки раскрывают суть нашей культуры?
  5. Какие праздники вы отмечаете дома, с кем?
  6. Знакомы ли вы с культурой других стран?

        

Вопросы дляанкетирование  родителей

Анкетирования родителей:

  1. Знакомы ли вы с культурой России?
  2. Какие традиции и обычаи страны вы соблюдаете в семье?
  3. Какие праздники вы празднуете?
  4. Какие традиции и обычаи страны вы соблюдаете в семье?
  5. Какие праздники вы празднуете?
  6. Какие виды народного промысла используете в украшении дома, одежды и тп.?
  7. Какие виды фольклора вы используете в  общении с ребенком:  шутки,       прибаутки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и тд. , приведите примеры?
  8. Чем по вашим наблюдениям любит  занимается дома ребенок, укажите нужное:

   Играет в игры, связанные с русским народным творчеством

         Беседует с вами о традициях и обычаях России.

 Задает вам  вопросы по культуре России.

 Использует элементы  русских – народных танцев.

 Напевает фольклорные песни.

   Разыгрывает театральное представление по сказкам

 Играет в русские – народные игры.

  1. Как вы считаете,  необходимо  ли вашему  ребенку  с ДОУ танцевать народные танцы и какие?
  2. В  каких мероприятиях в детском саду вы  бы хотели принять участие:

Праздник по русскому народному творчеству

Конкурс по созданию изделий народного промысла

Ярмарка

Состязания в русских народных играх

Концерт  песни  и пляски

Посиделки у самовара

Мастер – класс по созданию кукол

Другое…………..

  1. В какой роли вы хотели бы принимать участие  в мероприятиях детского сада?

Участника

Зрителя

Помощника

  1. Какими познаниями вы бы хотели поделиться в области русского народного творчества.

Основной этап

Цель начального этапа: Обогатить двигательный опыт  детей дошкольного возраста. Освоить элементы  русских народных танцев, формировать знания детей об  истории русского народного  танца.

На начальном  этапе в ходе непосредственно – образовательной деятельности разучивания элементов я знакомила детей с историей танца. Это прежде всего костюм, в котором танцевали этот танец. Рассказывала  его историю, в каких областях России  его танцевали, в каких темпах и характерах. Слушали фрагменты танца в разном характере и темпе. Затем я объясняла и демонстрировала  основной элемент танца. Чтобы активизировать внимание на движении я исполняла элемент ярко, выразительно  и  понятно  детям.


Чтобы активизировать внимание на движении я исполняла элемент ярко, выразительно  и  понятно  детям. Объясняла технику, исполняла движение и дополняла его информацией, которую ребёнок получил при первом просмотре. Успех первого этапа зависит от умелого и своевременного предупреждения исправления ошибок.

Цель этапа углубленного изучения:Развивать умение детей выражать  в танце характер музыки и её настроение, передавая контрасты и оттенки в звучании, воспитывать чувство красоты  и культуры  движения.

Основная задача этапа накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения. Ведётся очень тщательная работа над  качеством исполнения, так как  у детей очень важно воспитать  чувства красоты, культуры, движения, стремление  всё делать с полной отдачей сил. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретает метод разучивания в целом, умение самостоятельно исполнять выученный танец. Большую роль на этом этапе играет музыкальное сопровождение. Музыка – это родная сестра хореографии. Она не только основа танца, но и его художественная сущность. Танец органически связан с музыкой и должен раскрывать её содержание. Обучение происходит не только в ходе непосредственно – образовательной деятельности, но и на индивидуальных занятиях,  где я закрепляла танец.

Была проведена большая работа с родителями. Я организовала клуб «Мастерицы – рукодельницы», где родители принимали участие в изготовлении костюмов.

Мною была представлена  презентация « Воспитание любви к Родине, народному танцу и обычаям у детей»        

Цель итогового  этапа : Совершенствовать художественные и творческие способности. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Итогом реализации проекта явились следующие результаты:

  1. Дети знакомы с русским народным творчеством: сказками, пословицами, поговорками, шутками, прибаутками, песнями, танцами.
  2. Понимают смысл традиций и обычаев.
  3. Связная речь более развита.
  4. Интересуются культурой России.
  5. Проявляют уважение к народным традициям.
  6. Самостоятельно создают и творят по мотивам русского народного творчества.

Создан семейный альбом «Традиции и обычаи семьи».

  1. Проведен конкурс «Лучший народный костюм».
  2. Проведены  праздник с родителями «праздник народного танца», «Праздник кубанской женщины»
  3. Организована выставка предметов русского народного промысла.

 Итоговый этап  – это результат деятельности педагога, детей и родителей. Это народные танцы, которые демонстрировались на праздниках и развлечениях.

Праздник кубанской женщины

Праздник народного танца

Праздник посвящённый дню 8 марта


Выпускной в ДОУ

Я планирую:

- разработать материал для реализации проекта с детьми более младшего возраста.

-привлечь родителей к созданию музея  «старинных предметов».

- подготовить статью по данной тематике в периодическую печать.

- разместить данный проект на сайте ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине средствами музыкального образования»

Рецензияна опыт работы «Воспитание любви к малой Родине средствами музыкального образования».В течение ряда лет музыкальный руководитель Ильенко Елена Валентиновна работает по проблеме воспитани...

«Обеспечение решения задач социально-личностного развития воспитанников средствами русского народного танца»

Методическая разработка взаимодействия педагога -хореографа и воспитателей подготовительной группы по реализации образовательных областей "Музыка", "Познание"....

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к русским народным играм"

...через детей последующих поколений детские игры повторяются, сноваоживляются в памяти живущихпоколений и снова молодеют...                    ...

Консультация для педагогов: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»

Консультация для педагогов: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»...

Модель презентации собственного педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»

Модель презентации собственного педагогического опытапо теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родинеу дошкольников средствами музейной педагогики»...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников к малой родине через художественную деятельность.

           Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.       Фундамент будущего ч...

Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".

  https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...


 

Комментарии

Слынько Светлана Анатольевна

Елена Николаевна, у вас отличный проект.Красивые фотографии, много интересно можно взять для себя.