ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО УГЛУБЛЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. (консультация для педагогов)
консультация по рисованию (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО УГЛУБЛЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
(консультация для педагогов)
Воспитатель: Невенчанная Л.В.
Природа «вечно живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым родником поэтического творчества».
Н. Е. Румянцев.
Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение её богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребёнка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней и выражает диалектическое единство мира. Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами - совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года, освещения)) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства.. Это способствует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы.
Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает как знания детей о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образы природы в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. Вместе с тем содержание детского творчества обогащается новыми образами. В детских рисунках, лепке, аппликации появляются новые темы. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и к творчеству, формируются эстетические чувства.
Искусство передаёт окружающую действительность (в том числе и природу) в образах и тем самым преобразует её. Но природу необходимо познавать. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы, во время организуемых педагогом систематических наблюдений. В исследовании Елки Янакиевой (Болгария) подчёркивается, что взаимосвязь изобразительной деятельности детей и ознакомление с явлениями и объектами природы имеют две стороны: первая - приобретение ребёнком знаний на основе восприятий объектов и явлений природы, формирование представлений о них, вторая - влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты природы, на развитие, углубление и уточнение знаний ребёнка о ней, формирование его представлений. Необходимо давать детям научно достоверные знания об объектах природы, не подменяя их сказками или легендами.
Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, тоже следует рассматривать как творческую. В задачи ознакомления детей с природой входит знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с флорой и фауной. Предложение изобразить пейзаж, животное, растение всегда встречает у детей положительный отклик. В своих рисунках, лепке, аппликациях дети изображают родную природу в разные времена года, в разную погоду. «Золотая осень», «Поздняя осень», «Белая берёза под моим окном», «Времена года», «Двенадцать месяцев», «Одуванчик золотой», «Белый снег пушистый в воздухе кружится», «Расцвели весенние цветы» - эти и другие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, созданных и по заданию педагога и по замыслу самих детей. Ребята вырезают и наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев, веток,; лепят рыбок, птиц, зверей. Для того, чтобы ребёнок мог изобразить всё это, необходимо сформировать у него отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные совместные наблюдения объектов природы, учитывая и задачи последующего их изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Необходимо давать детям правильное представление о жизни животных и растений. Вместе с тем следует подчёркивать красоту явлений природы, каждого цветочка, дерева.
Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирают, рассматривают их, стремятся обратить внимание воспитателей и родителей на их красоту. Поддержите интерес ребятишек, поиграйте с ними в собранные листья («Найди такой же по форме, по цвету»), предложите составить из листьев изображение. Пусть ребёнок пофантазирует, что можно сделать из этого природного материала. При этом совсем не обязательно наклеивать картинки. Их можно просто разложить. Посмотрите вместе со своими воспитанниками, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся детям, и их можно проводить неоднократно. Композиции из листьев могут создаваться как одним ребёнком, так и коллективно.
Детям старшей и подготовительной группы после рассматривания листьев и игр с ними, можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети могут выбрать их тех, что собрали на прогулке. Конечно, такие сложные листья, как кленовые и дубовые, детям старшей группы нарисовать очень непросто. Однако, если кто-то всё же захочет их изобразить, запрещать не надо. Лучше предупредить о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию пластины листа, обратить его внимание на расположение главных прожилок, как бы организующих рисунок, предложить провести по ним пальчиком сначала одной, затем другой руки, а затем обвести по контуру весь листок.
Для рисования можно использовать цветные карандаши или акварель. Для наброска, поиска формы лучше дать простой карандаш, предупредив детей о том, что рисовать надо, легко касаясь карандашом листа бумаги, иначе линия контура окажется грубой и при закрашивании может пачкать рисунок. Целесообразнее изображать не один листок, а два или три разных по форме, предварительно рассмотрев их, обратив внимание на все детали. Можно предоставить детям возможность рассказать о листьях и о том, с чего они начнут их рисовать, как расположат изображение, чтобы оно выглядело красиво. Пусть дети разложат свои листья на бумаге так, как они планируют их нарисовать. Запомнив композицию, ребята могут отодвинуть листья и начинать работать.
Многие дети при раскрашивании листьев передают лишь общее впечатление об их цвете, не сосредотачивая внимание на оттенках, переходах одного цвета в другой. Добиться более тонкого видения и цветовой характеристики изображаемого поможет дополнительное рассматривание листьев уже в процессе рисования. Казалось бы, если ребёнок не замечает или не передаёт тонких градаций цвета, его должно удовлетворять получившееся изображение, однако опыт показывает, что это не так. И тот ребёнок, которому не удалось передать красоту реального цвета листьев, и другие дети, рассматривающие его рисунок, не испытывают особой радости и не спешат причислять его к удавшимся, красивым.
Особый интерес у детей вызывает предложение воспитателя изобразить бабочек, жучков, птиц, рыб, диких и домашних животных. Животные привлекают внимание ребёнка своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком; с ними малыши знакомились, слушая сказки, рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, В. Зотова и других писателей, рассматривая иллюстрации в книгах. Важно обращать внимание детей на различия в творческой манере художников. Так, Е. Чарушин изображает животных трогательно и реалистично, передаёт мягкость пуха детёнышей и плотность, жёсткость меха взрослых животных. Для рисунков Ю. Васнецова характерна сказочно-декоративная реалистичность. Её придают образам некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, человеческие занятия: подметание пола и т.п.) и одежда (у кота - украшенные сапожки, у курицы - фартук). Совсем по-другому изображает зверей Т. Маврина. Её манера - условная волшебная сказочность. Её животные на первый взгляд как будто страшные, но дети их не боятся: крупные, декоративно-ритмичные мазки и линии, передающие мех, обнаруживают нереальность зверя.
Для того, чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, необходимо рассказывать малышам о них. Дети могут увидеть животных при посещении зоопарка, на звероферме, в цирке, на скотном дворе, на улице.
Живой объект находится в движении. Это увлекает ребёнка и не всегда позволяет получить точное представление о форме частей тела зверя, их размере, расположении. Поэтому для уточнения образа можно использовать соответствующие игрушки, фотографии, иллюстрации, картины. Тогда дети смогут не только внимательно рассмотреть то, что потом будут изображать, но и обвести рукой каждую часть. Впоследствии это поможет нарисовать, вылепить или вырезать из бумаги животное.
Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за животными и растениями.
Наблюдения за объектами и явлениями природы можно и нужно проводить не только ежедневно, но и несколько раз в день; ведь природа динамична. Созерцание природы приводит к углублению, расширению и уточнению представлений детей о мире и способствует их интеллектуальному, эмоциональному, нравственному и эстетическому развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мотивы плохого поведения у дошкольников" Консультация для педагогов.
Рассмотрены поведенческие мотивы дошкольников (по Дрейкусу), способы реагирования и модели поведения взрослых в различных ситуациях. Семинар-практикум включает в себя решение практических ситуаций по ...
"Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников".Консультация для педагогов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 400городского округа Самара Сказка как средство формирования н...
Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника. (Консультация для педагогов)
Социальное партнёрство, как условие успешного развития современного дошкольника.Шпилёва Екатерина Андреевна, старший воспитательМДОУ – детский сад № 30 «Родничок» (г. Серпухов)Идеи социального партнер...
«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников» (Консультация для педагогов)
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...
«Деятельность по Образовательной Области «Физическое развитие», как основная форма воспитания двигательной культуры дошкольников». Консультация для педагогов
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ....
«Патриотическое воспитание дошкольника» Консультация для педагогов ДОУ Подготовила воспитатель МБДОУ № 33, г. Армавира Ивсина Т.З.
"патриотическое воспитание дошкольника" консультация для педагогов ДОУ...
Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников». (консультация для педагогов и родителей)
Информационная копилка: «Сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников».(консультация для педагогов и родителей)Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы обра...