Развитие у дошкольников восприятия цвета.
статья по рисованию (младшая, средняя группа)
Развитие у дошкольников восприятия цвета.
Ознакомление детей 3-4 лет с цветом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_u_doshkolnikov_vospriyatie_tsveta.oznakomlenie_s_1.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие у дошкольников восприятия цвета.
Ознакомление детей 3-4 лет с цветом.
Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обучение их способом обследования предметов.
Полное овладение системой цветовых эталонов включает как знакомство со всеми цветовыми тонами (хроматическими и ахроматическими), так и овладение их связями и отношениями (представлениями о последовательности расположения цветовых тонов в спектре, о возможности получения цветов путём смешения других, об изменении цвета по светлоте и насыщенности).
Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических и ахроматических цветах, с усвоения их названий. В младшей группе особое внимание уделяется формированию у детей представлений о красном, синем, жёлтом и зелёном цветах. Дети в процессе практических действий учатся узнавать и называть эти цвета: выбирают заданный цветовой эталон из множества разноцветных, закрашивают предметное изображение определенным цветом, соединяя представления о цвете с представлениями, о реальных предметах. У детей формируется отношение к цвету как важнейшему признаку предметов, расширяются знания о предметах, которые имеют постоянный признак того или иного цвета. Дидактические игры и упражнения подбираются с учётом постепенного их усложнения, повторения с использованием нового наглядного материала.
Малышей следует знакомить и с оттенками цветов. В обиходе принято давать характеристику оттенков того или иного цвета, указывая только их светлоту (светло-красный, тёмно-красный). На этом этапе детей необходимо учить сравнивать три объекта красного, жёлтого, зелёного, синего цветов, отличающихся по светлоте. При этом дети овладевают и сравнительной оценкой светлоты предметов (темнее, светлее, ещё светлее) в возрастающей степени: сначала детей учат раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу – начинай с самого тёмного.
При ознакомлении детей с системой эталонов цвета следует включать действия, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. С этой целью используются упражнения, в которых детям необходимо, например, узнать и выбрать такой же объект по цвету, оттенку в пространстве (с постепенным увеличением расстояния восприятия), по наглядно представленному образцу из множества разноцветных и др.
В процессе действий с эталонами от детей требуются запоминание и использование их названий. Это ведёт к закреплению представлений о каждом эталоне и к возможности выполнения действий по словесной инструкции. С этой целью малышей нужно упражнять в выборе цвета по слову, учить выбирать заданный цвет из нескольких возможных по кратковременной экспозиции образца, вспоминать нужный цвет по его названию, удерживая его в памяти определённое время.
При ознакомлении с цветами спектра и, особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное их получение детьми: так, например, дети учатся получать два оттенка синего цвета и три оттенка зелёного, окрашивая краской воду.
Представления об основных разновидностях цвета, которые усваивают дети, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.
Обучение применению представлений о цвете предполагает выработку умения группировать предметы: сначала различающихся по форме, величине, назначению, но имеющих одинаковый цвет; затем имеющих одинаковый цвет, но отличающихся оттенками. Работу с детьми следует начинать с показа самого факта объединения однородных по цвету объектов в группы, связанного с употреблением педагогом обобщённого названия, представления детям образца действия по созданию группы.
Особую трудность для детского восприятия представляют те задания, в которых требуется оценить сочетание цветов, составляющих сложную структуру. В процессе такой работы следует следить за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали цветовой материал и правильно его использовали.
Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами называется аналитическим. Путь к овладению обследованием цветовых сочетаний лежит через обучение их построению сначала по образцу, а затем по замыслу.
Дидактические игры и упражнения должны включать занимательные умственные задачи в сочетании с активными действиями по использованию эталонов цвета. Цветовой материал подбирается с учётом доступности для активного восприятия малышей и его обследования.
При проведении дидактических игр и упражнений по формированию представлений о цвете детям четвёртого года жизни необходимо объяснять их правила по ходу. Например, в игре «Составь букет» педагог предлагает детям сначала рассмотреть карточки с изображением вазы с цветами трёх оттенков красного цвета, затем обращает внимание на цвет и взаимное расположение цветков. Дети с помощью педагога уточняют, что все цветки красного цвета, но они отличаются оттенками: сначала на рисунке расположен тёмно-красный цветок, потом чуть светлее и последний – самый светлый (светло-красный). Затем педагог предлагает составить такой же букет на индивидуальных карточках, прикладывая бутоны цветов к стебелькам, соблюдая при этом такой же порядок расположения цветков, как и на образце: «Возьмите тёмно-красный цветок и приложите его к вот этому стебельку». (Показывает.) После того как дети выполнят задание, вновь обращается к ним: «Теперь возьмите самый тёмно-красный цветок из оставшихся и приложите его вот сюда». (Показывает.) «Какой цветок остался? Куда его нужно приложить?»
Игра повторяется до тех пор, пока её участники не усвоят основное правило: «Каждый раз выбираю самый тёмный объект из оставшихся». Усвоив правило, дети охотно выполняют подобные задания с объектами другого цвета.
В конце игры педагог, как правило, отмечает только положительные стороны: играли дружно, узнали о… (назвать конкретно цвет, оттенок цвета), научились делать (указать конкретно что), убрали на место игрушки и т.д.
Подводя итоги, можно выделить основные задачи в ознакомлении детей четвёртого года жизни с цветом:
- Овладение системой цветовых эталонов
- Знакомство с хроматическими цветами,
- Знакомство с ахроматическими цветами,
- Обучению получению цветовых тонов, знакомство с изменяемостью цветовых тонов по светлоте.
- Формирование способов обследования цветовых свойств предметов
- Обучение действиям идентификации предметов и их изображений по цвету,
- Упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету,
- Закрепление знаний о цвете в памяти,
- Обучение действиям с цветом по словесной инструкции,
- Закрепление представлений о цвете в пространстве.
- Развитие аналитического восприятия цвета
- Обучение построению цветовых сочетаний по образцу,
- Обучение построению цветовых сочетаний по замыслу,
- Обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов,
- Обучение составлению рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет
Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный хар...
Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»
Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...
Требования к разделу "Развитие зрительного восприятия"(Сенсорное восприятие цвета, формы, величины)
Содержание требований программы по разделу«Развитие зрительного восприятия» ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИСТЕМЕ ЭТАЛОНОВ ВЕЛИЧИНЫ I год...
Развитие у дошкольников восприятия цвета
Консультация для воспитателей...
Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Подбери наряд по цвету".
Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...
Игры на развитие у детей восприятия цвета
Игры будут полезны родителям....
Дидактическая игра для развития восприятия цвета для детей раннего возраста "Одень ребят по цвету".
Данная игра направлена на развитие восприятия цвета у детей раннего возраста. Игру можно включить как в непосредственно образовательную деятельность с малышами, так и в совместную деятельность взрослы...
- Мне нравится (1)