Методическая разработка занятия «Русская матрешка»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Звягинцева Татьяна Владимировна

 Истории возникновения игрушки «Русская Матрешка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_russkaya_matreshka.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №469

Выборгского района Санкт-Петербурга

 Методическая разработка занятия

 «Русская матрешка»

                                                               Автор Звягинцева Татьяна Владимировна,

                                                                               

2019 год

г. Санкт-Петербург

Аннотация занятия

Направленность

Художественно-эстетическая

Возраст обучающихся

6-7 лет

Тема занятия

Русская матрешка

Форма проведения занятия

Комбинированнf

Цель занятия

Дать знания об истории возникновения игрушки «Русская Матрешка»

Задачи

  • дать знания о том, как появился игрушечный промысел «Матрешка» на Руси
  • дать представление об особенностях росписи Загорской, Семеновской, Полхов-Майданской матрешек
  • закреплять умение работать в нетрадиционной технике пластилиографии
  • закреплять умение составлять декоративный узор
  • развивать чувство цвета, композиции
  • развивать память, внимание
  • развивать мелкую моторику
  • развивать творческое самовыражение
  • воспитывать эстетические чувства
  • воспитывать уважение к труду народных мастеров

Оборудование

  • проектор, компьютер
  • запись мультфильма «Секрет Матрешки»
  • подлинные матрешки Загорские, Семеновские, Полхов-Майданские
  • силуэты матрешек, фотографии матрешек
  • дидактическая игра «Разрезные матрешки».
  • флюоресцентный пластилин, простые карандаши, доски для пластилина, влажные салфетки
  • запись веселой народной музыки

 

Модель учебного занятия «Русская матрешка»,

рассчитанного на 2 часа

Блоки

Части

Этап       учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

    1

Организа-ционный

       2 мин

Подготовка детей к работе на занятии

Создание эмоционального настроя с помощью музыкального сопровождения

Приветствие

2

Подготови-тельный

      2 мин

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, и приглашение на «выставку русской матрещки»

Основной

3

Усвоение новых знаний

      20 мин

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Выставка

Просмотр мультфильма

«Секрет матрешки»

4

Первичная проверка понимания изученного

     6 мин

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Командная игра

«Кто быстрее соберет матрешку»

Перерыв 10 мин

5

Закрепление новых знаний и умения работать в нетрадиционной технике

     25 мин

     

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Непосредственно изобразительная деятельность:

  • рисование на силуэте декоративного узора
  • «раскрашивание» в технике пластилинографии
  • подбор фона и наклеивание на него готового силуэта

Итоговый

6

Рефлексив-ный

      5 мин

   

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работы и эмоционального состояния

Занятие  «Русская матрешка»

с использованием здоровьеcберегающих, компьютерных технологий

и нетрадиционной техники изобразительной деятельности

Блоки

Части

Ход занятия

Подготовительный

1

Организационная - 2 мин

Звучит  веселая народная музыка. В классе на столиках стоят матрешки.

Педагог   Здравствуйте, ребята. У меня очень хорошее настроение, потому что я люблю народное творчество, и сегодня буду с вами говорить на любимую тему. Надеюсь, что и у вас хорошее настрое.

                            Слава нашей стороне,

                            Слава русской старине!

                            И про эту старину

                                    Я рассказывать начну,

                                    Чтобы дети знать могли

                                    О делах родной земли.!

2

Подготовительная – 2мин

Педагог   Я организовала мини-музей. Какие  экспонаты представлены перед вами? (ответ детей)

Да, занятие будет посвящено этим любимым всеми игрушкам.  Очень любят матрешек русские люди. А народные мастера  с удовольствием их изготавливают.

А вы знаете историю этого промысла? (ответы детей) Сегодня мы узнаем больше про русских матрешек. Я вас приглашаю посмотреть экспозицию.

3

Усвоение новых знаний – 20 мин

Педагог   Традиционно на Руси матрешичным промыслом занимались в трех селах.

 Давайте подойдем к первому столику. Эта матрешка из села Загорское.  (г. Сергиев Посад). Посмотрите на неё – округлая, одета в сарафанчик, кофточку с вышивкой, поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют пеструшкой.

                                    Мы загорские матрешки

                                    Всех на свете краше.

                                    Расписные, яркие

                                    Сарафаны наши!

Скажите, пожалуйста, какие элементы используются в росписи? (ответы детей)

Пройдемте далее. Перед нами Семёновская Матрёшка. Мастерят таких матрёшек в  городе Семенове (Нижегородская область), отсюда и название - Семеновская. В росписи этой матрешки главное место  занимают букеты красивых цветов на фартучке.

                                    Из тихого зеленого городка Семёнова.

                                    В гости к вам пришла.

                                    Букет цветов садовых

                                    Розовых, бордовых

                                    В подарок принесла.

Обратите внимание на фартук. На нем изображён букет пышных цветов. Какие  краски используют семёновские мастера  для узоров? (ответ детей)

Ну а теперь  давайте рассмотрим матрешек за этим столом. Здесь расположены  матрешки из села Полхов-Майдана ( Нижний Новгород)

Украшен её наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,        

Спелыми и красными.

Посмотрите, у них фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку. У Полхов-Майданских  матрешек нет сарафана и фартука. Вместо этого – большой букет цветов на голове полушалок без узелка.

А как посвились матрешки на Руси? Располагайтесь поудобнее. Мы сейчас про это посмотрим мультфильм.

Мультфильм «Секрет матрешки»

Основной

4

Первичная проверка понимания изученного - 6 мин

Педагог    Ну что, засиделись. Давайте поиграем,  и узнаем, что вы запомнили из моего рассказа.

Командная игра «Кто быстрее соберет матрешку»

Педагог      Молодцы, хорошо справились. А теперь расскажите мне из каких сел ваши матрешки?

Дети по форме и росписи называют матрешек.

                                            Звенит звонок на перемену,

                                            Чтоб отдохнул ты непременно.

                                            Ждет тебя другой урок,

                     Будь готов к нему, дружок!

Перерыв -10 мин

5

Закрепление новых знаний

и умения работать в нетрадиционной технике- 25 мин

Педагог    Ребята, а  ведь обычно  у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим  матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек.  Украшать силуэты вы будете флюорисцентным пластилином. Мы часто работали в этой технике.

Дети работают под веселую музыку.

Итоговый

Итоговый

6

Рефлексия -5 мин

Педагог    Все матрешки получились яркими, красивыми. Но, давайте посмотрим, у кого получились матрешки похожие на Семеновские (Загорские, Полхов-Майданские), а может быть вы решили самовыразиться.

Рассказы детей про свою работу.

Педагог      Ребята, вы все молодцы! Русская матрешка тем и хороша, что каждый мастер привносит что-то свое. Так и появилась русская матрешка.

Скажите, пожалуйста, занятие вам понравилось? (ответы детей)

 Я очень рада. Ну а теперь до свидания!

Дети уходят под веселую народную музыку.

Методические материалы

  1. Народные художественные промыслы. общ. ред.М.А. Некрасовой и др. 

Мн.: Мисанта, 2004

2.   Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Мозаика, 2002. 

3.  Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.

4.  Русская игрушка. : Советская Россия 1987.

5.  Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.:Планета 1987.

6.  kopilkaurokov.ru

7.  ped-kopilka.ru

8.  planetadetstva.net

9.  www.bestreferat.ru

10.www.maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по знакомству детей с русской матрешкой.

Представлены конспекты занятий, стихи, рассказывается об истории матрешки....

Методическая разработка сценария осеннего праздника для подготовительной группы «Кот Федот и кошка Матрешка»

Интересный сценический материал с забавными персонажами, веселыми  разнообразными танцами и играми, ярморочными гуляниями....

Методическая разработка: конспект занятия по декоративному рисованию «Украшение передника Матрешки сказочной веточкой» (по мотивам полхов-майданской росписи).

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Украшение передника Матрешки сказочной веточкой» (по мотивам полхов-майданской росписи)....

Собственная методическая разработка "Русская народная игрушка - Матрешка".

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творчес...

Методическая разработка мини музея " Матрешки - любимые игрушки".

Изучив литературу по мини музеям , разработала методический проект "Матрешки - любимые игрушки".  Ценность мини музея  не в наличии экспонатов, а в создании условий для самостоятельного изуч...

Методическая разработка «Народная игрушка – Матрешка».

Материал, посвященный знакомству с народной игрушкой Матрешкой, с созданием мини- музея....