кружка по изобразительной деятельности для детей 4-5 лет «Разноцветный мир»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Пчелка»
СОГЛАСОВАНО: «______»__________2014 г. Зав.СП «Д/с «Пчёлка» ________ (О.Г.Колотилина) | Программа рассмотрена на педагогическом совете СП «Д/с «Пчёлка» Протокол № _____ от «___» ______________2015 г. Председатель педсовета __________ (Колотилина О.Г..) |
ПРОГРАММА
кружка по изобразительной деятельности
для детей 4-5 лет
«Разноцветный мир»
Программу разработали воспитатели ГБОУ ООШ № 15 СП «Д/с «Пчёлка»
Волкова Ирина Серафимовна
Савина Людмила Степановна
г.о.Новокуйбышевск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:
- Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
- Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
- Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
- Умение правильно использовать кисти в работе;
- Умение использовать трафареты и печати при работе;
- Умение убирать за собой рабочее место.
Одновременно проявились и низкие способности детей:
- Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
- Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
- Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
- Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
- Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
- Проявление фантазии, художественного творчества;
- Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
- Завершение работы декором.
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
Изучая и осваивая большое разнообразие различных техник рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и заметила всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по рисованию в кружке по изобразительной деятельности. Дети 4-5 лет очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками.
Новизна программы состоит в том, что все занятия с детьми основаны на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой и экспериментальной деятельности.
Педагогическая целесообразность этой программы в том, что дети в игре берут для себя то, что в силу своего возраста не смогут изобразить, а с помощью нетрадиционных техник могут создать оригинальный образ.
Цель: Формирование активной, творчески развитой личности.
Задачи: Познакомить детей с новыми техниками рисования: оттиск, печатание, рисование восковыми мелками. Закрепить умение создавать образы и простые сюжеты с натуры или по представлению. Совершенствовать навыки работы, используя приемы: примакивание в разных направлениях, рисования круглых и овальных форм. Формировать эстетический вкус, творческое мышление.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: данная программа рассчитана на детей 4-5 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий - 1 раз в неделю (в четверг) по 20 минут .
Ожидаемые результаты
- дети освоили новые нетрадиционные техники рисования;
- у детей сформировано умение создавать образы и простые сюжеты по представлению и с натуры
- у детей развиты навыки рисования
- у детей развита креативность.
Изучение уровня развития изобразительных навыков у детей 4-5 лет в кружке «Разноцветный мир»
- Умение смешивать краски;
- Наличие элементарных композиционных умений;
- Изображение предметов и объектов разных форм;
- Владение способами нестандартного раскрашивания;
- Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
- Умение использовать трафареты и печати при работе;
- Умение декоративно оформлять готовую работу;
- Использование навыков в самостоятельной деятельности;
- Интерес к изобразительной деятельности.
3 балла – (высокий уровень) ребенок выполняет задание самостоятельно, проявляет творчество, хорошо развиты технические навыки.
2 балла – (норма) ребенок выполняет задание верно, технические навыки развиты, но творчества в своей продуктивной деятельности не проявляет
1 балл – (средний уровень) ребенок выполняет задание с помощью взрослого, технические навыки развиты слабо.
0 баллов – (низкий уровень) ребенок не справляется с заданием или отказ от деятельности.
Таблица определения уровня развития
Уровень | Баллы |
Высокий | 21-27 |
Норма | 15-20 |
Средний | 6-14 |
Низкий | 0-5 |
Затем выводится процентное количество детей с определенным уровнем развития
Содержание программы
Подготовительная работа к занятию.
А) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.
Б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник – акварель, гуашь, краски для мрамарирования, краски из овощей и т.д. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить
Основные направления работы с детьми
Проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования. (Стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д.)
. Учебно-тематический план кружка по изобразительной деятельности «Разноцветный мир»
№ n/n | Вид работы | Кол-во занятий | Кол-во часов |
2 | Рисование пальчиками, ладошкой | 6 | 2 ч. |
3 | Печатание | 7 | 2ч.20мин |
4 | Оттиск различным бросовым материалом | 11 | 3ч.40мин |
5 | Рисование ватными палочками | 6 | 2 ч. |
6 | Рисование свечой, восковыми мелками | 4 | 1ч.20мин. |
7 | Рисование по трафарету | 2 | 40 мин |
ИТОГО | 36 | 12часов |
Перспективный план работы кружка по изобразительной деятельности «Разноцветный мир»
№ | Тема занятия | Техника | задачи |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | Подсолнухи | Рисование пальчиками, ватными палочками | Совершенствовать умение рисовать пальчиками стебель, листья подсолнуха Закрепить навыки рисования гуашью Развивать чувство композиции |
2 | Укрась платочек | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Развивать умение украшать платочек простым узором используя прием печатанья, примакивания и рисования пальчиками. Развивать чувство ритма и композиции. |
3 | Осеннее дерево | Оттиск печатками из ластика | Познакомить с приемом печатания печатками |
4 | Осенний букет | Печатание листьями | Познакомить с приемом печатания листьями |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Заготовка на зиму «Компот из яблок» | Оттиск печаткой из яблок, поролоном | Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать прием получения отпечатка. Закрепить умение рисовать яблоки и ягоды в банке. По желанию использовать рисование пальчиком |
2 | Цыпленок | Рисование с помощью риса, ватные палочки | Совершенствовать умение детей наносить клей на отдельный участок, щедро на него насыпать крупу, аккуратно окрашивать рис, оживлять работу с помощью ватной палочки |
3 | Улитка | Рисование восковыми мелками, солью | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков, соли. |
4 | Грибы в лукошке | Оттиск печатками (шляпка-картон), рисование пальчиками | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции |
5 | Два петушка | Рисование ладошкой | Совершенствовать умение делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество |
НОЯБРЬ | |||
1 | Рябинка | Рисование пальчиками | Упражнять детей в рисовании ягодок на ветке пальчиками и листики примакиванием. Закрепить данные навыки рисования, развивать чувство композиции |
2 | Мои любимые рыбки | Рисование акварелью, пищевыми красителями по восковым мелкам | Совершенствовать умение обводить свою ладонь восковым мелом. Продолжать знакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков |
3 | Первый снег | Оттиск печатками из салфеток | Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатанья ли рисования пальчиками. Развивать чувство композиции |
4 | Цыпленок | Гуашь, ватные диски, палочки | Упражнять детей в наклеивании ватных дисков и аккуратно их раскрашивать с помощью ватных палочек |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Зимний лес | Печать по трафарету, рисование ватными палочками | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции |
2 | Мои рукавички | Оттиск печатками из картофеля. пробкой | Упражнять в технике печатанья. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок, по возможности, равномерно на всю поверхность. Закрепить умение рисовать пальчиками. |
ЯНВАРЬ | |||
1 | Ёлочка пушистая, нарядная | Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок используя пальчики |
2 | Снежок | Рисование свечой, акварель | Познакомить с техникой рисования свечой, использовать фон |
3 | снеговик | Мятая бумага | Закрепить навыки рисования мятой бумагой |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Чаша | Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки | Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Совершенствовать навык дорисовывания предмета |
2 | Цветочек для папы | Оттиск печатками из картофеля | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закрепить умение дорисовывать у полураскрывшихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. |
3 | Ягоды и фрукты | Пальчиковая роспись | Учить рисовать простейшие фигурки состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок |
4 | Плюшевый медведь | Поролон, тонкая кисть, гуашь | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисования поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передавать изображаемый объект, его характерный внешний вид. Располагать изображение в соответствии с размером на листе бумаги |
МАРТ | |||
1 | Мимоза для мамы | Рисование пальчиками | Упражнять в рисовании пальчиками, в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции |
2 | Солнышко | Рисование ладошками | Закрепить технику печатанья ладонью. Совершенствовать умение быстро наносить краску на ладонь и делать отпечаток – лучики для солнышка. Развивать творчество. |
3 | Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) | Рисование пальчиками, карандашом, красками, фломастерами | Совершенствовать навык рисования простейших фигурок состоящих из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок |
4 | подснежники | Акварель, восковые мелки | Закрепить навык рисования подснежников восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Закрепить умение передавать с помощью акварели весенний колорит. Развивать творчество. |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Неваляшка | Пуговицы различной формы | Совершенствовать умение рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета. |
2 | Волшебные картинки (волшебный дождь) | Рисование свечой | Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист акварелью. Упражнять в рисовании тучи с помощью воскового мелка |
3 | Подарок для кошки Мурки | Ватные палочки, готовое изображение кошки из геометрических фигур (голова – круг, уши – маленькие треугольники, туловище – большой треугольник, лапы, хвост – овалы) | Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур, закрепить названия геометрических фигур. Совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками. Воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помогать друг другу. |
МАЙ | |||
1 | Черемуха | Рисование ватными палочками, пальчиками | Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма |
2 | Как я люблю одуванчики | Обрывание, восковые мелки, тычкование | Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения – обрывание и тычкование. Развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика |
3 | Котенок | Тычок полусухой жесткой кистью , трафарет котенка | Закрепить навык печати кистью по трафарету |
4 | Салют | Восковые мелки, акварель | Закрепить навык рисования акварелью. Совершенствовать умение рисовать салют с помощью воскового мелка |
Литература:
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005.– 63с.
6. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
7. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
8. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
9. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
10. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
11. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
14. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.
15. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план занятий кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Маленькие волшебники" для детей второй младшей группы
Основная цель программы: Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения п...
Программа кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» (в группах общеразвивающей направленности детей от 5-6 лет, от 6 до 7 лет)
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...
ПРОГРАММА кружка по изобразительной деятельности для детей 3 - 4 лет «Юные волшебники»
Пояснительная записка.Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка. Стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...
Программа кружка по изобразительной деятельности для детей 5-6 лет "Разноцветный мир"
Программа кружка направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования. Целью программы являетсяразвитие у детей творческих...
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» направлена на развитие нетрадиционной изобразительной деятельности у детей 2-3 лет...
Проект «Разноцветные ладошки»» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы
Проект «Разноцветные ладошки»»(нетрадиционная техника изобразительной деятельности)для детей I младшей группы...