Программа кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» (в группах общеразвивающей направленности детей от 5-6 лет, от 6 до 7 лет)
рабочая программа по рисованию по теме
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Педагогические мероприятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Новизна данной программы заключается в том, что педагогические мероприятия и игры соответствуют тематическому планированию ДОУ, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, как одно из важных направлений, где возможна его полная реализация задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_kistochka_mamedova_e.a.docx | 107.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваховское муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Лесная сказка»
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
«___» ____________ 2013 г.
Заведующий ________ В.К. Бусыгина
ПРОГРАММА КРУЖКА
по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка»
( в группах общеразвивающей направленности детей
от 5-6 лет, от 6 до 7 лет)
Разработала: Мамедова Е.А., воспитатель
Квалификационная категория: II категория
Программа принята на педсовете МДОУ
Протокол от «___»______2013 г. №
п. Ваховск, 2013 г.
Пояснительная записка
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Педагогические мероприятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
Новизна данной программы заключается в том, что педагогические мероприятия и игры соответствуют тематическому планированию ДОУ, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, как одно из важных направлений, где возможна его полная реализация задач.
Актуальность
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Анализируя авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, заинтересовывает возможность применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи, возможно, реализовать через педагогические мероприятия кружка «Волшебная кисточка». В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. На педагогических мероприятиях детям представится возможность освоить художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Специально организованная деятельность в рамках кружка превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим мероприятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях важно предоставить возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Цель: художественно–эстетическое развитие детей 5-7 лет; формирование художественных способностей (с использованием нетрадиционных материалов и техник), соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Задачи первого года обучения – формировать интерес к деятельности, активно используя игру, нетрадиционные художественные техники и материалы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка; развивать художественные способности детей.
Задачи второго года обучения – развивать универсальные творческие способности каждого ребёнка; развивать сенсорные эталоны, мелкую моторику рук, позволяющую в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня для детей среднего дошкольного возраста продолжительностью 25 минут, для детей старшего дошкольного возраста - 30 минут. Педагогические мероприятия проводит воспитатель.
Программа составлена с учётом интеграции областей по разделам:
- «Ребенок и окружающий мир»
При изображении того или иного предмета или явления дети первоначально его познают, изучают, рассматривают, что характерно для данной области, с другой стороны, формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме отвечает задачам экологического воспитания.
- «Художественная литература»
В большинстве случаев материал для детского творчества черпает основу в художественных произведениях: сказках, стихотворениях, рассказах.
- «Театрализованная деятельность»
Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок; рисование пригласительных билетов; гримирование в рисунке под определенного персонажа.
- «Музыкальное воспитание»
В комплексе с музыкой возможна полная реализация задач художественно – эстетического воспитания, для развития целостности восприятия картины окружающего мира.
Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
Выполнение плана программы кружка «Волшебная кисточка»
Первый этап – создание условий работы кружковой деятельности.
Эстетическая развивающая среда в группе создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:
- внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети;
- световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;
- соответствие возрастным психологическим особенностям детей.
Центр изобразительного творчества (в групповых комнатах)
Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами различных промыслов народов; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей – предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.
Центр «Моя семья» (в групповых комнатах)
Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей, временные тематические фотовыставки, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы сделанные членами семьи.
Второй этап
Организация работы кружка
Кружок «Волшебная кисточка» организуется на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 5 до 7 лет на основании результатов диагностирования и анкетирования родителей.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели.
Содержание кружковой деятельности реализуется на основе:
– программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой;
– методических пособий Т.Н. Дороновой «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»; Т.Н. Дороновой «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности»; К.К. Утробиной «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»; Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»; Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»; Н.В. Дубровской «Рисунки, спрятанные в пальчиках»; Г.Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; А.П. Аверьяновой «Изобразительная деятельность в детском саду»;
–учебного пособия М.О. Рахно «Учимся рисовать»;
– периодических изданий.
Формы работы
Программа предполагает проведение двух педагогических мероприятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности «Волшебная кисточка». Общее количество мероприятий в год – 75. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
1. Групповые педагогические мероприятия
План программы реализуется через кружковую работу. Комплектация групп и продолжительность мероприятий зависит от возрастной категории детей. Педагогические мероприятия проводятся два раза в неделю.
Возраст | Количество детей в группе | Время педагогического мероприятия |
5-6 | 5 | 25 минут |
6-7 | 5 | 30 минут |
Последовательность мероприятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.
Принципы проведения педагогических мероприятий:
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах педагогических мероприятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- цикличность построения педагогических мероприятий – педагогические мероприятия составлены на основе предыдущего мероприятия;
- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Структура педагогического мероприятия
кружка «Волшебная кисточка»
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части педагогического мероприятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Волшебные картинки», слушание песен, (о зиме, о пейзаже о насекомых), слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.
ЧАСТЬ 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего мероприятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
Элементы педагогических мероприятий:
- игры на развитие мышления, воображения, памяти
- Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура), умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).
- рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части педагогического мероприятия - закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце мероприятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На педагогических мероприятиях организуется мини-выставка творческих работ.
В конце года проводится итоговое педагогическое мероприятие с родителями детей.
2. Индивидуальная работа
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику художественного развития. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на педагогических мероприятиях. В процессе индивидуальной работы с детьми разучивают стихи, разгадывают загадки, рисуют орнаменты.
3. Работа с родителями
- Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
- Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
- Анкетирование.
План работы с воспитателями и родителями
Месяц | Темы |
Работа с родителями | |
Сентябрь | Дискуссия «Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его» Семейный конкурс по изготовлению композиций «Осенний калейдоскоп» |
Октябрь | Практикум «Игры с ребёнком в жизни вашей семьи» |
Ноябрь | Совместная постановка сказки «Репка» |
Декабрь | Консультация для родителей «Учить ребёнка чувствовать» |
Январь | Тестирование родителей «Нарисуем свой характер» |
Февраль | Совместная выставка творческих работ детей |
Март | Фотовыставка «Милая мамочка» |
Апрель | Семинар – практикум «Чем мы рисуем» |
Май | Творческий отчёт о работе кружка |
Работа с воспитателями | |
Сентябрь | Педагогическая диагностика ЗУН воспитанников групп (от 4 до 7 лет) по изобразительной деятельности |
Октябрь | Выступление на педсовете о работе кружка |
Ноябрь | Консультация по программе И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
Декабрь | «Неделя творчества» |
Январь | Выпуск новогодней газеты |
Февраль | Семинар-практикум «Применение арт-терапии в образовательном процессе» |
Март | Выпуск праздничной газеты «Для Вас!» |
Апрель | Совместная итоговая выставка |
Методические приёмы
- познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом;
- словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения педагогического мероприятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности);
- подвижные игры – проводятся для смены деятельности на мероприятиях, может и проводится в конце педагогического мероприятия;
- целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим;
- вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения;
- викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала;
- метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам;
- инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения;
- проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей;
- рисование сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов Севера.
- работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организации экскурсий.
Третий этап – Диагностический
Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям дошкольника (тестовый материал)
Срок | Название методики | Цель |
От 5 до 7 | ||
Сентябрь | Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества | Выяснить первоначальные знания и умения детей в изобразительной деятельности |
Апрель | Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества | Определить уровень полученных знаний и умений в кружке |
Май | Портрет художественно-творческого развития детей дошкольного возраста | Выявить уровень художественного развития детей в изобразительной деятельности. |
Уровень подготовки знаний дошкольников
Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества (Т.С.Комарова)
АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Форма:
• 3 балла – передана точно, части предмета расположены, верно, пропорции
соблюдаются, чётко передано движение;
• 2 балла – есть незначительные искажения, движения передано неопределённо;
• 1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция:
• 3 балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
• 2 балла на полосе листа; в соотношении по величине есть незначительные
искажения;
• 1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана неверно.
3. Цвет:
• 3 балла – передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна;
• 2 балла - есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков,
• 1 балл – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна:
• 3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и
фантастические образы;
• 2 балла – справляется при помощи взрослого;
• 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Изобразительные навыки:
- 3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;
- 2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;
- 1 балл – рисует однотипно, материал использует неосознанно.
- Регуляция деятельности:
- 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и
- критично оценивает свою работу;
- 2 балла – эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;
- 1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
- Уровень самостоятельности, творчества:
- 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
- 2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла;
- 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней:
0 – 8 – низкий уровень;
9 - 16 – средний уровень;
17 – 21 – высокий уровень.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Общие показатели развития детского творчества:
• компетентность (эстетическая компетентность);
• творческая активность;
• эмоциональность (возникновение умных эмоций);
• креативность (творческость)
• производительность и свобода поведения;
• инициативность;
• самостоятельность и ответственность;
• способность к самооценке.
Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности:
1. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов развития
творчества.
2. Нахождение адекватных выразительных средств для создания художественного образа.
3. Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с
художественными материалами и инструментами.
4. Индивидуальный «почерк» детской продукции.
5. Самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности.
6. Общая ручная умелость.
Прогнозируемые результаты реализации программы
К концу 1 года обучения дошкольники должны:
- владеть навыками пользования карандашами, кистью, мелками, нетрадиционными художественными материалами, красками «гуашь»;
- уметь смешивать краски на палитре, подбирать сочетание красок для передачи колорита, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- владеть разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
- уметь рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;
- уметь передавать в рисунке своеобразную выразительность образов, оригинальность цветового решения.
К концу 2 года обучения дошкольники должны:
- владеть разными способами работы кистью и другими художественными материалами;
- различать виды изобразительного искусства, высказывать простейшие суждения о картинах;
- передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание разных нетрадиционных изобразительных материалов, свободно пользоваться палитрой;
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием, передавать движение, используя нетрадиционные техники.
Ожидаемые результаты кружковой работы:
- организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;
- тематические выставки в ДОУ;
- участие в городских, районных и окружных выставках и конкурсах в течение года.
Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе кружковой работы, основная задача – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Методическое обеспечение
Перечень основных средств обучения:
- музыкальный центр;
- аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы», «Инструментальная музыка»;
- видеоматериал: «Природа края», «Наш посёлок»;
- ноутбук;
- CD-плеер;
- телевизор.
Наглядный материал:
- альбом «Художники»; альбом «Репродукции известных мастеров кисти»;
- альбом «Рисуйте с нами»;
- игры для восприятия цвета и развития руки;
- ватман; обои;
- фломастеры, восковые мелки, пастель, гелиевые ручки; акварель, гуашь, кисти;
- печати – клише;
- трафареты;
- цветная бумага;
- пластилин;
- «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования:
пробки; палочки (старые стержни) для процарапывания; ватные палочки; поролон; нитки, свечи, вата; коктейльные трубочки;
- художественная литература;
- репродукции картин.
Методическое обеспечение план – программы
- Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001.-264с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 96 с.
- Дрезнина М.Г., Куревина О.А..Навстречу друг другу (Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста)- М., Линка-Пресс,2007-248с.
- Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 32 с.
- Есафьева Г.П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы. / Художник Афоничева Е.А.- Ярославль: Академия развития, 2006.- 80с.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой-М.: ТЦ Сфера, 2004.-128с.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 144 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 208 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 208 с.
- Лыкова И.А. Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
- Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
- Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2010.-128с.
- Пяткова А.В. Изобразительное искусство как средство воспитания эстетического вкуса у детей. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
- Рахно М.О. Учимся рисовать. Книга 1. – Саратов: Издательство «Слово», 1995. – 48 с.
- Рахно М.О. Учимся рисовать. Книга 2. – Саратов: Издательство «Слово», 1995. – 48 с.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаём окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 64 с.
План нагрузки педагогических мероприятий
кружка «Волшебная кисточка»
Возраст детей | Количество детей | Время занятия | Периодичность в неделю | Количество академичес-ких часов в неделю | Количество академичес-ких часов в год |
от 5 до 6 лет | 5 | 25 мин | 1 | 1 | 38 |
от 6 до 7 лет | 5 | 30 мин | 1 | 1 | 37 |
Итого | 2 | 2 | 75 |
Учебно – тематическое планирование педагогических мероприятий
кружка «Волшебная кисточка» для детей от 5 до 6 лет
№ п/п | Тема | Количество занятий | Всего часов (мин) |
Что мы умеем и любим, рисовать? (Педагогическая диагностика) | 1 | 25 мин | |
В гостях у цветных карандашей. Рисование яблока цветными карандашами (с натуры) | 1 | 25 мин | |
Королева Гуашь в гостях у ребят. Рисование цветов астры | 1 | 25 мин | |
Три царевны Гуашевого царства. Ветка рябины (пальчиковое рисование) | 1 | 25 мин | |
Коллективное изготовление коллажа «Лес» | 1 | 25 мин | |
Утята на пруду | 1 | 25 мин | |
Волшебный домик | 1 | 25 мин | |
Точка – основной изобразительный элемент кистевой живописи. Красивые салфетки | 1 | 25 мин | |
Линия - основной изобразительный элемент кистевой живописи. Тучи по небу бежали | 1 | 25 мин | |
Грузовик | 1 | 25 мин | |
Выставка-продажа перчаток | 1 | 25 мин | |
Кошка с воздушными шариками | 1 | 25 мин | |
Рисование по представлению Храбрый петушок | 1 | 25 мин | |
Белянка, которую любили все. Морозные узоры | 1 | 25 мин | |
Зайка серенький стал беленьким | 1 | 25 мин | |
Снеговики в шапочках и шарфиках | 1 | 25 мин | |
Рисование с элементами аппликации. Наша ёлочка | 1 | 25 мин | |
Праздничная ёлочка (поздравительная открытка) | 1 | 25 мин | |
Черепахи | 1 | 25 мин | |
Как розовые яблоки на ветках снегири | 1 | 25 мин | |
Солдат на посту | 1 | 25 мин | |
Весёлые матрёшки (к выставке «Весёлый хоровод») | 1 | 25 мин | |
Сердечная открытка (кляксография) | 1 | 25 мин | |
Портрет папочки | 1 | 25 мин | |
Рисование – экспериментирование «По морям, по волнам…» (с элементами бумажной пластики) | 1 | 25 мин | |
Мимоза (праздничная газета) | 1 | 25 мин | |
Цветик – разноцветик (смешивание цветов) | 1 | 25 мин | |
В морской глубине | 1 | 25 мин | |
Солнечный цвет (рисование-экспериментирование) | 1 | 25 мин | |
Пушистые одуванчики | 1 | 25 мин | |
Ракета в звёздном небе (набрызг) | 1 | 25 мин | |
Бабочки – красавицы (монотипия) | 1 | 25 мин | |
Пасхальное яичко | 1 | 25 мин | |
Радуга-дуга, не давай дождя (дидактическое рисование) | 1 | 25 мин | |
Праздничный день | 1 | 25 мин | |
Что мы умеем и любим, рисовать (педагогическая диагностика) | 2 | 50 мин | |
Здравствуй, лето! (развлечение для детей) | 1 | 25 мин | |
Итого | 38 | 975 мин / 16 часов 15 мин |
Перспективное планирование педагогических мероприятий кружка «Волшебная кисточка» для детей от 5 до 6 лет
Дата проведе-ния мероприя-тия | Название недели
№ недели | Тема педагогического мероприятия Мет. литература | Программное содержание | |||
03.09.2013 | Мониторинг | 2 неделя сентября | Что мы умеем и любим рисовать? | 6, с. 30 | Изучить интересы и возможности детей в рисовании | |
10.09.2013 | Фрукты | 3 неделя сентября | В гостях у цветных карандашей. Рисование яблока цветными карандашами (с натуры) | 6, с. 41 13, с.42 | Выяснить, что знают дети о том, как пользоваться карандашами; установить какие цвета знают. Учить детей изображать половинки яблока цветными карандашами. Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художествен-ного образа. | |
17.09.2013 | Сад | 4 неделя сентября | Королева Гуашь в гостях у ребят. Рисование цветов астры (используя разные оттенки розового цвета) | 6, с. 42, с. 50. 22, с.20 | Вызвать у детей интерес к освоению изобразительного материала – гуаши; побуждать правильно пользоваться кистью. | |
24.09.2013 | Ягоды | 5 неделя сентября | Три царевны Гуашевого царства. Ветка рябины (пальчиковое рисование) | 6, с. 64 3, с. 11 | Подвести детей к пониманию того, что среди всех известных им цветов три являются самыми главными; заинтересовать смешиванием их для получения новых цветов и оттенков. Учить технике пальчикового рисования; закрепить приём вливания одного цвета в другой. | |
01.10.2013 | Лес | 1 неделя октября | Коллективное изготовление коллажа «Лес» | 6, с. 43 | Вызвать у детей интерес к работе с разнообразными материалами в технике коллажа. | |
08.10.2013 | Перелетные птицы | 2 неделя октября | Утята на пруду | 22, с.34 | Учить рисовать утят, плавающих на воде; закреплять навыки рисования тычком. | |
15.10.2013 | Я в мире человек Части тела. Образ Я | Мой дом. Части дома | 3 неделя октября | Волшебный домик | 7, с. 85 | Приобщать детей к дизайн-деятельности по декоративному оформлению сказочного домика. |
22.10.2013 | Мой дом Посуда | 4 неделя октября | Точка – основной изобразительный элемент кистевой живописи. Красивые салфетки | 19, с. 13 13, с.110 | Развивать навыки изображения при помощи точек. Учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы; показывая зависимость орнамента от формы салфетки; развивать чувство цвета и ритма. | |
29.10.2013 | Земля – наш общий дом | Мой посёлок | 5 неделя октября | Линия - основной изобразительный элемент кистевой живописи. Тучи по небу бежали | 19, с. 14 13, с.110 | Развивать навыки изображения при помощи линий. Познакомить с техникой аппликативной мозаики. |
05.11.2013 | Транспорт | Правила дорожного движения | 2 неделя ноября | Грузовик | 1, с.33 | Учить детей передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. |
12.11.2013 | Профессии | 3 неделя ноября | Выставка-продажа перчаток | 6, с. 33 | Учить детей обведению кисти руки и закрашиванию полученного контура в соответствии с личным вкусом и интересом. | |
19.11.2013 | Домашние животные | 4 неделя ноября | Кошка с воздушными шариками | 13, с.122 | Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам литературного произведения. Формировать умение передавать разные формы графическими и аппликативными способами. | |
26.11.2013 | Домашние птицы | 5 неделя ноября | Рисование по представлению Храбрый петушок | 13, с.34 | Учить детей рисовать петушка гуашью, сочетая формы и цвета; совершенствовать технику владения кистью. | |
03.12.2013 | Зима | Неживая природа | 2 неделя ноября | Белянка, которую любили все Морозные узоры | 6, с. 51 13, с.66 | Подвести детей к пониманию того, что благодаря белой краске цвета изменяются, приобретают мягкий оттенок. Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплете-ния. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков голубого цвета. |
10.12.2013 | Дикие животные лесов | 3неделя декабря | Зайка серенький стал беленьким | 13, с.58 | Учить детей видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашью. | |
17.12.2013 | Зимние забавы | 4 неделя декабря | Снеговики в шапочках и шарфиках | 13, с.78 | Учить рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках; показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. | |
24.12.2013 | «Скоро, скоро, Новый Год!» | 5 неделя декабря | Рисование с элементами аппликации. Наша ёлочка | 13, с.74 | Учить детей рисовать новогоднюю ёлку гуашью, передавая особенности её строения и размещения в пространстве. | |
31.12.2013 | Зима | 6 неделя декабря | Праздничная ёлочка (поздравительная открытка) | 13, с.72 | Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного образа (оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен). | |
14.01.2014 | Дикие животные жарких стран | 3 неделя января | Черепахи | 22, с.56 | Учить детей рисовать черепах, используя метод тычка. | |
21.01.2014 | Деревья и кустарники | 4 неделя января | Как розовые яблоки на ветках снегири | 13, с.90 | Учить детей строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы. | |
28.01.2014 | Защитники Отечества | Военные профессии | 5 неделя января | Солдат на посту | 1, с.28 | Учить детей создавать в рисунке образ воина-защитника Отечества, передавая характерные особенности костюма, позы человека. |
04.02.2014 | Народная игрушка | 2 неделя февраля | Весёлые матрёшки (к выставке «Весёлый хоровод») | 13, с.106 | Учить рисовать матрёшку с натуры, передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды». | |
11.02.2014 | 3 неделя февраля | Сердечная открытка (кляксография) | 3, с. 11 | Познакомить детей со способом изображения –кляксографией, показать её выразительные возможности. | ||
18.02.2014 | Защитники Отечества | 4 неделя февраля | Портрет папочки | 6, с. 69 | Познакомить с жанром изобразитель-ного искусства – портретом. | |
25.02.2014 | Военная техника | 5 неделя февраля | Рисование – эксперименти-рование «По морям, по волнам…» (с элементами бумажной пластики) | 14, с.172 -174 | Создать условия дляэкспериментирования с разными художественными материалами и инструментами; показать разные варианты интеграции рисования и аппликации. | |
04.03.2014 | Весна | Мамы всякие нужны, мамы всякие важны! | 2 неделя марта | Мимоза (праздничная газета) | 22, с.37 | Учить рисовать цветы; совершенствовать технику рисования тычком. |
11.03.2014 | Растительный мир | 3 неделя марта | Цветик – разноцветик (смешивание цветов) | 3, с. 22 | Расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения. | |
18.03.2014 | Обитатели водоемов | 4 неделя марта | В морской глубине | 1, с.30 8, с. 21 | Учить изображать осьминогов путём линейного контура ладони; учить работать цветными восковыми мелками. | |
25.03.2014 | 5 неделя марта | Солнечный цвет (рисование-эксперименти-рование) | 14, с.172 -174 | Вызвать интерес к эксперименталь-ному освоению цвета; расширить цветовую палитру – показать способы получения «солнечных» оттенков. | ||
01.04.2014 | Первоцветы | 1 неделя апреля | Пушистые одуванчики | 22, с.19 | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы. | |
08.04.2014 | Космос | 2 неделя апреля | Ракета в звёздном небе (набрызг) | 10, с. 69 | Учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг. | |
15.04.2014 | Насекомые | 3 неделя апреля | Бабочки – красавицы (монотипия) | 10, с. 53 | Познакомить с техникой монотипии, печатью ладошкой и кулачком. | |
22.04.2014 | Народные праздники | 4 неделя апреля | Пасхальное яичко | 1с, с.39 | Учить создавать орнамент на бумаге, вырезанной в форме яйца; закреплять навыки рисования пальчиками. | |
| 2 неделя мая | Радуга-дуга, не давай дождя (дидактическое рисование) | 14, с.136 | Формировать знания по цветоведению; учить самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами. | ||
06.05.2014 | День Победы | 2 неделя мая | Праздничный день | 1, с.31 20, с. 3 | Учить детей передавать в рисунке праздничную атмосферу; располагать изображение по всему листу; ввести понятие «перспектива». | |
13.05.2014 | Мониторинг | 3 неделя мая | Что мы умеем и любим, рисовать (педагогическая диагностика) | Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. | ||
20.05.2014 | 4 неделя мая | |||||
27.05.2014 | «Ах, лето!» | 5 неделя мая | Здравствуй, лето! (развлечение для детей) | 12, с.78 | Обобщить и систематизиро-вать знания детей по изобразительной грамотности; инициировать поиск адекватных изобразительно-выразительных средств. |
Учебно – тематическое планирование педагогических мероприятий
кружка «Волшебная кисточка» для детей от 6 до 7 лет
№ п/п | Тема | Количество занятий | Всего часов (мин) |
Педагогическая диагностика | 1 | 30 мин | |
Королева Гуашь в гостях у ребят. Загадки с грядки | 1 | 30 мин | |
Три царевны Гуашевого царства В садах созрели яблоки | 1 | 30 мин | |
Точка – основной изобразительный элемент кистевой живописи. Черешня | 1 | 30 мин | |
Симметрия Осенние листья (рисование с натуры) | 1 | 30 мин | |
Перспектива Коллективная композиция «Летят перелётные птицы» | 1 | 30 мин | |
Светотень. Необычная посуда (оттиск пробкой, печатками из ластика) | 1 | 30 мин | |
Композиция. Домик с трубой и сказочный дым (рисование-фантазирование) | 1 | 30 мин | |
Деревья смотрят в речку (рисование в технике «по мокрому») | 1 | 30 мин | |
Машины на улицах посёлка (коллективная композиция) | 1 | 30 мин | |
Линия - основной изобразительный элемент кистевой живописи. Профессии, которые мне нравятся | 1 | 30 мин | |
Пейзаж. Разговорчивый родник (рисование пастелью) | 1 | 30 мин | |
Выставка котят (тычок жёсткой полусухой кистью) | 1 | 30 мин | |
Белянка, которую любили все Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы | 2 | 60 мин | |
Беляночка и её подружка Синяя краска (экспериментирование) Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы | |||
Весело качусь я под гору в сугроб | 1 | 30 мин | |
Рисование с натуры «Еловые веточки (зимний венок)» | 1 | 30 мин | |
Совы (тычок жёсткой полусухой кистью) | 1 | 30 мин | |
Верблюд в пустыне («расчёсывание» краски) | 1 | 30 мин | |
Колорит. Дремлет лес под сказку сна | 1 | 30 мин | |
Звонкие колокольчики (лепка из солёного теста) | 1 | 30 мин | |
Звонкие колокольчики. Оформление лепных поделок | 1 | 30 мин | |
Рисование – экспериментирование «Море» Кораблики в море (техника «Знакомая форма – новый образ») | 1 | 30 мин | |
Папин портрет (рисование с опорой на фотографию) | 1 | 30 мин | |
Волшебные снежинки (краски зимы) | 1 | 30 мин | |
Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас) | 1 | 30 мин | |
Фантастические цветы (рисование по замыслу) | 1 | 30 мин | |
Рыбки играют, рыбки сверкают (узор на вырезанном силуэте). | 1 | 30 мин | |
Весеннее небо (рисование в технике по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка) | 1 | 30 мин | |
Расцвели одуванчики | 1 | 30 мин | |
Волшебная сила чёрной краски Космический пейзаж (граттаж) | 1 | 30 мин | |
Паук в паутине (обрывание бумаги) | 1 | 30 мин | |
Чудо-писанки (рисование на объёмной форме (скорлупе яйца)) | 1 | 30 мин | |
Праздничный салют (проступающий рисунок) | 1 | 30 мин | |
Что мы умеем и любим, рисовать (педагогическая диагностика) | 2 | 60 мин | |
Сделаем мир цветным (досуг для детей) | 1 | 30 мин | |
Итого | 37 | 1110 мин / 18 часов 30 мин |
Перспективное планирование педагогических мероприятий
кружка «Волшебная кисточка» для детей от 6 до 7 лет
Дата проведе-ния мероприя-тия | Название недели
№ недели | Тема педагогического мероприятия Мет. литература | Программное содержание | |||
05.09.2013 | Осень Осень | Мониторинг | 2 неделя сентября | Педагогическая диагностика | 5, с. 30 | Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности |
12.09.2013 | Фрукты. Овощи | 3 неделя сентября | Королева Гуашь в гостях у ребят. Загадки с грядки | 6, с. 42 5, с. 31 14, с.44 | Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. | |
19.09.2013 | Сад | 4 неделя сентября | Три царевны Гуашевого царства В садах созрели яблоки | 6, с. 64 22, с.31 | Заинтересовать детей смешиванием красок для получения новых цветов и оттенков. Учить детей наносить один слой краски на другой методом тычка. | |
26.09.2013 | Ягоды | 5 неделя сентября | Точка – основной изобразитель-ный элемент кистевой живописи. Черешня | 19, с. 13 22, с.40 | Развивать навыки изображения при помощи точек. Учить рисовать ягоды методом тычка. | |
03.10.2013 | Лес | 1 неделя октября | Симметрия Осенние листья (рисование с натуры) | 20, с. 6 14, с.50 | Формировать представления детей об оси симметрии предметов. Познакомить с техникой отпечатки листьев. | |
10.10.2013 | Перелетные птицы | 2 неделя октября | Перспектива Коллективная композиция «Летят перелётные птицы» | 20, с. 3 15, с.62 | Формировать представления детей о законах перспективы. | |
17.10.2013 | Я в мире человек Образ Я | Мой дом. Посуда | 3 неделя октября | Светотень Необычная посуда (оттиск пробкой, печатками из ластика) | 20, с. 8 10, с. 120 | Формировать представления детей о светотени предметов. Упражнять в комбинировании различных техник. |
24.10.2013 | Мой дом Части дома | 4 неделя октября | Композиция Домик с трубой и сказочный дым (рисование-фантазирование) | 20, с. 10 15, с.120 | Формировать представления детей о композиции. Учить создавать фантазийные образы. | |
31.10.2013 | Земля – наш общий дом | Мой посёлок | 5 неделя октября | Деревья смотрят в речку (рисование в технике «по мокрому») | 15, с.56 | Познакомить детей с техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки). |
07.11.2013 | Транспорт | Правила дорожного движения | 2 неделя ноября | Машины на улицах посёлка (коллективная композиция) | 14, с.36 | Формировать композиционные умения; совершенствовать изобразительные навыки. |
14.11.2013 | Профессии | 3 неделя ноября | Линия - основной изобразитель-ный элемент кистевой живописи. Профессии, которые мне нравятся | 19, с. 14 10, с. 96 | Развивать навыки изображения при помощи линий. Учить отражать в рисунке выразительность внешнего вида людей различных профессий. | |
21.11.2013 | Осень | Неживая природа | 4 неделя ноября | Пейзаж. Разговорчивый родник (рисование пастелью) | 15, с.86 | Познакомить детей с новым художественным материалом – пастелью; показать приёмы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушёвка). |
28.11.2013 | Домашние животные | 5 неделя ноября | Выставка котят (тычок жёсткой полусухой кистью) | 22, с.23 | Закреплять умения детей рисовать методом тычка жёсткой полусухой кистью. | |
05.12.2013 | Зима | Неживая природа | 2 неделя ноября | Белянка, которую любили все Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы Беляночка и её подружка Синяя краска (рисование-эксперименти-рование) | 5, с. 46 3, с. 53 6, с. 52 | Подвести детей к пониманию того, что благодаря белой краске цвета изменяются, приобретают мягкий оттенок. Формировать понятие о витраже и технике его выполнения. Заинтересовать детей в получении голубого, синего, фиолетового тона. |
12.12.2013 | 3неделя декабря | |||||
19.12.2013 | Зимние забавы | 4 неделя декабря | Весело качусь я под гору в сугроб | 14, с.117 | Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Расширить возможности применения обрывной аппликации. | |
26.12.2013 | «Скоро, скоро, Новый Год!» | 5 неделя декабря | Рисование с натуры «Еловые веточки (зимний венок)» | 14, с.100 | Учить рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве. | |
09.01.2014 | Дикие птицы лесов | 2 неделя января | Совы (тычок жёсткой полусухой кистью) | 22, с.53 | Закреплять умения детей рисовать методом тычка жёсткой полусухой кистью. | |
16.01.2014 | Дикие животные жарких стран | 3 неделя января | Верблюд в пустыне («расчёсывание» краски) | 4, с. 11 | Ознакомить детей с новым приёмом рисования «расчёсывание» краски. | |
23.01.2014 | Зима | Деревья и кустарники | 4 неделя января | Колорит Дремлет лес под сказку сна | 20, с. 14 15, с.98 | Формировать у детей понятие о «колорите». Побуждать детей к поиску оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. |
30.01.2014 | Народная игрушка | 5 неделя января | Звонкие колокольчики (лепка из солёного теста) | 14, с.104 | Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста; совершенствовать изобразительную технику. Ознакомить с приёмами оформления лепной фигуры- выкладывание орнамента из бусин, пуговиц, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. | |
06.02.2014 | 2 неделя февраля | Звонкие колокольчики. Оформление лепных поделок | ||||
13.02.2014 | Защитники Отечества | Военная техника | 3 неделя февраля | Рисование – эксперименти-рование «Море» Кораблики в море (техника «Знакомая форма – новый образ») | 14, с.172 10, с. 47 | Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Учить рисовать корабли, используя в качестве шаблона ступню. |
20.02.2014 | Я в мире человек Образ Я | 4 неделя февраля | Папин портрет (рисование с опорой на фотографию) | 14, с.136 | Учить рисовать мужской портрет, передавая особенности внешнего вида, характер и настроение человека. | |
27.02.2014 | Зима | Неживая природа | 5 неделя февраля | Волшебные снежинки (краски зимы) | 14, с.94 | Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём наращивания элементов по концентрическим кругам. |
06.03.2014 | Весна | Мамы всякие нужны, мамы всякие важны! | 2 неделя марта | Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас) | 15, с.152 | Учить рисовать парный портрет. |
13.03.2014 | Растительный мир | 3 неделя марта | Фантастические цветы (рисование по замыслу) | 14, с.132 | Познакомить детей с приёмами видоизменения и декорирования лепестков с целью создания ориги-нальных образов. | |
20.03.2014 | Обитатели водоемов | 4 неделя марта | Рыбки играют, рыбки сверкают (узор на вырезанном силуэте). | 15, с.134 | Вызвать интерес к изображению рыбок в реке комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте). | |
27.03.2014 | Неживая природа | 5 неделя марта | Весеннее небо (рисование в технике по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка) | 14, с.168 | Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому» | |
03.04.2014 | Первоцветы | 1 неделя апреля | Расцвели одуванчики | 22, с.29 8, с.9 | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы. | |
10.04.2014 | Космос | 2 неделя апреля | Волшебная сила чёрной краски Космический пейзаж (граттаж) | 5, с. 57 4, с. 45 | Научить новому способу получения изображения –граттажу; формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов. | |
17.04.2014 | Насекомые | 3 неделя апреля | Паук в паутине (обрывание бумаги) | 10, с. 115 | Учить технике обрывания бумаги; познакомить с техникой рисования фломастером. | |
24.04.2014 | Народные праздники | 4 неделя апреля | Чудо-писанки (рисование на объёмной форме (скорлупе яйца)) | 15, с.166 | Учить рисовать на объёмной форме. | |
08.05.2014 | День Победы | 2 неделя мая | Праздничный салют (проступающий рисунок) | 3, с. 48 | Познакомить детей с техникой проступающего рисунка. | |
15.05.2014 | Мониторинг | 3 неделя мая | Что мы умеем и любим, рисовать (педагогическая диагностика) | Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. | ||
22.05.2014 | 4 неделя мая | |||||
29.05.2014 | «Ах, лето!» | 5 неделя мая | Сделаем мир цветным (досуг для детей) | 12, с.127 | Обобщить и систематизировать знания детей по изобразительной грамотности. |
Диагностическая карта
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Технические навыки | Точность движений | Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.) | Наличие замысла | Проявление самостоятельности | Отношение к рисованию | Речь в процессе рисования | |||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
н- начало уч. года к – конец уч. года |
Содержание программы кружка «Волшебная кисточка»
Структура построения разделов связана с тематическим планированием ДОУ
Блоки | Старшая группа | Подготовительная группа |
1 | 2 | 3 |
1. Растения, явления природы | 1.Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзаж, развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение переданные художником в картине. 2. Учить передавать в рисунке колорит пейзажа разных времен года, погоды. 3.Помочь в овладении способами изображения предметов в сюжетном изображении, в сюжетном рисунке на широкой полосе земли вблизи и в отдалении. 4.Формировать умение использовать в сюжетных рисунках рациональные способы рисования однородных предметов (деревьев). 5.Учить различать разные оттенки цветов по степени яркости. | 1.Познакомить детей с одним из жанров живописи – пейзаж, развивать умение замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение переданные художником в картине. 2. Учить передавать в рисунке колорит пейзажа разных времен года, погоды. 3.Учить передавать характерные особенности кустов, деревьев разных пород: березы, тополя, рябины, осины, ели и др. 4.Учить использовать несколько цветов красок при изображении вечернего или утреннего неба, земли, снега, листвы путем размыва и смешивания красок. 5.Развивать умение различать в оттенках цвета и его составные: желто-зеленый, красно-оранжевый. |
6.Учить использовать разные приемы рисования как традиционного, так и нетрадиционного. Учить передавать особенности живого дерева, явления природы. 7.Развивать творческие способности детей, учить делать дополнения в рисунках, расширять их содержание на основе имеющихся представлений и ранее освоенных умений, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему. | ||
2. Животные | 1.Формировать умения замечать характерные особенности разных животных и отражать их в рисунке. 2.Учить придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу. 3. Научить детей характерно изображать шерсть, оперение различными приемами, как традиционной техники рисования, так и нетрадиционной. 5.Развивать посредством осязания ощущение формы. 6.Научиться воплощаться в образ формы. 7.Формировать навык модульного рисования при передаче образа животных, птиц. 8.Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы сходны по строению, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей. 9.Формировать умения передавать в рисунке характерные особенности разных птиц. | |
3. Я в мире человек | 1. Дать представление о модульном изображении человека | |
2.Познакомить с одним из жанров живописи – портретом. 3.Учить изображать человека в разной одежде, передавать движения человека; использовать схемы («палочные человечки») для передачи движения. 4.Формировать умение передать в рисунке настроение и выражение лица. 5.Продолжать развивать композиционные умения. 6.Учить использовать разный нажим карандаша для получения разного по интенсивности цвета. | 2.Учить предавать в портрете характер, душевные качества, настроение. 3.Помочть овладеть композиционными умениями построения сюжетных рисунков: - изображать место действия, располагая предметы на широкой полосе земли, удаленные предметы рисовать меньшей величины; - показывать взаимосвязь персонажей через их расположение относительно друг друга и передачу движений; - передавать время года и суток через определенный колорит; - придавать выразительность образам через передачу характерной формы, подбор цвета. | |
4. Мой дом | 1.Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения. 2.Учить изображать разные по архитектуре здания, используя способ моделирования. 3.Учить располагать разные по величине и форме здания и транспортные средства в сюжетном рисунке на широкой полосе земли вблизи и в отдалении, слегка загораживая один предмет другим, а также понимать условные обозначения зданий и автомобилей и располагать предметы на рисунке согласно предложенной схеме. 4.Развивать аналитико-синтетические способности детей: умение оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными в начале занятия задачами. 5.Воспитавыть умение использовать разный нажим карандаша при закрашивании изображений, рисовании контуров предметов, набросков. | |
6.Учить самостоятельно, изображать дома разной архитектуры на основе приобретенных умений и знаний. 7.Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции). | 6.Дать некоторые представления о работе архитекторов. Познакомить через иллюстративный материал с архитектурой известных зданий и архитектурными деталями. 7.Учить детей придумывать свои проекты сказочных дворцов, замков, богато украшать их деталями (шпили, флюгера, фонтаны, башенки, арки и др.) | |
5. Транспорт | 1.Формировать представления о различных видах транспорта (наземный, воздушный, водный). 2.Формировать умения изображать различные виды транспорта. 3.Учить композиции в сюжетном рисунке, расположению персонажей и предметов на всем листе, одной линии, широкой полосе, располагая их ближе или дальше. | |
4. Учить наносить легкий контур карандашом. 5. Учить разбавлять акварель в палитре водой, получая краску нужной плотности | 4.Учить выделять в рисунке главное и существенное цветом, формой, расположением на листе, величиной изображаемого. 5. Учить изображать предметы с натуры и по схеме, обогащая рисунок деталями. 6. Учить основам стилизации | |
6. Итоговые мероприятия , повторение, закрепление изученного | 1.Формировать эмоциональную отзывчивость. 2.Учить детей видеть целый художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств, колористической композиционной и смысловой трактовке. 3.Проводить мини-спектакли, развлечения для создания у детей праздничного настроения. 4.Развивать абстрактно - образное мышление, творческое воображение, целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона, видеть образ в пятне, абстрактном рисунке. 5. Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных, явлений природы в эмоциональном характерном нанесении линий, пятен на лист. 6.Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках, рисунках. 7.Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем решении, освободиться от негативного воздействия информационной среды, «перестроить на игровом уровне» болезненное состояние духа. |
Основные требования к уровню подготовки детей
Воспитанник должен | Базовая программа | Компонент ДОУ | Национально-региональный компонент |
Знать | Различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, нетрадиционные виды рисования. | Теплые и холодные оттенки | Особенности внешнего вида животных Ханты-Мансийского автономного округа, одежды коренных жителей, сочетания цветов орнамента; персонажей сказок. |
Уметь | 1.Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства. 2.Самостоятельно, активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства. 3.Выделять особенности предмета; передавать в рисунке его форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию 4.Размещать изображение на листе, соблюдая перспективу (близко, далеко). 5.Передавать движения животных, людей. 6.Соединять в одном рисунке разные материалы, техники для создания выразительного образа. 7.Создавать фон для изображаемой картины различными способами. 8.Определять названия цветов, различных оттенков. 9.Смешивать краски, получая различные оттенки и использовать их в рисунке. | 1.Использовать в рисунках различные техники (по мокрому, монотипия, пальцевая живопись, граттаж и т.д.). 2.Использовать различные материалы (гелиевые ручки, гуашь, зубные щетки, поролоновые губки и т.д.). 3.Использоваь в рисунке теплые и холодные оттенки, определенную цветовую гамму в соответствии с настроением, временем года, суток. 4.Рисовать самостоятельно, опираясь на схемы. 5.Стилизовывать предметы, приукрашивая и обобщая особенности предметов. 6.Создавать мультипликационных героев. 7.Преобразовывать простые предметы (линии и др.) в определенные образы. 8.Передавать абстрактные понятия с помощью определенных форм, линий. | 1.Передавать особенности внешнего вида животных в рисунке. 2.Передавать особенности строения растительности и сезонные изменения в природе в рисунке. 3.Рисовать дома, улицы, опираясь на особенности архитектуры. |
Список
детей, посещающих кружок «Волшебная кисточка»
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка |
от 5 до 6 лет | |
Евстратов Никита | |
Невзоров Игорь | |
Нигматуллина Ангелина | |
Скоробогатов Данил | |
от 5 до 7 лет | |
1 | Аскарова Валерия |
2 | Богович Лейла |
3 | Василенко Василина |
4 | Зайцева Лидия |
5 | Каримова Азалия |
6 | Мастяев Никита |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"
Перспективное планирование занятий по рисованию на учебный год....
Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"
В программе представлены занятия по изобразительной деятельности для кружка (декоративное рисование, пластилинография, тестопластика, декупаж, оригами и другие)...
Программа кружка по изобразительной деятельности "Волшебная шкатулка"
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные способы изобразительной деятельности....
Методическое обеспечение рабочей программы. План работы по Основам Безопасности Жизнедеятельности в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью ...
Программа кружка "мастерская чудес" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для. детей с ТНР
Программа расчитана на 1 год для детей 6-7 лет. Образовательная область "художественно - эстетическое развитие" (конструирование из бумаги) . В программе прописаны цели, задачи, ...
Рабочая программа по освоению детьми четвёртого - пятого года жизни группы общеразвивающей направленности основной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа по освоению детьми четвёртого - пятого года жизни группы общеразвивающей направленности основной образовательной программы дошкольного образования2023 -2024...
Рабочая программа по освоению детьми шестого – седьмого года жизни группы общеразвивающей направленности основной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа по освоению детьми шестого – седьмого года жизни группы общеразвивающей направленности основной образовательной программыдошкольного образования2023 -2024...