Самообразование "Золотая хохлома"
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа)

Гневашова Юлия Николаевна

Самообразование "Золотая хохлома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_hohloma.docx243.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Ягодка»

ИНН 5250021570 КПП 525001001  БИК 042202001 ОГРН 1025201989955

ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл.

г.Н.Новгород лиц. счёт 40701810022021000044

607651 Нижегородская область, г. Кстово, ул. Школьная, д. 15-а

тел. (83145) 7-59-13, 7-49-13

сайт: http://yagodka17.caduk.ru/ e-mail: elochka_6@mail.ru

Рассмотрена на заседании                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета                                                               Заведующий МБДОУ д/с №17

МБДОУ д/с № 17                                                                                                  Вахромова Е.Н.

«__» _____ 2017г. протокол № ___                                   Приказ № _____ от ________2017 г.

 

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

Гневашовой Юлии Николаевны

на тему: «Эстетическое воспитание детей подготовительной группы посредством хохломской росписи»

воспитателя подготовительной группы

на 2019-2020 г.

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

I этап. Самосознание

Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других коллег.

II этап. Планирование        

  • Выбирается тема по самообразованию: «Эстетическое воспитание детей подготовительной группы посредством хохломской росписи».

Актуальность выбранной темы:

Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало внимания знакомству детей с видами декоративно-прикладного искусства.

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым ребенку нужно научиться правильно пользоваться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Это и стало целью моей работы - выявить возможности ознакомления детей дошкольного возраста с видом изобразительного искусства – хохломская роспись.

III этап. Реализация

IV этап. Анализ результатов


План по самообразованию на 2019-2020год                                                                                

Тема: «Эстетическое воспитание детей подготовительной группы посредством хохломской росписи».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Дата

Цель

Содержание работы

Форма представление результата

Сентябрь

Освоить теоретические основы художественных промыслов.

Подбор литературы.

Выписки из литературы.

Список используемой литературы.

Октябрь

Осознать необходимость развития творческих способностей детей.

Проведение наблюдения и выявление уровня развития художественного творчества детей в ходе применения специальных словесных дидактических игр.

Диагностические карты.

Ноябрь

Освоить поэтапные техники рисования и применять их в работе с детьми.

Подготовка и проведение занятия по рисованию - Рисование элемента    « травка» (кистью):  «Украсим матрёшке сарафан».

Конспект занятия.

Декабрь

Проанализировать проделанную работу, сделать необходимые выводы, скорректировать дальнейшую работу.

Подготовка и проведение мастер – класса для педагогов по теме «Роспись хохломской посуды»

Конспект мастер-класса.

Январь

Продолжать обогащать развивающую среду для художественного творчества.

Формирование картотеки «Игры на развитие изобразительных навыков посредством хохломской росписи», Организация мини-музея изделий народных промыслов. Формирование партнерских отношений с родителями

Наличие картотеки, наглядного материала.

Наличие консультации «Знакомим детей с хохломской росписью».

Февраль

Понять важность предметно-пространственной среды для развития художественного творчества детей.

Продолжать формирование картотеки «Игры на развитие изобразительных навыков посредством хохломской росписи». Подготовка информации для родителей.

Наличие картотеки.

Информация для родителей на тему: «Радость сотворчества».

Март

Создать условия для совместной с родителями работы по развитию художественного творчества детей группы.

Беседы с родителями. Анкетирование родителей.

Анкета для родителей по теме: «Золотая хохлома».

Апрель

Убедиться в эффективности проделанной работы.

Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня развития детей на конец учебного года.

Диагностические карты.

Май

Представить коллегам результаты работы по освоению художественного творчества у детей.

Подготовка презентации проекта «Золотая хохлома».

Презентация проекта


ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ подготовительной группы

№ п/п

Месяц

Вид детской деятельности

Тема

Программное содержание

1

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Предварительная работа.

Рассматривание изделий

народного творчества

Продолжать знакомить с произведениями народного творчества, его особенностями.

2

Ознакомление с окружающим.

Беседа.

 «История возникновения хохломской росписи».

Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе. Познакомиться с хохломской росписью.  Рассмотреть хохломскую посуду.

3

Дидактическая игра.

«Найди лишнее» «Найди пару»

-Учить находить предметы определенного помысла. Развивать внимательно, речь, наблюдательность.

-Закрепить представления и сравнить их между собой, пользуясь настоящими названием. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции. Воспитывать интерес к росписи.

4

Ознакомление с окружающим. Виртуальная экскурсия.

«Золотая хохлома»

Обобщить и расширить знания детей о Хохломской росписи.Учить рассматривать новые цветовые фрагменты, элементы. Закрепить технику рисования травинок, ресничек, завитков, усиков.

5

Осенний праздник

«Осенняя ярмарка»

Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры; разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни.

6

СР игра.

«Художественный салон»

Учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь – описание, различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, его характерных признаках.

7

Рисование

«Украсим матрёшке сарафан».

Продолжать учить рисовать отдельные элементы. Развивать технику рисования - нажим на кисть, поворот кисти руки. Учить составлять композицию используя характерные элементы

8

Лепка.

Элемент хохломской росписи «смородина»

Продолжаем знакомство с хохломской росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных узоров.

9

Декоративное рисование.

«Роспись хохломским узором ложки»

продолжаем знакомство с хохломской росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных узоров. Задачи: продолжать учить детей называть элементы росписи: капельки, завитки, ягоды, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы.

10

Чтение художественной литературы.

Чтение книги Н. Бедник «Хохлома» (о главной особенности хохломской росписи).

Расширять представления детей о народном промысле.

11

Ознакомление с окружающим. Беседа.

«Знакомство с искусством»

Дать детям представление о предметах декоративно прикладного искусства, о роли художника, о видах народного искусства: хохломского, жестового, городецкого, резьба по дереву. Познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией.

12

Декоративное рисование.

«Роспись «Блюдо».

Продолжать учить рисовать одним движением руки в зависимости от формы. Формировать умение располагать узор по всему предмету. Развивать умение дорисовывать знакомые элементы, повторяя их в композиции.

13

Декоративное рисование.

Подарок для любимой мамы «Разделочная доска».

Учить составлять декоративные композиции -располагать элементы, подбирая их по цвету, на разнообразных силуэтах в стиле хохломской росписи. Развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность творчества.

14

Чтение художественной литературы.

Чтение стихотворений
о «Хохломе»

Расширять знания детей о народном промысле, старинной русской игрушке, возникшей в достопамятные времена.

15

Дидактическая игра.

«Узнай элементы узора».

Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи, учить вычислять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

16

Коллективная работа.
Декоративное рисование.

«Узор на вазе»

Продолжать учить детей составлять хохломской узор, украшать и высокие изделия. Ввести в узор новые элементы- ягоды, листья смородины, рябины. Закрепить умение о колорите хохломской росписи.

17

Декоративное рисование.

«Ягоды».

Упражнять детей рисованию ягод разных видов. Сформировать умение детей рисовать ягоды спичкой, концом кисти. Вызвать интерес к росписи. Закрепить навык умения рисования ягод гроздью кистью

18

Декоративное рисование.

«Хохломские ложки».

Расширять знания детей новой композиции хохломского узора- учить изображать ветки с я годамиВвести в узор новые элементы- ягоды клубники, малины, крыжовника. Учить рисовать узоры на разных фонах- красном, черном, желтом. В соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски и узора

19

Аппликация

«Составь хохломской узор» 

Закрепить умения детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осечки», «травинки», «трилистники», «капельки». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.

20

Дидактическая игра.

 «Угадай и расскажи».

Закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно – прикладного искусства. Закрепить умение узнавать игрушки по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора. Развивать эстетический вкус.

21

Ознакомление с окружающим. Беседа.

«Золотые мастера»

Продолжать знакомиться с мастерами Хохломы. Уточнить знания детей об истории Хохломы. Воспитывать заботливые отношения к людям, принимавших участие в создании предметов.

22

Дидактическая игра.

«Продолжи рисунок»

Уточнять знания о промысле, характерных признаках, традициях.

23

Декоративное рисование.

«Хохломские ковши-птицы»

Учить составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, пользуясь знанием, умением, опят. Согласовывать композицию узора, с формой изделия, его частей (голова хвост) заполни узорами большую часть ковша. Выполнять узор в определенной последовательности (ветки, крупные элементы, травка). Рисовать концом кисти, ветки, завитки, «травку»

24

Пластилинография

Пластилиновое панно.

Продолжать учить использовать пластилин в изготовление панно. Учить передавать элементы с натурального предмета. Развивать чувство цвета, художественный вкус. 

25

Декоративное рисование.

Рисование натуральных предметов

Продолжать учить выполнять узор с натуры в стиле народной хохломской росписи, передавая её колорит, элементы; закреплять умение строить узор.


ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ подготовительной группы

№ п/п

Месяц

Вид деятельности

Тема

Программное содержание

1

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Русское народное декоративно – прикладное творчество в жизни ребенка»

Познакомиться с опытом семейного воспитания для оптимизации совместной работы с родителями для развития детей, используя декоративно - прикладное искусство; вызвать интерес к русскому народному творчеству нашей страны.

2

Октябрь

Информация для родителей

«Золотая хохлома».

Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Золотая хохлома».

3

Ноябрь

Анкетирование родителей

«Нужна ли в наше время хохлома?»

Привлекать родителей к сбору материалов о хохломе

4

Декабрь

Привлечение родителей

Мини-музей «Хохлома»

Привлечь родителей в создании мини - музея в группе

5

Январь

Консультация для родителей

«Знакомство детей с хохломской росписью»

Ознакомление родителей с хохломской росписью, её происхождением, сформировать интерес к данному виду искусства.

6

Февраль

Привлечение родителей

«Хохломских дел мастера»

Предложить родителям расписать доски и ложки в стиле хохломской росписи вместо со своими детьми.

7

Март

Утренник

«Мамин день»

Участие родителей к подготовке утреннику, посвященному женскому дню 8 Марта

8

Апрель

Консультация для родителей

«Творчество в детском возрасте».

Ознакомление родителей с задачей развития творческих способностей ребенка, способствующих формированию творческой личности.

9

Май

Папка-передвижка

«Роль рисования в приобщении детей к народной культуре».

Познакомить родителей с простыми элементами росписи; расширить кругозор посредством ознакомления с хохломской росписью, народным декоративным промыслом.


Используемая литература:

1. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л.В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез».

2. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А.А. - Москва 2011 г.

3. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П. – Москва 1972 г.

4. «Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.

5. «Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г.

6. «Росписи Хохломы» - М.: Детская литература, 1991г. Жегалова С. К.

7. «Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М.: Мозаика – Синтез, 2002 г

8. Интернет ресурсы: nsportal. ru

9. Интернет http://allforchildren.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа

В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс ....

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...