Самообразование "Золотая хохлома"
учебно-методический материал по рисованию (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Ягодка» ИНН 5250021570 КПП 525001001 БИК 042202001 ОГРН 1025201989955 ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл. г.Н.Новгород лиц. счёт 40701810022021000044 607651 Нижегородская область, г. Кстово, ул. Школьная, д. 15-а тел. (83145) 7-59-13, 7-49-13 сайт: http://yagodka17.caduk.ru/ e-mail: elochka_6@mail.ru |
Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДАЮ
педагогического совета Заведующий МБДОУ д/с №17
МБДОУ д/с № 17 Вахромова Е.Н.
«__» _____ 2017г. протокол № ___ Приказ № _____ от ________2017 г.
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
Гневашовой Юлии Николаевны
на тему: «Эстетическое воспитание детей подготовительной группы посредством хохломской росписи»
воспитателя подготовительной группы
на 2019-2020 г.
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ
I этап. Самосознание
Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других коллег.
II этап. Планирование
- Выбирается тема по самообразованию: «Эстетическое воспитание детей подготовительной группы посредством хохломской росписи».
Актуальность выбранной темы:
Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало внимания знакомству детей с видами декоративно-прикладного искусства.
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым ребенку нужно научиться правильно пользоваться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Это и стало целью моей работы - выявить возможности ознакомления детей дошкольного возраста с видом изобразительного искусства – хохломская роспись.
III этап. Реализация
IV этап. Анализ результатов
План по самообразованию на 2019-2020год
Тема: «Эстетическое воспитание детей подготовительной группы посредством хохломской росписи».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Дата | Цель | Содержание работы | Форма представление результата |
Сентябрь | Освоить теоретические основы художественных промыслов. | Подбор литературы. | Выписки из литературы. Список используемой литературы. |
Октябрь | Осознать необходимость развития творческих способностей детей. | Проведение наблюдения и выявление уровня развития художественного творчества детей в ходе применения специальных словесных дидактических игр. | Диагностические карты. |
Ноябрь | Освоить поэтапные техники рисования и применять их в работе с детьми. | Подготовка и проведение занятия по рисованию - Рисование элемента « травка» (кистью): «Украсим матрёшке сарафан». | Конспект занятия. |
Декабрь | Проанализировать проделанную работу, сделать необходимые выводы, скорректировать дальнейшую работу. | Подготовка и проведение мастер – класса для педагогов по теме «Роспись хохломской посуды» | Конспект мастер-класса. |
Январь | Продолжать обогащать развивающую среду для художественного творчества. | Формирование картотеки «Игры на развитие изобразительных навыков посредством хохломской росписи», Организация мини-музея изделий народных промыслов. Формирование партнерских отношений с родителями | Наличие картотеки, наглядного материала. Наличие консультации «Знакомим детей с хохломской росписью». |
Февраль | Понять важность предметно-пространственной среды для развития художественного творчества детей. | Продолжать формирование картотеки «Игры на развитие изобразительных навыков посредством хохломской росписи». Подготовка информации для родителей. | Наличие картотеки. Информация для родителей на тему: «Радость сотворчества». |
Март | Создать условия для совместной с родителями работы по развитию художественного творчества детей группы. | Беседы с родителями. Анкетирование родителей. | Анкета для родителей по теме: «Золотая хохлома». |
Апрель | Убедиться в эффективности проделанной работы. | Заполнение карты наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня развития детей на конец учебного года. | Диагностические карты. |
Май | Представить коллегам результаты работы по освоению художественного творчества у детей. | Подготовка презентации проекта «Золотая хохлома». | Презентация проекта |
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ подготовительной группы
№ п/п | Месяц | Вид детской деятельности | Тема | Программное содержание | |
1 | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Предварительная работа. | Рассматривание изделий народного творчества | Продолжать знакомить с произведениями народного творчества, его особенностями. | |
2 | Ознакомление с окружающим. Беседа. | «История возникновения хохломской росписи». | Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе. Познакомиться с хохломской росписью. Рассмотреть хохломскую посуду. | ||
3 | Дидактическая игра. | «Найди лишнее» «Найди пару» | -Учить находить предметы определенного помысла. Развивать внимательно, речь, наблюдательность. -Закрепить представления и сравнить их между собой, пользуясь настоящими названием. Развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции. Воспитывать интерес к росписи. | ||
4 | Ознакомление с окружающим. Виртуальная экскурсия. | «Золотая хохлома» | Обобщить и расширить знания детей о Хохломской росписи.Учить рассматривать новые цветовые фрагменты, элементы. Закрепить технику рисования травинок, ресничек, завитков, усиков. | ||
5 | Осенний праздник | «Осенняя ярмарка» | Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры; разучить музыкальный фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни. | ||
6 | СР игра. | «Художественный салон» | Учить устно, описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь – описание, различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, его характерных признаках. | ||
7 | Рисование | «Украсим матрёшке сарафан». | Продолжать учить рисовать отдельные элементы. Развивать технику рисования - нажим на кисть, поворот кисти руки. Учить составлять композицию используя характерные элементы | ||
8 | Лепка. | Элемент хохломской росписи «смородина» | Продолжаем знакомство с хохломской росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных узоров. | ||
9 | Декоративное рисование. | «Роспись хохломским узором ложки» | продолжаем знакомство с хохломской росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных узоров. Задачи: продолжать учить детей называть элементы росписи: капельки, завитки, ягоды, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы. | ||
10 | Чтение художественной литературы. | Чтение книги Н. Бедник «Хохлома» (о главной особенности хохломской росписи). | Расширять представления детей о народном промысле. | ||
11 | Ознакомление с окружающим. Беседа. | «Знакомство с искусством» | Дать детям представление о предметах декоративно прикладного искусства, о роли художника, о видах народного искусства: хохломского, жестового, городецкого, резьба по дереву. Познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией. | ||
12 | Декоративное рисование. | «Роспись «Блюдо». | Продолжать учить рисовать одним движением руки в зависимости от формы. Формировать умение располагать узор по всему предмету. Развивать умение дорисовывать знакомые элементы, повторяя их в композиции. | ||
13 | Декоративное рисование. | Подарок для любимой мамы «Разделочная доска». | Учить составлять декоративные композиции -располагать элементы, подбирая их по цвету, на разнообразных силуэтах в стиле хохломской росписи. Развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность творчества. | ||
14 | Чтение художественной литературы. | Чтение стихотворений | Расширять знания детей о народном промысле, старинной русской игрушке, возникшей в достопамятные времена. | ||
15 | Дидактическая игра. | «Узнай элементы узора». | Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой – либо росписи, учить вычислять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. | ||
16 | Коллективная работа. | «Узор на вазе» | Продолжать учить детей составлять хохломской узор, украшать и высокие изделия. Ввести в узор новые элементы- ягоды, листья смородины, рябины. Закрепить умение о колорите хохломской росписи. | ||
17 | Декоративное рисование. | «Ягоды». | Упражнять детей рисованию ягод разных видов. Сформировать умение детей рисовать ягоды спичкой, концом кисти. Вызвать интерес к росписи. Закрепить навык умения рисования ягод гроздью кистью | ||
18 | Декоративное рисование. | «Хохломские ложки». | Расширять знания детей новой композиции хохломского узора- учить изображать ветки с я годами. Ввести в узор новые элементы- ягоды клубники, малины, крыжовника. Учить рисовать узоры на разных фонах- красном, черном, желтом. В соответствии с фоном самостоятельно подбирать краски и узора | ||
19 | Аппликация | «Составь хохломской узор» | Закрепить умения детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осечки», «травинки», «трилистники», «капельки». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу. | ||
20 | Дидактическая игра. | «Угадай и расскажи». | Закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно – прикладного искусства. Закрепить умение узнавать игрушки по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора. Развивать эстетический вкус. | ||
21 | Ознакомление с окружающим. Беседа. | «Золотые мастера» | Продолжать знакомиться с мастерами Хохломы. Уточнить знания детей об истории Хохломы. Воспитывать заботливые отношения к людям, принимавших участие в создании предметов. | ||
22 | Дидактическая игра. | «Продолжи рисунок» | Уточнять знания о промысле, характерных признаках, традициях. | ||
23 | Декоративное рисование. | «Хохломские ковши-птицы» | Учить составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, пользуясь знанием, умением, опят. Согласовывать композицию узора, с формой изделия, его частей (голова хвост) заполни узорами большую часть ковша. Выполнять узор в определенной последовательности (ветки, крупные элементы, травка). Рисовать концом кисти, ветки, завитки, «травку» | ||
24 | Пластилинография | Пластилиновое панно. | Продолжать учить использовать пластилин в изготовление панно. Учить передавать элементы с натурального предмета. Развивать чувство цвета, художественный вкус. | ||
25 | Декоративное рисование. | Рисование натуральных предметов | Продолжать учить выполнять узор с натуры в стиле народной хохломской росписи, передавая её колорит, элементы; закреплять умение строить узор. |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ подготовительной группы
№ п/п | Месяц | Вид деятельности | Тема | Программное содержание |
1 | Сентябрь | Анкетирование родителей | «Русское народное декоративно – прикладное творчество в жизни ребенка» | Познакомиться с опытом семейного воспитания для оптимизации совместной работы с родителями для развития детей, используя декоративно - прикладное искусство; вызвать интерес к русскому народному творчеству нашей страны. |
2 | Октябрь | Информация для родителей | «Золотая хохлома». | Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту «Золотая хохлома». |
3 | Ноябрь | Анкетирование родителей | «Нужна ли в наше время хохлома?» | Привлекать родителей к сбору материалов о хохломе |
4 | Декабрь | Привлечение родителей | Мини-музей «Хохлома» | Привлечь родителей в создании мини - музея в группе |
5 | Январь | Консультация для родителей | «Знакомство детей с хохломской росписью» | Ознакомление родителей с хохломской росписью, её происхождением, сформировать интерес к данному виду искусства. |
6 | Февраль | Привлечение родителей | «Хохломских дел мастера» | Предложить родителям расписать доски и ложки в стиле хохломской росписи вместо со своими детьми. |
7 | Март | Утренник | «Мамин день» | Участие родителей к подготовке утреннику, посвященному женскому дню 8 Марта |
8 | Апрель | Консультация для родителей | «Творчество в детском возрасте». | Ознакомление родителей с задачей развития творческих способностей ребенка, способствующих формированию творческой личности. |
9 | Май | Папка-передвижка | «Роль рисования в приобщении детей к народной культуре». | Познакомить родителей с простыми элементами росписи; расширить кругозор посредством ознакомления с хохломской росписью, народным декоративным промыслом. |
Используемая литература:
1. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» Л.В. Орлова - Москва «Мозаика – синтез».
2. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)» Грибовская А.А. - Москва 2011 г.
3. «Русское народное творчество в детском саду» Усова А.П. – Москва 1972 г.
4. «Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.
5. «Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г.
6. «Росписи Хохломы» - М.: Детская литература, 1991г. Жегалова С. К.
7. «Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие» - М.: Мозаика – Синтез, 2002 г
8. Интернет ресурсы: nsportal. ru
9. Интернет http://allforchildren.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа
В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс ....
Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.
Презентация проекта, развлечение....
Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»
Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...
«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»
Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...
ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...